Ценности и ценностные представления
1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,
2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей,
3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.
Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.
Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.
В 70-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. М.Б.Кунявский, В.Б.Моин и И.М.Попова называют четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями.
При адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в практическую регуляцию деятельности может не происходить: из-за отсутствия возможностей реализации, наличия конкурирующих или противоречивых ценностей.
Реально действующие ценности не всегда адекватно осознаются и вербализуются субъектом: в силу ограниченности его интеллектуальных возможностей действия защитных механизмов и др. Адекватно осознаваемые ценности могут неадекватно вербально репрезентироваться: в силу речевых табу и другого рода преград. Рассогласования могут определяться наличием конкурирующих компонентов вербального поведения или сознания.
Психологический анализ приводит к аналогичным выводам, за исключением первого случая, когда нет оснований говорить о реальных ценностях. Во-первых, недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни. Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. В-третьих, причиной рассогласований может выступать наличие в сознании любого человека самого разного рода ценностных представлений. Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании имеют разное происхождение: одни из них по механизму своего образования относятся к «социальным представлениям» в концептуальном значении этого понятия, а другие являются результатом индивидуальной рефлексии. Эти разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватное осознание собственных ценностей. Признание психологической реальности как реально действующих ценностей, интегрированных в мотивационную структуру личности, так и ценностных представлений сознания порождает проблему соотношения между ними.
Феноменология и виды ценностных представлений
Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него — то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые различные ценностные представления.
Прежде всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, выделим такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ЦС разных социальных групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп: от единого недифференцированного «они» работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога.
В качестве еще одной категории ценностных представлений выделяют ценностные идеалы (ЦИ). Смысл понятия ЦИ состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего «Я», выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и ценностная ретроспектива — представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М. Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение.
Источник
Ценности, представления, способы воздействия
Место проведения: Сш. Б.Онтаева КГУ
Ценности, представления, способы воздействия.
Исследование стратегии развития и совершенствования аспектов преподавания и обучения и
концентрация внимания на роли преподавателя в определении профессиональных проблем и
Тема является руководством для выработки стратегии самооценивания и развития профессиональной практики в классе.
Тема актуальна для всех семи модулей в аспекте выбора средств для применения их знания в школьном контексте.
Размышление над влиянием эмоционально-психологического климата в классе на учителей и
Содействие учителям в:
- Понимании необходимости профессионального развития посредством исследования и совершенствования; Формировании своей системы ценностей и взглядов; Установлении проблем и приоритетов.
- Понимание значимости дисциплины и организованности классного коллектива для положительной
атмосферы в классе и формирования чувства коллективизма.
- Понимание значимости межличностных отношений для поддержания рабочей атмосферы в
школьном и классном коллективах.
Знакомство учителей с:
- Инструментами и методами исследования; Стратегиями разработки планов действий и консультаций в контекстах сотрудничества.
- Лидерство в работе по совершенствованию практики преподавания и обучения является важной
составляющей профессиональной роли учителя.
- Работа по совершенствованию может не только улучшить собственную практику учителя, но и
повлиять на практику других учителей в школе.
- Осознание характера взаимоотношений в классе в качестве важного аспекта успешного преподавания и обучения, влияющего на оптимизацию обучения, обеспечение учителей и учеников чувством удовлетворения от самореализации, поддержание позитивной и организованной рабочей атмосферы.
Ценности, видение и стратегия действий на практике (см. Образовательная платформа). Faculty of Education 151
• Определение системы ценностей учителя и профессиональных проблем
• Совершенствование системы ценностей, видения и соответствующего стратегического планирования
Конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и
приоритетов дальнейшего развития.
Задания 1. (20 мин)
Определение психологического состояния лиц, принимающих участие в занятиях, характера и природы их еспокойства. Поиск методов и подходов для устранения беспокойства слушателей и создания необходимой для творческой работы атмосферы.
Ознокомившись с историей Депака, распищите по методу «Кубизма»
Основная идея метода – заглянуть за рамки стандартных вариантов, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.
Ознакомятся с истории Дипака и распущут ее пометоду «Кубизма»
Отвечая на вопросы сторон кубика.
1 группа: Сравнить и Изучить
2 группа: Нарисовать и Объяснить
3 группа: Использовать и Применить
Данная классификация включает в себя девять основных психографических типов личности и их базисные ценности.
1. Мотивированные – выживание.
2. Консерваторы – стабильность.
3. Самодостаточные – соответствие.
4. Карьеристы – власть.
5. Индивидуалисты – свобода.
6. Гедонисты – наслаждение.
7. Имитаторы – слава.
8. Новаторы – познание.
9. Интеллигенты – гармония.
Что нужно сделать чтобы внести изменение в себе?
Каким бы я хотела видеть себя?
Что для меня важно?
Что бы я хотела изменить в работе в своих действиях?
Если происходит изменения и что являеться ее причиной?
Как вы устанавили свои изменения?
Как ученики реагируют на изменения психологической атмосферы?
Определите ваши ценности и задачи
Это работа дана вам работать с двумя коллегами. Ответьте на вопрос:
Работа с постером :
Ценности и интересы
Работа по развитию
Приоритеты школьного развития
Какие эффекты вы могли получить, изменив свою работу в классе?
Какие навыки или качества вам, возможно, придеться развивать?
Какие аспекты преподования необходимо развивать в школе в данный момент?
Обеспечить каждому участнику получение обратной связи от группы.
- Помочь участникам лучше узнать друг друга. Установить в группе доверительную и открытую атмосферу.
Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?» Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим, — «Каков я в отношении с другими?»
На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.
3 минуты на выполнение.
Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.
Этап #2:
Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.
Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
Если вам интересно узнать о себе плохое и хорошее — рисуйте вопросительные знаки.
- Какие чувства вы испытываете после этого упражнения? Какими интересными наблюдениями вы готовы поделиться? Что вам легко удавалось? Что давалось труднее? Приведите пример из своего пережитого опыта, где вам помогли бы знания полученные в ходе этого упражнения?
Обоснование и осознание необходимости проведения исследований в целях совершенствования методики и подходов в преподавании и учении.
• Рефлексия по эмоционально-психологическому климату в своем классе.
Для того чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Описанный нами метод наблюдения предложен и . Параметры наблюдения социально-психологического климата разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон, 2) способность к сотрудничеству, 3) эффективность взаимодействия. Предложенные референты, по замечанию авторов и , не являются единственно возможными, и их список можно дополнять другими характеристиками.
Работа в парах. Разобрать таблицу и объяснить суть его. Эмпирические референты СПК класса:
1) благоприятного СПК
Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.
Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству
Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.)
Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).
Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.
Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.
1) неблагоприятного СПК
Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.
Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству
Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.)
Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).
Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.
Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.
1. Научились ли вы чему-нибудь новому?
2 Что вам больше всего понравилось?
3 Что было легким для вас?
4 Что было для вас более сложным?
5 Что помогло решить ваши трудности?
6 Что вы можете сделать сейчас, чего не могли раньше?
7 Где вам требуется больше помощи?
8 Как бы вы изменили это задание для другой группы?
9 У вас есть какие-либо вопросы?
Игра-проект «Символика моего класса»
«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)
Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг — триколор, герб — двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем — Россию!
Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз — краткое изречение, выражающее суть нашего объединения — класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие — они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.
Работа индивидуально, в парах и в группе.
1 этап «Объединение»: Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 — быстрота объединения в группу и 2 — вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников — это результат (балл) группы!
2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:
- название класса; девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример); символ класса.
Главное условие — проект должен объединить весь класс.
3 этап: Защита группами своих проектов.
4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)
3. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования — записать на листе ватмана и поставить подписи.
Игра-тест «Альпинист». В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.
На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист.
Альпинист — это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) — Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров — 10 километров! Теперь представьте, что пик — это вершина горы — это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются. Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов — это твои одноклассники. (от 1 до 10), подумайте и ответьте».
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
Всегда исходите из того, что самый большой грех — это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение. Забудьте о покровительственном тоне. Создавайте условия, а не диктуйте их. Верьте людям, с которыми работаете. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Работа в группе. Каждая группа работает по розданному материалу.
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».
3. «Гусеница» — класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
4. «Подъемный кран». Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.
Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т. п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
Источник