Три современные профессии объясни такими же способами

Три современные профессии объясни такими же способами

В настоящий словарь включили названия новых профессий, определили значение и подобрали русскоязычный аналог к некоторым словам.

Необычность этого словаря заключается в том, что наименования лиц по роду профессиональной деятельности объединены в группы, предложенные в классификации Е. А. Климова.

«Человек — техника»

Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью: заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, “привязывает” проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект – например, большое офисное здание.

Клинер (уборщик) – специалист по уборке помещений.

Ландшафтный архитектор — специалист, способный благоустроить любое открытое пространство, где должны быть зеленые насаждения.

Нанотехнолог — специалист, который занимается научными исследованиями на атомном и молекулярном уровне, создает новые виды материалов.

Системный администратор — сотрудник, который отвечает за адекватную работу компьютеров и сетей. Системные администраторы устанавливают права доступа к различным ресурсам внутренней сети (принтерам, сканерам и т. п. ) и к интернету, а также правила работы с ними. На системном администраторе лежит задача обеспечения информационной безопасности компании.

Сценарист компьютерных игр — специалист, который придумывает сюжеты ролевых игр и стратегий, описывает приключения в квестах.

«Человек – человек»

Ассистент – помощник, чаще определяется в качестве личного помощника, не только организует работу руководителя фирмы, но выступает как своеобразный посредник, ведет напрямую переговоры от имени лица, которое представляет, решает практические вопросы, касающиеся его сферы знаний.

Брокер — посредник при заключении сделок на биржах, действует от имени и за счет клиентов.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование, опрос, в том числе для социологических и других социальных исследований.

Коммивояжер — разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца).

Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании (обычно топ-менеджер): повышает их производительность и эффективность, помогает развитию способностей осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека.

Логистик – менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками, занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями, осуществляет контроль приема-сдачи грузов.

Маркетолог (исследователь рынка) — сотрудник, занимающийся проблемами производства и сбыта продукции

Мерчендайзер – специалист по продвижению продукции в розничной торговле.

Менеджер (управляющий) — руководитель компании, предприятия, банка и т. п.

Промоутер – представитель компании по сбыту: поддерживает имидж фирмы, продвигает для продажи все производимые фирмой товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара.

Сомелье — это лицо, отвечающий за карту напитков в ресторане или на дегустации, дающий советы по выбору вин и сервировке; он участвует в процессе обслуживания от подачи вина до момента, когда гости покидают зал.

Специалист по связям с общественностью – специалист, работающий в сфере производства и крупной торговли: поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение проектов фирмы, за работу со средствами массовой информации, за поддержание связей с общественностью.

Супервайзер – лицо, занимающееся разработкой маршрутов, осуществляющее наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.

Трейдер (торговец) — торговец оптовыми партиями товара или ценными бумагами.

«Человек – природа»

Биоинженер – специалист, который занимается получением генетически модифицированных растений, животных и микроорганизмов с нужными признаками и свойствами.

Грумер — это специалист по уходу за собаками и кошками.

Эколог – специалист в области экологии

«Человек – знак»

Актуарий — специалист в области страховой математики, разрабатывающий методику исчисления страховых тарифов.

Андеррайтер — специалист, который занимается составление, проверкой и визированием договоров, подготовкой заключений по рискам и убыткам

Аудитор — квалифицированный бухгалтер, контролирующий состояние счетов бизнеса или организации

Медиабайер – лицо, занимающееся скупкой рекламных площадей на щитах и городском транспорте, на интернет-сайтах и в кинофильмах, на газетных и журнальных полосах, закупает время на телеканалах.

Специалист по информационной безопасности – специалист, создающий системы защиты телекоммуникационных систем для конкретных предприятий, защиты локальной компьютерной сети от вирусных атак или взлома хакеров

Тестировщик программного обеспечения – специалист, выискивающий ошибки программистов.

«Человек – художественный образ»

Аниматор — художник, занимающийся созданием анимации; артист на различных мероприятиях.

Брейдер — человек, который профессионально занимается плетением (косы).

Веб — дизайнер – специалист, занимающийся художественно-проектной деятельностью, направленной на создание и обеспечение удобства использования веб — ресурсов.

Имиджмейкер — специалист-психолог, разрабатывающий стратегию и технику эффективного формирования образа (имиджа) артиста, общественного или государственного деятеля в целях повышения его репутации, влиятельности и популярности.

Копирайтер – лицо, создающий сжатый текст или слоган для рекламного объявления, материал для статьи, заметки, книги, публикации.

ТВ – байеры — выбирают из коллекций известных дизайнеров те вещи, которые затем появляются в модных бутиках.

Исследование показало, что 64 % опрошенных назвали следующие новые профессии: копирайтер, веб – дизайнер, риелтор, брокер, специалист по связям с общественностью, промоутер, менеджер. 36 % респондентов о новых профессиях никогда не слышали. Наибольший интерес вызвали профессии: копирайтер, менеджер, системный администратор.

Лексика современного русского языка пополняется названиями новых профессий, заимствованными из западноевропейских языков. Большинство новых слов, обозначающих наименования лиц по роду профессиональной деятельности, взяты из английского языка.

Основной способ заимствования — калькирование.

Мы заметили, что и внутриязыковые, и внеязыковые причины влияют на процесс заимствования: развитие сферы управления (менеджер), торговли (брокер), информационных технологий (веб – дизайнер), экономия языка (риелтор — специалист по продаже недвижимости), дань моде (секьюрити – охранник).

В Толковый словарь профессий XXI века состоит из 35 слов. Больше всего слов оказалось в группе «Человек – человек».

