- Виды и способы предотвращения горячих трещин при сварке
- Какие бывают трещины?
- Меры по предотвращению возникновения холодных трещин
- Как уменьшить вероятность появления горячих трещин?
- Причины образования горячих трещин
- Способы предотвращения их появления
- Заварка трещин
- Горячие и холодные трещины при сварке
- Виды трещин
- Причины образования горячих трещин при сварке
- Когда образуются холодные трещины
- Кристаллизация
- Как избежать появления трещин
- Ликвидация трещин
- Исправление трещин при ремонте авто
Виды и способы предотвращения горячих трещин при сварке
В процессе осуществления любой деятельности или производства изделия существует вероятность появления дефектов. Они могут появляться по причине нарушения технологии работы на любом этапе. Одни из самых распространенных дефектов — это горячие трещины при сварке. Нормативными актами установлены стандарты наличия тех или иных дефектов в готовом изделии. Для сварочного процесса также существует ГОСТы, устанавливающие нормативы работы, в том числе и сварочные дефекты. Они подразделяются на несколько групп:
- горячие и холодные трещины при сварке
- Подрезы
- Непровар кромки, корня
- Наплывы
- Полости (газовые полости, свищи)
- Поры
- Твердые включения
- Несплавления
- Нарушения формы соединения
- Брызги металла
- Случайная дуга
Любой сварочный процесс должен осуществляться строго по правилам и нормативам. Любой дефект является последствием нарушения этих правил. Бывают трещины большого размера, которые видно невооруженным глазом. А бывают микротрещины, которые заметны только при пятидесятикратном увеличении. Несмотря на их маленький размер, они также опасны, как и большие.
Трещины подразделяются на горячие и холодные в зависимости от температуры сварки. Если шов варился при температуре более тысячи градусов,то они будут называться горячими. Если температура варки была ниже – холодными.
И холодные, и горячие трещины являются неустранимыми дефектами. При их наличии изделие будет считаться браком и не подлежит эксплуатации.
Какие бывают трещины?
Горячие и холодные трещины при сварке могут также подразделяться по другим основаниям. Они могут быть поперечными, продольными, радиальными и так далее.
Горячие представляют собой межкристаллические разрушения, которые возникают в самом сварочном шве либо возле него, в так называемой зоне термического влияния. Имеют вид несплошности или надреза. Они появляются при кристаллизации металла либо после остывания соединения. Они имеют темный цвет и извилистую форму.
Холодные представляют собой локальные разрушения и образуются при остывании металла, если сварка осуществлялась при температуре до 200 градусов. Холодная трещина появляется возле сварного шва и имеет на изломе светлый оттенок. Такие дефекты возникают при дуговой сварке стальных изделий большой толщины.
Горячие трещины, которые появляются около шва, в свою очередь, подразделяются на четыре вида:
- Ликвиационные
- Появляющиеся вследствие низкого относительного удлинения
- Кристаллизационные
- Появляющиеся по иным причинам
Первый вид дефектов появляется очень часто при работе с конструкционной сталью. В ее составе находится много разных включений, чаще это сульфиды. При плавлении некоторые из них растворяются в области термического влияния и превращаются в пленку. Она находится на границе зерен и снижает когезионную прочность изделия, по причине чего появляются горячие трещины. Появление этих дефектов при работе с низколегированной сталью вызвано присутствием легирующих элементов, таких как титан и ниобий. Ликвиационные дефекты довольно длинные, без ответвлений, более раскрытые.
Дефекты, появляющиеся вследствие низкого относительного удлинения, возникают только при сварке аустенитных сталей.
Кристаллизационные дефекты представляют собой короткие микротрещины. Наиболее характерны для гбц.
Меры по предотвращению возникновения холодных трещин
- Электроды и флюсы должны быть прокалены.
- Все детали, использующиеся в сварочном процессе, должны быть предварительно нагреты до 250-450 градусов.
