Три способа обогащения история 7 класс

Урок в 7-м классе: «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели и задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о методах и формах накопления капитала в Западной Европе в XV-XVI веках, тем самым показать перемены, происходящие в образе жизни европейцев раннего нового времени
  • Умение анализировать информационный материал в поисках решения исторической задачи
  • Развивать коммуникативные навыки и творческий подход в реализации задания
  • Основной терминологический материал: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.

    Оборудование урока: учебник «Новая История. 1500-1800» — Юдовская А.Я. и др., «Просвещение»

    Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

    Виды ученической деятельности: вопросно-ответная деятельность, выдвижение гипотез, формулирование выводов, самостоятельная работа.

    I. ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА ЦЕН

    Великие географические открытия способствовали обогащению европейцев — драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они обнаружили обратную отрицательную сторону лёгкого и быстрого обогащения.

    Пришлось европейцам думать, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой — НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ.

    Место, где деньги работают вам всем хорошо известно — это РЫНОК:

    В любом городе мира с давних времён существует место, куда люди приходят ежедневно. Каждый из них занимается своим ремеслом — кто-то хлебороб, кто-то сапожник, кто-то пекарь, кто-то животновод и т.д. Все они в совершенстве знают своё дело, но нуждаются в том, что делает другой. Поэтому встречаются и обмениваются плодами своего труда, превращаясь в продавцов и покупателей. Между ними возникают жаркие споры, каждый доказывает, что его товар самый лучший и заслуживает наибольшего вознаграждения. В конечном итоге торг завершается сделкой — в обмен на свой товар они получают —

    Сделайте самостоятельный вывод о том, что собой представляет рынок (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ)

    II. ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ

    Первоначально именно с помощью рынка европейцы заставляли работать деньги. Все, кто приходил на рынок и хотел вернуться домой с прибылью

    вели бойкую торговлю под лозунгом «КУПИТЬ ПОДЕШЕВЛЕ — ПРОДАТЬ ПОДОРОЖЕ». Но не у всех это получалось хорошо. Многие так и оставались продавцами розничной или мелкооптовой торговли, но были и удачливые предприниматели, для которых торговля стала дорогой к сказочным богатствам.

    (зачитывается отрывок «Век Фуггеров»)

    Назовите способы, с помощью которых Фуггеры добились такого могущества (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ в тетради)

    какими новыми формами пользовались предприимчивые дельцы для максимального извлечения прибыли

    (ответ записывается в тетради на основе рассказов учащихся — проверка д/з)

    ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ

    торговля ростовщичество производство
    Торговые компании

    Биржи Банки Мануфактуры

    III. ЭПОХА КАПИТАЛИЗМА

    (формулируются выводы в форме схемы на основе текста, который учитель читает, а учащиеся вставляют необходимые по смыслу слова)

    Таким образом, предприимчивые европейцы нашли выход из той ситуации, когда Великие географические открытия спровоцировали в Западной Европе РОСТ ЦЕН.

    Они заставили работать ДЕНЬГИ и, работая, в торговле, в банке или на мануфактуре, ДЕНЬГИ превратились в КАПИТАЛ

    С появление и активным развитием капитала в жизни европейцев происходят важные перемены, в корне меняющие их образ жизни — их желания и направленность действий. Если раньше они трудились, чтобы накопить как можно больше богатства (денег), то теперь они стремились найти выгодное им применение. Хранить деньги в сундуках стало бессмысленным разорительным делом. Для благополучия и процветания необходимо было найти прибыльный способ обогащения. Так в Западной Европе в XV-XVI веках наступает НОВОЕ ВРЕМЯ или эпоха КАПИТАЛИЗМА

    IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Составить исторический кроссворд из новых слов-терминов: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.

    Мини-эссе на тему «Если бы у меня был капитал:» (устный вариант ответа)

    Источник

    Урок истории для 7 класса на тему «Дух предпринимательства преобразует экономику» (с конспектом параграфа)

    Урок 7. Дух предпринимательства преобразует экономику

    Особенности и значение темы. Изучение нового материала в значительной степени строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья, представлений, почерпнутых из художественной литературы, ранее изученных вопросов Новой истории. Работа над понятиями заключается не только во введении новых понятий, но и в углублении, уточнении или коррекции уже известных и употребляемых в быту понятий и терминов (ремесленник, рынок).

