Царь колокол способ образования

Царь-колокол: как создавался известнейший памятник литейного искусства

Царь-колокол был отлит в 1735 году. Основой для него послужили остатки другого колокола весом в 128 тонн, разбившегося в свое время во время пожара.

Изначально отливку Царь-колокола предложили французу Жерменю, служившему королевским золотых дел мастером, но тот побоялся масштаба работ и отказался. Тогда предложили свои услуги русские мастера-литейщики Моторины (отец и сын). Подготовительные работы и непосредственно само литье заняло 1,5 года. За это время отец Моторин умер. Для будущего изделия на Ивановской площади был вырыт котлован глубиной 10 метров. Туда поместили форму. Неподалеку рабочие построили четыре литейные печи.

На Царь-колоколе присутствуют декоративные украшения. Чтобы отлить на изделии свое имя, Моторину пришлось просить соизволения императрицы Анны Иоанновны.

В Москве в то время случился очередной сильный пожар, который уничтожил четверть города. Деревянные балки, которые поддерживали форму, сгорели. Чтобы колокол снова не расплавился, его начали заливать водой. К сожалению, от перепада температур от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Современные исследователи утверждают, что скол произошел от нарушения технологии изготовления, а пожар – это лишь удобное объяснение.

Сам колокол весил 202 тонны, и неоднократные попытки достать его из формы были неудачными. Достали Царь-колокол только через 100 лет. Это сделал Огюст Монферран (архитектор Исаакиевского собора) 17 августа 1836 года.
Кстати, Царь-колокол никогда не звонил, т. к. для него даже не отливал язык. Тот, что лежит внутри постамента, взят у неизвестного колокола.

Источник

История создания Царь-Пушки и Царь-Колокола

Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.

В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.

Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота.

В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.

П. Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу. Ближе к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.

Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.

Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России. Считается, что название пушка могла получить благодаря изображению князя. Кроме царь-пушки, можно встретить другое название — «Дробовик Российский». Такое название связано с тем, что орудие отливали специально для стрельбы дробом, так называемой картечью.

Читайте также:  Способ получения высокопрочных чугунов

На левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.

История создания Царь-Колокола


В мире не существует колокола больше, чем Царь-колокол, отлитый руками человека. Правда, эту работу, можно отнести к достижению в сфере технологии литья, поскольку колокольного голоса услышать никому и не удалось. Но какие бы не были функции у Царь-колокола, однозначно – это уникальное произведение колокольного литья и символ российского государства.

История создания Царь-колокола начинается с приказа об его изготовлении, который был издан императрицей Анной Иоанновной. Им должны были заменить колокол Григорьева, висевший на колокольне Кремля (около Успенского собора), который был поврежден во время пожара. По приказу императрицы, изготовить новый нужно было из материала старого колокола, но при этом увеличить его вес на 20%, доведя до 10000 пудов!

Никто из мастеров колокольных дел не решался браться за такую работу. Колокол Григорьева был достаточно сложен, а изготовление нового, казалось, затеей неосуществимой. Было даже отправлено предложение во Францию к механику королевского дворца, на что тот ответил отказом, приняв все за шутку. Фельдмаршал Миних, на котором лежала ответственность за поиск мастера, уже совсем отчаялся, когда русский умелец Иван Моторин дал свое согласие.

Так как выбора у Миниха особо не было, то в 1733 году именно Моторин приступил к изготовлению. Работы проводили в Москве на Пушечном дворе (теперь здесь знаменитый «Детский мир»). Прямо в земле была вырыта опалубка для формы колокола, так как данный вес изделия не смог бы выдержать никакой другой способ. На подготовку ушло почти полтора года. Неожиданностью для всех стала смерть Ивана Моторина в 1735 году. Завершить начатое дело пришлось его сыну Михаилу.

Днем, когда был отлит Царь-колокол, принято считать 25 ноября 1735 года. Вес его составляет почти 200 тонн! Размеры (диаметр и высота) увеличились каждый на 6 метров. Сплав состоит из чистого серебра (525 кг), золота (75 кг), меди (85%) и олова (13%). Заготовке, полученной в результате отливки, была необходима доработка. Нужно было убрать лишний облой и при помощи чеканки осуществить украшение всех элементов. На проведение этих работ также ушло довольно много времени.

