Цель урока способы выражения подлежащего

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx 35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»

«Урок с использованием ИКТ»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология встречных усилий ученика и учителя, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, тренажер, карточки.

1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;

2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;

3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.

  1. Начало урока — разминка, разогрев.

Подлежащее и сказуемое

не составляют словосочетания,

они являются основой предложения и

связаны между собой двусторонней связью.

Е.И.Литневская [3]. (слайд 2).

Эмоциональная и интеллектуальная «разминка». Приёмы – «погружение».

Словарный диктант. Выделить орфограммы, определить вид связи.

Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат

(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).

ІІ. Контрольно-подготовительный: опрос по предыдущим темам.

Приёмы – «повтор с расширением», «лови ошибку».

-Всё ли здесь в порядке? В диктанте встретились только словосочетания? Что лишнее? Почему? Что же перед нами? А что такое предложение?

Чем предложение отличается от словосочетания? Обратите внимание на эпиграф. (Имеет грамматическую основу).

А что входит в грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое).

  1. «Вызов». Постановка учебной цели.

Вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Цель: создание ситуации преодоления.

Приемы: знаю — не знаю.

-Запишем тему урока (слайд 3). Сформулируйте цели нашего урока (слайд 4).

На дан текст. Прочитаем его.

Когда мы читаем произведения того или иного поэта, писателя, мы нередко удивляемся богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят в основном от двух причин: от того, какими словами пользуется этот художник, и от того, как именно он ими пользуется, как сочетает их в ткани своей поэмы или романа. [2; 116] (слайд 5).

— Выделите главную мысль высказывания Л. Успенского. (Я знаю, что главная мысль сосредоточена в последнем предложении.)

— Какая из двух причин выразительности языка, о которых говорит писатель, имеет непосредственные отношения к синтаксису? (Я знаю, к синтаксису имеет отношение следующая мысль: выразительность языка зависит от того, как используются слова, как сочетаются в связном тексте).

— Найдите грамматические основы, свой ответ начитайте словами: «Я знаю…» (один ученик у доски комментирует).

— В каком наклонении и времени ведётся изложение? Какими средствами выражены эти значения? (Имеет значение изъявительного наклонения настоящего времени, что характерно для текстов – рассуждений, к типу которых относится приведённый отрывок. Я знаю, что эти грамматические значения выражены глаголами-сказуемыми).

— Со словами из текста составить словосочетания (слайд 6).

— Зачитать свои словосочетания. Ввести эти словосочетания в предложения. Какими членами предложения стали главные и зависимые слова полученных словосочетаний? Найдите подлежащее (если есть) в ваших предложениях.

— Что же такое подлежащее? ( Несколько человек повторить).

Подлежащее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?» (слайд 7).

— Ваши примеры предложений с подлежащими.

— Чем может быть выражено подлежащее в предложении? Обратимся к таблице (слайд 8). Проанализируем её, используя начало: «Я знаю…».

Имя существительное в И.п.

Снег идет. Солнце сияло.

Местоимение в И.п.

Кто-то постучал. Я люблю осень.

Прилагательное в роли существительного в И.п.

Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.

Причастие в роли существительного в И.п.

Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.

Неопределенная форма глагола.

Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.

Твои завтра мне надоели.

По лесу разносилось «ау».

Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.

Семь пятниц на неделе у ленивого.

У него золотые руки.

Брат с сестрой вернулись порознь.

Прошло три года. У меня много работы.

Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.

Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.

Обратимся к ЭОР. Найдем таблицу «Способы выражения подлежащего». Что вас удивило в новом материале или заставило остановиться?

IV. Сотворчество: сведение воедино усилий всех участников.

1. Устно назвать основы. На каком основании это слово подлежащее? (слайд 9).

Все вокруг блестело сильным блеском. Часовые контрольного пункта козырнули генералу. Рассказывать мальчикам было нечего. Пятеро заходят выше пояса в воду.

Что-то у Володи произошло с администрацией. Танцующие кружились под звуки вальса.

2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.

По карточкам — Первое задание – назвать в предложении подлежащее, чем оно выражено. Второе задание — составить со словом или словосочетанием предложение, где это слово — подлежащее.

На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).

3. Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 100 письменно. По 3 предложения по рядам. Четыре слабых ученика работают с 1 предложением у доски.

4. Разгадать кроссворд на тему «подлежащее» (слайд 10).

