Три способа обозначения звука й

Три способа обозначения звука й

Обозначение звука [й’] на письме

Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться согласной буквой Й «и краткое»:

в середине перед согласным звуком

Звук [ Й ‘] обозначается

буквой Й

Й ОД

Й ОГ

Й ОГУРТ

ЛЕ Й КА

ЧА Й НИК

ЗА Й КА

МА Й

ЧА Й

СМЕЛЫ Й

Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться гласными буквами Е , Ё , Ю , Я ( И ).

В начале слова, после гласного, а также после разделительных ь и ъ знаков

Е , Ё , Ю , Я ( И ) обозначают два звука.

ь и ъ знаков

Е =[ й ’ э ]

Е НОТ

[ й ‘ э ]нот

ИГР АЕ Т игр а [ йэ

АТЕЛЬ Е атель[ й ‘ э ]

ПОДЪ Е ЗД подъ[ йэ ]зд

Ё =[ й ’ о ]

Ё ЛКА [ й ‘ о ]лка

П О Ё Т

п о [ йо

ВЬ Ё Т вь[ йо

ПОДЪЁМ подъ[ йо

Ю =[ й ’ у ]

Ю ЛА [ й ‘ у ]ла

ЗН АЮ Т

зн а [ й ‘ у

ЛЬ Ю Т ль[ й ‘ у

ПРЕДЪ Ю БИЛЕЙНЫЙ предъ[ й ‘ у ]билейный

Я =[ й ’ а ]

Я МА [ й ‘ а ]ма

КАК А Я

как а [ й ‘ а ]

ЛАДЬ Я ладь[ йа]

ОБЪ Я ВЛЕНИЕ объ[ й ‘ а ]вление

И = [ й ’ и ]

нет

нет

ЛИ́СЬ И лись[ й ‘ и ]

ПТИ́ЧЬ И птичь[ й ‘ и ]

Источник

Урок по русскому языку во 2 классе «За какими буквами прячется звук [й’]?»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс (УМК «Гармония»)

Преподаватель: Тихомирова Людмила Владимировна

Тема: За какими буквами прячется звук [й’]?

Цель: узнать, третий способ обозначения звук [й’]

1) выявить функцию разделительных знаков (ь и ь)

2) тренировать в обозначении звука [й’] буквами Ъ и Ь.

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательное учреждение – МКОУ Заволжский лицей, г. Заволжск Ивановской области

ТСО: проектор, экран, компьютер

презентация (среда POWER POINT);

учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;

Тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;

Мотивация к учебной деятельности

«Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 1

— Посмотрите, к нам на урок пришли гости. Какое настроение у улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается)

Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу.

— Пожелайте друг другу удачи. В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— С чего начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

— Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й’])

— Посмотрите, что принесли наши друзья. (эталон) Все ли в порядке с эталоном? (нет)

— Да, части эталона вчерашнего урока рассыпались.

Учитель раздает разрезанные карточки – Приложение

— А ведь они нам сегодня понадобятся. Интересно, а вы сами сможете правильно составить эталон? (Да.)

— Я предлагаю поработать в парах.

Учащиеся работают 1-2 минуту.

— Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Проверьте по образцу.

Учитель открывает образец Слайд 2

— Кто из вас ошибся? В чём ошибка?

Учитель организует обсуждение ошибок.

— Кто выполнил задание правильно, сделайте вывод. (Мы хорошо знаем правила два правила обозначения звука [й’])

— Расскажите, как же звук [й’] обозначается буквами?

Докажите примерами, можно из домашнего упражнения.

— Обобщите, что мы повторили.

3. Задание для пробного действия.

— Между нашими друзьями возник спор. Они решили написать слово «деревья». Посмотрите, что у них получилось. Слайд 3

— Вам надо определить, в каком случае слово написано верно. Запишите на планшете, какой вариант вы выбираете.

— Кто может доказать, что выбрал правильное написание слова? В чем наше затруднение?

3. Выявление причины затруднения

— Какое задание вы выполняли?

— Почему у вас возникло затруднение? (мы не знаем, как правильно записать слово «деревья)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую цель перед собой поставите? (Узнать, какой еще есть способ обозначения звука [й’])

— Сформулируйте тему урока.

Учитель записывает тему на доске.

5. Реализация построенного проекта.

