Царь колокол рабочий пешеход тишь бессуффиксный способ

Тест Основные способы образования слов в русском языке 6 класс

Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суф­фиксальным способом

А) белизна
Б) синий
В) порез
Г) беловатый

1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г

А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка

А5. Укажите слово, образованное приставочным способом

1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик

А6. Укажите слово, образованное сложением слов

1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок

А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный

А8. Укажите способ образования слова вход

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный

А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом

1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя

A10. Укажите неверное утверждение

1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи лю­дей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытес­ненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он уди­вился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл ве­ликую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)

В1. Напишите способ образования слова почувствовал.

В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

Читайте также:  Решение неравенства способом сложения

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или от­ветьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

2 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

Читайте также:  Как быстро солить грузди горячим способом

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил

Источник

Основные способы словообразования

В русском языке существуют следующие способы образования слов:

— неморфологический:

  1. переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене, (прилагательное) — Мы подошли к дежурному, (существительное);
  2. слияние слов (вечно + зеленый = вечнозеленый);

— морфологический:

  1. приставочный (развеселый — веселый);
  2. суффиксальный (красноватый — красный);
  3. приставочно-суффиксальный (втайне — тайна);
  4. бессуффиксный (синь — синий);
  5. сложение (газопровод).

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:

  • сложением целых слов (диван-кровать);
  • сложением части слова и целого слова (турфирма);
  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).

Среди сложных слов выделяются сложносокращенные — аббревиатуры, которые образуются:

  • сложением начальных звуков (вуз);
  • сложением начальных букв (МГУ);
  • сложением слогов или частей слов (полпред);
  • смешанным способом (главк).

1. Укажите слова, образованные приставочным способом.

а) неудачный
б) неодобрительные
в) снова
г) подыгрывать

2. Укажите слова, образованные суффиксальным способом.

а) гордость
б) докрасна
в) белеть
г) прискакать

3. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

а) бездарность
б) неинтересный
в) небрежно
г) подземный

4. Укажите слова, образованные бессуффиксным способом.

а) сослуживец
б) тишь
в) вздох
г) скалолаз

5. Укажите ряды, в которых все слова являются сложносокращенными.

а) кресло-кровать, ВДНХ, ТАСС
б) завуч, спецкор, полпред
в) летописец, драмкружок, сенокос
г) естественнонаучный, плащ-палатка, спецкор

6. Укажите ряды, в которых все слова образованы морфологическим способом.

а) ночью (возвратиться), поход, сероводород
б) рань, по-братски, пешеход
в) рабочий (на заводе), приблизиться, научно-технический
г) малопригодный, баснописец, правобережный

7. Укажите слова, которые образованы неморфологическим способом.

а) ночное
б) синеватый
в) быстрорастворимый
г) фабрично-заводской

8. Укажите ошибки, допущенные при словообразовательном разборе слов.

а) древнерусский — морфологический, сложение основ при помощи соединительной гласной е
б) народно-освободительный — сложение целых слов
в) вечнозеленый — сложение целых слов
г) партрейд — сложение части слова и целого слова

9. Укажите, в каких случаях словообразовательный разбор выполнен верно.

а) беловатый — морфологический, суффиксальный
б) страшнее — морфологический, суффиксальный
в) рабочий (молодой) — морфологический, суффиксальный
г) переулок — морфологический, приставочный

Читайте также:  Сто способ коварного соблазнителя с переводом

Источник

Олимпиада.Русский язык. 9 класс

9 класс Олимпиада

1.Поставьте ударения в словах. Найдите четвертое «лишнее».

1)Каллиграфия, кинематография, полиграфия, флюорография.

2)Ведомостей, лопастей, скатертей, мощностей.

3)Высоки, бойки, жалки, редки.

4)Избалованный, гофрированный, запломбированный, мотивированный.

5)Браковщик, часовщик, страховщик, танцовщик.

6)Айвовый, альтовый, оптовый, сливовый.

2.Запишите сочетания, раскрывая скобки

Подоспеть ( во)время, (во)время экскурсии, (в)глубь веков, копать (в)глубь, (на)веки веков, (на)веки исчезнуть, действовать (на)удачу, надеяться (на)удачу

3.Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом. В скобках укажите производящие слова.

Торт, испуг, откорм, берег, четверть, пригород, взрыв, капот, собрат, глубь, голос, глубина, нечисть, брешь, трепет.

4.В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите их типы.

А) Пусть задумчивый факел уронит благовонье пылающих смол.

Б) И трава начинала, как флейта, звучать.

В) Я не буду тебя проклинать.

Г) Кто вы теперь?

Д) Путники стояли опечаленные.

Е) Лето обещало быть жарким, богатым.

5.Прочитайте отрывок из стихотворения С.Орлова. Выпишите из текста словосочетания, связанные по способу примыкание.

Далекое становится все ближе,

Уже Луна и та доступна нам.

Наука движется вперед и движет

Весь мир навстречу новым временам,

Когда близки любые станут дали

И суть вещей сокрытая ясна.

Но не измерить радость и печали,

Ее вершины и глубины дна.

6.Укажите, какая из двух форм причастий является правильной в каждой паре. Укажите постоянные признаки причастий.

7.Найдите авторские неологизмы, произведите их словообразовательный разбор.

От Родины так далеки, как пришельцы, собственные замшельцы. (Е.Евтушенко)

Слава стойкому братству пешеходских страстей! (М.Цветаева)

Сиротливо приникший к ранам легкоперстный запах цветов. (А.Блок)

8.Укажите поэмы М.Лермонтова.

1-«Песня про купца Калашникова»

9.В каких произведениях авторы используют эпиграфы?

1. «Недоросль» 2. «Горе от ума» 3. «Капитанская дочка» 4. «Мцыри» 5. «Песня о купце Калашникове…» 6. «Ревизор»

1.ПолиграфИя, мОщностей, высокИ, мотивИрованный, часовщИк, слИвовый

2.Подоспеть вовремя, во время экскурсии, на веки веков, навеки исчезнуть, действовать наудачу, надеяться на удачу, в глубь веков, копать вглубь

3. Испуг (испугаться), откорм (откормить), четверть (четвертый), взрыв (взрывать), глубь (глубокий), нечисть (нечистый), трепет (трепетать)

4. Пусть уронит (простое глагольное), начинала звучать (составное глагольное), не буду проклинать (простое глагольное), кто (составное именное), стояли опечаленные (составное именное), обещало быть жарким, богатым (составное именное)

5. Становится ближе, уже доступна, ее вершины, движется вперед, когда станут близки

6.Полощущий (действительное причастие настоящего времени)

Приобретший (действительное прошедшего времени)

Мучившийся (действительное прошедшего времени)

Обезопашенный (Страдательное прошедшего времени)

Брезжущий ((действительное причастие настоящего времени)

Движимый (Страдательное настоящего времени)

Пешеходский – пешеход (суффиксальный)

Легкоперстный – легкий + перст (сложение с суффиксацией)


Задания для 9 класса.


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Оцените статью
Разные способы