- Методы урегулирования политических конфликтов
- Разрешение политических конфликтов
- Необходимые меры при возникновении политического конфликта
- Процедуры в разрешении политических конфликтов
- Готовые работы на аналогичную тему
- Принципы разрешения политического конфликта
- Возможные варианты разрешения политических конфликтов
Методы урегулирования политических конфликтов
Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
— явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
— изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
— уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
— соглашение, основанное на взаимных уступках;
— истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта.
Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:
— обращение в Конституционный суд;
— роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;
— организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.
Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне. Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. “Незаконные” действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а “законные” действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:
Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий?
На основании полученных данных появляются возможности:
— составить прогноз возможного развития событий;
— определить возможные варианты урегулирования конфликта;
— разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;
3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.
Заключение.
Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: “Намерения нашей страны – самые мирные”. И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии.
Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой.
Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.
Мир, в лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем просто подавление открытых конфликтов, больше чем напряженное, хрупкое, поверхностное спокойствие.
Список используемых источников:
1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие М., 1998.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. М., 1997.
3. Грановский С.А. Прикладная политология. М., 2004.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 1999.
5. Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 1999.
6. Политология./ краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов н/Д., 1997.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
8. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов Ростов н/Д., 1998.
Источник
Разрешение политических конфликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Конфликт гораздо проще предупреждать, чем потратить усилия на его решение.
Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимо выполнение следующих условий:
- существование эффективной нормативно-правовой системы, в которой на уровне законодательства закладываются базисные правовые нормы, как для предотвращения политических конфликтов, так и для их разрешения и урегулирования. На уровне отдельной политической системы, то есть государства, базис такой правовой системы образует конституция и иные основообразующие акты законодательства, на уровне отношений международного характера — разнообразные двусторонние, общие и многосторонние международно-правовые акты. Существование нормативно-правовой системы дает возможность разрешать множество возникающих между субъектами политики противоречий, а в случае образования конфликта — институционализировать его в оперативной форме;
- наличие готовности всех участников политического процесса соблюдать наличествующую систему норм права;
- учреждение и производство мониторинга по нахождению потенциально конфликтных зон и принятие мер для предотвращения конфликтов.
Необходимые меры при возникновении политического конфликта
Если политический конфликт все же возник, то необходимо:
- найти, выделить мотивы и причины конфликта, его субъективную и объективную составляющие;
- определить реальные стороны-субъекты, которые имеют в конфликте собственный интерес;
- определить конфликтную установку сторон — их ожидания, цели, намерения;
- дать оценку состояния внешних условий, в которых может развиваться конфликт, к примеру, наличие объективных критериев для институционализации конфликта либо «внешних» факторов воздействия на конфликт.
Процедуры в разрешении политических конфликтов
Следующий этап в процессе разрешения политического конфликта предполагает множество последовательных процедур, таких как: институционализация конфликта, то есть определение общих принципов правил в разрешении конфликтной ситуации; легитимация, выражающаяся в готовности сторон конфликта соблюдать принятые правила и нормы в ходе разрешения конфликта; структурирование групп конфликта, то есть субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов, определение качественных и количественных характеристик участников конфликтной ситуации; редукция, то есть последовательное послабление конфликта при помощи его перевода на другой уровень.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы разрешения политического конфликта
М. М. Лебедева представила следующие принципы разрешения конфликта.
Принцип постепенности дает возможность сторонам приготовиться к началу непосредственно разрешения конфликта: выработать точки зрения, уменьшить напряженность в отношениях, образовать взаимное доверие сторон друг к друг, выработать разнообразные вариации решений, после чего приступить к согласованию итогового решения.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности включает прохождение множества фаз:
- завершение насильственных действий — понижение уровня противостояния, ситуационная стабилизация;
- учреждение диалога, приготовление к переговорам;
- начало процесса переговоров;
- исполнение достигнутых договоренностей.
Принцип синхронности подразумевает, что стороны находятся на одной фазе одновременно.
Возможные варианты разрешения политических конфликтов
Есть множество способов для прекращения политического конфликта:
- устранение конфликтного объекта;
- замещение одного объекта иным;
- разделение конфликта объекта меж сторонами;
- устранение одной из конфликтных сторон;
- изменение позиций одной или всех сторон;
- изменение объектовых характеристик;
- обретение новых сведений об объектной стороне или наложение на него условных дополнений;
- недопущение опосредованного или непосредственного взаимодействия субъектов (к примеру, введение в зону соприкосновения сторон конфликта контингента миротворчества);
- приход конфликтующих субъектов к единому решению или обращение их к «арбитру» с условием подчинения всякому его решению.
В основном все они направлены на изменение самой ситуации конфликта посредством или влияния на участников конфликта, или изменения характеристики конфликтного объекта и пр.
Возможны и иные способы прекращения конфликта, к примеру, силовые. Так, военный конфликт меж мусульманами, боснийскими сербами и хорватами был прекращен при помощи метода принуждения. Миротворческие силы (ООН, НАТО) в буквальном смысле заставили стороны конфликта начать переговоры.
Способы разрешения политических конфликтов в системе демократии находятся в зависимости, прежде всего, от разновидности конфликта. Если имеет место быть горизонтальный конфликт, участниками которого традиционно выступают политические организации и институты, которые функционируют в границах существующей системы политики (к примеру, законодательная и исполнительная ветви власти), то этот конфликт является целиком институционализированным, и его разрешение предопределяется закрепленными законодательством правилами борьбы в политике (к примеру, конституцией).
Разрешение таких конфликтов во множестве зависит от существующих норм права и от умения лидеров политики искать компромиссы.
Если в процесс дебатов, переговоров, дискуссий, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт переходит в тупиковую ситуацию, то в государстве демократического типа применяются некоторые вариации для его разрешения, а именно:
- обращение в конституционный суд;
- отставка правительства;
- роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
- организация и проведение референдума по спорным вопросам и пр.
В политической жизни современного российского государства уже существовал прецедент референдума о недоверии Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. в 1993 году. По результатам референдума президент обрел поддержку большей части избирателей, но в силу множества причин, наиболее важная из них — несовершенство законодательства, разрешить конфликт меж законодательной и исполнительной властью тогда не получилось.
Источник