— Каким способом обозначен звук [й’]: первым или вторым? (ни первым, ни вторым)

Давайте разберемся. Откройте тетрадь-задачник, упр. 66 Запишите значками звуков последний слог, который получился у Тома. (слайд 4 анимация 1). Рядом – каким должен быть слог. Какой звук пропал?

— Открою вам секрет, как пишется это слово? Учитель показывает. (слайд 4 анимация 2).

— Какие две буквы понадобились для обозначения звука [й’]? (ь и я) Что это за способ обозначения звука [й’]?

Знакомство с новым способом обозначения звука [й’]

— Продолжаем работать в тетради-задачнике, упр. 67. Слайд 5

— Прочитайте звуковые записи. Поставьте вопросы к этим словам. Что они называют?

— Посмотрите, как эти слова записаны. Все ли звуки обозначены?

— Какой звук пропал? Между какими звуками он находится?

— Обратите внимание авторы подсказывают нам, как надо записать слова вьюн и съем.

— Какие помощники понадобились буквам Ю, Е, чтобы обозначить звук [й’]?

— Давайте исправим ошибки Пчелки и рядом запишем слова правильно.

— Сделаем вывод: как еще может быть обозначен звук [й’]?

— Упр. 69. Впишите нужные значки.

— Когда будем пользоваться при письме этим способом обозначения звука [й’]? Прочитайте алгоритм рассуждения обозначения звука [й’] буквами. Слайд 6

— Докажите, что вы выполнили поставленную цель. Скажите, какой результат у вас получился? (мы составили эталон)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте потренируемся выбирать способ обозначения звука [й’]. Для этого вспомните все способы. Слайд 7.

Откройте учебник, упр. 70. Слайд 8.

— Прочитайте слова в красных рамочках. Что общего в их звучании? (звук [й’])

— Каким способом передан звук [й’] в этих словах? (Третьим: ь или ъ
вместе с буквами е, ё, ю, я, и.) Докажите.

— Давайте попробуем прочитать слова без Ъ или Ь знаков. (переход по управляющей кнопке , затем возврат)

— Запишите слова в два столбика: с Ь и Ъ.

7. Включение в систему знаний.

— Прочитайте вопрос, который задает Улитка. Слайд 10

— Получить полный ответ на этот вопрос мы сможем в конце учебного года. Но некоторые наблюдения сделаем сейчас. Перечитайте записанные слова и скажите, какой из знаков: ь или ъ — ни разу не встретился на конце слова, (ъ)

Да, ъ никогда не пишется на конце слова. Проверим наши выводы.

Прочитаем хором совет авторов в голубой рамке на с. 34. Что нового узнали из совета?

Проговаривание вывода с помощью схем Слайд 10, анимация

8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

— А теперь проверьте свою работу. Слайд 11

— У кого были ошибки? Поставьте на полях «?» Слайд 11, анимация 1

— Какую цель перед собой поставите?

— У кого не было ошибок? Поставьте «+» Слайд 11, анимация 2

Учитель записывает на доске количество человек, выполнивших самостоятельную работу без ошибок и с ошибками.

— Давайте разберем, почему выбрали в первой строчке Ь? а во второй два знака?

Объясняются все слова

Слайд 12 (при наведении курсора на знак вопроса, появляется ладошка,

щелкнув – нужный знак)

— Улитка предлагает нам запомнить, как пишутся три слова Слайд 12, анимация 3

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Вы достигли этой цели?

— Какой ещё способ обозначения звука [й’] вы знаете?

— Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха». Слайд 13

— Расскажите, от чего зависит, на какую ступеньку вы себя поставите.

Учитель проводит рефлексию оценивания, делает вывод о работе класса в целом.

Источник

Урок русского языка по теме: «Способы обозначения звука [й,] на письме».

Урок русского языка.

Тема: «Способы обозначения звука [й , ] на письме».

В результате изучения данной темы учащиеся научатся:

— применять ранее открытый способ буквенного обозначения звука [й], обосновывать свой выбор;

-определять цель учебной деятельности;

-составлять план выполнения учебных заданий;

-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;

-проводить сравнения, делать выводы;

-составлять, понимать, объяснять план действий с конкретным заданием.

-использовать простые речевые средства для общения на уроке;

-участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;

-отвечать на вопросы учителя;

-наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

У учащихся будут сформированы:

-навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;

-основы мотивации учебной деятельности;

-стремление к активному участию в различных видах деятельности;

-внутренняя позиция школьника.