    Планируемые результаты изучения материала

    » осознавать ценности рыночной экономики; критически воспринимать их.

    составлять план текста;

    решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

    сравнивать явления и процессы;

    извлекать информацию из письменных и визуальных источников;

    представлять текстовую информацию в форме таблицы.

    определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении познавательных заданий: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство, капиталист предприниматель, наёмные работники, торговая компания;

    раскрывать исторический путь формирования экономики современного общества и сущность капиталистического производства;

    объяснять причины возникновения мануфактур;

    сравнивать рынки и банки в Средние века и в раннее Новое время, мастерскую ремесленника и мануфактуру;

    характеризовать положительные и отрицательные последствия развития рыночных отношений.

    Межпредметные связи. Обществознание (рыночная экономика, вопросы финансовой грамотности).

    Внутрикурсовые связи. История Средних веков (особенности традиционной экономики, средневековый цех, мастерская ремесленника).

    Возможная личностно значимая проблема. Почему современный человек должен хорошо осознавать смысл экономических проблем? Насколько важно обладать финансовой грамотностью в современном мире?

    Варианты проблемных и познавательных заданий.

    Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? 2. Какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества?

    Проектные и исследовательские задания:

    Как и почему мануфактурное производство повышает производительность труда? (Результат — аналитическая справка.)

    Основные понятия и термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство, капиталистпредприниматель, наёмные работники, торговая компания.

    Дополнительные источники информации :

    Литература: Д. Дефо. Робинзон Крузо; Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта+, 1995. — Т. 1. — С. 293—297.

    Новое в торговле.

    Развитие мировой торговли.

    Мануфактура — предприятие нового типа.

    Разбор опережающих вопросов, представленных в начале параграфа даёт возможность актуализировать информацию, известную учащимся из курса истории Средних веков, и показать связи изучаемого материала с современностью. Обобщив ответы учащихся, учитель даёт познавательные задания, которые надо выполнить в ходе урока.

    Первые три пункта плана урока, как правило, не вызывают затруднений у учащихся. При их разборе уместен рассказ учителя, обращение к рисункам учебника, позволяющим создать конкретный образ изучаемой эпохи. Рассказывая о развитии торговли, учитель акцентирует внимание учащихся на том, что, как и в эпоху Средневековья, она способствовала обогащению городов. Городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вёл свои дела нечестным образом. Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведённой мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нём мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определённую плату они разрешали приезжим купцам сверить свои меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. С ростом торговли распространилась практика клеймения гирь, а также приборов для измерения длины и объёма. Какиелибо обманы с мерами и весами приносили экономический ущерб: пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.

    Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало строгому наказанию — штрафу или полному запрету торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV— XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к похожему на колодезного журавля сооружению, установленному на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного недовеса. Более полное представление о купеческих монополиях может дать знакомство с источником. Желательно сделать копии текста и раздать учащимся.

    Ф. Бродель. Игры обмена. Фрагмент

    Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более ёмкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12кратной годовой потребности Соединённых провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино. шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку. Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперёд, поместить на склад и дожидаться повышения цены. Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов. (Бродель Ф. Игры обмена. — М.: Прогресс, 1988. — С. 412—413.)

    Вопросы: 1. Какой термин в современном мире обозначает рынок, на котором господствует один продавец? (В случае затруднения учитель напоминает понятие «монополия».) 2. Как в тексте охарактеризована экономическая власть средневековых «держателей рынка»? 3. Что влияло на формирование рыночных цен в Амстердаме?

    Четвёртый пункт плана раскрывает проблему формирования капитализма. Выясняя причины перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система перестала удовлетворять общество?

    Рассказав о создании крупных предприятий, учитель объясняет понятие «капитал». Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому важно избежать ошибки: не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения нужно продолжить работу над ним и на последующих уроках. Рассказав о создании мануфактур, учитель вводит понятия: капиталистпредприниматель, наёмные работники, мануфактура. С помощью дополнительных источников можно обратиться к учебным картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура» и на основе визуальных образов сравнить две формы промышленных предприятий.

    Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы (см. учебник).

    В заключение учитель предлагает учащимся прочитать вывод в конце параграфа и переходит к разбору познавательных заданий, данных в начале урока.

    § 4. Дух предпринимательства преобразует экономику.

