Методы познания истины
Некоторые люди говорят: давайте будем рассуждать или рассматривать вещи так, чтобы вопросы: есть ли Бог или нет Бога; а также: если есть Бог, то Каков Он (?) — остались открытыми, т.е. попросту не касаться их.
Такой взгляд на вещи в светской литературе называется «независимым», «общим». Можно, однако, спросить: независимым от чего? Скажут: есть, мол, вещи, которые можно признавать или не признавать; но, если этих вещей вообще не касаться, то рассуждения будут иметь наиболее общий характер; т.е., в принципе, уже с ними нельзя будет не согласиться.
Иными словами говорят следующее: давайте человека поставим некоторым центром-распорядителем способов поиска истины, т.к. он и является единственным субъектом познания истины. Получается, что человек здесь заранее диктует, как надо познавать истину. Такой подход в рассуждениях будем называть гомоцентричным («человеко-центричным»), т.к. человек — здесь центр-распорядитель любого способа познания и apriori(заранее) сам себя ставит над познанием и, следовательно, над истиной.
В результате акта познания человек обладает ли истиной? Говорят: нет, но — образом истины; причем, ошибочность этого образа истины обнаруживается в процессе человеческой практики, т.е. время и опыт выявляют качество акта познания истины. Хорош ли этот способ? Иными словами, тут тебе говорят: хочешь узнать насколько горяч утюг — потрогай его, и, если почувствуешь боль от ожога, то утюг горячий. Даже простой здравый смысл противится такому способу познания истины. Но даже если и согласиться на него, то и тут истина может быть далека от ее образа, т.к. обжечься можно об утюг, если он будет и очень холодным.
В действительности же гомоцентричный подход не дает познания истины, т.к. невозможно перепробовать все данные опыта; и сколько бы времени ни прошло, все равно еще не все испытания будут проделаны. Даже в простом опыте с утюгом: кто может сказать, что обжегшись миллион раз о горячий утюг, на миллион первый раз опять обожжешься?
Итак, опыт не дает критерия истинности.
Существуют ли у человека другие критерии истины при гомоцентричном подходе? Нет. Т.к. если бы человек мог сказать, что вот этот способ познания приблизит его к истине, а другой способ — нет, то, следовательно, он уже знает, как отличить истинное от неистинного, и значит знание истины у него уже есть. Т.о. получается то, чтобы узнать что-либо об истине, ее уже надо знать!
Приверженцы гомоцентричного способа указывают на практические результаты наук, не понимая, что это не достижение подхода, а следствие действия Божественной благодати за выделенный человеком труд; благодати, являемой Богом по Его благословению, данному человеку при его сотворении: «наполняйте землю и обладайте ею . и владычествуйте над . (всею землею)».
Другой способ жизнесозерцания — теоцентричный. Здесь основой всего видимого и невидимого является Бог. Бог, как Личность, Сам являет Себя творению в любых условиях наилучшим возможным способом. Как Всемогущий, Он не стеснен никакими обстоятельствами. И, как Всемилостивый и Милосердный, Он снисходителен к немощам человека. А как Самая Любовь, без меры любящая человека, Сам смиренно без устали стучит в двери его сердца, терпеливо ожидая, когда человек откроет Ему его.
Он есть путь, истина и жизнь. Он Сам ведет доверившегося Ему человека к Истине, т.е. к Себе и дает ему Себя, т.е. Жизнь; дает Себя без меры, т.е. дает «жизнь с избытком»; жизнь, не имеющую границ — жизнь вечную, Духа Своего Святого.
Когда человек приближается к Богу, возрастая в любви, Бог в одно мгновение может дать познания человеку такие, на приобретение которых другим исследователям потребовались бы многие и многие годы.