— Учебник Русский язык В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, рабочая тетрадь Л.И.Тимченко.

— Карточки для парной, групповой работы

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о работе гласных букв

На доске домик – для гласных букв.

Алеша и Маша приготовили вас такое задание.

Заселите буквы гласных звуков в домик. Каждую букву в свой подъезд.

Работаем в группах.

Обсудите задание и определите, кто будет отвечать.

4 группы (каждая заселяет по 2-3 буквы). Дети оценивают работу товарищей.

-Объясните, почему именно так распределили буквы?

-Выберите схему, которая рассказывает о работе букв 1 ряда, 2 ряда.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи.

А) Создание проблемной ситуации.

Цель : заинтересовать учащихся новым исследованием, развивать способности.

Маша и Алеша рассказали Сам Самычу о работе гласных букв, робот взял ручку и записал в своей тетради: (открываю запись на доске)

Йуля пьйот тёплойэ молоко.

Сам Самыч был так доволен собой.

– Спасибо вам, ребята, что научили меня письму.
– Да, уж, научили, так научили. – растерянно сказала Маша, глядя в тетрадь Сам Самыча.

А вы, ребята, согласны с такой записью слов. Какие слова робот записал неправильно? О чем еще надо рассказать роботу, чтобы он не допускал ошибок?

Есть разные способы обозначения звука [й , ] на письме.

Предмет нашего исследования-способы обозначения звука

Цель нашего урока- умение обозначать звук [й , ] .

-От чего зависит способ обозначения звука [й , ].

Б) Практическая реализация учебной задачи

Цель: развивать умение применять ранее открытые способ буквенного обозначения звука [й], учить обосновывать свой выбор.

Работа в группах (дети получают задание на карточках+ набор карточек на доску).

Один человек работает с ЭОР.

-Чем похожи слова?

Проверим, как вы умеете определять позицию звука , ] в слове.

1 группа выберите слова к схеме (звук , ] в начале слова)

2 группа выберите слова к схеме (звук , ] в конце слова)

3 группа выберите слова к схеме (звук , ] после согласного)

4 группа выберите слова к схеме (звук , ] между гласными)

Представители групп защищают свои работы.

Какими еще буквами обозначается звук , ] (разбор каждой конкретной позиции).

Проверка индивидуальной работы.

А какие слово из высказывания Сам Самыча подходит к этой схеме?

Схемы помещаем на Лестницу знаний.

Запишем слова буквами.

А теперь исправим ошибки в высказывании Сам Самыча.

-Какие еще орфограммы есть в этом высказывании.

Выделяем. Читаем орфографически.

В) Письмо по памяти. Взаимопроверка. Оценочная линейка.

Г) Работаем в парах.

Найдите слова, в которых звук [й , ] обозначен одним и тем же способом.

Соедини эти слова стрелкой.

-От чего зависит способ обозначения звука [й , ] в слове?

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас.

А) Работа по учебнику стр.38

Подчеркните буквы, в которых есть звук [й , ].

Один человек работает за компьютером.

Проверка со слайда.

-За какими буквами может прятаться звук [й’] ?

-Научили мы робота обозначать звук [й’]?

Б) Оценка результатов деятельности.

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

Умею обозначать мягкость и твёрдость согласных на письме с помощью гласных букв

Умею обозначать звук [й’] на письме в разных позициях.

— Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

— Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?

— Чему каждый из вас сегодня научился?

-Научили мы робота обозначать звук [й’]?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В результате изучения данной темы учащиеся научатся:

— применять ранее открытый способ буквенного обозначения звука [й], обосновывать свой выбор;

-определять цель учебной деятельности;

-составлять план выполнения учебных заданий;

-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;

-проводить сравнения, делать выводы;

-составлять, понимать, объяснять план действий с конкретным заданием.

-использовать простые речевые средства для общения на уроке;

-участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;

-отвечать на вопросы учителя;

-наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

У учащихся будут сформированы:

-навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;

-основы мотивации учебной деятельности;

-стремление к активному участию в различных видах деятельности;

-внутренняя позиция школьника.

— Учебник Русский язык В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, рабочая тетрадь Л.И.Тимченко.

— Карточки для парной, групповой работы

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Номер материала: 264736

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Современные способы переработки промышленных отходов кратко
Оцените статью
Разные способы