- Способы достижения цели. Урок курса «Основы проектной деятельности» план-конспект урока по технологии (5, 6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рекомендации по написанию целей урока
Способы достижения цели. Урок курса «Основы проектной деятельности»
план-конспект урока по технологии (5, 6 класс)
Урок курса «Основы проектной деятельности» по теме «Способы достижения цели».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 25.59 КБ |
Презентация к уроку | 739.81 КБ |
Рабочий лист группы | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая информация
Способы достижения цели
Открытие нового знания
Освоение обучающимися способов деятельности по целеполаганию
Проектор, экран, компьютер, листы бумаги формата А4, клей, ножницы, смайлики
Планируемые результаты урока
- личностные
- смыслоопределение, самоопределение
формирование изучаемых понятий
- метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение, установление причинно-следственных связей
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы, представление продукта работы группы
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла
— Вспомните правила работы в команде, покажите, что вы — команда
Дети улыбаются одноклассникам
Учащиеся в командах берутся за руки
(установление контакта для совместной деятельности)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— Давайте вместе вспомним ситуации, которые мы рассматривали на втором уроке, когда действие происходило в переполненном автобусе (ситуации представлены на слайде 1 )
— Опишите желаемую и реальную ситуацию для выбранных персонажей
-сформулируйте противоречие и проблему
— Поставьте цель, достижение которой позволит вам разрешить эту проблему
Обратить внимание учащихся на то, что формулировка цели отвечает на вопрос «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»
Работа в группах.
Дети вспоминают ситуацию и свои роли, описывают реальную и желаемую ситуацию, формулируют противоречие и проблему, ставят цель.
Группы выбирают разных персонажей, чтобы рассмотреть разные проблемы и поставить разные цели.
Поставленные цели фиксируются в рабочих листа.
(Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении)
(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)
3. Выявление места и причины затруднения.
— Цели мы поставили, а как нам их достичь?
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока: «Способы достижения цели» Слайд.2
— Как вы думаете, на какой вопрос будет отвечать формулировка способа достижения цели.
формулировка способа достижения цели отвечает на вопрос «Как, каким способом достичь цели»
(Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель организует работу в группах.
-Вернемся к ситуации в автобусе.
В рабочих листах у вас обозначена цель, которой вы хотите достичь.
— Обсудите в группе способы, с помощью которых цель будет достигнута.
— Выберите тот, который считаете наиболее эффективным.
— Заполните рабочий лист
Работа в группах:
Дети обсуждаю возможные способы достижения обозначенных целей, фиксируют в рабочих листах тот, который считают правильным.
Представитель от каждой группы записывает на доске и зачитывает сформулированные группой цель и способ ее достижения.
(инициативное сотрудничество, учащиеся рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)
5.Реализация построенного проекта .
— выслушивает результаты работы групп,
-предлагает ученикам выступить в роли эксперта, оценив:
-действительно ли при достижении цели проблема будет решена
-действительно ли с помощью этого способа цель будет достигнута. ( слайд 4 )
Работа в группах:
Группа обсуждает работу других групп, оценивает ее и представляет оценку классу.
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер:
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель организует работу в группах:
-раздает по 2 листа бумаги формата А4, клей, ножницы
-дает задание с помощью этих материалов сделать максимально высокое устойчивое сооружение
-после окончания работы проводит фронтальную беседу
-как группа выполняла упражнение?
-были ли предложены другие способы построения?
-почему от них отказались?
Учитель предлагает детям вернуться к поставленным в предыдущей работе целям и найти разные способы достижения цели.
Проверка осуществляется фронтально.
-Группы представляют свои работы
-Отвечают на поставленные вопросы
-Делается вывод о том, что цель может быть достигнута разными способами.
-Предлагают разные способы достижения цели, поставленной в предыдущем задании
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Планирование, прогнозирование, коррекция, контроль
Презентационные; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Учитель организует самостоятельную работу учащихся. (Упр. №8 рабочей тетради)
Организует взаимопроверку в парах
-выбирают роль в описанной ситуации
-формулируют противоречие и проблему
-формулируют цель, достижение которой решит проблему
-определяют способ (способы) достижения цели
-фиксируют ответы в рабочем листе
-обмениваются листами и проверяют работы друг друга, выставляют оценки
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
8. Включение в систему знаний и повторение .