Что касается ВУЗов, то в ближайшем будущем будет сделан акцент на профессии в следующих областях: нанотехнологии, физика в биологии и медицине, экология и природопользование, русский язык, информационная безопасность и бизнес – информатика.

Источник

Три современные профессии объясни такими же способами

АКВИЗИТОР Сотрудник или агент транспортных или страховых предприятий, в обязанности которого входит привлечение новых грузов или страхований.

АНАЛИТИК – производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюнктурной информации, составление обзоров и прогнозов в различных сферах трудовой деятельности.

АНДЕРРАЙТЕР – (в буквальном переводе с нем. – «подписчик»): 1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам; 2) в страховании — лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска. Андеррайтер отвечает за формирование страхового портфеля. Двое или больше андеррайтеров часто образуют биддинг-синдикат с целью представить предложение на гарантию размещения нового выпуска муниципальных ценных бумаг.

АУДИТОР Лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предприятием, фирмой провести проверку его отчетности и финансового положения. Дает оценку степени риска и эффективности предполагаемых операций.

БАЙЕР – специалисты, которые занимаются отбором и закупкой дизайнерских коллекций для бутиков и розничных магазинов. Их роль в индустрии моды велика – именно они отбирают наиболее удачные и коммерческие идеи дизайнеров, определяя ту моду, которая выходит на улицы. В основе их работы – прогноз предпочтений покупателей, при этом подходы к подбору коллекций зависят от позиционирования бутика или магазина и ориентации на те или иные группы покупателей.

БАРМЕН – работник бара, занимающийся обслугой клиентов бара. В обязанности входит: поддержание чистоты и порядка в баре, соблюдение очередности отпуска продукции, контроль за соблюдение чистоты посуды, четкое соблюдение рецептуры входящих в коктейль ингредиентов, сервисное обслуживание посетителей алкогольными и безалкогольными напитками, сверка наличия алкогольных и безалкогольных напитков в баре с накладными, прием и хранение товара, знание ассортимента в баре, измерение количества проданного товара, подсчет денежных средств, поступивших в кассу. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: хорошие знания правил подачи напитков, умение общаться с барными аксессуарами и инструментами, хорошее развитие моторики рук, обоняния и долговременной памяти, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быстрота реакции, коммуникативные способности, аккуратность, вежливость, обязательность, презентабельная внешность, хорошие манеры, терпеливость, чистоплотность и др.

БЛОГЕР — Человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями. Пиар в блогосфере приносит компаниям результаты постольку, поскольку позволяет выйти за рамки глупой прямолинейной рекламы и пленить наивного потребителя в режиме дружеского разговора. Для такой работы надо уметь писать и быть в теме.

БРЕЙДЕР – это парикмахер, специализирующийся на заплетании кос. И поскольку такие прически приобрели большую популярность, люди, умеющие их делать, становятся все более востребованными.

БРЭНД-МЕНЕДЖЕР Менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки . По-английски brand — «клеймо», «сорт». « Брендом » называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» – мечта каждой фирмы. Суть работы бренд-менеджера состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале – лидерство «бренда» на рынке. Представьте себе: вы зашли в магазин и сразу начинаете искать товар определенной фирмы. Вы не успели перепробовать всего остального, но твердо убеждены, что именно это устроит вас больше всего. Это яркий пример хорошей работы. бренд-менеджера! А если вы, встретив незнакомого человека с тем же товаром в руках, сочли его единомышленником, то можно считать на этой фирме работают самые высококлассные профессионалы. Потому что «бренд» – не просто знакомая наклейка с названием выпускающей фирмы . Это культ. Во всяком случае, таковым его стараются сделать те, кто выпускает товары. Закрепить популярность того или иного фирменного знака можно, связав его в сознании людей с принадлежностью к особой социальной группе. Не правда ли Salamander или Mercedes стали символами качества и благосостояния?! Для этого создававшие их бренд-менеджеры трудились не одно десятилетие. А вот они – обязанности Приблизительный список обязанностей, которые предстоит выполнять бренд-менеджеру, таков: 1. Разработка концепции и продвижения, корректировка уже существующих «брендов», а также участие в разработке нового. Бренд-менеджер внимательно следит за изменениями пристрастий покупателей – как и почему снизился уровень продаж того или иного товара, какие тенденции дизайна, технических характеристик и т.п. становятся актуальны. Новинки появляются каждый год, причем требуют этого не покупатели – они, скорее, бывают удивлены находками конструкторов. Конкуренция фирм в предугадывании и формировании вкуса потребителя – суть состязания изобретательных бренд-менеджеров. 2. Ведение переговоров с поставщиками и дилерами, определение политики продаж. Бренд-менеджер решает, как и где продавать товар, чтобы о нем сложилось мнение как о продукции лучшего качества, доступной достаточно широкому кругу покупателей. 3. Контроль и анализ реализации продукции, формирование склада, заказ товара с учетом прогноза продаж. Если бренд-менеджер работает, например, в сфере модной одежды, он формирует коллекцию сезона. 4. Организация маркетинговых мероприятий, анализ рынка. 5. Финансовое планирование. Бренд-менеджеры определяют объем затрат, необходимых на «раскрутку» товара. 6. Разработка ценовой политики. Известно, что колебания цен на рынке происходят постоянно. Бренд-менеджеры определяют, когда объявлять распродажи со скидками или повышать цены, поскольку именно они находятся в «гуще событий» и могут гибко реагировать на изменение покупательского спроса. 7. Медиа-планирование. Часто на бренд-менеджере лежат обязанности менеджера по связям с общественностью. 8. Планирование и проведение рекламных кампаний. Бренд-менеджер выбирает рекламное агентство, ставит перед ним задачи, а затем одобряет или отклоняет их работу. 9. Проведение семинаров для менеджеров по продажам и продавцов салонов. 10. Отслеживание ассортимента и анализ спроса товаров у конкурентов. Очень часто первыми среди покупателей новинок бывают именно бренд-менеджеры конкурирующих фирм.

