- Три способа рифмовки с
- Какими бывают способы рифмовки?
- Что это такое?
- Смежная рифмовка — что это?
- Перекрестная
- Кольцевая
- Холостая
- Смешанная
- Заключение
- Рифма и её разновидности Лекция 2
- Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки
- Стихотворные рифмы
- Виды рифм
- Мужская рифма
- Женская рифма
- Дактилическая рифма
- гипердактилическая рифма
- Однородные рифмы
- Разнородные рифмы
- Составные рифмы
- Тавтологическая рифма
- Омонимическая рифма
- Каламбурная рифма
- Паронимическая рифма
- Богатые рифмы
- Бедные рифмы
- Банальные рифмы
- Оригинальные рифмы
- Макароническая рифма
- Абсолютная рифма
- Графическая рифма
- Открытая рифма
- Внутренняя рифма
- Начальная рифма
- Виды рифмовки
- Смежная рифмовка
- Перекрёстная рифмовка
- Кольцевая рифмовка
- Сплетённая рифмовка
Три способа рифмовки с
Рифма и ее разновидности
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Какими бывают способы рифмовки?
Стихи и песни содержат рифмованные строки. Чтобы создать по-настоящему достойное произведение, поэты перебирают множество слов. Мало просто подобрать ее, необходимо красиво расставить слова. Если все стихотворение написано на одной рифме без глубокого содержания, оно может показаться однообразным, нудным и неинтересным. Поэтому часто применяют две пары рифмованных строк.
Примитивное стихосложение изучают в 5 классе. Способы рифмовки, которые при этом рассматривают, находят примеры в классической отечественной поэзии. Чтобы сделать обзор основных способов рифмования строк, следует уделить внимание такому понятию, как рифма.
Что это такое?
Слова имеют ударные и безударные слоги. Одинаково оканчивающиеся могут составить рифму друг другу. Для этого они должны иметь созвучное окончание, например:
- Руки – муки.
- Дело – тело.
- Радость – пакость.
Не всегда рифма состоит из одного слова. Встречаются и такие, что используют два, даже три односложных:
- Кирпичом – ни при чем.
- Берлогу – не в ногу.
Способы рифмовки в литературе могут применяться разные, но на конце строки должны стоять рифмующиеся слова. Принято обозначать их буквами латинского алфавита. При этом рифмующиеся строки имеют одну и ту же букву. Сколько их будет в строфе, решает автор. Рассмотрим самый простой вариант, который распространен в русских народных частушках.
Смежная рифмовка — что это?
Если говорить коротко, это две строки, стоящие рядом и имеющие одну рифму. Ее обозначают АА. Примеры можно найти в народных поговорках:
Если бы да кабы,
Да во рту росли грибы.
В русском фольклоре часто встречаются рифмованные строки, использующие смежную рифмовку:
Что ты, миленький, не весел?
Что головушку повесил?
Такой способ рифмовки использовал М. Ю. Лермонтов в некоторых стихотворениях.
Короткие рубленые строки создают тревожное настроение. Предложения укладываются в две коротких строки и похожи на тезисы. Рифмы выбраны простые, но от этого впечатление грядущей беды только усиливается. Писать в такой манере не так легко, как кажется. Если то, что хочет сказать поэт, составляет рассказ или балладу, смежная рифмовка имеет схему ААББ.
Перекрестная
Самой распространенной стала перекрестная рифмовка, в которой строки выстроились в следующем порядке: АБАБ. В своем творчестве А. С. Пушкин часто прибегал к такому способу рифмовки.
Две пары строк как бы пересекаются друг с другом. Это создает поэтический настрой, задает музыку речи. В песнях строфа из четырех строк с перекрестной рифмовкой считается классикой. Ф. И. Тютчев написал знаменитый гимн весне именно таким образом.
Кажущаяся сложность такого построения строфы на самом деле дает больше возможности выражению мыслей и чувств. Такие стихи легко учатся, поскольку каждая строка повествования нанизывается на стройный каркас формы АБАБ. А дополняется по смыслу Б, затем просится рифмованная А, которая опять тянет за собой Б.
Кольцевая
Способ рифмовки строк, где составляют пару первая с четвертой и вторая с третьей – АББА – применяется не так часто. Это изысканный стиль салонной поэзии, который несет в себе благородный оттенок. Его используют в сонетах, одах и прочих возвышенных произведениях. А. С. Пушкин написал в поддержку декабристам стихотворение, которое позже укрепляло веру очень многих борцов, именно таким способом.
В первой строфе поэт использует перекрестную рифмовку, и она становится похожей на девиз. Остальные охвачены кольцами внешней и внутренней рифмовки. Средние строки создают впечатление некоторого дополнения темы, и окончательный ритм стихотворения становится ясен только в конце четверостишия.
