Целевой способ банковского финансирования

Использование целевого финансирования организации

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.
  • ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

    Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

    • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
    • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
    • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

    В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

    • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
    • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
    • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
    • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

    ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

    ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

    Бухгалтерский учет

    Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

    Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

    • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
    • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
    • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
    • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
    • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
    • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
    • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
    • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
    Читайте также:  Способы защиты нематериальных благ схема

    Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

    • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
    • 86.2. Получение денег из прочих источников.

    Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

    Примеры

    Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

    • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
    • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
    • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
    • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
    • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

    Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

    • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
    • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
    • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
    • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
    • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
    • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
    • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

    Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

    Составление отчета о целевом применении средств

    Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

    Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

    Налогообложение

    При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

    Источник

    Целевой способ банковского финансирования

    I. Общие понятия

    Банковское проектное финансирование — это целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта, при котором источником обслуживания долговых обязательств и обеспечением платежных обязательств являются денежные доходы от функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту.

    Проектное финансирование является относительно новой формой долгосрочного банковского кредитования. Хотя используется термин «проектное финансирование», речь, по существу, идет об особой форме кредитования проектов на определенный срок при обеспечении возвратности вложенных средств доходами от эксплуатации данного объекта. Специфика этой формы кредитования также определяется тем, что основные этапы инвестиционного цикла увязаны между собой; гарантии, обязательства и интересы участников проекта согласованы и входят в компетенцию банка-кредитора.

    II. Актуальность проектного финансирования?

    • Когда выдача кредита планируется под бизнес Заемщика.
    • Когда выдача кредита планируется под залоговое имущество, но источником погашения кредита является финансируемый проект.
    • Когда существует существенная просрочка по кредиту, залоговым обеспечением которого является имущественный комплекс.
    • Когда банк проводит реструктуризацию задолженности по кредиту, так как Заемщик не в состоянии выполнять текущий график погашения кредита.
    • Когда Заемщик объявил себя банкротом, или кредитор/кредиторы в судебном порядке возбудили дело о банкротстве.
    • Когда параллельно с кредитом, Заемщику выделены целевые/бюджетные средства на освоение проекта/программы.
    • Во всех других случаях, когда Банк вынужден проводить реструктуризацию задолженности и/или требуется усиленный контроль целевого использования средств.

    III. Отличительные особенности проектного финансирования от других способов кредитования

    1. Погашение кредита по проекту осуществляется в основном за счет денежных средств, получаемых от реализации проекта;
    2. Риски проекта распределяются между кругом участников;
    3. Передача заемных средств, в большинстве случаев, осуществляется под самостоятельный проект специально созданной компании.
    4. Главными критериями надежности возврата кредита являются:
      профессиональное качество проработки всех аспектов проекта;
      обеспечение 100%-ного контроля финансирования и исполнения проекта;
      высокая ожидаемая эффективность проекта и приемлемый уровень риска.
    5. 5) В рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования:
    6. Важными условиями успешной реализации проекта являются:
      четкое взаимодействие участников проекта, объединенных договорными соглашениями, и способность кредиторов получить обеспечительный интерес в активах компании, реализующей проект (право кредитора вступить во владение собственностью, предложенной в качестве обеспечения).
    Читайте также:  Обстоятельство способа действия примеры

    IV. Этапы проектного финансирования

    1 стадия:
    предварительная проработка проекта
    2 стадия:
    утверждение проекта
    3 стадия:
    финансирование проекта
    4 стадия:
    завершения проекта

    V. Положительные признаки «жизнеспособности» проекта:

    • Проект прошел все стадии согласования (утверждения) предпроектных, проектных работ.
    • Заемщик имеет все необходимые исходно-разрешительные документы на освоение проекта.
    • Проект имеет успешно реализованные аналоги, особенно если эти аналоги связаны с участниками проекта.
    • Наличие проектных контрактов, закрепляющих долгосрочные отношения с поставщиками и покупателями.
    • Проект имеет высокую расчетную эффективность, значительно превышающую стоимость привлекаемого капитала.
    • Длительность эксплуатации проекта значительно больше, чем срок кредитования.
    • Строго определенная или обособленная экономическая деятельность в рамках проекта;
    • Сформировано грамотное управление рисками и наличие системы функциональных гарантий участников проекта;
    • Наличие оптимальной финансовой модели, являющейся базой инвестирования и финансирования;
    • Участники проекта готовы работать в единой (совместимой) информационно-технической системе.

    VI. Основные принципы оценки эффективности проекта:

    • Рассмотрение эффективности проекта на протяжении всего жизненного цикла;
    • Моделирование денежных потоков;
    • Сопоставление условий сравнения с альтернативными проектами;
    • Принцип положительности и максимума эффекта;
    • Учет фактора времени;
    • Учет всех существенных последствий проекта;
    • Учет влияния инфляции, валютных изменений;
    • Учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

    Более подробную информацию Вы узнаете, если пройдете курсы обучения в нашем Университете Управления Проектами по интересующей Вас теме.

    Источник

    Банковское проектное финансирование. Право на выживание

    Есть такое понятие – финансиализация. Не сказать, что оно новое и только появившееся, в трудах К. Маркса найдете упоминания. Обозначает оно превосходящее развитие финансового сектора по сравнению с реальным сектором экономики. И в этом смысле глобальный финансовый кризис 2008 – 2009 г.г. яркий пример. Он дал нам понимание, что важно выстраивать систему иным образом, сближая финансовую сферу и реальный сектор, давая возможность финансовой сфере служить реальной экономике.

    Поэтому в условиях, когда мы вновь столкнулись с кризисным состоянием впору (а может уже поздно?) думать о тех инструментах, которые могут помочь экономике в долгосрочной перспективе. Об инструментах, где финансовая система не занимает центральное звено, вокруг которого происходят все процессы жизнедеятельности, а воспринимается как объект вспомогательного назначения, опосредующий взаимодействие различных субъектов.