Читайте также:  Способ решения квадратных корней

БРОКЕР Посредник при заключении сделок, анализирует рынок (товаров, услуг, ценных бумаг), находит потенциальных покупателей и продавцов, организует их взаимодействие, содействует проведению переговоров. Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение (обычно в виде процента от суммы сделки).

БРОКЕР-ТРЕЙДЕР — член срочной биржи, который проводит операции, как за свой счет, так и по поручению клиентов.

БУКМЕКЕР Принимает денежные ставки при игре на скачках и бегах.

Web -ДИЗАЙНЕР Оформление сайтов, создание идеи и разработка макета сервера, создание стиля исполнения макета сервера, обеспечение наилучшего восприятия web -документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветной палитры, определение правил компоновки web -страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления; создание стилевых образцов web -документов, работа с узлом Internet ; написание программной части и кода страницы; управление гипертекстовыми документами; установка и работа со средствами подготовки и проверки web -страниц; создание интерактивных web -предложений; обновление, модернизация web -документов. Профессионально-важные качества : развитый эстетический и художественный вкус, высокий уровень развития образного мышления, высокий уровень развития памяти, высокий уровень развития распределения, объема, концентрации и переключения внимания, логическое мышление, аналитической мышление, развитая моторика пальцев, креативность, внимательность, терпеливость, усидчивость, тщательность и систематичность в работе, аккуратность, ответственность.

W eb -МАСТЕР – специалист, создающий в сети Интернет страницу, часто поддерживает ее после окончания работ. Иногда совмещает обязанности с дизайнером или программистом.

ВАЛЬВЕОЛОГ – специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека (Вальвеология – наука о том, «как быть здоровым»); работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены.

ДВОРЕЦКИЙ (батлер, мажордом, хаусхолд-менеджер, помощник по хозяйству) Задача дворецкого – следить за порядком в доме. Он подбирает обслуживающий персонал ( горничных , поваров , слесарей , электриков , сантехников ) и следит за их работой; отвечает на телефонные звонки, встречает-провожает гостей. В общем, требуется тактично-надежный менеджер.

ДЕВЕЛОПЕР – это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтера). Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, “привязывает” проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект – например, большое офисное здание. Затем он может сдать в аренду или отдельные офисы, или здание целиком. А может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль. Иностранный девелопер имеет возможность приобрести площадку, уже готовую для возведения недвижимости. Как финансировать строительство – использовать свои средства, привлекать инвесторов, брать кредиты в банках – тоже решать девелоперу. Необходимо прежде всего финансовое образование: важно верно оценить дисконтные потоки, просчитать будущий проект по затратам и многое другое. Не обойтись и без знания рынка недвижимости, цен, спроса и предложений, умения грамотно провести рекламную кампанию. В случае необходимости, девелопер должен быть готов своевременно и оперативно принять решение о перепрофилировании своего объекта для получения большей доходности. Кроме экономических, девелопер должен разбираться и в юридических вопросах. Иначе невозможно, например, просчитать возврат инвестиций. А чтобы выбрать метод возведения объекта, нужно знать строительные технологии. Так можно ли сказать, что девелопер – это вакансия? Видимо, некоторые податели объявлений называют девелопером управляющего проектом. Управляющий – это действительно наемный работник. А девелопер – работодатель, он сам нанимает персонал для работы над своей идеей и несет все риски.

ДЕКЛАРАНТ – специалист фирмы по работе на таможне: отслеживает оформление документации и движение грузов, требуется знание ВЭД, таможенного законодательства, ПК, умение работать в стрессовых ситуациях

ДЕЛАТЕЛЬ РЫНКА – участник финансового рынка, который постоянно котирует цены продавца и покупателя и вступает в сделки по одному или нескольким финансовым инструментам за свой счет

ДЖОББЕР – специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи – покупка и продажа акций (в отличие от брокера, за свой счет). Важно владеть экономическими знаниями, не бояться рисковать.

ДИЛЕР Занимается куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров. Действует от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера формируется из разницы цен (курсов) продавца и покупателя, а также за счет изменения цен (курсов) во времени

ДИСТРИБЬЮТОР Проводит анализ локального рынка (покупательной способности населения в своем регионе, его социального и возрастного состава), занимается микро-маркетингом, работает с конкретными людьми: рекламирует товар, используя знание психологии личных продаж. Несет материальную ответственность за товар, полученный на реализацию, ведет материальную и финансовую отчетность.

ЕВРОДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРА – Дизайнер, занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, проводит эксклюзивные проекты, необходимы портфолио (каталог собственных работ), знание новейших европейских разработок.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ Организация эффективного использования земель, их охрана, контроль за соблюдением земельного законодательства; составляет экспликации, производит съемку и др., составляет проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства с экономическим обоснованием, ведет земельно-учетную документацию, проводит мероприятия по землеустройству, обеспечивает безопасное проведение работ. Должен знать : Основные направления развития вопросов землепользования и землеустройства, руководящие материалы в области землепользования, технологию проведения землеустроительных работ, устройство геодезических и аэрофотографических инструментов и приборов, способы освоения и улучшения земель, системы противоэрозийных мероприятий, законодательство об охране природы. Профессионально важные качества: внимательность; аккуратность; хорошее зрение. Медицинские противопоказания : нарушение функций опорно-двигательного аппарата; плохое зрение; сердечно-сосудистые заболевания; поздняя стадия гипертонии.