Все то время, пока над Царь-колоколом работали декораторы, он находился в яме. На нем появились барельефы Иоанна Предтечи, апостола Петра, Христа, Богоматери и Святой Анны. Четко вырисовывались фигуры Анны Ивановны и царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Но история создания Царь-колокола складывалась довольно не гладко. Во время крупного пожара в Москве (20 мая 1937 год) загорелась возведенная вокруг почти завершенного Царь-колокола деревянная постройка. Потушить огонь быстро не удалось, а из-за горящих падающих бревен колокол нагрелся. Боясь, что поверхностный слой может частично расплавиться, и при этом пострадает оригинальный декор, было принято решение охладить колокол. Фатальной ошибкой стало то, что его начали поливать водой. В связи с таким резким перепадом в температуре, на колоколе образовались значительные трещины, и отвалился кусок, вес которого составил 11,5 тонн.

Дважды пытаясь восстановить Царь-колокол, наконец, отказались от этой затеи, решив, что после спайки «голос» колокола не будет таким, который требовался. Царь-колокол в 1836 году становится своеобразным памятником, установленным на постаменте в Кремле в Москве. Эта известная достопримечательность находится там и сегодня.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Царь-колокол: Испытание огнём и временем

С давних времён голосом России считались колокола. Невозможно представить Древнюю Русь без сияния куполов на храмах, без церковного пения и малинового колокольного звона, разливавшегося над необъятными просторами и бесконечными равнинами. К колоколам у нас всегда относились с благоговением, почти как к живому существу. Самым большим из них давали имена, а перед тем как приступить к отливке, совершали молебен. Стоит ли удивляться тому, что одной из заметных достопримечательностей нашей страны стал Царь-колокол?

Читайте также:  Как похудеть способы диеты

Звона этого действительно уникального колокола никто никогда так и не услышал, но, глядя на него, можно было бы, наверное, представить, как после удара языка над округой разливается мощный и величественный низкий звук.

«Царская династия»

Этот великан высотой более 6 метров должен был продолжить «царскую династию» колоколов, первый из которых, весом почти в 40 тонн, был отлит в самом конце XVI века по повелению Бориса Годунова. Почти полвека колокол радовал своим звоном москвичей, а иноземных гостей поражал размерами и красотой. Но потом в Москве случился сильный пожар, звонница сгорела, а колокол, упав с высоты, разлетелся на куски.

Следующий колокол, уже весом в 130 тонн, повелел отлить Иван Великий. Установили его у царской колокольни, но прослужить долго он не смог: во время празднования Рождества 1654 года колокол раскололся от удара. Год спустя был заказан ещё один гигант, теперь уже 160-тонный. На звонницу его водрузили с огромным трудом. Однако и этому шедевру литейного искусства суждено было повторить судьбу предшественников: в 1701 году сильнейший пожар уничтожил все деревянные строения Московского Кремля, а колокол разбился, упав со звонницы.

И снова испытание огнем.

И вот настала очередь Царь-колокола. Отлить его приказала императрица Анна Иоанновна в 1730 году. Так она хотела сохранить память о своём царствовании для потомков. В ноябре 1734 года, после сложных подготовительных работ, началась заливка формы для колокола в специальной яме 10-метровой глубины. Через два года, несмотря на многочисленные трудности, все литейные работы были завершены и за дело взялись чеканщики.

Однако Троицкий пожар, случившийся в мае 1737 года, печально сказался на судьбе колокола. Именно тогда гигант треснул и от него откололся большой кусок. Поднять на поверхность из глубокой ямы его смогли только через 100 лет, да и то с большим трудом. С 26 июля 1836 года величественный колокол, установленный на постамент работы Монферрана, украшает Ивановскую площадь.

Дыхание истории

Если прикоснуться ладонью к Царь-колоколу, то можно почувствовать лёгкую дрожь – как напоминание о минувших веках, о событиях нашей истории, немым свидетелем которых он был. Почти то же самое можно ощутить в старых храмах, даже полуразрушенных и почти забытых: в звенящей тишине словно начинают шелестеть голоса тысяч людей, приходивших сюда, а на стенах проступают давно утерянные фрески.

Дыхание истории – вот так оно и проявляется. Минувшие века никуда не исчезают, их сохраняют в себе памятники старины, дома, храмы и даже брусчатка улиц. И все это – наша история, память о предках, о великих победах или поражениях. Поэтому так важно сохранять памятники культуры, восстанавливать разрушающиеся, вспоминать, как назывались раньше улицы, на которых мы живём.

