Беседа «Труд на радость тебе и людям»
классный час
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом проблему профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. От школы требуется создание условий для формирования у детей индивидуального образовательного запроса, личной потребности во взвешенном выборе направления, готовности к самореализации в избранном профиле. Профессиональная ориентация должна быть тесно связана со всей учебно-воспитательной работой, где младший школьный возраст не является малозначимым. Актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку в выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_na_radost_tebe_i_lyudyam.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом проблему профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. От школы требуется создание условий для формирования у детей индивидуального образовательного запроса, личной потребности во взвешенном выборе направления, готовности к самореализации в избранном профиле. Профессиональная ориентация должна быть тесно связана со всей учебно-воспитательной работой, где младший школьный возраст не является малозначимым. Актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку в выборе профессии.
Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе это формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к наиболее распространённым профессиям .
Цели : создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.
Задачи : раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.
Предметные планируемые результаты : научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные планируемые результаты :
Регулятивные : осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные : ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные : вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
— Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, — отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашей беседы.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция — это благородное отношение к труду.
Труд — это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, . (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд. (все перетрут).
Под лежачий камень. (и вода не течет).
Маленькое дело. (лучше большого безделья).
Горька работа. (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье, . (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки — . (не будет и скуки).
Не спеши языком — . (спеши делом).
Любишь кататься — . (люби и саночки возить).
Делу время. (потехе час).
Всякое дело человеком ставится. (и человеком славится).
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? ( Повар ) ( Пожарные )
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. ( Шофер )
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
( Швея ) Мы пойдем сегодня в гости!
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, ( Учитель )
Лишь станет жарко – гоним в тень.
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
Профессии в лицах.
- Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине земли
Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли. - Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем. - Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.
- Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас
- Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,
С водою мы напарники. Так кто же мы? - Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты? - Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
- А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?
- Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногда
Нам гудками или свистом, а ведут их…
– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)
А сейчас давайте вспомним, какие профессии есть в нашей школе (ответы детей)
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна — самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Стихотворение М. Яснов.
«Одного мальчика спросили:
– Для чего тебе две руки?
Тот ответил:
– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»
– Ребята, вы согласны с мальчиком?
– А для чего же ещё нам руки нужны?
Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— Чтобы кошку гладить.
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?
– Как понимаете выражение трудовые руки?
– Можно сказать, что у вас трудовые руки?
Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.
Конкурс Аукцион профессий».
— Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
— Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
— И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия)
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым важным сразу стать.
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.
Источник
Труд красит человека: смысл и значение пословицы
Среди всех человеческих потребностей труд занимает далеко не последнее место. Это не только источник средств к существованию. Труд дает возможность для самореализации, раскрытия своего потенциала, своего таланта. Человек учится, развивается, работает над собой, совершенствуется. Он ставит цели и добивается их. Человек становится лучше. Все это нашло отражение в русских пословицах, одна из которых звучит так: труд красит человека.
Смысл этой пословицы в том, что труд – источник радости, удовольствия, способ удовлетворения своих потребностей. Трудящийся человек приносит пользу не только себе, но и людям. Он создает различные блага для людей: строит дома, ремонтирует машины, вспахивает поля и много другого делает. Только такой человек по-настоящему красив. Ленивый же, напротив, безобразен, Не может быть красив лентяй, лежащий весь день на печи и пользующийся благами, которые для него создают другие люди.
Это означает, что для человека от труда зависит очень много: его самореализация, удовлетворение потребностей. Без труда невозможен и успех. Человек трудится, добивается успеха, поднимается по социальной лестнице. Вместе с этим растет его благосостояние и чувство собственного достоинства.
На Руси с давних времен детей приучали работать наравне с взрослыми. Работы много, особенно в деревнях, и дети трудились, выполняли посильную работу. Не о того, что взрослые не справлялись. Просто они понимали, что любовь к труду надо воспитывать с детства. В этом была их забота о детях.
В деревнях приходилось много работать летом. И работать всем вместе, особенно во время покоса. Было бы очень некрасиво избегать этого и валяться на печи, когда другие трудятся. Лентяев, мягко говоря, не жаловали. Труд всегда был необходим. И уважение к человеку труда то же. Эта пословица и пошла из народа, который объединяла общая задача – труд.
Ярким примером для этой пословицы является известная сказка Михаила Салтыкова-Щедрина о двух генералах и о мужике, который их накормил. Эти два высших офицера не могли ничего. Ничего! Понятно, что они не трудились совсем. Вот так генералы! И результат был соответствующий. У них не получалось даже пропитания себе добыть. И, наверно, там бы и погибли, если бы не умелый и трудолюбивый мужик. Он и был олицетворение трудяги в хорошем смысле этого слова. Добыл пропитание и прокормил ленивых, не знающих жизни генералов.
Таким образом, Салтыков-Щедрин показал, как важен труд. В этой сказке генералы выглядят и грустно и смешно одновременно. Если бы не этот мужик, они, должно быть, остались бы навсегда на этом острове. Хорошо только то, что сказка хорошо закончилась. Спасибо трудолюбивому мужику за это, мастеру на все руки. Вот кто, действительно, был красив в этой сказке.
Только трудящийся человек может состояться в жизни и добиться успеха. Так говорит эта пословица. Такой человек обязательно оставит след после себя и покажет на собственном примере, что такое трудолюбие. Он, действительно, станет краше. И обязательно оставит добрую память о себе для будущих поколений.
Источник