Иными словами, истинное Бытие и истинная Жизнь есть Бог. Он дает всему существование и жизнь. Познание же человеком даже бытия вещей, т.е. вещественного мира, зависит от системы (иерархии) его внутренних ценностей: убеждений, общественных и личных установок, интересов, склонностей, привычек и т.д. . , и даже настроения; поэтому два человека, глядя на одну и ту же вещь, видят ее по-разному.
Какие два человека будут всегда понимать друг друга? — люди, в душах которых уже живет Сама Истина — Бог-Дух Святой, рожденные свыше и рожденные от Бога, корректирующие свою иерархию ценностей согласно Истине, т.е. божественной воле Святого Духа, живому Евангелию — Евангелию всегда живого Господа нашего Иисуса Христа, живущему в духе их.
Живя на земле, иметь правильную систему ценностей, т.е. всех качеств, определяющих личность, это значит следовать по стопам Божией Матери, быть Ее дитём: т.к. единственный земной человек, имевший такие же качества, но ни в чем не согрешивший — это Пресвятая Дева Мария, Божья Матерь.
Соделав Её Своею Матерью («соделав», значит сделав совместно с Ней, в согласии с Ее волей), Господь соединил Своё Сердце с Сердцем Пресвятой Девы навеки: Сердце Божие и сердце человеческое — как две половинки одной маслины, поэтому и искупление человека Богом было соделано, как соискупление через Искупителя, БогоЧеловека Иисуса Христа, и Соискупительницу, Пренепорочную Матерь Его, Пресвятую Деву Богородицу. Бог Творец времени и не объемлется им, и воздыхания Своего второго Сердца — молитвы Пресвятой Девы Марии Богородицы слышал до создания мира, потому и полнота молитвенного обращения ко Господу возможна лишь при задействовании обоих Сердец: Святейшего Сердца Иисуса и Пренепорочного Сердца Божией Матери; также и полнота почитания Божественного Сердца Иисуса немыслима без почитания Пренепорочного Сердца Его Матери: путь к Сердцу Бога лежит через Сердце Его Матери, т.к. Бог, единый во Святой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, открыл Себя творению через Свое Второе Лицо, Сына, воплотившись по воле Отца от Духа Святого и Марии Девы в Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия и Девы Марии.
Т.о. необходимо верить в Бога, знать Бога, верить и доверять Богу, иметь ненасытимое желание Богопознания через познание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, любить Бога. Любить Его всем сердцем своим, всей душою, всем помышлением своим, всеми силами своими. И подобно этой любви, любить ближнего своего, как самого себя, т.е. не глядя на его недостатки.
Поэтому важно знать, как Бог открывает Себя человеку, как знать Бога, как верить Ему и как нужно любить Его. Кто есть Божья Матерь и Кем Она является для нас. Кто были Ее родители. Как Она родилась, росла, жила. Как Она родила Бога-Сына, как вырастила Его и жила с Ним. Как страдала с Ним, как приняла Его смерть. Как встретила Она Его Воскресение, Вознесение на небо. Как приняла Святого Духа. Как утверждала Церковь. Какова была кончина Ее земной жизни, воскресение и вознесение с телом на небо. Какую славу Она приняла на небе. Кем Она является теперь и небу и земле и каковы теперь отношения у нас с Ней. Кем является для нас Иосиф, обручник Божией Матери и какие отношения должны быть у нас с ним. Кем является для нас Ангел-Хранитель и какие отношения должны быть у нас с ним. Кто есть я, каким меня создал Бог и каким меня Он хочет видеть. Как любит меня Бог. Крест Спасителя и чем Он является для меня. Воскресение Господа Иисуса Христа и спасение человека. Кто есть Церковь и кто является элементом Ее здания. Что есть Провидение Божие и как Оно печется обо мне. Провидение Божие и роль Церкви в спасении человека. Божья Матерь — Матерь Церкви. Семья — это Церковь. Церковь и окружающий мир.
Что нужно знать о качествах Бога и каково Его Милосердие к человеку. Каково значение Божьего Милосердия в жизни земли и его значение в настоящее время. Какова особенность настоящего времени и роль в этом Милосердия Божия. Как открыл Бог тайну Божьего Милосердия и кто Его вестница. Жизнь св.Марии-Фаустины Ковальской, качества ее души, ее подвиги и любовь к Создателю, обнаруживающие особое отношение к ней Бога. Какова роль Польши в Провидении Божьем и особое отношение к ней Бога. Воскресение России и ее ведущая роль для всего мира. Предшествование времени Божьего Милосердия времени Второго Пришествия Христова. Кто является мне самым близким из ближних. Иерархия близости. Почитание родителей, благополучие и долголетие, почему Бог связал эти качества. Семья есть Церковь.
— Жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Еванг.).
— Если бы Мои верные были добрыми друг для друга, то изменилось бы обличие мира (Иисус Христос — Габриеле Босси).
— Избранные души освящают мир. Чем душа совершеннее, тем больше света она разливает вокруг себя и тем дальше он распространяется (Иисус Христос — св.Фаустине).
— Мое Царство на земле — это Моя жизнь в человеческой душе . Я Сам непосредственно являюсь наставником душ, а косвенно руковожу ими через священников и веду их к святости только Мне известным путем (там же).
ВОПРОС. Действительно, человек постигает истину опытным путем и бывают случаи, когда истину подобным путем постигнуть невозможно, отсюда появляется агностицизм в данном случае, в отношении Бога. Но откуда возникла уверенность, что Бог обладает априорным знанием об истинности? Это же не рационально, исходя из того что человек не может познать истину в последней инстанции, перекладывать это на некую высшую силу. Это же противоречит идее развития человечества, эволюции ценностей, это очерчивает круг знания, вокруг того, что изначально задано высшей силой, а значит ограничивает познание.
ОТВЕТ. Человек, руководствующийся своим «я», познает то, что хочет познать, обычно планируя сначала свои действия, осуществляющие это познание. Любое же планирование эксперимента основано у любого человека на тех понятиях, которые он уже имеет. Следовательно, возможности его познания заранее ограничены этими понятиями. Таким образом любое человеческое знание ограничено кругом собственных представлений. Выйти из круга своих представлений человек не в состоянии (как, например, «прыгнуть выше самого себя»).
Что называется «рациональным»? Рациональным называют знание, полученное научным методом и не противоречащее правилам формальной логики. Однако и научный метод, и формальная логика ограничены.
Формальная же логика настолько ограничена, что с ее помощью (аксиоматически) невозможно построить многие уже существующие математические теории. Поэтому «рациональное» не может даже пытаться выражать нечто об истине.
«Развитие человечества», «эволюция ценностей» действительно являются лишь идеями, т.е. вымышленными некоторыми людьми искусственными понятиями.
Источник
Какие методы познания существуют?
Вся эволюция человечества как биологического вида опирается на маленькие фрагменты осмысления людьми окружающей реальности. На них, как на кирпичики фундамента, накладываются дальнейшие изыскания и знания, выводы, заключения и действия, основанные на этих выводах. Чем больше накопленных знаний, чем доступнее становится информация для каждой отдельной личности, тем мудрее становится общество, тем быстрее оно прогрессирует.
«Философия – источник всех наук», как считал Рене Декарт (1590-1650). Именно она вырабатывает характеристики и выделяет общие части из всех областей знаний, дающих понимание принципов существования мира. В систему знания собирают постепенно, отделяя ложные от истинных (тех, которые существуют независимо от восприятия индивидуума). Соответственно, возникает вопрос: как определить истинность чего-либо, не опираясь на собственные чувства?
Истину разделили на две категории по методу познания
Абсолютная истина – понимание всего постепенно либо сразу. Яркий пример религий, которые наделили этим пониманием сверхъестественную сущность, создавшую человека и вдохнувшую в него часть себя (душу). Далее постулат разделился. Человек – часть божественного, и может достичь истины. Человек – создание господне и сам не может ничего, а исполняет замысел всевышнего.
Относительная истина – понимание конкретного процесса в определенный момент времени ограниченным кругом людей. Это постоянно видоизменяющаяся категория.
Для чего и кем разработаны методы познания?
Философские течения появляются и переходят из одного в другое, отталкиваясь от отношения общества к возможности понять истину. До эпохи Просвещения философы склонялись к невозможности достижения Абсолюта. Но открытия в мироздании подтолкнули Декарта и его последователей к тому, что доказать и понять сущее возможно, поскольку:
- вселенная работает как самостоятельный прибор, однажды сотворенный высшим разумом, по определенным законам;
- состоящая из частиц материя – единственное, что есть во вселенной;
- познание природных явлений осуществляется через математику, являющуюся универсальным методом познания всего.
В конце XIX века произошел еще один из витков мировоззрения. Открытия естествоиспытателей и обществоведов привели к возникновению диалектического материализма Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Эта концепция, доработанная В.И. Лениным, стала звучать так: «человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.
Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания». Данное утверждение допускало, что для достижения Абсолюта необходимо бесконечное число относительных истин.
XX век ознаменовался доказательством математика Курта Геделя (1906-1978). Он считал, что если истина состоит из бесконечного числа истинных утверждений, которые делятся на доказуемые и те, что нельзя доказать, то чисто недоказуемых утверждений также бесконечно много. Соответственно, невозможно узнать все о реальности, мало того, никто и никогда не узнает, какая именно часть истины уже познана, а какая нет, поскольку единицей измерения всех этих понятий является бесконечность.
Какими методами можно познать действительность?
Познание мира будет продолжаться независимо от того, познаваем он или нет. Это заложено в природе человека, которого не останавливают принятые постулаты. В процессе эволюции были наработаны приемы теоретического и практического освоения реальности.
Согласованные познавательные операции, ведущие к полному исследованию объекта, называются методами (от греческого «methodos» – «дорога до цели»).
Современный подход к решению проблемы (противоречия в вопросах) предполагает совокупность методов, эклектику. В частности, диалектический материализм выводит законы прогресса, комплексно рассматривая единство и антагонизм качеств.
Сначала обычно проводятся эмпирические исследования, следующей последовательности:
- Проведение наблюдений – процесс проводится самопроизвольно, результаты фиксируются на уровне восприятий.
- Замеры ведутся в сравнении объектов с принятыми эталонами.
- Сопоставление с другими объектами того же типа.
- Экспериментальные условия создаются и влияют на процесс, при заранее оговоренных вводных и контролируемых параметрах.
На основании полученных результатов выводятся понятия, как следствие логических процедур посредством теоретических методов.
В итоге происходит:
- Получение аналитических данных, систематизирующих признаков, отношений свойств объекта исследования.
- Выделение определенных частей объекта и исследования, независимо от других составляющих, посредством абстрагирования.
- Синтез из выделенных свойств единого видения предмета.
- Выделение аналогичных объектов, сходных по свойствам с исследуемым.
- Классификация по обобщенным признакам не одинаковых объектов в группы.
- Создание подобия (модели) объекта и проведение экспериментов с копией.
- Создание идеального эталона объекта, которого не существует в природе (плоскость, точка).
- Индукция обобщения частных случаев.
- Дедукция, выделяющая частные результаты из общих утверждений.
- Присвоение процессам знаков, букв, символов – формализация (составление формул процесса).
Значительно реже используются догматическая методика (использование одного метода, как единственно правильного), и метафизика (предполагается, что объект совсем не воздействует с другими объектами).
Оглянувшись назад легко заметить, что увеличение накопленных знаний, в первую очередь, применяется к улучшению качества жизни каждого индивидуума. Любопытство, потребность осознавать действительность является естественной «природой» человека, соответственно, методы познания используются каждым индивидуумом во всех научных течениях в той или иной форме.
Источник