Ведь интересно узнать, почему, к примеру, московская улица Воздвиженка получила своё название? А Китай-город? Неужели там когда-то жили китайцы? Или тверская улица Трёхсвятская. Когда-то она вела к Трёхсвятскому монастырю. И вот монастыря давно уже нет, а улица напоминает о нём своим названием.

Всё это – вместе с летописями, воспоминаниями, фотографиями, рассказами – как маленькие пазлы, из которых складывается одна большая история страны. Забыть об этом невозможно, иначе рано или поздно мы окажемся в роли Ивана, родства не помнящего.

Источник

«Зазвонит — конец света»: Самый известный колокол в мире пережил даже пожары, но не издал не звука

В этот день в 1735 году был отлит Царь-колокол. Это один из самых больших и знаменитых колоколов мира, но за всю свою долгую жизнь не издал ни звука

У известного в наше время Царь-колокола было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой, сам он весил почти 34 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но был уничтожен большим пожаром.

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу сначала заморскому мастеру, но тот запросил новую медь (не захотел делать из меди расколовшегося колокола). Да ещё и условие поставил: мол, не менее пяти лет на работу.

Читайте также:  Самый простой способ перенести контакты

Зато местные, московские, мастера были готовы взяться за работу тотчас же, да ещё и обещали сделать всё за один год.

В итоге был отлит колокол в 1654 году. Его звук распространялся до 7,5 километров. Однако вскоре он раскололся от сильного удара языком. Пришлось колокол переливать заново. Однако, проработав полвека, он повторил судьбу своего предшественника — разбился в пожаре.

«Ого, чего хотят эти русские»

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна. И она повелела, чтобы новый был во много раз мощнее и больше. Так, предполагалась, что вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Французский колокольный мастер, узнав, чего хотят «эти русские», отказался, впрочем, наотрез.

Пришлось искать умельцев среди местных, благо наша земля славна самыми разными мастерами. Так, за непростую задачу взялись мастер Иван Моторин и его сын Михаил.

Пока согласовывали проект, прошло три года. Металл взяли из осколков предшественников.

А с учётом всех размеров решено было вести всю работу сразу в Кремле. Так, на Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма в десять метров глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав. А ещё были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Сын доделывал за умершим отцом

Надо отметить, что процесс продвигался медленно и тяжело. Во-первых, буквально через пару дней из строя вышла половина печей. Их ремонт шёл на ходу. А во-вторых, прогремел взрыв, который уничтожил деревянные конструкции. Всё это, конечно, угрожало сорвать весь проект.

Спустя несколько месяцев скончался главный мастер, и вся работа досталась его сыну. Продвигаясь маленькими шагами, к 25 ноября работу тот закончил. Высота готового изделия составила 6,24 м, диаметр — 6,6 м, вес — около 200 тонн.

Неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин. И от колокола откололся одиннадцатитонный кусок. Фото: Globallookpress

После того как было сделано самое главное, начались чеканные работы — на колокол наносились декоративные украшения и надписи. Все предвкушали, что вот-вот зазвонит Царь-колокол, вот-вот разнесётся над Москвой его гулкий и звонкий «голос».

Пожар загнал Царь-колокол в яму на целый век

И тут в дело вмешался ещё один пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве. И он также изменил и судьбу Царь-колокола.

Сначала загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие брёвна. Горожане тотчас же сбежались и начали тушить огонь, спасая творение.

Но неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин. И от колокола откололся одиннадцатитонный кусок.

Правда, по другим версиям, трещины уже были изначально, мол, мастер плохо поработал, не учёл технологию, а в итоге свалили всё на пожар. Как оно было на самом деле, сейчас сказать сложно. Однако факт есть факт — к расколовшемуся гиганту интерес был утерян, и его оставили в яме на целый век.

О нём знает весь мир. Но его «голос» никто так и не услышал

Любопытные стали часто приходить к яме и гостей приводить — посмотреть на самый большой колокол. Периодически некоторые инженеры и мастера даже предлагали проекты, как можно было бы вытащить Царь-колокол.

Но это было слишком дорого и слишком сложно.

Наконец в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

По некоторым версиям, если раздастся звук Царь-колокола, значит, наступил Судный день. Фото: Шерер, Набгольц & Ко / Globallookpress

И лишь 17 августа 1836 года была произведена сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола. Сразу после этого его установили на специальный постамент. Царь-колокол вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир. Он так никогда и не звонил. По некоторым версиям, если раздастся звук Царь-колокола, значит, наступил Судный день.

Источник

Оцените статью
Разные способы