Целесообразные способы решения педагогических задач

Технологии решения педагогических задач

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая задача — это основной элемент педагогического мастерства, решение которого отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая технология – это взаимосвязанная и последовательная система действий педагогов и учащихся, которая связана с применением определенной совокупности методов и средств обучения и воспитания, реализуемых в рамках педагогического процесса, с целью решения разнообразных педагогических задач.

Значение решения педагогических задач в профессиональной деятельности педагога

Умение решать разнообразные педагогические задачи является одним из важнейших качеств педагога. Решение задач требует выработки собственного стиля и навыков взаимодействия в различных ситуациях, умения педагогически размышлять. Все это в совокупности является технологией решения педагогических задач.

Технология – это последовательный процесс, направленный на осуществление разработанного, на научной основе, решения конкретной проблемы.

Процесс решения педагогических задач пронизывает всю профессиональную деятельность педагога. Каждый педагог к вопросу решения подходит индивидуально, то есть использует методы и средства, которые, по его мнению, эффективны в каждой конкретной ситуации. Самостоятельно ставит цели и оформляет выводы. В зависимости от творческих навыков педагога им может быть получен не один результат, а одновременно несколько (основной и побочные).

Таким образом, при разработке технологий решения педагогических задач необходимо помнить, что каждый педагог индивидуально подходит к процессу решения и принятию решений.

Основой решения педагогических задач является творческая деятельность педагога, которая заключается в наличии у него ряда качеств, так как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • гибкость мышления;
  • способность прогнозировать события и действия;
  • умение генерировать идеи;
  • рефлексировать;
  • стремится к самосовершенствованию;
  • эвристичность.

Опыт решения педагогических задач вырабатывается со студенческой скамьи. Во время обучения, студентов знакомят со стандартными педагогическими ситуациями, учат переводить их в задачи, посредством постановки цели. Все это способствует формированию навыков профессиональной деятельности, а также формированию устойчивой педагогической позиции, которая является основой профессионализма каждого педагога.

В рамках технологии решения педагогических задач определены этапы ее решения:

  1. Осуществления анализа педагогической ситуации.
  2. Осознание и формулировка педагогической цели и задач, как единой системы.
  3. Разработка программы решения педагогической задачи.
  4. Осуществление процесса управления решением педагогической задачи.
  5. Проведение анализа результатов решения и определение уровня достижения поставленной цели.

Характеристика основных технологий решения педагогических задач

Педагогическая технология обусловлена особенностью характера решаемой педагогической задачи. Технология является отражением заданной структуры педагогической деятельности. Именно поэтому прежде, чем определиться с выбором технологии, в первую очередь необходимо определить сущность педагогической задачи и ее отличие от других.

В настоящее время выделяют следующие виды технологий решения педагогических задач:

Репродуктивные технологии решения педагогических задач – направлены на решение типовых педагогических задач, которые повторяются в педагогическом процессе систематически. При решении типовых задач педагог постоянно повторяет ряд определенных действий, что ведет к закреплению ритуалов проведения учебных занятий и внеурочной деятельности. Это положительно сказывается на психологической атмосфере в детском коллективе, так как учащиеся ощущают стабильность в поведении педагога.

Продуктивные технологии решения педагогических задач – предусматривают решение вариативных (нетиповых) задач, требующих от педагога проявления собственных поисковых действий. В зависимости от новизны педагогической задачи, решения могут быть различного уровня:

  • комбинация известных технологий;
  • дополнение известных технологий своими методами и средствами;
  • новаторские технологии, основанные на современных психологических и философских идеях в области педагогики.

Алгоритмические технологии решения педагогических задач – направлены на решение эвристических задач, в рамках ситуаций, которые невозможно спрогнозировать. Данные технологии предоставляют не готовый вариант решения задачи, а алгоритм поиска возможных действенных решений. На основании алгоритма осуществляется сравнение, оценка и выбор решения.

Овладение технологиями решения педагогических задач

Процесс овладения технологиями решения педагогических задач достаточно сложный и длительный. Это связано с тем, что каждая задача по своему составу уникальна, представлена порой нестандартными ситуациями, которые требуют от педагога творческого подхода.

Основными ошибками молодых педагогов является то, что они стремятся наметить одновременно несколько способов решения задачи, при этом выбор наиболее оптимального варианта остается открытым.

Профессионализм педагога проявляется в том, что может мысленно «наложить» педагогическую задачу на различные виды технологии решения и определить ту, что будет действительно эффективной.

