Окружающий мир, 11 класс
Вопрос от Анна Ширинкина 415 дней назад
Установите соответствие между понятием и определением. Диффузия культуры Духовная культура Язык Культура Материальная культура Субкультура Идеология Фольклор Контркультура
Ответ от Вероника
Культура — это специфический способ организации и развитии человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отно¬шений людей к природе, между собой и к самим себе. Материальная культура — это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихо¬да и Т.Д. Духовная культура — ЭТО вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, за¬ коны, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Язык — это понятийный, знаково-символи¬ческий элемент культуры, система коммуникации, осуществляе¬мая с помощью звуков и символов. Ценности — одобряемые и разделяемые большинством обще¬ства убеждения относительно поставленных перед человеком це¬лей и основных средств их достижения. Ценностная ориентация — это совокупность принимаемых лич¬ностью ценностей. Идеология — это теоретически сформулированная система взгля¬дов. Фольклор — это совокупность проявлений народного твор¬чества. Субкультура — это система ценностей, установок, способов по¬ ведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но свя¬занная с ней. Контркультура — это культура, которая не просто отличается от доми-нирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Диффузия культуры — это взаимное проникновение элементов куль¬ туры из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное воспроизводство — это процесс эволюционного раз¬вития культуры, включающий ее преемственностъ, изменение и развитие
Источник
Понятие культур и ценностей
1.Диффузия культуры — 1.это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
2.Духовная культура — 2.это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д.
3.Язык — 3.это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
4.Ценностная ориентация — 4.это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.
5.Культура — 5.одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
6.Материальная культура — 6.это совокупность принимаемых личностью ценностей.
7.Ценности — 7.это теоретически сформулированная система взглядов.
8.Субкультура —8.это совокупность проявлений народного творчества.
9.Идеология — 9.это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
10.Фольклор — 10.это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
11.Контркультура —11. это взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.
12.Культурное воспроизводство — 12.это процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.
Источник
Ценности. Процесс формирования ценностей. Следствие этого
Процесс формирования ценностей начинается с самого рождения, хотя, с уверенностью скажу, что начало в утробе матери, ведь ни для кого нет секрета в том, что ребенок в этот период жизни воспринимает мир таким, каким его видит мама. Он чувствует то, что чувствует она, ощущает, как реагирует её нервная система на внешние раздражители, её эмоциональный фон влияет на все процессы в организме. Именно поэтому очень важно, чтобы этот девятимесячный период женщина проводила в спокойствии, любви, заботе, искренности и других положительных аспектах.
Далее, на формирование ценностей человека, прямое влияние оказывают различные структуры системы: детский сад, школа, специализированные учебные заведения, общества. Не менее важное влияние на процесс формирования ценностей оказывают друзья, родители, ближайшие родственники. Книги, кинофильмы и другие публицистические каналы, тоже можно приобщить к этому процессу. Человек запросто, после прочтения книги или просмотра кинофильма, находясь в глубоком эмоциональном состоянии, может сформировать какую-нибудь ценность.
Как определить свои ценности?
Способ первый: наблюдение за собой. Попробуйте в течение одного, а лучше всего трёх дней, наблюдать за своими чувствами, состояниями, решениями. В процессе наблюдения вы обязательно заметите то, что в суете обыденности скрыто.
Способ второй: возьмите лист бумаги, ручку, напишите сначала свое любимое животное, и ответьте на вопросы – например, если это кошка, то КАКАЯ она? Какими главными качествами она обладает? Минимум три ответа на каждый вопрос. Тоже самое проделайте с растением и любимым героем из фильма. Ответы на эти вопросы и будут определять ваши личные ценности, как бы парадоксально это не звучало в контексте.
Способ третий: обратиться к специалисту, который проведет диагностику.
Способ четвертый: почитать литературу по этой теме. Например, если вы в процессе формирования семейных ценностей как муж или жена, или наоборот вы запутались, то рекомендую к прочтению книгу Гери Чепмена «Пять языков любви». Он написал её на основании своей психологической практики, где каждый герой этой книги – живой человек, который попал в затруднительное положение, но благодаря простым механизмам, смог сохранить семью и преумножить семейные ценности.
Как же все-таки происходит формирование ценности?