    Чем занимались и как жили крестьяне в эпоху Средневековья? Какие слои населения жили в городах? Чем они занимались? Что собой представляли торговля и банковское дело в Западной Европе? Почему цехи стали тормозом в развитии производства?

    XV—XVI вв. в городах Западной Европы благодаря внутренней и международной торговле, банковскому делу в руках купцов и банкиров накапливались большие состояния. Всё больше становилось людей, охваченных духом предпринимательства. Приток драгоценных металлов и товаров из Нового Света и Индии создал благоприятные условия для развития рыночной экономики.

    Новое в торговле. Представьте себе городской рынок в XVI в. Это площадь, которую почти полностью занимают торговые ряды. Здесь толпы носильщиков, возчиков и метельщиков, зарабатывающих на жизнь подсобной работой. Покупатели — крестьяне, зажиточные горожанки, служанки. А вот и сборщики рыночных пошлин. На рынке каждый, богат он или беден, мог найти товар по своим средствам. На прилавках выложены куски масла, сыра, рыба, дичь, мясо, груды овощей и фруктов. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лён, домотканые холсты. Если прежде рынки были открыты два раза в неделю, то по мере роста городов они стали работать ежедневно.

    О том, какое место занимал рынок в жизни горожан, говорят сложившиеся тогда пословицы: «Всё продаётся на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести», «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». К XVII в. относится строительство в Европе крытых рынков. Самые большие из них были построены городскими властями в Лондоне и Париже.

    С рынками соперничали лавки, располагавшиеся зачастую на первых этажах городских домов. Чем эти лавки отличались от средневековых? Не ремесленники продавали в них свои изделия, а профессиональные торговцы. Современники отмечали, что лавки «завоёвывают мир», «пожирают города».

    Активно практиковалась и торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах всех крупных европейских городов. Они суетились на площади Святого Марка в Венеции, у Нового моста в Париже, в Кёльне, Риме, Лондоне. Их крики были слышны издалека: предлагали хлеб, зелень, апельсины и многое другое.

    Солидная публика относилась к таким торговцам подозрительно, считая их бродягами. А зря! В один прекрасный день такой разносчик, пересчитав накопленные денежки, покупал или арендовал лавку.

    Развитие мировой торговли. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. По словам англичан, в XVI в. «Антверпен поглотил торговлю других городов». В его гаванях ежедневно разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары.

    Риск, сопутствовавший участию в заморской торговле, заставлял купцов объединяться в торговые компании, их число росло с поразительной быстротой.

    Вначале такая компания была семейным товариществом, в которое входили близкие родственники, делившие между собой всё — труд, риск, деньги. Затем компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд. Члены компании отвечали за результаты её деятельности своим имуществом.

    Некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию. В XVII в. таких монополий больше всего было в Голландии и Англии. В 1600 г. в Англии была создана ОстИндская компания, владевшая исключительным правом ввозить в страну перец, что позволило ей в 1607 г. выплатить своим членам 500 % прибыли на вложенный капитал. Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне вплоть до короля — все были охвачены духом предпринимательства и стремились стать пайщиками какойлибо компании. В XVII в. английские торговые компании распространяют своё влияние на все страны, всё более внедряются в Индию и Америку.

    Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные состояния. 11 |—| !—Г1 1 , . .

    Биржи и банки. К XVII в. почти каждый торговый город имел свою биржу — место, где могли встречаться для совершения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики. На бирже заключались сделки с большим количеством товаров и денег, при этом товары предъявлялись только в образцах, а деньги могли заменяться ценными бумагами — долговыми расписками.

    Большое и красивое здание биржи построил недалеко от порта городской совет Антверпена. Надпись на доме гласила: «На пользу купцов всех наций и языков». «В антверпенской бирже слышался смутный говор всех наречий, виделась пёстрая смесь всех костюмов — словом, антверпенская биржа казалась малым миром, в котором соединялись все части большого», — писал современник.

    Каждый купец считал своим долгом ежедневно до полудня побывать на бирже, где можно было заключить выгодную сделку, а из вывешенных объявлений узнать о прибытии и отплытии торговых судов. Не придёт солидный купец на биржу — поползут слухи о плохом состоянии его дел.

    Частыми были случаи, когда на биржевых спекуляциях одни обогащались, а другие разорялись. Современник писал: «Сельдь продавали загодя к определённой дате, ещё до того, как она была поймана, зерно и прочие товары — до того, как зерно созрело и товары были получены».