IT-СПЕЦИАЛИСТ Занимается информационными технологиями, компьютерным обеспечением. Как правило, не программист, а специалист по оборудованию и телекоммуникациям.

ИМИДЖМЕЙКЕР Специалист, формирующий образ какого -либо лица (явления, предмета) для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, популяризаторских, рекламных и др. целей.

ИНДЕНТ-АГЕНТ – агент по сбыту, ведет за границей на комиссионной основе операции по продаже товаров, поступающих от иностранного поставщика

ИНЖЕНЕР-РЕЗИДЕНТ – специалист инженерно-консультационной фирмы, откомандированный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.

ИПОТЕЧНЫЙ БРОКЕР . Задачей является подбор банка с оптимальной для клиента ставкой ипотечного кредита.

КОМИССИОНЕР Посредник в сделках, физическое или юридическое лицо, совершает за определенное вознаграждение сделки в пользу и за счет поручителя (комитента), но от своего имени.

КОММИВОЯЖЕР – (от франц. commis voyageur «путешествующий в коммерческих целях»); в Европе – устаревш., ныне употребляемое как «Комми»: разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР – инициирует и поддерживает дискуссию на нужную тему на форумах, в блогах, комментаторских (обсуждения статей). Исследует мнение аудитории и ненавязчиво продвигает продукты или услуги компании. От соискателя требуется хорошее представление о том, как работает интернет и как ведут себя его пользователи.

КОНСИГНАТОР – агент по продаже партий товара за границей со своего склада и от своего имени за вознаграждение.

КОНФЕКЦИОНЕР Продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем).

КОПИРАЙТЕР составитель рекламных и презентационных текстов. Задача заключается в том, чтобы кратко и доходчиво сформулировать идеи заказчика о достоинствах и преимуществах предлагаемых товаров и услуг.

КОРОБЕЙНИК – (устар. и вновь появившееся на рынке труда) лицо, осуществляющее продажу продуктов или товаров народного потребления, и идущий в поисках покупателя в места вероятного скопления людей.

КОУЧЕР – специалист, раскрывающий потенциал сотрудников компании. С помощью коучера современные руководители увеличивают производительность труда и эффективность работы сотрудников, способствуют развитию и координации потенциала работников в нужном для компании направлении. Коучер также приводит в действие мотивационную программу, составленную менеджером по персоналу или руководителями отделов. Основные требования – специальное образование, коммуникативные навыки, глубокие знания психологии.

КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР от create — создавать (англ.) . Креативный директор руководит коллективом дизайнеров и (или) копирайтеров. В его обязанности входит координация работы рекламного отдела, разработка концепции рекламных проектов, разработка фирменного стиля компании, контроль за осуществлением рекламной деятельности с творческой стороны. Он также следит за творческим процессом исходя из требований заказчика. Обычно специалисты такого уровня имеют либо высшее художественное, либо высшее филологическое образование. Многие креативные директора «вырастали» из художников-дизайнеров. Если криейтор в основном художник, ему желательно знать издательско-полиграфический процесс «от и до», имея связи в этой сфере (типографии, СМИ, рекламные агентства и пр.).

Разумеется, формальное перечисление выполняемых обязанностей дает слабое представление о работе криейтора. Он должен быть генератором идей. Впоследствии психологи в области рекламы объяснят, почему один текст или рисунок или рекламный ролик привлек покупателя, а другой нет, но это будет потом. Угадать, создать нечто оригинальное и привлекающее внимание определенной группы людей – вот задача криейтора, в какой бы области он ни работал.

ЛАЙФ-КОУЧ («Тренер жизни», он же профессиональный советчик на все случаи жизни) Раньше говорили: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Теперь, наоборот, многие просят: научите меня жить, а я за это заплачу. Коучинг – это вид психологического консультирования, сочетающий элементы психотерапии и тренерства. Задача коуча – создать для клиента комфортную атмосферу и не просто подсказать эффективные способы достижения целей, но и поддержать в этом клиента.

ЛОББИСТ В последнее время стали появляться объявления крупных отечественных и зарубежных компаний о вакансии “лоббист”. Кто же может стать ее соискателем? Лоббист – посредник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов “своей” группы. Поле деятельности лоббиста велико – от Государственной Думы до органов местной власти, районной управы. В нашей стране этот вид деятельности находится на этапе становления. В США же, например, сегодня только в Конгрессе действуют 15 тысяч лоббистов, объединенных в специализированные конторы и агентства, устанавливающие свои правила игры с властью. Среди лоббистов существует узкая специализация. Лоббистов рынка недвижимости, например, можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риэлтеров и интересы строителей. Есть “стальное” лобби (металлурги), автолоббисты (автомобилестроители). Лоббисту необходимы серьезные знания в экономике, юриспруденции. Он должен хорошо разбираться в специфике рынка, на котором действуют его клиенты. Но, только “научившись” лоббированию, стать лоббистом нельзя. Чтобы заниматься этим делом, нужно иметь налаженные связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.

