- Программно-целевое планирование: понятие, метод и сущность
- Понятие
- Сущность
- Особенности
- Методы
- Эвристические методы
- Экономико-математические методы
- Методы подготовки планов
- Методы реализации планов
- Государственное программно-целевое планирование
- Муниципальное программно-целевое планирование
- Итоги
- Понятие программно-целевого метода управления. Классификация программ
Программно-целевое планирование: понятие, метод и сущность
Навык планирования в любой сфере деятельности находит себе применение. Это особенно актуально для крупных организаций и предприятий, в деятельности которых задействованы десятки подразделений и сотни сотрудников. Например, программно-целевое планирование может применяться даже на уровне всего государства и отдельных муниципалитетов.
Понятие
Знакомство с любым новым термином лучше начинать с формулирования его точного определения. Давайте именно так и поступим.
Итак, что такое программно-целевое планирование и в чем его сущность?
Эта информация будет особенно полезной тем, кто работает в сфере менеджмента и занимает другие управленческие должности.
Прежде всего, нужно понимать, что это одна из разновидностей планирования, которая отличается от остальных тем, что нацелена на достижение поставленных целей.
С одной стороны, кажется, что абсолютно любое планирование нацелено на конкретные цели. Однако программно-целевой метод уникален. При его применении сначала занимаются формулированием целей и только после этого разрабатывают возможные способы их достижения.
По сути, вся схема программно-целевого метода планирования укладывается всего лишь в четыре крупных этапа:
Все начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты. Далее как бы в черновом варианте создают наброски, формулируя возможные пути достижения. Далее все сводится к нахождению конкретных способов и средств для реализации программы, направленной на достижение целей, которые формулируют на начальном этапе.
Сущность
Программно-целевое планирование предполагает применение системного подхода для решения какой-либо стратегической задачи.
Оно позволяет заниматься постановкой и последующим решением довольно-таки сложных задач, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей и разных уровней государственной власти. Вот почему необходимо тщательно продумывать и организовывать механизмы, делающие возможной стыковку подобных субъектов.
Сущность, которую скрывает в себе программно-целевое и стратегическое планирование, предполагает комплексный подход, так как при достижении поставленных задач, как правило, задействуются интересы сразу нескольких субъектов. Ни один из них не может в одиночку добиться реализации указанной цели. Вот почему предполагается их объединение в единый механизм.
Программно-целевое планирование, как говорилось выше, направлено на достижение поставленных задач.
Суть метода заключается в следующем.
- Определение всех компонентов сформулированной задачи, а также изучение их взаимосвязей.
- Формулирование конкретных целей, достижение которых в конечном счете приведет к решению проблемы.
- Формирование механизма, позволяющего равномерно распределить ресурсы, чтобы не допустить их нехватки или избытка.
- Создание системы для управления процессом реализации разработанной программы.
- Контроль эффективности выполняемых мероприятий.
Итак, на основе сформулированных компонентов несложно сделать вывод, что применение программно-целевого планирования имеет свои особенности. Среди которых выделяют системный подход к решению задачи, а также последовательность запланированных действий. При столь грамотной организации процесса удается наиболее точно предсказать результат.
Особенности
Программно-целевое планирование и управление отличается от остальных методов тем, что позволяет не только прогнозировать результат, а составлять детальную программу, направленную на его достижение. То есть, по сути, этот способ направлен на реальные действия, а не составление теоретических прогнозов. Его задача – не просто наблюдать ситуацию развития, но и влиять на последствия, что значительно повышает шансы на достижение запланированных результатов и намеченных целей.
Следующая особенность, которую скрывает в себе программно-целевое планирование, состоит в способе влияния на разработанный план. Главным объектом внимания становится не сама система, а процесс управления ею и ее составными элементами.
Итак, ключевое понятие этого метода – программа, которая подразумевает под собой целый комплекс различных мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. От остальных методов данная разновидность планирования отличается своей действенностью. То есть это не просто теоретический план, а фактическое влияние на экономические и другие показатели, которые составляют основу заданных целей.
Методы
Программно-целевое бюджетное планирование, как и другие его разновидности, может быть основано на различных методах. Роль методологии в сфере прогнозирования сложно переоценить. Это связано с быстрыми изменениями в экономиках и других сферах человеческой деятельности, к которым применяется термин «планирование».
Итак, по сути, все используемые методы делятся на две больших группы.
- Методы прогнозирования, которые включают в себя эвристические и экономико-математические методы.