Учитель организует работу по обсуждению усвоенных знаний
-предлагается ситуация с уже решенной проблемой: я пригласил(а) на экскурсию по городу своего двоюродного брата
-опишите ситуацию до решения проблемы
-сформулируйте противоречие и проблему
-поставьте цель, способом достижения которой будет приглашение на экскурсию.
-какие еще способы достижения этой цели возможны ( Слайд 5 )
Дети предлагают свои варианты возможных ситуаций, формулируют противоречие и проблему, ставят цель, предлагают другие способы достижения цели, обсуждают их и все вместе выбирают самый эффективный (не тот, который был предложен в задании)
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
9. Рефлексия учебной деятельности .
Учитель предлагает детям оценить свою деятельность. Работа со смайликами.
— Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после этого урока и покажите его классу и учителю.
-Выберите смайлики и подарите друзьям или человеку, с которым бы хотели дружить.
Дети выбирают смайлики и раздаривают одноклассникам. Один смайлик показывают классу и учителю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— Выберите роль — Опишите желаемую и реальную ситуацию для выбранных персонажей — Сформулируйте противоречие и проблему — Поставьте цель , достижение которой позволит вам разрешить эту проблему
Способы достижения цели
Цель — что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать ? Способ достижения цели — как , каким способом достичь цели?
В качестве эксперта определите: Действительно ли при достижении цели проблема будет устранена? Действительно ли с помощью этого способа цель будет достигнута?
Решение проблемы: я пригласил(а) на экскурсию по городу своего двоюродного брата Задание: опишите ситуацию до решения проблемы сформулируйте противоречие и проблему поставьте цель, способом достижения которой будет приглашение на экскурсию. какие еще способы достижения этой цели возможны
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы №____
Цель, достижение которой позволит вам разрешить проблему
Внимание! Формулировка цели отвечает на вопрос «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»
Способ достижения цели:
Возьмите на себя роль одного из действующих лиц в описанной ситуации. Проделайте все шаги от определения желаемой ситуации до определения способа достижения цели.
Место: комната в квартире.
- хозяин комнаты (шестиклассник), который пригласил к себе одноклассников для подготовки к праздничному вечеру в школе и обнаружил, что приго товленные мамо й продукты кончились и ему нечем угостить ребят
- сестренка хозяина комнаты, которая волнуется за жизнь и здоровье сбежавшего из клетки и потерявшегося в квартире хомячка, не привыкшего к такому количеству народа
- один из одноклассников, которому далеко добираться до дома (а обсуждение школьного вечера еще не завершено и, видимо, затянется надолго)
- брат хозяина комнаты — студент, которому нужно готовиться к сессии (а шум толпы шестиклассников сильно мешает)
- шестиклассник, которому очень нравится одноклассница, не обращающая на него внимания и с удовольствием беседующая с другим мальчиком
Желаемая ситуация _______________________________________
Реальная ситуация ________________________________________
Способ достижения цели ________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Вводный урок. Творческая проектная деятельность»
Цель: ознакомить обучающихся с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе, подготовить к выполнению творческой проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование по уроку «Основы проектной деятельности»
Календарно-тематическое планирование по уроку «Основы проектной деятельности» поможет педагогу грамотно и познавательно преподавать новый предмет.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» «»
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих.
статья «Научить выбирать оптимальный способ достижения цели»
В процессе индивидуальной работы с учащимися я пришла к следующему выводу: можно и нужно предложить ребенку совершенствоваться в одном, наиболее интересном для него виде рукоделия. .
Тема проекта: «Достижение метопредметных результатов в проектной деятельности учащихся»
Проект представлен в рамках интегрированного урока. Тема урока «Яблоко». Интегрированный урок: Изобразительное искусство, технология, музыка, физкультура. Учащиеся 7 класса разделены н.