Творчество и профессионализм педагогического коллектива в решении задач определяется тем, что искомый им результат представлен за границей педагогической системы и находится в последующей. Это позволяет не только успешно разрешать педагогические задачи, но и по возможности предупреждать возникновение педагогических ситуаций, ведущих к ним.

Таким образом, важнейшей предпосылкой профессионального решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса — педагогов и учащихся.

Источник

Педагогические задачи, примеры и их решения.
статья по теме

Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное, но и ценить и оберегать его.
Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех «мелких» проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: — А разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. — Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.- Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом сразу
заговорило несколько человек: — Нет, некрасивые. — А где теперь мы будем
любоваться цветами? — Эти цветы посадили пионеры, — говорю детям. -Они придут сюда любоваться красоток — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов, они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.

Читайте также:  Серно дегтярная мазь способ применения

Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность в своих силах и умениях, интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется выделить два, особенно запомнившихся примера.
1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной группе, занятия которой большей частью проводились на открытом воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали и подписали – луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не запоминал специально, но это было интересно. Это настолько вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать могли все 31 человек.
2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может убить желание учиться. Все дети разные – кто-то быстрее, кто-то медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время оценки в классе получали все.

Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»).

Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться, стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь общаться.
Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над ними подумать.
Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод. Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре играют главную роль.
Ну, ступай же, поиграй с ними!
Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей, потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской игре, ей сказали:
«Нас и так уже слишком много», или:
«Ну и недотепа». Может, завтра или через неделю она решится, попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет расшевелить ее посредством более активного участия в игре.
— Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта еще не была, выберите ее.
Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без охоты.
Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери, замешательством участников хоровода»[10].
Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять – усилиями навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному общению), помогать и подсказывать – они грубо и необдуманно, резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и не усугублять своим грубым вмешательством.
В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое относится и к среде педагогов.

Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах (группах), дисциплинирование «неукротимых» детей.
Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из основных принципов работы Монтессори – свобода: «Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее — то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезную цель, — каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы» [4].
Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей сначала тщательно обследовали, и «Если ребенок оказывался нормальным, мы ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми. Изолированного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к такому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их работой и расспрашивала их о ней, точно взрослых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязан-несть к учительнице и ко мне»[4].

Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности ребенка.
Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность» [4].
И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала — нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»
Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие» [4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение, любая помощь ребенка взрослому – уже сейчас доставляют массу положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если этот порыв не гасить – со второго, третьего раза – ребенок обязательно добивается успеха.

Читайте также:  Авансирование личности как способ психолого педагогического воздействия это

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskie_zadachi.docx 20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное, но и ценить и оберегать его.
Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех «мелких» проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: — А разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. — Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.- Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом сразу
заговорило несколько человек: — Нет, некрасивые. — А где теперь мы будем
любоваться цветами? — Эти цветы посадили пионеры, — говорю детям. -Они придут сюда любоваться красоток — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов, они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.

Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность в своих силах и умениях, интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется выделить два, особенно запомнившихся примера.
1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной группе, занятия которой большей частью проводились на открытом воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали и подписали – луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не запоминал специально, но это было интересно. Это настолько вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать могли все 31 человек.
2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может убить желание учиться. Все дети разные – кто-то быстрее, кто-то медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время оценки в классе получали все.

Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»).

Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться, стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь общаться.
Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над ними подумать.
Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод. Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре играют главную роль.
Ну, ступай же, поиграй с ними!
Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей, потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской игре, ей сказали:
«Нас и так уже слишком много», или:
«Ну и недотепа». Может, завтра или через неделю она решится, попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет расшевелить ее посредством более активного участия в игре.
— Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта еще не была, выберите ее.
Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без охоты.
Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери, замешательством участников хоровода»[10].
Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять – усилиями навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному общению), помогать и подсказывать – они грубо и необдуманно, резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и не усугублять своим грубым вмешательством.
В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое относится и к среде педагогов.

Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах (группах), дисциплинирование «неукротимых» детей.
Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из основных принципов работы Монтессори – свобода: «Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее — то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезную цель, — каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы» [4].
Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей сначала тщательно обследовали, и «Если ребенок оказывался нормальным, мы ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми. Изолированного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к такому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их работой и расспрашивала их о ней, точно взрослых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязан-несть к учительнице и ко мне»[4].

Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности ребенка.
Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность» [4].
И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала — нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»
Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие» [4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение, любая помощь ребенка взрослому – уже сейчас доставляют массу положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если этот порыв не гасить – со второго, третьего раза – ребенок обязательно добивается успеха.

Источник

Читайте также:  Способы избавится от панических атак
Оцените статью
Разные способы