- Методы планирования, включающие в себя методы подготовки и последующей реализации планов.
Давайте подробнее поговорим о каждом из вышеперечисленных пунктов.
Эвристические методы
Суть их состоит в субъективности. Так как они отражают точку зрения, присущую тому, кто занимается теоретическим прогнозированием. Это относится, как правило, к социологическим, а также экспертным методам.
Первые задействуют с целью определить текущее положение в государстве в целом или на рынке определенных товаров. Вторые выступают исключительно в роли дополнения к другим методам программно-целевого бюджетного планирования, так как обладают серьезным недостатком. Они субъективны и предоставляют невысокую точность из-за субъективной оценки.
Экономико-математические методы
Предполагают использование объективного наблюдения, а также измерения показателей. Далее на основе полученной таким способом информации благодаря расчетам и математическому моделированию составляют прогноз.
Отдельно стоит сказать о статистических методах, которым свойственно присутствие в любом способе планирования, включая рассматриваемый нами метод.
Методы подготовки планов
Нередко для разработки планов используют методы математического программирования, в число которых входят следующие варианты.
- Задачи, касающиеся разработки наиболее оптимального плана производства. Их сущность предполагает определение наиболее перспективного по объему плана даже в условиях наличия ограниченного количества ресурсов.
- Логистические задачи направлены на разработку наиболее оптимального плана перевозок, при которых исполнитель программы несет минимальные транспортные расходы, позволяющие при этом достичь реализации цели и не нанося никакого ущерба конечному результату.
Помимо вышеперечисленного математического метода, при подготовке планов может быть также задействована теория игр.
Методы реализации планов
Предполагают разработку планов двух нижеперечисленных типов.
- Директивные, то есть предполагающие точное безукоризненное выполнение. Их особенность состоит в однозначности и соответствии существующим возможностям задействованных субъектов либо конкретного объекта.
- Индикативные, предполагающие ориентиры экономического развития. Подобные планы не требуют точного исполнения и могут изменяться в зависимости от конкретных условий реализации.
Стоит отметить, что программно-целевое планирование, как правило, предполагает сочетание вышеперечисленных методов. С какой целью?
В целом методы планирования охватывают более узкое понятие, чем прогнозирование. Так как первые предполагают разработку плана в одном или нескольких вариантах с последующим утверждением.
Государственное программно-целевое планирование
Стоит отметить, что рассматриваемый нами термин актуален к применению на разных уровнях. Если оперировать экономическими понятиями, то речь идет о микроэкономическом планировании, когда речь идет об отдельной организации, и макроэкономическом, когда это касается экономики всего государства.
В последнем случае вышеназванный метод считается одним из наиболее распространенных и одновременно эффективных. Ему свойственны все признаки, обсуждаемые раньше. То есть план разрабатывают, исходя из целей дальнейшего развития экономики, а затем изыскивают для них средства и определяют наиболее эффективные и действенные способы реализации.
Муниципальное программно-целевое планирование
Перед ним, по сути, ставят такие же задачи, как и перед государственным. В частности это касается размещения новых предприятий, взаимодействия с мигрантами, развития новых территорий и депрессивных районов и т. д.
По сути, все методы, которые включает в себя государственное, а также муниципальное экономическое развитие, разделяют на несколько групп. Давайте их перечислим.
- Косвенные. Сюда относят налоговую, кредитную, а также таможенную политику.
- Прямые. Это финансовое регулирование в виде предоставления социальных дотаций, субсидий, субвенций.
- Контроль за производственной деятельностью. Это заказы на продукцию, установление квот и обязательное лицензирование.
- Программно-целевой метод планирования и управления предполагает составление и последующую реализацию программ, направленных на развитие приоритетных экономических сфер. Надо сказать, что этот метод включает в себя все остальные, а потому считается наиболее действенным. Он позволяет достичь того, на что не способен ни один из перечисленных выше методов в отдельности.
Итоги
Сущность, которая скрывается за термином программно-целевого планирования, состоит в том, что он позволяет отбраковать основные экономические, социальные и научно-технические цели, направленные на развитие общества и государства в целом. При этом нужно разработать конкретные мероприятия, направленные на достижение запланированных целей, установить точные сроки и контролировать процесс реализации ранее намеченных действий.
Программно-целевой метод планирования требует наличия документальной базы. Если речь идет о государстве, то в качестве документальной базы используют прогнозы социально-экономического развития, которые содержат эффективные меры, направленные на дальнейшее развитие экономики государства.
Источник
Понятие программно-целевого метода управления. Классификация программ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гидрометеорологического обеспечения экономико-управленческой деятельности в отраслях и комплексах
Кафедра экономики предприятия природопользования и учетных систем
по дисциплине : «Государственное регулирование экономики»
на тему :«Программно-целевое управление »
Проверила: доцент, Семенова Ю.Е.
Программно-целевой метод управления
Понятие программно-целевого метода управления. Классификация программ
Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути — способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем — более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программа — это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).
Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне — и долгосрочных целей.
Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.
Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало — и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.
Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.
В СССР первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. На уровне государства программы применялись также и в других странах. Так, федеральным правительством США в 30-е гг. была принята программа по развитию производств в долине реки Теннесси. В послевоенный период была реализована программа по созданию в местности Силиконовая долина (штат Калифорния) комплекса лабораторий, организаций и предприятий по разработке и выпуску средств электроники и вычислительной техники для нужд военной промышленности.
Программный подход как метод решения долговременных комплексных проблем социально-экономического развития органически присущ индустриальной системе хозяйствования.
Реализация программно-целевого метода в современных условиях РФ осуществляется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.
В составлении программы выделяются следующие этапы: отбор проблем для включения в программу; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
— невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
— принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
— необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, т.к. позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т.к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель — система мероприятий — система управления».
2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т.д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
5. Недостаточная оперативность.
Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно «всплывают на поверхность», однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить. [8]
Для программно-целевого метода на современном этапе развития образования характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.
Применительно к планированию и прогнозированию методология — это наука о методах прогнозирования и планирования, общие научные основы этих методов. Существует множество различных методов планирования и прогнозирования. Рассмотрим те из них, которые применяются в процессе программно-целевого планирования.
I. Методы прогнозирования
1. Эвристические методы. Методы этой группы субъективны и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это, прежде всего, методы социологических исследований и экспертные методы.
При программно-целевом планировании методы социологических исследований могут применяться для определения текущего положения в стране или на рынке определенных товаров, а экспертные методы — для более точного построения прогноза. Однако эвристические методы при программно-целевом планировании используются лишь как дополнение к другим методам, т.к. их точность относительно невысока.
2. Экономико-математические методы. При применении методов этой группы активно используются объективное наблюдение и измерение показателей. Затем с помощью расчетов и математического моделирования делается прогноз.
Особое место в этой группе занимают статистические методы. Они используются во всех способах планирования и прогнозирования, в том числе и при программно-целевом планировании. Эти методы позволяют с высокой степенью достоверности определить различные состояния исследуемой системы в будущем.
Все методы прогнозирования обладают своими достоинствами и недостатками. Поэтому для достижения эффективного результата рекомендуется комбинировать их друг с другом.
II. Методы планирования
Методы планирования — более узкое понятие, чем методы прогнозирования.
Это методы подготовки одного или нескольких вариантов плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение. Также к ним можно отнести и методы реализации планов. Рассмотрим каждую из этих групп.
1. Методы подготовки планов — как и методы прогнозирования, включают в себя эвристические и математические методы. Среди математических методов подготовки планов особое место занимают методы оптимального планирования. При их применении используется решение задач математического программирования, к которым относятся:
— задачи об оптимальном плане производства, сущность которых состоит в определении наилучшего по объему реализации или прибыли плана производства при ограниченных ресурсах;
— транспортные задачи, которые позволяют выбрать план перевозок, обеспечивающий минимум транспортных расходов при выполнении заданных объемов поставок потребителям и другие задачи.
Кроме математического программирования, при подготовке планов часто используют теорию игр, которая позволяет принимать решения в условиях неопределенности.
2. Методы реализации планов можно разделить на две группы:
— Формирование планов, предназначенных для безусловного исполнения (директивных планов).
Такие планы должны быть однозначными и соответствующими возможностям объекта.
— Формирование планов — ориентиров экономического развития (индикативных планов). Они не являются обязательными для исполнения и могут варьироваться в зависимости от условий.
При программно-целевом планировании эти методы обычно сочетаются. Т. е. разрабатываются как директивные планы для достижения каких-либо конкретных целей, так и индикативные, которые служат ориентиром при реализации программы.
3. Применение программно-целевого планирования на разных уровнях
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом — относительно отдельной организации, и макроэкономическом — относительно экономики страны в целом.
В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
Основное в программно-целевом подходе — это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).
Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам.
Источник