    Биржи способствовали росту международной и оптовой торговли, влияли на установление цен на товары и курс денег.

    Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После Великих географических открытий с увеличением притока в Европу золота и серебра, с развитием мировой торговли их деятельность расширяется, банки богатеют. Наряду с частными создаются и государственные банки, например Амстердамский и Английский. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государствам. Банковское дело требовало осторожности и сопровождалось большим риском. Когда в 1789 г. во Франции произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.

    Развитие в XVI—XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.Мануфактура — предприятие нового типа. С развитием международной торговли, ростом населения в заокеанских колониях, с притоком золота и серебра из Нового Света в Европе увеличивается спрос на изделия ремёсел. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Вы помните, что размеры мастерской, число работающих в ней подмастерьев и учеников, количество и качество изделий строго оговаривались цеховыми уставами. Эти ограничения в XVI в. стали помехой в развитии промышленности. Нужда в крупных предприятиях год от года увеличивалась, и они возникли, поскольку для этого появились необходимые условия.

    Некоторые богатые предприимчивые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имевшиеся у них средства в производство изделий, пользовавшихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли, — это капитал (от лат. capitalis — главный).

    В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники и подмастерья искали дополнительного приработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В этих условиях и создаются предприятия нового типа. Как же они работали?

    Богатый купец, приобретя большое количество шерсти (раз купил много — получил скидку), едет в деревню и раздаёт сырьё деревенским ремесленникам и крестьянам. Они договариваются о цене и сроках, когда он приедет взять готовую пряжу. Та же история повторяется дальше — теперь купец раздаёт пряжу ткачам и приезжает за готовым сукном.

    Это может повторяться столько раз, сколько операций потребуется произвести, чтобы получить готовый товар. Так купец становится капиталистом предпринимателем, и на него работают наёмные работники, в которых превратились крестьяне и ремесленники. В условиях господства ручного труда предприятие нового типа получило название мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изделие).

    Если работники трудились у себя на дому, то такая мануфактура получала название рассеянная. Если работники разных специальностей находились в одном помещении, под одной крышей, то такая мануфактура называлась централизованная. В XVI—XVII вв. преобладала рассеянная мануфактура.

    Почему мануфактура была предприятием нового типа? Главное её отличие от ремесленных мастерских — ра ЯДА пение труда^ Каждый работник специализировался на какойлибо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность труда (выпускать больше продукции в единицу времени). Кроме того, от мастерской средневекового ремесленника мануфактура отличалась и своей величиной — на ней трудились десятки, а то и сотни наёмных работников. В первую очередь и наиболее успешно мануфактуры развивались в новых областях экономики, где не было цеховых ограничений.

    В XVII в. новые формы хозяйства активно развивались в Англии, Нидерландах. Были они и во Франции, где прежде всего распространились на производство стекла, сахара, бумаги, шёлка, сукна.

    В Англии мануфактурное производство преобладало в сукноделии. Известен, например, суконщик Томас Рейнольдс из Колчестера, снабжавший сырьём на дому 400 прядильщиц, 52 ткача, 33 ремесленника других специальностей.

    Следует добавить, что создание мануфактур с разделением труда свело роль работника к выполнению простых однообразных операций. Через столетие это позволит наблюдательным механикам изобрести машины, заменяющие труд людей.

    1. Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на небольшие производственные операции. Разделение труда позволяет повысить его производительность. Произведённые товары поступают на рынок. Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общественного строя, основанного на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наёмного труда.Составьте план по теме «Развитие торговли в XVIXVII вв.» (не забудьте выделить новшества, которые отличают этот период от предшествующего).

    2. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания торговых компаний, крупных банков и бирж? 3. Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур. 4. Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника. Какие особенности мануфактурного производства позволяют назвать мануфактуру предприятием нового типа?

    1. Составьте рассказ на одну из тем: «Покупатели и продавцы на рынке», Э «Купцы на бирже». При подготовке рассказа используйте иллюстрации учебника. 2. Обсудите в классе, как вы понимаете выражения: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке», «На бирже можно было купить и продать ветер». 3. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма?

    Источник

    Читайте также:  По способу изготовления технологии искусственные коронки
    Оцените статью
    Разные способы