ЛОГИСТИК Сегодня многие работодатели и соискатели вакансий воспринимают логистика только как специалиста, отвечающего за транспортировку грузов, их хранение на складе. И это неудивительно: в его обязанности чаще всего входит организация, контроль и оптимизация перевозок железнодорожным или морским транспортом. На самом же деле это лишь первая ступень профессионального мастерства. Высококлассный логистик разрабатывает схемы товародвижения, в которые входит поставка сырья, производство, транспортировка и продажа продукции. Он анализирует все возм затратах, оптимизирует их. Это и является основной задачей специалиста. Логистик также отвечает за скоординированность, слаженность работы всех задействованных подразделений. При этом он должен учитывать интересы и потребности каждого из них. Например, логистик согласует сроки поставки сырья одним подразделением, время, которое потребуется другому подразделению на изготовление товара, и готовность сети по распространению принять в это время товар. Иногда специалисту приходится целые дни проводить за компьютером, анализируя различные документы. Но логистика нельзя причислить к кабинетным работникам: ему приходится выезжать к таможенникам или транспортникам, налаживать связи. Логистик должен быть коммуникабельным, мобильным человеком, иметь аналитические способности, уметь работать самостоятельно и творчески подходить к решению задач. Высококлассными логистиками становятся те, кто имеет хорошую подготовку в области математики, экономики, юриспруденции. Начинающий специалист – это вчерашний сотрудник таможни, транспортного предприятия.

Читайте также:  Способом списания стоимости пропорционально объему продукции работ по месяцам

Медиа-байер — в обязанности медиа-байера входит работа со средствами массовой информации. Он занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и TV. Как правило, несколько медиа-байеров подчиняются медиа-планеру (в рекламном или PR агентстве) или начальнику рекламного отдела (в крупной компании). Обычно медиа-байер имеет более узкую специализацию, нежели медиа-планер. Он ведет или какой-то один вид СМИ (радио, ТV, печать), или какой-то определенный рекламный заказ на товары и услуги.

Основная задача медиа-байеров — добиться от средств массовой информации минимальных расценок за рекламу. Чем опытнее медиа-байер, тем эффективнее рекламная политика фирмы, тем меньше ее удельные расходы на рекламу. В принципе, работать медиа-байером может любой человек, обладающий минимальным житейским опытом и связями в кругах массовой информации. Подобные связи не обязательно должны быть на уровне руководящего звена, иногда достаточны таковых в среде внештатных корреспондентов каких-то изданий.

медиа-планнер составляет схему наиболее выгодного вложения средств, выделенных фирмой на “раскрутку” своего имени, товаров или услуг. Эта профессия относится к сфере рекламного бизнеса. Отделы медиапланнеров – необходимость и привилегия именно рекламных агентств, причем только солидные компании могут позволить себе такое дорогое удовольствие. За услугами медиапланнеров, как, впрочем, и за другими рекламными услугами, в специализированные агентства обращается подавляющее большинство фирм.

МЕНЕДЖЕР Организация производства или коммерческой деятельности, организация внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы. Должен знать: Трудовое законодательство, положения, уставы, инструкции, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства, кредитование и банковское дело, маркетинг. Профессионально важные качества: хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности; эмоциональная устойчивость; хорошая память; ответственность; логическое мышление; умение быстро принимать решения, четко излагать мысли

МЕНЕДЖЕР ПО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ — сначала благотворительностью в компаниях занимались пиарщики. Постепенно объем задач возрастал и понадобился специальный сотрудник: многие фирмы стали переходить от разовых акций к постоянному сотрудничеству с детскими домами, приютами, больницами. И появилась позиция менеджера по благотворительности, который разрабатывает программы пожертвований и отвечает за их реализацию. Организует шефскую работу (в некоторых компаниях сотрудники лично участвуют в благотворительной деятельности — проводят праздники, приносят ненужные вещи, помогают персоналу ухаживать за больными). Работа как нельзя лучше подойдет пиарщикам : используются те же методы — связи со СМИ, поиск спонсоров, проведение мероприятий.

МЕРЧЕНДАЙЗЕР – это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача – поддерживать положительный имидж своей фирмы , обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры. В функции мерчендайзера входит также корректировка розничных цен на товар: он следит за их конкурентоспособностью, консультирует продавцов по поводу оптимального размера торговых надбавок. Для того чтобы выполнить все эти задачи, мерчендайзер хотя бы один раз в неделю объезжает все закрепленные за ним магазины (в среднем, пять и более точек в день). Положение дел в каждом из них он фиксирует в специальном паспорте. По результатам поездок мерчендайзер еженедельно представляет в отдел маркетинга фирмы отчет, в котором отражается изменение ситуации на рынке продаж данного вида продукции: наличие или отсутствие спроса, цены, устанавливаемые конкурентами на подобные товары, и т. п. Требования, предъявляемые к кандидатам на эту должность, продиктованы ни чем иным как заботой работодателей об имидже своей фирмы : презентабельная внешность, коммуникабельность, высшее или неоконченное высшее образование (охотно берут студентов), возраст от 20 до 30 лет, высокая работоспособность, базовое знание английского языка, водительские права категории В, обучаемость.

НЕОНЩИК – специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением.

ОПЕРАЦИОНИСТ БАНКА Специалист по производству финансовых (кредитных) действий над счетами, с различными видами платежей.

ОПТИМИЗАТОР САЙТА (SEO-оптимизатор, ранк-мастер) — у компаний, которые поняли, что Интернет — главная рекламная площадка, появилась острая необходимость в людях, умеющих продвигать сайты в поисковых системах. Еще бы, благодаря работе одного SEO-специалиста о продукте компании может в короткое время узнать миллионная целевая аудитория.

В обязанностях: анализ позиций сайта в поисковиках, подбор ключевых слов, вывод сайта в топ-10 «Яндекса», «Гугла», «Рамблера», наблюдение за деятельностью конкурентов. Особых умений не нужно. Всему можно быстро обучиться.

ОТЕЛЬЕР — менеджеры различной специализации: по бронированию мест, приему и размещению гостей, организации телефонной и информационной службы, планированию экономического развития отеля и стратегии его развития. Сознавая свою специфичность, бывшие трактирщики и работники гостиничного хозяйства сегодня называют себя отельерами.

