Труд — основа жизнедеятельности человека и общества
На протяжении всей жизни человек трудиться. Трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности в крове, пище, одежде и прочее, а также в труде он реализует свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.
В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать и для которых необходимо регулирование и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.
Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.
С экономической точки зрения труд — это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Из приведенных определений вытекает, что труд — это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.
С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы, и техники и животных. Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.
Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.
Но и деятельность человека является еще слишком широким понятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.
Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности.
Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.
Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.
Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (труд как сознательная деятельность); как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (труд как целесообразная, рациональная деятельность); для кого эти продукты должны быть произведены? (труд как общественно полезная деятельность).
Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.
Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса — предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.
Средства труда — это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.
Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, т.е. обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономических отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).
Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.
Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях — штуках, тоннах, метрах и т.п.
В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате реализации продукта труда.
Важно подчеркнуть, что труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования изначально заложена в са«ой человеческой природе.
На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.
Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.
Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.
Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой природе заложено, что человек должен трудиться так, как это необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе.
В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.
Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.
Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.
С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. — все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.
Стало быть, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.
Литература. Волков. О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.:ИНФРА – М, 2005.601с. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. — М. ЮНИТИ, 2000.5-14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993.
Источник
Деятельность и труд как способы существования человека.
Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.
В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.
Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.
Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на:
1) практическую и духовную деятельность или
2) продуктивную и репродуктивную деятельность.
Труд – процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, контролирует, регулирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя природу человек изменяется сам.
Необходимым и обязательным условием человеческого существования в социальном обществе является его право. Действие права человека касается практически всех важнейших областей общественной жизни людей. Право можно выразить как некая система общеобязательных отношений и норм, закрепляемых самим государством. Но, чтобы лучше понять, что такое право и правовая деятельность, не достаточно приведённого определения, для этого следует выявить фундаментальное место правовой деятельности и культуры среди иных форм и разновидностей человеческой жизнедеятельности.
Правосознание является совокупность общих взглядов, учений и идей, которые выражают своеобразное отношение человека к праву, правосудию, законности, их представление о том, что есть правомерным либо же неправомерным, где правовая деятельность начинает свое явное проявление. Правосознание ближе всего стоит к сознанию нравственному и политическому, по этой причине только рассмотрение специфических и общих признаков каждой из этих форм (общественного характера) поможет выявить основные особенности культуры права, правовая деятельность.
Сознание политической обусловленности ближе других форм группового сознания (общественного) находится к классовым интересам и экономическим отношениям. Оно же отражает область функционирования политической власти. Общественная трудность или проблема, общественного характера, приобретает политическую обусловленность, если ее решение, косвенно или прямо, связано с проблемой самой власти. Государственный аппарат пытается упорядочить правовое отношение, с целью приспособить их к своим нуждам и потребностям.
Правовая деятельность выражается в государственной монополии и в этом облике получает выражение в культуре права. Право и правовая деятельность связаны с развитием демократии, которая нуждается в жёстких принципах государственного управления и непосредственного участия самих граждан (народа). Право является значимым показателем статуса и положения личности в государстве и обществе, выступая как необходимое и важное орудие государственного управления.
В отличие от правовых действий, правовая деятельность характеризуется: 1) определенным набором действий; 2) связью с достижением фактического результата; 3) целенаправленностью (предварительно продуманной последовательностью действий).
Разновидностью правовой деятельности является профессионально-юридическая деятельность.
Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Причины существования идеалистических концепций общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философские теории общества и право.
Идеалистическое понимание общества и истории.
1.Общественное сознание определяет общественное бытие.(Главный аргумент – прежде, чем что-то сделать, человек думает).
2.Отрицание законов существования общества. Ничто неповторимо.
3. Общество – сумма индивидов. Люди никак не связаны друг с другом.
4. История – результат деятельности великих личностей, остальные массы – материал.
5. История – поле проявления случайностей.
6. Прогресс связан с реализацией идеалов. Цель – воплощение социального идеала.
Материалистическое понимание общества и истории.
1. Бытие определяет сознание.
2. В обществе существуют объективные законы.
1) в обществе существует система отношений, складывающаяся независимо от сознания людей (производственная деятельность носит объективный характер – хочешь жить — работай).
2) новое поколение пользуется знаниями, накопленными их предками. Преемственность. Культура – субстанция истории.
3. Идея социального прогресса. Существует развитие общества, при этом существует преемственность.
4. Определяющую роль в истории играют народные массы.
5. Идея повторяемости исторического процесса.
Существует естественно-исторический процесс, это объективный процесс, связанный с общественными формациями. Носит универсальный характер, т.к. применим к любому обществу.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Труд – специфический способ человеческого бытия
«Труд» относится к числу фундаментальных категорий социологического знания, в этой науке он занимает такое же важное место, какое в философии занимают категория «материя», «бытие», «сознание». Труд есть в высшей мере общественное явление, порожденное социальной средой, воспроизводимое обществом и воспроизводящее его самого. Утверждение о том, что труд представляет собой социальную активность, опосредующую развитие человека и общества, определяющую социальные процессы, структуры, типы хозяйств, не вызывает возражений.
Труд, трудовые отношения и институты приобретают в современном обществе новые формы и содержание. История развития идей о труде представляет собой поиск ученых и мыслителей ответов на следующие вопросы: «Почему человек трудится? Что есть труд в жизни человека: первая жизненная потребность или тягостная необходимость?» Стремление человека минимизировать усилия по обеспечению себе необходимых жизненных благ заставляло его изобретать новые орудия труда и технологии. В экономике рыночного хозяйства вопрос о том, является ли труд первой жизненной потребностью, не рассматривается. Труд здесь — своеобразный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо.
В экономике и социологии труда «труд» рассматривается как особый компонент знания, как «категория». Это дает возможность понимать его как обобщенно—логическую форму отражения взаимодействия общества и природы, человека и общества через генезис материально-предметной среды.
Анализ труда как философско-социологической категории предполагает, что он рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, исходного условия его бытия, которое определяет способ отношения человека к миру и человека к другому человеку. Являясь основой всех других сторон общественной жизни, труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека — из животного мира.
Труд обладает двойственным характером. Простой процесс труда раскрывает обмен веществ между природой и человеком, его предназначение — воспроизводство жизнедеятельности индивида как биологического существа. Другая сторона труда заключается в обмене продуктами деятельности между индивидами. Этот аспект труда детерминирован разделением труда в обществе и формами собственности. Его назначение — удовлетворение общественных потребностей и воспроизводство человека как социального существа.
Для классиков политической экономии, прежде всего А.Смита, труд выступает средством воспроизводства человека и источником богатства общества
Для конкретного человека труд остается важнейшей сферой его жизнедеятельности, средством удовлетворения жизненных потребностей.
Источник