- Орфограммы в корне слов. Способы их поверки. план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи
- Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку
- Просмотр содержимого документа «Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку»
Орфограммы в корне слов. Способы их поверки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок на гордском семинаре проектной площадки. Закрепление.2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.
Учебный предмет : русский язык
Тема урока : Повторение по теме : «Орфограммы в корне слов».
Цель урока : закрепить умение самостоятельно использовать разные способы и приемы проверки орфограмм.
Мировоззренческая идея: осознавать орфографические правила как норму, выработанную носителями языка для обеспечения взаимопонимания.
Планируемые образовательные результаты: ученик по окончании изучения темы умеет:
— различать орфограммы в словах по ориентировочным признакам;
— графически оформлять результаты работы со словом;
-решать орфографические задачи с опорой на алгоритм подбора проверочных слов;
— выбирать более экономные способы и приемы проверки орфограмм в слове;
— находить и исправлять орфографические ошибки;
— планировать предстоящую деятельность;
— выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению.
Программное содержание: Определение орфограммы. Обнаружение орфограммы в словах. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от места положения в слове.
Основные понятия: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, корень слова, проверочное слово.
Тип урока : Урок обобщения знаний и умений учащихся.
Мизансцена урока: развивающая
Оборудование : система Л.В.Занкова, проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, программно-аппаратный комплекс системы PROClASS.
Источник
Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи
Цели урока:
- совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
- развитие умения работать по алгоритму;
- развитие творческих способностей;
- расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).
Оборудование:
- раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
- таблицы-опоры;
- орфографические словари;
- карточки с предложениями;
- иллюстрации с пейзажами;
- заготовки снежинок для сочинений;
- модель Солнца – символ Масленицы;
- книги с описанием народного праздника.
Организация класса. Приветствие детей и гостей.
Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.
Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).
Закрепим умение определять орфограммы в словах;
Как?- определим способы проверки орфограмм;
Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).
Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;
№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;
№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.
Развитие умения определять орфограммы.
Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).
Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.
Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).
Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.
Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).
Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?
Упражнения в определении орфограмм.
Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и 1 ж ы 3 н к’ и], [ш у п 1 к’ и], [ш а п 1 к’ и], [п а ? л’ и 1 т’ э л’ и], [п у ш ы 3 с т ы й].
Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).
Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?
Дети: Все о зиме.
Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.
Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).
Дети: (работают со словарями, определяют правописание).
Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.
Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?
Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.
Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.
Дети: Надо:
- определить… (предмет, признак, действие)
- изменить… (по опорной схеме)
- вывод: если…, то…
Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).
Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.
Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:
Развитие речи. Творческая работа.
Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?
Дети: (разбор по составу).
Учитель: От какого слова произошел?
Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.
Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).
Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.
Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.
Дети: (устно образовывают слова).
Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?
Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.
Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).
Лес просыпается после длинного зимнего сна. |
Деревья и кусты освободились от снежного плена. |
В весеннюю пору оживает каждое дерево. |
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. |
На снежных полянах рыжие пятна-проталины. |
Вся природа ожила и засверкала. |
Высоким и голубым стало небо. |
С каждым днём солнце выше поднимается на небе. |
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем. |
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло. |
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге. |
Яркое солнце рушит последние снежные крепости. |
Кончилось долгое зимнее ненастье. |
Спешат домой птицы из дальней зимовки. |
Наступили светлые весенние дни. |
Лучи солнца съедают последний снег. |
Солнечные зайчики весело бегают по полянке. |
Всё кругом ожило и засверкало. |
Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).
Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.
Уходи, Зима седая! | Весна, весна кругом живёт и дышит, | |||||||||||||||||
Уж красавицы Весны | Весна, весна шумит со всех сторон!. М. Исаковский | |||||||||||||||||
Колесница золотая | ||||||||||||||||||
Мчится с горной вышины! | ||||||||||||||||||
А. Майков
|
Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).
Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.
Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.
Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.
Источник
Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку
Представлены алгоритмы проверки орфограмм: безударные гласные корня, падежные окончания существитльных, непроизносимых согласных и другие.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку»
Алгоритм проверки непроизносимых согласных:
1
-ый шаг: Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
Е сть: [сн] [зн] Нет : проверять нечего.
2-ой шаг: Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]
или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова,
с лышатся отчетливо.
3-ий шаг: Сравнить проверяемое и проверочные слова.
Сделать вывод. Написать правильно.
Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных:
1
-ый шаг: Какой частью речи является проверяемое слово?
Имя существительное. Другая часть речи.
2
-ой шаг: Ударяемое или безударное окончание?
Б езударное. Ударяемое: проверять не надо.
3-ий шаг: Поставь вопрос к проверяемому существительному; определи падеж, склонение -1,2,3-е.
4 -ый шаг: Подбери проверочное слово того же склонения, в том же падеже, с ударяемым окончанием.
5-ый шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. У них должно быть одинаковое окончание. Напиши. Проверь написанное.
Алгоритм проверки безударной гласной корня:
1-ый шаг: Найди в слове корень.
2
-ой шаг: Есть ли в корне безударный гласный?
3-ий шаг: Измени слово или подбери родственное.
4-ый шаг: Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ:
1
-ый шаг: Есть ли в слове приставка?
Да. Нет: ъ не пишется.
2
-ой шаг: Оканчивается ли она на согласный?
Да. Нет: ъ не пишется.
3
-ий шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?
Да. Нет: ъ не пишется.
Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных:
1
-ый шаг: Проверяемое слово – имя существительное?
Да. Нет: проверь по словарю.
2
-ой шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
Да. Нет: проверь по словарю.
3
-ий шаг: Определи род: женский, мужской.
Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
Алгоритм проверки парных звонких/глухих согласных на конце слова:
1
-ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п], [ф], [к], [т], [с] или [ш]?
Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно.
2
-ой шаг: Измени слово так чтобы после согласного был гласный.
С
лышится звонкий. Слушится глухой.
3-ий шаг: Пиши букву б, в, г, д, з или ш Пиши букву п, ф, к, т, с
Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей 2 класса – до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:
1-ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Е
сли есть – какие они?
а, о, е, я, и – нужно проверить. у, ы – проверять не надо.
2-ой шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
3-ий шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.
Алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных:
1
-ый шаг: Найди в предложении словосочетание «существительное + прилагательное».
2
-ой шаг: Выдели окончание в прилагательном. Безударное ли оно?
Безударное. Ударяемое: проверять не надо.
3-ий шаг: Определи род и падеж прилагательного по имени существительному.
4
-ый шаг: Особо проверить по родам; выбрать окончание по таблице.
Родительный падеж, Винительный / творительный
Творительный/предложный падежи ж.р.
падежи м и ср. р.
5-ый шаг: Написать в соответствии с проверкой. Проверить написанное.
Источник