ОФИС-МЕНЕДЖЕР Основной задачей офис-менеджера является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Идеальный офис-менеджер как идеальный администратор должен быть необходим как воздух и столь же незаметен. Надо иметь в виду, что в отечественных компаниях офис-менеджерами зачастую называют кого угодно, вплоть до обычных секретарей. В небольших компаниях офис-менеджеры могут нести дополнительные обязанности: ведение делопроизводства, в том числе кадрового (ведение и учет трудовых книжек, составление приказов, трудовых договоров и пр.). В компаниях, где нет должности менеджера по персоналу, часть его обязанностей, таких, как поиск необходимых специалистов для фирмы, проведение предварительных собеседований выполняет офис-менеджер.

ОЦЕНЩИК НЕДВИЖИМОСТИ Производит оценку объектов собственности для купли-продажи квартир, дач, земельных участков, страхования имущества, получения кредита, уплаты налогов; оценку и переоценку недвижимости, машин и оборудования; переоценку основных фондов предприятий. Проводит экспертизу, составляет заключение об оценке .

ПАСТИЖЕР – осуществляет изготовление изделий на заказ из натуральных волос

ПЕЙДЖМЕЙКЕР – специалист-художник, работающий в издательствах или рекламном бизнесе; трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы; иллюстрирует художественные и рекламные тексты, необходимы художественные способности, знание компьютерных арт-программ, гибкое мышление, хорошее цветоразличение

ПИАРЩИК В России эта профессия появилась всего несколько лет назад, тогда как в западных странах она существует практически с начала века. Сегодня чаще употребляется английский эквивалент ее названия – Public Relations (РR). По определению, принятому Ассоциацией по связям с общественностью, PR – «особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании – служить интересам общественности; позволяет руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями, и использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности». Следовательно, основной задачей специалиста по PR является достижение взаимопонимания между той компанией , на которую он работает, и ее клиентами, партнерами, властями всех уровней, журналистами, населением и т. п. Иногда PR-специалистов называют «архитекторами согласия». Кроме внешних контактов, в сферу деятельности PR входит и работа внутри компании: разработка принципов кадровой политики предприятия, взаимоотношений руководителя и подчиненных, внутренние опросы общественного мнения, сбор информации о нуждах, настроении работников, создание благоприятной атмосферы в коллективе, способствующей полной реализации возможностей и инициативы каждого работника, предотвращение и своевременное разрешение деловых конфликтов. Чтобы справляться с таким широким кругом разносторонних обязанностей, специалисту по PR необходимо профессионально владеть ораторским искусством, знать психологические законы поведения человека, методики проведения социологических исследований и т.п. По этой специальности готовят в МГУ, МГИМО, ГАУ им. С. Орджоникидзе, в Российском институте социальных связей и в некоторых других вузах. Кроме того, существуют и краткосрочные программы подготовки специалистов по связям с общественностью. Часто работодатели отдают предпочтение обладающим практическим опытом по этой или по смежной специальности (например, журналистам), а также тем, у кого есть связи во властных структурах различного уровня. В Москве многие крупные банки, корпорации и компании имеют собственные департаменты или управления по связям с общественностью. Кроме того, в столице существует примерно 50 агентств, занимающихся такой деятельностью. Сотрудники PR-агентств имеют разную специализацию: креаторы вырабатывают идеи, концепции проведения одного или целой серии мероприятий, технологи же реализуют эти идеи, проводя презентации, пресс-конференции, спонсорские акции, выставки и т. д. Специалисты по связям с общественностью, работающие непосредственно в компаниях, обычно совмещают эти две специализации, привлекая при необходимости к сотрудничеству PR-агентства. При условии цивилизованности бизнеса, имеющего возможность работать на перспективу, востребованность специалистов по связям с общественностью высока. Недавний экономический кризис нанес серьезный удар по PR-структурам: без работы остались многие специалисты этого профиля. В результате ужесточилась конкуренция между профессионалами, существенно снизилась оплата их труда: сегодня квалифицированный специалист со стажем получает примерно 400-500 долларов вместо 1-2 тысяч, которые он зарабатывал до кризиса. Благоприятный период для профессионалов PR наступит тогда, когда забота о собственном имидже будет актуальна не только для крупных корпораций и политических структур, но и для среднего и даже малого бизнеса.

ПЛАСТИФИКАТОР – специалист по разработке пластических композиций для моделей в рекламном, фото- бизнесе, боди-арте и т.п.

ПРОКУРИСТ – доверенный торгового предприятия, имеющий широкий объем полномочий на совершение всякого рода сделок при сохранении права собственника предприятия на контроль за их исполнением

ПРОМОУТЕР – (англ. – promouter-прожектер, содействующий, продвигающий) – представитель компании по сбыту: поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов фирмы, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара

РЕЙДЕР — так именуют специалистов по захвату чужой собственности, как правило, недвижимости. Их цель — прикрытый законом захват имущества для его дальнейшей перепродажи. Существуют «черные», «белые» и «серые» рейдеры. «Черные» откровенно нарушают закон. «Маски-шоу», угрозы, «наезды» – это они. «Белые» действуют «официально», на основе судебных решений, но документы эти чаще всего юридически небезупречны. «Серые» сочетают оба способа действий. Рейдеры не работают в одиночку — а всегда в команде. Делятся на наемников и тех, кто трудится сам на себя. Наемником быть проще и безопаснее: работодатель защитит от действий конкурента, да еще и обеспечит деньгами для выполнения задания. За свою работу наемные специалисты получают 20-25% от добычи. А «вольные птицы» кладут в карман всю сумму, зато и «крыши» у них нет. Для работы необходимо юридические образование. Сразу рейдером вас не возьмут: сначала будете выполнять роль ассистента у профи, а уж потом получите собственное задание.

