Трудности взаимодействия педагога с администрацией способы преодоления

Трудности педагогического общения

Елена Терентьева
Трудности педагогического общения

Трудности педагогического общения

Трудности педагогического общенияможно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор.

Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу.Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства.Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; централизация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального;декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т. п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием,несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т. п.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т. п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без взаимодействия между людьми. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности общения, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Читайте также:  Способ применения чая с шалфеем

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация!

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами.

Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» — личность и «они» — другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

Возможны явления большей или меньшей психологической несовместимости в связи с некоторыми особенностями эмоциональности, проявлений типы высшей нервной деятельности, элементарных потребностей, моторики.

«Славнейшая победа-победа над самим собой» (Публилий Сид)

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть» (Л. Толстой)

Список используемой литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. У нас разные характеры …. Как быть?: Астрель;Владимир:ВКТ, 202-256с. ;ил.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?-М. :АСТ:Астрель,2009-238, (2)с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком…. Так? М. :АСТ:Астрель,2009-258, (2)с.

4. Ходосова А. П. Егорова Н. А., Гришина Д. В. «Переходный возраст»-М. : Мой МирГмбХ&Ko.КГ2007-288с. —(Советы любящим родителям)

5. Владимир Леви «Нестандартный ребенок. -2-е изд., доп. И перераб.:Знание, 1988.-256с.

6.Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. ; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2002 г.

7. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 г.

9. Донцов А. И. «Психология коллектива», Москва 1999г.

Анкета для воспитателей (отношение к занятиям в бассейне) Анкета для воспитателей 1. Ф. И. О. 2. Какое Ваше отношение к посещению бассейна детей вашей группы? (Отрицательно, положительно) Почему?.

Презентация мастер-класса «Мастерство общения» Вступление. Сегодня наша встреча посвящена творчеству и педагогическому мастерству. И это не случайно на современном этапе развития системы дошкольного.

Источник

Эффективные методы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Читайте также:  Анатоксины способы получения применение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

_____ ­­__________/_____ «__» ___________ 2020г.

«Эффективные методы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации»

студентка Ш-21 группы

Методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации

Педагогический процесс взаимодействия основан на непосредственном общении сотрудников друг с другом. Общение представляет собой многоплановое становление и развитие контактов в процессе выработки единой линии взаимодействия в коллективе, восприятия и понимания другого человека, обмена информацией, организации совместной деятельности.

В большинстве случаев межличностное взаимодействие оказывается включенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве ее основного атрибута и важного условия успешности работы коллектива.

В системе организации педагогическое взаимодействие способствует формированию личности профессионала, сплочению трудового коллектива, созданию действенной системы мотивации. Результативность педагогического взаимодействия в рамках деловой сферы напрямую зависит от того, насколько специалист владеет педагогическим мастерством, знаниями психолого-педагогических закономерностей развития личности, умениями выстраивать свою деятельность согласно морально-нравственным принципам.

Основным компонентом педагогического взаимодействия является педагогическое общение, представляющее собой субъект — субъектное взаимодействие с целью организации любого вида деятельности – в том числе и трудовой.

Основной педагогический метод работы в коллективе учреждения или организации составляет профессионально-педагогическое общение, которое выглядит как взаимодействие специалиста с отдельной личностью, группой, коллективом. При этом эффективность этой деятельности напрямую зависит от личностных качеств самого специалиста и от того, какими психолого-педагогическими принципами и методами он оперирует.

Организационная модель качеств специалиста, составляющими которой в первую очередь являются коммуникативная техника и педагогическая технология, обеспечивает эффективное с точки зрения педагогического взаимодействия сотрудничество в коллективе. Такая модель строится с учетом того, что специалист должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, а также отличаться высокими морально-нравственными качествами. Категория «педагогическое взаимодействие» подразумевает использование таких понятий, как влияние, воздействие, внушение, заражение и другими, которые являются отдельными действиями взаимодействующих сторон.

Так, воздействие предполагает целенаправленную передачу информации от одного участника взаимодействия к другому. Такая информация представляет собой сообщение о чем-то и ориентирует воспринимающего относительно ее смысла и значения, по степени и характеру изменений в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта.

Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду — форма организации педагогического воздействия. Педагогическое воздействие может быть прямым и косвенным.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение специалист к сотрудникам, с целью предъявления определенных требований и предложений. Однако вмешательство в мир индивида может создать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения.

Более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что специалист направляет свои усилия не на объект воздействия, а на его окружение. При этом, изменяя обстоятельства жизни работника, он изменяет в нужном направлении и его самого на практике оправдывает себя «прием воздействия через референтное лицо», т.е. окружение.

Для должного функционирования педагогического взаимодействия нужно, как минимум, четыре метода воздействия на личность:

2) упражнения и приучения;

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия на коллектив, убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, разъяснение, диспут.

Читайте также:  Обратный аукцион это способ продажи

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

1. Высокий авторитет специалиста.

2. Опора на жизненный опыт сотрудников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей сотрудников.

Упражнение — это планомерно организованное выполнение сотрудниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности, как профессионала.

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения сотрудниками определенных действий в целях формирования профессионально важных качеств личности.

В практической работе с коллективом применяются в основном три типа упражнений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения.

Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Педагогические требования к применению мер наказания суть следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного.

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами работы;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей сотрудников.

Методы контроля – это способы получения обратной информации осодержании, характере и достижении в деятельности сотрудников, об эффективности их работы. Основная задача контроля – выявление и получение информации об объеме, глубины и характере коллективной деятельности.

Эффективность работы коллектива зависит как от него самого как целое, так и от его работников в отдельности. Также и при взаимодействии с представителями администрации, все зависит от личностных качеств, коммуникативных способностей и подбора педагогических методов взаимодействия.

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают со студентами данной учебной группы.

Взаимодействуя с преподавателями, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с обучающимися и коллективом. Он знакомит преподавателей с результатами изучения подростков и коллектива учебной группы, привлекая и коллектив учебной группы, и преподавателей, работающих в данной учебной группе, к обсуждению программы педагогической помощи подростку и его семье. Он организует совместно с преподавателями поиск средств, способов, обеспечивающих успешность подростка или молодого человека в учебной деятельности, его самореализацию на учебных занятиях и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует преподавателей о динамике развития студента, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у подростка и его родителей и связанных с обучением, он стремится привлечь преподавателей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия.

В случае необходимости классный руководитель знакомит преподавателей с особенностями психического развития студентов, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких подростков.

Классный руководитель регулирует отношения преподавателей и родителей подростков. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с преподавателями с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания подростка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с обучающимися.

Источник

Оцените статью
Разные способы