Холостая
Начинающие поэты часто используют рифму только во второй и четвертой строках строфы: АБСБ. Это не режет слух, но и не производит академического впечатления. А. С. Пушкин не позволял себе поблажек, тщательно отыскивая подходящие слова. Впрочем, Г. Гейне часто прибегал к такому способу рифмовки.
С. Есенин очень тонко чувствовал поэзию и мог, даже используя нерифмованные первую и третью строки, создавать прекрасные произведения. Одним из примеров служит стихотворение «Белая береза», которое стало песней. Секрет чарующего влияния есенинской лирики в красивых словах на концах нерифмованных строк: береза, снегом, ветках, кисти, снежинки, лениво, ветки. Простое перечисление уже создает неспешное зимнее настроение.
Смешанная
Онегинская строфа, которую А. С. Пушкин использовал для написания романа в стихах, содержит все три способа рифмовки. Пример с классика берут не часто, но все же встречаются сонеты-подражания, в строфе которых применяется метод А. С. Пушкина. Чаще смешанную рифмовку применяют в устойчивых формах стихосложения: триады, тетрады, лимерики. Способы рифмовки стихотворений довольно разнообразны:
- Октава АББВАГГВ.
- Терцина АБА БВВ ВГВ.
- Триолет АБАА АБАБ.
Яркий пример смешанной рифмовки – лимерик, состоящий из пяти строк. Первая, вторая и пятая представляют одну группу. Третья и четвертая строка – вторую: ААББА. Это стихотворение, состоящее из одной строфы, чаще всего имеет юмористические мотивы.
Заключение
Известно очень много видов смешанной рифмовки. Поэты развивают их с древних времен. Строфа может иметь восемь, десять, двенадцать или четырнадцать строк. Естественно, что разнообразие способов рифмовки стихотворений создает более яркое полотно стиха.
Все еще продолжаются эксперименты по стихосложению. Начало двадцатого века поражало обилием форм. Пусть прижились не все из них, но творческий человек всегда открыт для экспериментов. Одно остается незыблемым: три классические формы рифмовки.
Источник
Рифма и её разновидности Лекция 2
Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.
Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:
Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;
Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;
Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.
Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.
По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:
1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),
2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный),
3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),
4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),
5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.
Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.
Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:
1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно,
2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,
3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,
4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.
Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.
Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.
Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:
— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;
— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:
Было
Социализм –
Восторженное слово!
С флагом,
С песней
Становилась слева,
И сама
На головы
Опускалась слава.
— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:
Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.
— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или
звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Ночами август ярок и прохладен,
Над морем льются звёздные дожди,
Зелёный свет стеклянных виноградин
Горит листвы узорной посреди.
Ты всех моложе, всех великолепней,
Любимей всех, талантливее всех,
Увенчаны легендой, мифом, сплетней
Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех.
А с набережной пахнет эвкалиптом,
Там в чебуречной общество не спит
За столиком, сухим вином облитым,
Где мачта бреда гнётся и скрипит.
На этой мачте закипают флаги
Надежд на извержение чудес,
Поскольку силой накачались маги
И август ночью звёзды льёт с небес.
Продли блаженство, невесомость плоти,
Плывя сквозь ливни звёздные времён,
В оконном издавайся переплёте,
Где ты любим безумно и влюблён.
Источник
Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки
Стихотворные рифмы
Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.
Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство. Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы. Стихотворение плохое». Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа. Для разного народа.
Виды рифм
Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.
1. По расположению ударения.
Мужская рифма
подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.
Женская рифма
как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма
отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
- Наконец, самая сложная – это
гипердактилическая рифма
. Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):
Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.
3. Частеречная принадлежность. Если говорить более простым языком, то рифмы по принадлежности к той или иной части речи.
Однородные рифмы
относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородные рифмы
подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составные рифмы
задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:
Моя девица – гвоздика.
4. Лексические признаки.
Тавтологическая рифма
– это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма
подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма
не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма
– это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:
«Скоро вышлет ответ адресат»,-
Уверял всё себя адресант.
5. По степени богатства. Фонетическому, разумеется.
Богатые рифмы
– это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:
Стал печальнее цветок.
Бедные рифмы
– это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Согласить, на рифму похоже мало, однако она есть!
6. Степень новизны
Банальные рифмы
. Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.
Оригинальные рифмы
чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя. Наверное, все помнят слова известной песни Жеки про любовь, которая находится в душе на ПМЖ. Как-то так.
Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность.
Макароническая рифма
– сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:
Неважно сколько тебе лет,
Абсолютная рифма
– это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма
, на первый взгляд, – явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.
Открытая рифма
оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.
Внутренняя рифма
используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.
Начальная рифма
достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.
Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.
Виды рифмовки
Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. Итак,
Смежная рифмовка
– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Перекрёстная рифмовка
В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Кольцевая рифмовка
действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Сплетённая рифмовка
– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.
Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.
Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!
Источник