РЕКРУТЕР Находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, заключает договора. Производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места (собеседования, профессиональные и психологические тестирования), представляет соискателей работодателю. Формирует банк данных лиц, занимающихся поиском работы .

РЕФЕРЕНТ (англ. – refer – передавать полномочия, вопрос на рассмотрение и т.д.) – делопроизводитель, советник, помощник руководителя по вверенным ему вопросам, собирает и обобщает информацию, на основе которой принимаются решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам

РЕЦЕПШИОНИСТ – (англ. – reception – прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречают и приветствуют клиентов, адресуют их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимаются регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции; в перспективе – офис-менеджер.

СЕЙЛЗАССИСТЕНТ – помощник по продажам. В российской коммерческой практике подобных специалистов иногда называют секретарями отдела продаж. В их обязанности входит обеспечение документооборота отдела продаж в части взаимоотношений с клиентами и поставщиками (оформление накладных, счетов-фактур, актов приемки-сдачи и пр.). Иногда к этому добавляется ведение товарного учета на ПК, ведение переговоров с покупателями по техническим вопросам (например, по доставке товара), поддержка электронных версий прайс-листов.

Очевидно, что помимо всего того, что должен знать квалифицированный секретарь, секретарь отдела продаж должен владеть хотя бы начальными бухгалтерскими навыками и достаточно серьезным опытом коммерческой деятельности.

СЕЙЛЗМЕН – (англ. – salesman-продавец) – ходит по палаткам и предлагает торговцам продукты фирмы

СЕЙЛЗМЕНЕДЖЕР – менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов — покупателей (оптовых или розничных фирм) (см. – менеджер)

СЕКРЕТАРЬ-РЕСЕПШИОНИСТ (SECRETARY-RECEPTIONIST) Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство, переводит телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и отправку корреспонденции.

СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР (Он же специалист по организации «умного дома») Начиняет дом или квартиру клиента аудио- и видеоэлектроникой; создает мультирум и сложные системы освещения, протягивает кабельные, телефонные и компьютерные сети, организует так называемый умный дом в целом – чтобы было красиво, хорошо работало и органично вписывалось в интерьер. В принципе речь может идти и об оснащении электроникой офисов и предприятий.

СКАЛЬПЕР – полный член биржи, который спекулирует на колебаниях цен, происходящих в течение очень коротких промежутков времени, часто – нескольких минут. Осуществляет «быстрые» покупки и продажи с небольшой прибылью или небольшими убытками

Сомелье – это человек, ответственный за напитки в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков, сервирующий их или следящий за их подачей клиенту вплоть до момента, когда тот покидает зал”. Ведет переговоры с поставщиками. Одна из главных обязанностей сомелье – формирование винной карты (перечень имеющихся напитков). Содержание винной карты ни в коем случае не должно расходиться с содержанием винного погреба, запасы которого необходимо регулярно пополнять. Причем, уважающее себя заведение большими партиями напитки не закупает! Напротив, чаще объем покупки составляет десять, двадцать, а то и вовсе одну-две бутылки. Но зато какие! Сомелье отвечает за хранение вин в винном погребе, поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и определенный режим влажности и порой в ресторане с большой винной картой он один знает, где находится та или иная бутылка. Ведь это – его царство, его вотчина, в которой он – полноправный хозяин. Поэтому постоянное присутствие сомелье в заведении просто необходимо – ни больничных, ни отлучек “по личным вопросам”.

СОСТАВИТЕЛЬ ЧАСТНЫХ БИБЛИОТЕК (специалист по литературе и книгоизданию) — многие состоятельные люди хранят дома обширные книжные коллекции и заводят для этого специального работника. Составитель библиотеки пополняет ее новыми экземплярами, ухаживает за книгами. Одни заказывают полезную и исчерпывающую коллекцию для всей семьи – от словарей до последних новинок художественной литературы. Другие особенно не интересуются содержанием, но требуют, чтоб корешки красиво смотрелись. Составитель должен уметь угодить и тем, и другим. Разбираться в литературе и книжном деле – его обязанность.

СПЕЦИАЛИСТ БЭК-ОФИСА (Back Office) — задачей бэк-офиса является документарное оформление и сопровождение сделки, заключенной трейдерами компаний – контрагентов (фронт-офис). В ряде российских компаний специалисты бэк-офиса занимались также скупкой ценных бумаг у физических лиц. Бэк-офисы, таким образом, существуют в банках, инвестиционных компаниях и прочих организациях, совершающих сделки на рынке ценных бумаг. В зависимости от объема и оборота подобной организации бэк-офис может насчитывать от трех до пятнадцати человек. Работа бэк-офиса ведется в соответствии с нормативными документами ФКЦБ (Федеральной Комиссии по Ценным Бумагам). Соответственно, каждый специалист этого отдела должен знать и строго соблюдать эти требования. Что же входит в непосредственные обязанности специалистов бэк-офиса:

— во-первых, специалист бэк-офиса ведет журнал регистрации сделок, оформляет договоры купли-продажи ценных бумаг определенного эмитента;

— во-вторых, по заключенному договору должна произойти перерегистрация ценных бумаг, т.е. передача прав собственности от продавца к покупателю. Эту процедуру на основании передаточного распоряжения в реестре держателя ценных бумаг также ведет специалист бэк-офиса. Он же оформляет передаточное распоряжение либо при заключении договора, либо непосредственно в реестре ценных бумаг. После перерегистрации и получения документа, подтверждающего права нового владельца на пакет акций (выписка), специалист бэк-офиса должен проконтролировать процесс расчета компании покупателя с компанией — продавцом.
Надо отметить, что малейшая неточность в оформлении документов может послужить поводом для признания сделки недействительной и послужить причиной серьезных убытков компании.