  1. Член предложения, в роли которого выступает выделенное слово: Вдалеке раздалось «ура».

5.Падеж, который является показателем подлежащего.

  1. То, чем выражено подлежащее в предложении: Столовая была закрыта на ремонт.

3.То, чем выражено подлежащее в предложении: Отец с сыном долго беседовали за чаем.

4. Часть речи, выступающая в роли подлежащего в предложении: Они будут творить историю.

6. Часть речи в роли подлежащего в предложении: Трижды три — девять.

5. Тест (на листочках).

1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

После обеда никто не стал засиживаться в палатке.

1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение

2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.

1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного

3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами

1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание

4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Один из часовых услышал в лесу шорох.

1) числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности

5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.

1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное

6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.

1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности

7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.

1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение

8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Все шумели, галдели, возмущались.

1) личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение

9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.

10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.

Проверьте тест (слайд 11).

6. Творческая работа. Сочинение — миниатюра «Поздняя осень» с заданием. Подчеркнуть подлежащее в каждом предложении, выделить, чем выражено (слайд 12).

  1. Рефлексивный: осмысление результатов, оценивание.

Приёмы: Общие итоги; 3 уровня домашнего задания.

1. Так что же такое подлежащее?

Чем может быть выражено в предложении?

2. Синквейн на тему «Подлежащее» (слайд 13).

называет, отвечает, согласуется

главный член в предложении

Домашнее задание (слайд 14): параграф 11.

1 уровень: упражнение 101.

2 уровень: упражнение 101 и составить план-ответ к параграфу 11.

3 уровень: из любого произведения выписать отрывок 10-12 предложений, выделить подлежащее и надписать, чем выражено.

1. Разумовская М.М., Львова С.И. — М.: Дрофа 2009 год.

2. Успенский Л.В. Слово о словах — М.:Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 542 с.

Перечень используемых на занятии ЭОР

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Набор информационных инструментов

2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»

«Способы выражения подлежащего»

4. Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.

Презентация к уроку русского языка «Словообразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, программа С.И.Львовой

Презентация к уроку русского языка по теме «Словобразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, первый урок в разделе «Словообразование». Программа по русскому языку С.И.Львовой.

Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.

повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева.

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.

Источник

План – конспект открытого урока русского языка в 8 классе ТЕМА: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

План – конспект открытого урока русского языка в 8 А классе

Дата проведения: 04 декабря 2014 года

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-практикум.

Цель: развить и закрепить представление учащихся о подлежащем и способах выражения подлежащего в предложении.

— систематизировать знания учащихся о самостоятельных частях речи;

— закрепить знания о подлежащем, как о главном члене предложения;

— дать представление о способах выражения подлежащего в предложении;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— умение находить подлежащее в предложении;

— умение анализировать и делать выводы;

— воспитывать интерес к родному языку;

— воспитывать самостоятельность учащихся;

Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, учебники.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебнике мало иллюстраций, схем, текстов по теме урока)

эффективность индивидуального подхода к работе учащихся.

интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать предлагаемый материал)

“ Русский язык. 8 класс” учебник для 8 класса основной школы, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, Балас c , 2013г.

Применяемые технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая, ИКТ.

Формы учебной деятельности : фронтальная, работа с учебником, работа в группах, индивидуальная работа, практическая работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский

Время реализации занятия 45 минут.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Актуализация знаний учащихся.

IV . Изучение нового материала.

V . Закрепление изученного.

VI . Рефлеския, домашнее задание.

VII. Домашнее задание.

Организационный момент (проверка готовности к занятию, создание у учащихся благоприятного настроя на работу).

Проверка домашнего задания.

Учитель: дома вы выполняли синтаксический разбор предложений. Какие вопросы у вас возникли по ходу работы? С разбором какого предложения вы не справились? Выборочно проверим задание. (Один из учащихся получает карточку с упражнением для индивидуальной работы)

Прочитайте первое предложение со знаками препинания, обоснуйте их постановку, назовите грамматическую (-ие) основу(ы) в предложении.

1) Поезд мчался в неясную даль, и я вспомнил зимнюю ночь в горах.

Прочитайте второе предложение и озвучьте характеристику второго предложения.

2) Вот раздалось ау вдалеке. (Объясните правописание приставки в слове «раздалось» )

Прочитайте со знаками препинания предложение №3.