Я предлагаю рассмотреть процесс изнутри, чтобы каждому стало понятно, как это происходит, и, исходя из этих принципов свойств, как можно ценность, сформированную ошибочно, заменить или убрать на другую, чтобы она не оказывала негативное влияние на жизнь индивидуума.
Представьте, что берете в руки предмет, который ни разу не видели, что будет происходить? Вы начнете его аккуратно трогать, слушать, нюхать, пробовать на вкус, испытывать и анализировать чувства. Возможно, вы поищите информацию в открытых источниках о пользе или вреде этого предмета. Вся эта информация поступит в мозг, он её обработает, структурирует и отправит в разум. Разум её проверит и отправит в подсознание. У подсознания есть только две функции, запоминать боль или радость, и в зависимости от поступившей информации оно будет моделировать жизненные ситуации и обстоятельства: либо, чтобы вы избегали боль, либо, чтобы испытывали радость. Рассмотрим это на двух простых примерах:
1. Вы держите в руках фрукт, скажем голубику. Вы смотрите на её насыщенный синий цвет, вдыхаете ее аромат, надкусываете осторожно, ммм вкусно, вам нравится. Подруга (друг), которая (ый) рядом с вами говорит – а ты знаешь, я читала, что голубика снижает давление, полезна для глаз, улучшает работу головного мозга, улучшает память и укрепляет иммунитет? Вы, –да? Я не знал (а), прикольно. Вся информация поступила в мозг, затем в разум и оттуда в подсознание. Подсознание теперь будет вам в нужный момент времени, например, для улучшения памяти или снятия напряжения с глаз, подталкивать к выбору именно этой ягоды в магазине, и будет приводить вас именно в тот магазин, где она есть. А если голубика не понравилась или не дай Бог вы отравились ей, то наоборот, будет выстраивать модель избегания мест с голубикой. Теперь если вы будете использовать голубику вместо стирального порошка, то это будет НЕразумно, за гранью разума, и т.д. понимаете теперь откуда эти фразы? ☺
2. Вы девушка или парень. Знакомитесь с противоположным полом. У вас завязывается роман. Вы сильно влюбляетесь. Вас бросают. И в момент сильного эмоционального переживания, вы сами себе говорите – нафиг! Зачем такая любовь, если от неё столько боли?! Информация пошла по цепочке, и теперь ваше подсознание будет выстраивать так ваш жизненный сценарий, чтобы вы не знакомились, и не испытывали больше этой боли, и это становиться вашей ценностью.
Отсюда вытекает вывод: ценности бывают сознательные, а бывают безсознательные. Безсознательные ценности устраивают борьбу с сознательными, так появляются внутренние противоречия, которые мешают реализации целей и задач для индивидуума в отдельности. Безсознательные ценности, сформированные в момент острой эмоциональной боли называются так, потому что мозг имеет функцию вычеркивать их из памяти, ведь вас будет корежить оттаких воспоминаний, но это не значит, что они не будут работать и влиять на жизнь в целом, ведь именно ценности влияют на ваш КОНЕЧНЫЙ ВЫБОР при принятии решений, после которых следует обычно действие, ну а затем, мы получаем итог. Безсознательные ценности можно обнаружить только со специалистом, даже если вы примените специальные техники и обнаружите их, то новое и старое чувство страха может не позволить вам проработать ситуацию до конца, и проблема останется не решенной!
Теперь предлагаю вам сделать одно упражнение. Посмотрите на таблицу, и в порядке убывания выберите свои жизненные ценности, по мере важности.
Здоровье (физическое и психическое)
Мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Активная жизненная позиция
Работа или труд (труд это действие в любви, работа –действие из-за «надо»)
Любовь (Духовная, Безусловная, Безграничная, Физическая)
Материально обеспеченная жизнь (умение ценить то, что имеешь, отсутствие материальных затруднений)
Друзья, их роль в вашей жизни
Общественное признание (признание ваших талантов, знаний, навыков в коллективе, дома)
Учеба (способ познания себя и мира вокруг, физических, химических, психологических процессов и т.д.)