Цели и задачи проектной деятельности
Цели и задачи проектной деятельности.
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те.
Источник
Рекомендации по написанию целей урока
Рекомендации по написанию целей урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение.
Как сформулировать цель урока
Цель деятельности педагога – это его стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос «Достиг ли урок поставленной цели?».
Довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.
Начинать формулировку целей урока полезно с определения конечного результата – что ученик должен уметь делать в конце программы обучения.
Требования к формулировке цели:
Цель должна быть
а) четко сформулированной;
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. При формулировке целей на уроках ознакомления с новым материалом и закрепления изученного, можно использовать глаголы: «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических уроках — «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умений работать с…» и т.д.
Возможные формулировки:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей . ;
- сообщить новые факты ;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?);
- обучение новым способам деятельности;
- изучение дополнительных признаков;
- обобщить и систематизировать знания о . (или по конкретной теме);
- закрепление уже известного способа;
- отработать навыки (указать какие);
- обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;
- систематизировать знания;
- обзор, упорядочение изученного;
- устранить пробелы в знаниях (каких) ;
- закрепить способы действий. ;
- сформировать у учащихся представления о . ;
- обучить выполнению задания по образцу ;
- освоить конкретный способ выполнения операций;
- освоить все возможные способы выполнения операций .
Цель развития предполагает, в основном, развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно формулировку цели начинать со слов «создать (или обеспечить) условия для развития . «. Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим, поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.
Нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку.
Но развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Возможные формулировки:
- создать (или обеспечить) условия для формирования умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- создать (или обеспечить) условия для развития умений сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов,
- создать (или обеспечить) условия для развития умений аргументировать и доказывать свое мнение,
- создать (или обеспечить) условия для развития умений обобщать и синтезировать знания,
- … выдвигать гипотезы и предположения,
- … переносить знания в новые ситуации,
- … искать аналогии и другие варианты решения,
- … планировать свою деятельность,
- … тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;
- … развивать ассоциативное мышление, воображение;
- … устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала.
- создать (или обеспечить) условия для развития критического мышления при анализе и оценке. ;
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное, нет. Поэтому педагог может только создать условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости и т.д. Поэтому формулировка подпункта цели так же начинается со слов «Создать (или обеспечить) условия для . «. Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Возможные формулировки:
- Создать (или обеспечить) условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (исполнительности, дисциплинированности, внимательности, добросовестности, ответственности, трудолюбия, работоспособности);
- Создать условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);
- Создать условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (требовательности, принципиальности, критичности и самокритичности, чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, скромности, дружелюбия, солидарности, стремления к взаимовыручке);
- Создать условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции (уважения к своей Родине, формирование интереса к будущему страны ,гуманизма и любви к прекрасному, воспитание патриотизма) .
Советы учителю.
- Формулируйте конкретные учебные цели.
- Сосредоточьтесь на конкретных умениях, которые должны приобрести ученики.
- Сделайте цель урока целью учеников.
- Попросите учеников объяснить значение целей, сформулировать цели.
- Объясните важность темы для них, общего значения курса.
- Напоминайте о цели в ходе урока, о ее поэтапном достижении.
- Формулируйте цели, ориентируясь на интересы учащихся.
- Концентрируйтесь на знаниях и умениях, соответствующих интересам и потребностям учеников.
- Используйте игры, фильмы, демонстрации.
- Используйте опросы, результаты анкетирования учеников для исправления своих недостатков.
- Относитесь внимательно к организации урока.
- Дайте ученикам такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.
- Начните урок с записи плана на доске или поработайте над планом с классом.
- Разбейте урок на этапы.
- Периодически напоминайте об этапе работы.
- Подводите итог каждого этапа.
- Согласуйте цели и способы деятельности на уроке.
- Если надо запомнить – запланируйте обучение способам запоминания.
- Если активизировать фантазию – проведите дебаты, рассмотрите групповые проекты, проведите шутливые заседания.
Источник