3) У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. (Объясните правописание слов с не)

Прочитайте четвертое предложение. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. Назовите подлежащее в предложениях. Какой частью речи оно выражено?

4) Кукла ступала маленькими ножками, подобно балерине, ступающей на носках.

— Какими еще частями речи может быть выражено подлежащее?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Подлежащее. Способы выражения подлежащего.)

— Чему мы должны сегодня научиться? (находить подлежащее в предложении, посмотреть, какими частями речи оно может быть выражено)

III . Актуализация знаний учащихся.

-– что обозначает подлежащее?

– на какие вопросы отвечает?

– какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Учитель: итак, подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в Им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.

IV . Изучение нового материала.

1. Предложения записываются под диктовку учителя (работа учащихся у доски).

Запишите предложения, выделите подлежащее.

1. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена.

2. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.

Выполните транскрипцию слова сказки, маленьких, какие фонетические процессы вы наблюдаете в этих словах?

3. Читающий всегда получает удовольствие от содержания книги.

Разберите по составу слова «читающий».

4. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

Слово какой части речи в этом предложении обозначает действие предмета? (происходит) . Назовите следующие морфологические признаки этого слова: наклонение, время, число, лицо / род).

Учитель: итак, данные примеры предложений иллюстрируют нам различные примеры способов выражения подлежащего. Какие именно? Чем еще могут быть выражены подлежащие? ( сущ., местоим., причастие, словосоч.)

2. Запись в справочных тетрадях темы урока.

9. Синтаксически неделимым сочетанием слов:

1) существ. или местоим. в Им. п. + существ. или местоим. в Тв. п. с предлогом с

2) колич. числит. в Им. п. + существ. в Р. п.

3) много, мало, несколько, сколько + существ. в Р. п.

4) устойчивым сочетанием (названия)

Отец с сыном отправились на стадион. Мы с ним были тут вчера.

Шли два приятеля .

Несколько человек толпилось у подъезда.

Анютины глазки росли около крыльца

Учитель: Прилагательные и причастия занимая место подлежащего приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные. Такие прилагательные или причастия называются субстантивированными.

Чтение теоретического материала в учебнике ( с. 136).

V . Закрепление изученного.

1. Выполнение упражнения 169 (1,2,3,5,7,8) предложения.

(Выполняется сначала самостоятельно, затем – устная проверка).

Как вы думаете, кто такие «подмастерья»? ( Подручный мастера-ремесленника, выполняющий несложную работу. Есть мастера, а есть подмастерья. Пойти в подмастерья.

Составьте предложение с этим словом.

2. Групповая работа. (Класс делится на группы по 4 человека в каждой). Группы работают по карточкам.

Задание: подчеркните подлежащее в каждом предложении, укажите, чем оно выражено.

Где совесть с правдой обитают?

До полюса дошло на лыжах пять человек.

Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

Двое уже обогнали меня.

Ненавидящий лишь то берет, что видящий ему дает.

Он постоянно мечтает о светлом будущем.

Громкое ура сопровождало сообщение о рекордном урожае пшеницы.

Собрать урожай в срок — дело непростое.

Силы его ослабели.

Мы с товарищем выехали на закате солнца.

Несколько человек оглянулось.

Учитель: В какой из групп в карточке есть предложение, в котором подлежащее выражено — существительным? (5)

— словосочетанием? (1, 2, 5, 6)

— междометием (2, 4)

— местоимением (3, 6)

3. Текст на экране

Витька с Тёмой отправились на войну. За спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье они тоже захватили. За ручьем на братьев напали три индейца из соседней деревни. Разгорелся страшный бой!

Бросайте оружие и сдавайтесь!

Это мама позвала бледнолицых домой.

1. Заключительная беседа.

1) Какие члены предложения называются главными?

2) Что такое подлежащее?

3) Чем оно может быть выражено?

Вывод. Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что?

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Также подлежащее может выражаться и частями речи, употребленными в значении имени существительного: прилагательным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, неизменяемыми частями речи, синтаксически неделимыми словосочетаниями.

2. Оценивание учебных достижений учащихся.

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упр. 172, 174.

3. Индивидуальное задание: составить пять предложений, используя в качестве подлежащего синтаксически неделимые словосочетания.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-577112

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Банковский продукт конкретный способ
Оцените статью
Разные способы