Духовное развитие (работа над собой, своими мыслями, решениями, чувствами, постоянное совершенствование себя и мира вокруг как следствие этого)
Развлечения и путешествия (посещение мест для удовольствия, ничем не обремененное времяпровождение, досуг, посещение мест силы)
Семья и счастливая семейная жизнь
Творчество (писать стихи, рисовать картины, созерцание и вдохновение от других творческих людей)
Нести добро и любовь в Мир, во Вселенную, в пространство вокруг себя
Ответственность (нести ответственность за свою жизнь, за детей, за тех кого приручил, за свои мысли и решения)
Бог (разговаривать с ним как с Отцом, простыми словами и искренне, в любом месте, когда хочешь)
Родители (Почитай и уважай Родителей своих, ибо как ты будешь относиться к ним сейчас, так твои дети будут относиться к тебе потом. Заповедь эпохи Славянизма)
Ценить, уважать и Любить себя (отсутствие обесценивания, присутствие любви, проявление уважения не только к себе, но и ко всем людям)
Теперь, когда у вас есть «свой список ценностей», спросите себя – что я делаю для того, чтобы эти ценности были в моей жизни постоянно? И что в моей жизни есть такое, что эти ценности может разрушить? Запишите все ответы.
Источник
Культура как система ценностей и норм 2 — реферат
Культура как система ценностей и норм.
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные, нередко бросающиеся в глаза различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга. В социологии культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения места и роли ее в социальном мире, в развитии процессов социального структурирования общества, в количественном и качественном определении результатов последнего. В этом смысле исследование культуры означает ее включенность в определенные условия социального расслоения и территориального распределения.Культура имеет дифференцирующее классовое, этническое, цивилизационное, религиозное содержание, т.е. определенные, причем важные ее компоненты, направлены на поддержание, обеспечение устойчивости и динамичности развития определенных, отличающихся друг от друга социальных, национальных, территориальных и иных общностей. В этом убеждают не только многочисленные исторические свидетельства или современные научные данные, но даже и обыденные наблюдения
Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни.
Культуру нельзя рассматривать как «часть» общества, или общество как «часть» культуры. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
Невозможно четкое разграничение «социального» и «культурного», но также невозможно и полное их отождествление. Разделение «социального» и «культурного» аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном единстве .Культура — это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни.
В процессе своего функционирования в обществе культура предстает как многогранная ценностно-нормативная система символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующая поведение индивидов и социальных групп. Но за этой системой кроется творчески преобразующая деятельность человека, направленная на создание, распространение, потребление (усвоение) духовных и материальных ценностей.
Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать
Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:
1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
2) универсальные ценности:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);
г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);
3) партикулярные ценности (частные):
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функций по сохранению и воспроизводству образца, т.к. они суть не что иное, как представления акторов о желаемом типе социальной системы, и именно они регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.
Классифицировать ценности можно по разным основаниям. По типу ценности можно подразделить на материальные и идеальные. Материальные ценности связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно- историческую практику. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности. Духовные отличаются от материальных еще тем, что они не носят утилитарного характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны.
. Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию и т.д., а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей.
Высокоабстрактные ценности, такие как любовь, долг, справедливость, свобода, вовсе не всегда реализуются в одних и тех же нормах, коллективах и ролях при любых обстоятельствах. Точно так же многие нормы регулируют действия множества коллективов и ролей, но лишь в определенной части их действий.
В любой культуре ценности расположены в определенной иерархии. На вершине пирамиды ценностей находятся ценности составляющие ядро культуры.
К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.
Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.
Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:
1) формализованные правила (все, что официально записано);
2) правила морали (связаны с представлениями людей);
3) образцы поведения (мода).
Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
Формирование норм поведения напрямую связанно с понятием культуры в широком смысле слова.
Нормы, существующие в обществе и выполняющие в нем основную функцию — интегрировать социальные системы — всегда конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и подразумевают конкретные способы ориентации для действия в определенных функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных индивидов, коллективов и ролей.
Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. Ребенок – ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы – ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, одномоментно; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Наконец, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же – это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого личность рискует оказаться попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.
Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура — это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования.
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение.
Человеческие общества за этот период претерпели множество изменений. Можно сказать, что социальные формы жизни человека -продукт культуры. Но и культура — продукт общества, продукт человеческой деятельности. Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы.
Источник