    Речь идет о проектном финансировании. Банковское проектное финансирование – один из вариантов, наряду с корпоративным (как оно обозначается в литературе) и финансированием с участием государства (концессии, ГЧП).

    Россия не та страна, где в изобилии кредитуются крупные инфраструктурные инвестиционные проекты. Правительство, вероятно, понимая это, еще в 2014 году разработано и приняло Программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».[1] Однако широкого распространения проектное финансирование на основе указанной программы не получило, хотя ряд долгосрочных инфраструктурных проектов и были профинансированы в 2015-2016 гг. со стороны «Газпромбанк» (АО), Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк» под государственные гарантии. Кстати, если смотреть аналитические материалы того же НАКДИ, то пара из перечисленных банков занимает лидирующие позиции по финансированию проектов.

    Позже, в 2018 году Правительство РФ принимает вторую программу «Фабрика проектного финансирования»[2] (Фабрика, Фабрика проектного финансирования), которая дает возможность получения субсидий из федерального бюджета на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации этого механизма и государственных гарантий Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым специализированным обществом проектного финансирования. А само проектное финансирование инвестиционных проектов осуществляется на основании договоров синдицированного кредита (займа).

    Правда, Фабрика проектного финансирования не только про предоставление субсидий и гарантий, но и про то, что есть оператор, которым является Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», наряду с этим ВЭБ.РФ также является управляющим в синдикате. Иные участники синдицированного кредита – это коммерческие банки и международные финансовые организации.

    Стиль изложения сейчас, возможно, смахивает на какое-то расследование, но в действительности без фактических обстоятельств исторического плана, а все-таки 6 лет, отсчитываемые с 2014 года, можно воспринимать уже как историю, невозможно будет дальше читателю понять подлинный смысл текста.

    Читайте также:  Как способы лечение рака легких

    Сдвигаясь немного в сторону и фокусируясь непосредственно на особенностях проектного финансирования, важно обозначить, что «чистое» или классическое проектное финансирование предполагает, что банку не предоставляется обеспечение, а финансирование предоставляется под денежный поток (сделка без регресса). Ни для кого не секрет (а те, кто в меньшей степени знаком со спецификой деятельности банков, приоткроют завесу), что Банк России предъявляет требования к коммерческим банкам, во-первых, банки должны соответствовать нормативам, во-вторых, банки при кредитовании клиентов должны формировать резервы на возможные потери. И всё было бы здорово, но Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» в совокупности с Положением Банка России от 06.08.2015 №483-П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов» не позволяет банкам быть заинтересованными в проектном финансировании. Если объяснять простым языком, банк, имеющий желание, финансировать инфраструктурный многомиллиардный проект, где есть SPV-компания, должен будет создать значительный резерв под такой кредит, что, во-первых, базово неинтересно самому банку, во-вторых, влечет корректировку процентной ставки в сторону увеличения и увеличение иных платежей по договору, это уже неинтересно клиенту.

    И в этом плане Фабрика проектного финансирования выступает, так скажем, оптимизационным звеном, позволяющим применять специальные правила формирования резервов, позволяющим разделить риск, разделить ответственность, и предложить клиенту приемлемые для него условия финансирования.

    Фабрика проектного финансирования, на первый взгляд, довольно неплохое решение существующей проблематики банковского проектного финансирования. Ведь в программе предъявляются требования к проектам, которые могут быть реализованы в рамках программы. Происходит отбор проектов, происходит отбор банков, предлагается государственная поддержка. Но важной деталью является то, что напрямую участвующие банки не субсидируются, процедура субсидирования коммерческих банков по тексту программы не предусмотрена.

    По факту единственным способом для банка финансировать большой проект является участие в программе и вместо стимулирующей роли, которую присуждают программе, она может закрывать возможность такого участия: банки не участвуют в отборе проектов, банки не могут менеджерить синдикат, банки поменьше масштаба вряд ли попадут в саму программу, хотя если говорить о «вечном и светлом» долгосрочное финансирование как благо по логике вещей должно быть доступно не только тем, у кого капитализация выше.

    Фабрика — не эталон поддержки финансирования реализации инвестпроектов. С момента принятия программы, которое, напомню, произошло в 2018 году, механизм активно не развивался, хотя отмечается, что 2019 году были заключены первые семь сделок синдицированного кредитования в рамках программы на общую сумму порядка 265 млрд рублей.[3] Сам же механизм в достаточной степени не апробирован и судить о его успешности преждевременно. Кроме того, сосредоточение всех проектов под взором одного – это не про рынок. Банк России толкует нам в докладе о развитии конкуренции[4], а здесь о конкуренции вряд ли приходиться рассуждать, скорее можно найти конфликт интересов.

    И получается, что нужно менять подходы, хотя нет, давайте так: корректировать подходы. Потому как Фабрика не является каким-то злом, просто, можно было бы сформулировать правила, применимые сейчас для Фабрики как правила, применимые на общей основе для всех. Это даст больше свободы коммерческим банкам в выборе проектов, в выборе условий кредитования, в выборе «союзников» в синдикате, это не сразу, но подстегнет интерес к проектному финансированию.

    Открыта к обсуждению.

    [1] Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

    [2] Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации с государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «Фабрика проектного финансирования»).

    [3] Наумцева Е.Г., Кудлай В.А., Кузнецова З.А. Финансово-правовые аспекты сделок синдицированного кредитования в рамках Программы «Фабрика проектного финансирования» // Банковское право. 2020. N 2. С. 54 — 67.

    [4] Доклад Банка России для общественных консультаций «Подходы банка россии к развитию конкуренции на финансовом рынке»

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы