Три способа проверки орфограмм

Орфограммы в корне слов. Способы их поверки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Открытый урок на гордском семинаре проектной площадки. Закрепление.2 класс.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.

Учебный предмет : русский язык

Тема урока : Повторение по теме : «Орфограммы в корне слов».

Цель урока : закрепить умение самостоятельно использовать разные способы и приемы проверки орфограмм.

Мировоззренческая идея: осознавать орфографические правила как норму, выработанную носителями языка для обеспечения взаимопонимания.

Планируемые образовательные результаты: ученик по окончании изучения темы умеет:

— различать орфограммы в словах по ориентировочным признакам;

— графически оформлять результаты работы со словом;

-решать орфографические задачи с опорой на алгоритм подбора проверочных слов;

— выбирать более экономные способы и приемы проверки орфограмм в слове;

— находить и исправлять орфографические ошибки;

— планировать предстоящую деятельность;

— выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению.

Программное содержание: Определение орфограммы. Обнаружение орфограммы в словах. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от места положения в слове.

Основные понятия: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, корень слова, проверочное слово.

Тип урока : Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Мизансцена урока: развивающая

Оборудование : система Л.В.Занкова, проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, программно-аппаратный комплекс системы PROClASS.

Источник

Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи

Цели урока:

  • совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
  • развитие умения работать по алгоритму;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).

Оборудование:

  • раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
  • таблицы-опоры;
  • орфографические словари;
  • карточки с предложениями;
  • иллюстрации с пейзажами;
  • заготовки снежинок для сочинений;
  • модель Солнца – символ Масленицы;
  • книги с описанием народного праздника.

Организация класса. Приветствие детей и гостей.

Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.

Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).

Закрепим умение определять орфограммы в словах;

Как?- определим способы проверки орфограмм;

Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).

Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;

№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;

№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.

Развитие умения определять орфограммы.

Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).

Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.

Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).

Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.

Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).

Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?

Дети: На одушевленные и неодушевленные.

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?

Упражнения в определении орфограмм.

Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и 1 ж ы 3 н к’ и], [ш у п 1 к’ и], [ш а п 1 к’ и], [п а ? л’ и 1 т’ э л’ и], [п у ш ы 3 с т ы й].

Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).

Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?

Дети: Все о зиме.

Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.

Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).

Дети: (работают со словарями, определяют правописание).

Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.

Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?

Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.

Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.

Дети: Надо:

  • определить… (предмет, признак, действие)
  • изменить… (по опорной схеме)
  • вывод: если…, то…

Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).

Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.

Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:

Развитие речи. Творческая работа.

Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?

Дети: (разбор по составу).

Учитель: От какого слова произошел?

Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.

Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).

Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.

Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.

Дети: (устно образовывают слова).

Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?

Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.

Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).

Лес просыпается после длинного зимнего сна.
Деревья и кусты освободились от снежного плена.
В весеннюю пору оживает каждое дерево.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
На снежных полянах рыжие пятна-проталины.
Вся природа ожила и засверкала.
Высоким и голубым стало небо.
С каждым днём солнце выше поднимается на небе.
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем.
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге.
Яркое солнце рушит последние снежные крепости.
Кончилось долгое зимнее ненастье.
Спешат домой птицы из дальней зимовки.
Наступили светлые весенние дни.
Лучи солнца съедают последний снег.
Солнечные зайчики весело бегают по полянке.
Всё кругом ожило и засверкало.

Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).

Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.

Уходи, Зима седая! Весна, весна кругом живёт и дышит,
Уж красавицы Весны Весна, весна шумит со всех сторон!.
М. Исаковский
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
А. Майков
Плакала Снегурочка, Славный снег! Какая роскошь.
Зиму провожая. Всё, что осень обожгла,
Шла за ней печальная, Обломала, сокрушила,
Всем в лесу чужая. Ткань густая облекла.
Там, где шла и плакала, Эти светлые покровы
Трогая берёзы, Шиты в мерку, в самый раз,
Выросли подснежники – И чаруют белизною
Снегурочкины слёзы. К серой мгле привыкший глаз.
Т. Белозёров К. Случевский

Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.

Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.

Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.

Источник

Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку

Представлены алгоритмы проверки орфограмм: безударные гласные корня, падежные окончания существитльных, непроизносимых согласных и другие.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы проверки орфограмм по русскому языку»

Алгоритм проверки непроизносимых согласных:

1 -ый шаг: Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?

Е сть: [сн] [зн] Нет : проверять нечего.

2-ой шаг: Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]

или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова,

с лышатся отчетливо.

3-ий шаг: Сравнить проверяемое и проверочные слова.

Сделать вывод. Написать правильно.

Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных:

1 -ый шаг: Какой частью речи является проверяемое слово?

Имя существительное. Другая часть речи.

2 -ой шаг: Ударяемое или безударное окончание?

Б езударное. Ударяемое: проверять не надо.

3-ий шаг: Поставь вопрос к проверяемому существительному; определи падеж, склонение -1,2,3-е.

4 -ый шаг: Подбери проверочное слово того же склонения, в том же падеже, с ударяемым окончанием.

5-ый шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. У них должно быть одинаковое окончание. Напиши. Проверь написанное.

Алгоритм проверки безударной гласной корня:

1-ый шаг: Найди в слове корень.

2 -ой шаг: Есть ли в корне безударный гласный?

3-ий шаг: Измени слово или подбери родственное.

4-ый шаг: Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ:

1 -ый шаг: Есть ли в слове приставка?

Да. Нет: ъ не пишется.

2 -ой шаг: Оканчивается ли она на согласный?

Да. Нет: ъ не пишется.

3 -ий шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?

Да. Нет: ъ не пишется.

Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных:

1 -ый шаг: Проверяемое слово – имя существительное?

Да. Нет: проверь по словарю.

2 -ой шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

Да. Нет: проверь по словарю.

3 -ий шаг: Определи род: женский, мужской.

Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.

Алгоритм проверки парных звонких/глухих согласных на конце слова:

1 -ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п], [ф], [к], [т], [с] или [ш]?

Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно.

2 -ой шаг: Измени слово так чтобы после согласного был гласный.

С лышится звонкий. Слушится глухой.

3-ий шаг: Пиши букву б, в, г, д, з или ш Пиши букву п, ф, к, т, с

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей 2 класса – до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

1-ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Е сли есть – какие они?

а, о, е, я, и – нужно проверить. у, ы – проверять не надо.

2-ой шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.

3-ий шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.

Алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных:

1 -ый шаг: Найди в предложении словосочетание «существительное + прилагательное».

2 -ой шаг: Выдели окончание в прилагательном. Безударное ли оно?

Безударное. Ударяемое: проверять не надо.

3-ий шаг: Определи род и падеж прилагательного по имени существительному.

4 -ый шаг: Особо проверить по родам; выбрать окончание по таблице.

Родительный падеж, Винительный / творительный

Творительный/предложный падежи ж.р.

падежи м и ср. р.

5-ый шаг: Написать в соответствии с проверкой. Проверить написанное.

Источник

Читайте также:  Как научиться выполнять измерения способом рядов
Оцените статью
Разные способы