Специалист по связям с общественностью (PR manager) — имеет дело со средствами массовой информации (журналами, газетами). Он должен уметь различными способами поддерживать имидж организации.

СПИЧРАЙТЕР – (англ. – speech – речь, write-писать) работает в рекламных агентствах, редакциях журналов, отделах маркетинга крупных фирм; требуется умение быстро и хорошо писать релизы, статьи (в/о жур.)

СТАТИСТИК Собирает, обрабатывает и анализирует статистические данные о населении, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, торговле, здравоохранении, культуре и др., составляет справки на основании данных статистического учета, ведет статистическую отчетностьЭВМ. Профессионально важные качества: большой объем долговременной памяти; ответственность; добросовестность; аналитические способности; склонность к кропотливой работе.

СТЕНДИСТ Специалист для работы на выставках и в торговых центрах Москвы у стендов с рекламной информацией о той или иной компании. Стендист должен действовать самостоятельно, не теряться в неожиданных обстоятельствах, а использовать их для пользы дела, готовые принимать оригинальные конструктивные решения в неординарных ситуациях. Выставочно-ярмарочный бизнес в нашей стране еще очень молод, поэтому профессии « стендист » официально пока не существует. Нет и четких критериев, определяющих должностные обязанности такого специалиста. Некоторые устроители выставок в качестве стендиста представляют себе симпатичную молодую девушку, которая своим присутствием украшает экспозицию, раздает посетителям бесплатные рекламные сувениры, а чего-то большего от нее никто и не ждет. Между тем стендист может быть чуть ли не первым человеком на выставке. В этой профессии нет ограничений ни по полу, ни по возрасту. Главное – способность найти выход из любой ситуации. Чтобы привлечь внимание посетителей к рекламируемой продукции, стендист должен всегда быть готов к импровизации, к принятию нестандартного решения. Из массы возникающих на выставке контактов надо суметь вычленить наиболее перспективные в плане заключения выгодных для фирмы договоров. Стендист должен уметь так преподнести рекламируемый им на выставке товар, чтобы посетитель смог по достоинству оценить его качества и захотел его купить. С такими задачами, по наблюдениям специалистов, успешнее всего справляются люди, имеющие жизненный опыт, те, кому уже за тридцать. Верхней же возрастной границы практически нет.

СУПЕРВАЙЗЕР – (англ. – superviser – наблюдающий, контролирующий) занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей

СЮРВЕЙЕР – (англ. – survey – 1) обозрение, осмотр, 2) съемка, межевание); 1) эксперт, осуществляет по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах; 2) эксперт-землемер, производит съемку, межевание земельных уделов

ТАЛЬМАН Принимает и сдает экспортно-импортные, каботажные, местные грузы и багаж в трюмах и на палубах морских и речных судов, на причалах и грузовых складах, участвует в погрузке и выгрузке. Обеспечивает сохранность грузов, контролирует их маркировку и внешнее состояние. Оформляет перевозочные документы и учетно-отчетную документацию.

ТИТЕСТЕР Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

ТОП-МЕНЕДЖЕР – управляющий, менеджер высшего звена (см. менеджер)

ТРЕЙДЕР – (англ. – trade – торговля) – специалист по организации и контролю внутренней или внешней торговли, представляет интересы банка, фирмы или фирмы-производителя; Трейдер биржевой – работник брокерской фирмы, непосредственно участвует в биржевой торговле, заключает сделки; Позишн-трейдер или Фло-трейдер – тип биржевого спекулянта, который вкладывает деньги в спекулятивные операции на сравнительно длительный период (несколько дней, недель, месяцев), способствуя переливу капиталов с одного рынка на другой и в значительной мере определяя уровень спекулятивной активности на товарных биржах.

ТРЕНИНГ-МЕНЕДЖЕР — специалист по организации обучению персонала компании. Часто проводит обучение самостоятельно.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК Производит учет финансовых потоков, анализ результатов финансовой деятельности, ситуации на фондовых и валютных биржах, рынке ГКО (государственных казначейских обязательств), дает рекомендации по управлению активами и пассивами.

ХЕД-ХАНТЕР (Head-hunter) — охотник за головами (англ.) . В принципе, хед-хантер, как и рекрутер , выступает посредником между работником и работодателем. Если рекрутер, как правило, имеет дело со специалистами среднего звена или, точнее, средней степени распространенности, то хед-хантер имеет дело со специалистами экстракласса. Далее — если рекрутер имеет дело, как правило, с человеком, ищущим работу, хед-хантер работает со специалистом, «заваленным» предложениями по работе, поступающими от разных фирм. Если рекрутер работает со множеством специалистов, пытаясь отобрать из них подходящих, хед-хантер работает с одним (несколькими) людьми, пытаясь повлиять на их выбор места работы, или, попросту говоря, переманить его из одной фирмы в другую.

ХОСТЕС – домохозяйка, экономка. Такая должность существует в штате гостиниц.

ШОПЕР (консультант по стилю) – это «друг» для похода по магазинам, только идет он с вами за деньги. Поможет закупить гардероб – от верхней одежды до носового платка, подберет подходящие цвета и фасоны. По вашей заявке съездит в Италию за новой коллекцией Gucci или Armani. Шопер – хороший стилист и психолог, обладает исключительным вкусом, разбирается в новинках, знает обо всех распродажах и поставках хорошей одежды и аксессуаров. При трудоустройстве неплохо запастись сертификатом об окончании имидж-студии, школы стилистики или курсов шоперов.

Источник

Читайте также:  Виды памяти по способу запоминания произвольная непроизвольная
Оцените статью
Разные способы