- Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
- Конспект урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Что такое предударные и заударные звуки? Я просто первый раз слышу, сколько училась
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
Ольга Гордеева
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м — второй звук О — он
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм — третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напишем слово буквами:ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» — звук звонкий. Если «не звенит» — глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родителимогут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД — говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ — говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ — говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.
Источник
Конспект урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
ТЕМА : Три способа обозначения звука Й
ЦЕЛИ: 1. Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
2. Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Тип урока: урок – открытия новых знаний
4. Развивать внимание, мышление, речь.
ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ,
УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего. Садитесь. Проверьте осанку .
Вход в урок. Сегодняшний урок я хочу с гимна Незнайки.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны с Незнайкой, что «на свете не возможно все узнать»? (Выслушиваются мнения детей .)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка. Для этого надо внимательно слушать меня и одноклассников и активно работать на уроке. Сегодня наши открытия мы будем делать вместе с Незнайкой.
Начнем наш урок с проверки д/з. (Задачник упр.61 кроссворд)
— Все ли слова смогли отгадать?
— Какой звук встречается во всех словах?
Звук Й может на письме обозначаться несколькими способами. Вспомните, посмотрев на таблицу.
— Каким способом обозначен звук Й в словах кроссворда?
Ребята, Незнайка в школе получил вот такое задание и не смог с ним справиться. Он пришёл к вам за помощью. Поможем ему?
Распределите слова в два столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Андрей, Яна, роет, лейка, юркий.
Что обозначает слово юркий ?
Сколько слов получилось в каждом столбике?
Поработайте в парах и объясните друг другу, почему распределили слова именно так.
Дети записывают слова в два столбика
Быстрый, шустрый, увертливый.
Ученики объясняют друг другу свои решения и выясняют причины ошибок.
Постановка проблемной ситуации.
— Незнайка не любит ходить в школу, поэтому и пишет с ошибками и попадает в неловкие ситуации.
Вы справились, а вот у Незнайки снова проблемы
Прочитайте, что написал Незнайка:
Йа сел варене и йаблоко.
Применим известные нам способы обозначения звука Й.
Какой звук пропал?
Можете ли вы применить известные способы обозначения звука Й?
Значит, существует еще третий способ.
Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
Узнать третий способ и учиться применять три способа обозначения [й , ]
Какой теме будет посвящен наш урок?
ТРИ СПОСОБА ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА Й.
4. Этап мотивации новых знаний.
— Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛ и СЪЕЛ.
Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.
— Что общего и в чём различия этих слов?
Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с , ], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
(Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
— Какие помощники понадобятся Незнайке, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
Между какими звуками располагается звук [й , ]? Между согласным и гласным.
Но ведь после буквы согласного буквы е, ё, ю, я не обозначают звук [й , ].
Какой же вывод можно сделать?
Буквы е,ё, ю, я стоят не после буквы согласного, а после букв ь или ъ.
Правильно. Это разделительные знаки, их еще называют предупредительными. Они предупреждают, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука.
Обратитесь к учебнику , упражнение 68 и 69 . Подтвердится ли наш вывод?
Дети читают слова и говорят, между какими звуками находится [й , ], а также какими буквами он обозначен.
В слове хлопья звук [й , ] стоит между согласным и гласным звуками. Обозначен буквой я с помощью разделительного ь.
— Ребята, Незнайка спрашивает: « А как же узнавать, когда надо писать разделительный ь,
а когда – разделительный ъ?
— Найдем информацию в учебнике: упр. 71
Распределите слова в три столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
— Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным:
враги, болезнь. (Получились слова друзья, здоровье).
Итог урока. — Вспомним цель нашего урока. Достигли этой цели?
Задачник, упр. 75.
Лесенка моих знаний
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-669668
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Что такое предударные и заударные звуки? Я просто первый раз слышу, сколько училась
ПРЕДУДАРНЫМИ и ЗАУДАРНЫМИ БЫВАЮТ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
Ударный гласный звук, как Вы знаете, – это звук, на который падает ударение, звук, находящийся в ударном слоге.
ПРЕДУДАРНЫЕ и ЗАУДАРНЫЕ ЗВУКИ – это звуки безударные, находящиеся в безударных слогах. Предударные располагаются перед ударным звуком (слогом), заударные – после ударного.
Различают 1-й предударный и заударный слоги, 2-й, 3-й и т. д. Чем ближе к ударному, тем меньше номер.
Для школьной фонетики не имеет значения, предударный или заударный гласный звук в слове, она упрощена до предела. Но вот в вузовской и научной фонетике это очень важно для точной передачи произношения слова, словосочетания, предложения, текста, так как, например, звук [а] – только ударный, а в безударных позициях буквы А и О таких звуков не обозначают, так как происходит количественное и качественное изменение звучания (редукция).
В первом предударном слоге и в абсолютном начале слова безударные А, О обозначают звук [ʌ], а в последующих предударных и заударных позициях – звук [ъ].
Буква Е безударной позиции после мягких согласных звук [и] обозначает только в школе, в научной фонетике в первой предударной позиции после мягкого согласного она обозначает звук средний между И и Е – [ие] (е в верхнем индексе, здесь не получается так сделать), а в последующих предударных и в заударных позициях – звук [ь].
И поэтому и транскрипцию слов, которые я взяла для примера, студенты филологических факультетов и учёные запишут иначе, вот так:
● [ʌбʌро́нъ]
● [п’ьр’ием’э́нъ], здесь тоже первый предударный гласный звук – [ие], с Е в верхнем индексе.
Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор — из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор — 3-й.
Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.
Безударные слоги считают от ударного:
ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,
те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,
зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.
Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.
Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.
Считаем предударные слоги:
1-й предударный — све
2-й предударный — о
Считаем заударные слоги:
1-й заударный — ю
2-й заударный — щий
Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:
Догово´р — [дъгаво´р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.
Ба´бушка — [ба´бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.
В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .
Не звуки, а слоги. Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у] , [и] , [ы] , [а] : н [у] ждá нужда, [ч’и] с ы´часы, ш [ы] лкá шелка, н [а] чнóй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ] , [ь] , а также звук [у] . Во втором предударном слоге: д [ъ] мовóй дымовой и домовой, [м’ь] сорýбка мясорубка, [ч’у] дотвóрный чудотворный.
В заударных слогах: болóт [ъ] м болотом и болотам, нéжн [ъ] й нежный и нежной, си [н’ь] м синим и синем, пó[л’ь] м полем, лóшадь [jу] лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ] , [ь] и [у] фиксируется гласный [ы] , только очень краткий: нóт [ы] ноты, нóт [ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт [у] нóту.
Источник