- Нужно безоговорочно соблюдать все требования, правила и нормативы конкретного вида сварки, подбирать максимально оптимальную температуру нагрева.
- Необходимо применять тот вид сварочного шва, который необходим в конкретном случае.
- Остывание изделия должно происходить медленно и равномерно.
- После окончания работ, в целях снятия напряжения в элементах проводят смягчающий отжиг.
Причины возникновения дефектов в виде горячих трещин бывают внешние и внутренние. К внешним причинам относится сегрегация элементов и окислов. Эти элементы не входят в состав свариваемого металла, а появляются вследствие использования вспомогательных примесей. Внутренние причины возникновения характеризуются влиянием присадочных материалов.
Сегрегирующие элементы не обязательно должны быть расплавлены, чтобы стать причиной появления горячей трещины. Они могут вызвать образование тонкой пленки, которая будет способствовать уменьшению прочности по границе зерен.
Как уменьшить вероятность появления горячих трещин?
- Осуществлять контроль за металлургическими процессами, когда металл расплавлен.
- Обеспечить оптимальный процесс раскисления металла.
- При работе с серой нужно иметь ввиду, что она может стать причиной появления сульфидных пленок. Поэтому ей лучше взаимодействовать с марганцем.
- Чтобы сера не оказывала негативного воздействия на появляющиеся дефекты, сварщик должен быть очень внимательным при кристаллизации сварного шва. Сера должна проходить слева от перитектической точки. В этой ситуации выделяется дельта-феррит, который лучше ее растворяет.
Причины образования горячих трещин
- Наличие жидких прослоек.
- Деформации, возникающие при укорочении детали.
- Жесткая фиксация деталей при работе. Это препятствует возможности переместить элемент для правильного остывания. В результате появляются напряжения.
- Варка с участием таких металлов, как вольфрам, титан, молибден и ванадий, может вызвать нарушение химических связей.
- Присутствие «вредных» примесей в массе свариваемого металла: фосфора, серы.
Самая высокая вероятность возникновения деформаций в виде трещин присутствует, когда металл находится в жидком состоянии. Именно в этот момент примеси в массе металла мигрируют и происходит загрязнение пространства между зернами. Во время остывания также существует риск появления напряжений: в случае, когда усадка шва произведена неравномерно. Это является основанием появления поперечных горячих трещин.
Любая трещина – это результат невнимательности, несоблюдения технологии сварочного процесса, недостаточной осведомленности относительно состава материалов, подлежащих сварке.
Способы предотвращения их появления
Чтобы в процессе работы либо после остывания не появлялись ни горячие, ни холодные трещины, нужно предпринимать определенные действия:
- Обеспечить не жесткую фиксацию элементов при работе.
- Выбрать правильный размер шва в зависимости от толщины стенки трубы. В случае, если область соединения имеет слишком маленький размер по отношению к толщине изделия, то вероятность появления трещин очень высока.
- Выбрать нужный режим сварки для конкретного вида материала, учитывая все нюансы и особенности.
- Варить строго в соответствии с установленными нормативами, в том числе и соблюдая угол наклона наконечника.
- Все детали перед сваркой должны быть надлежащим образом подготовлены.
- Выбрать электроды, соответствующие типу и температуре сварки, не приобретать дешевые электроды.
- Не допускать перегрев, используя силу сварного тока выше рекомендуемого для конкретного вида сварки.
Таким образом, чтобы избежать появления дефектов в виде напряжений и трещин нужно:
- Принимать во внимание все особенности работы с конкретным металлом.
- Увеличить ширину соединения при значительной толщине изделия.
- Не допускать появление узких валиков.
- Выполнять сплошные швы.
Заварка трещин
- Помимо нормативов для сварочного процесса существуют также нормативы устранения дефектов. Они установлены в ГОСТах 5264 и 1153.
- Трещины перед «заваркой» должны быть подготовлены. Подготовка включает в себя осмотр и определение их окончаний. Это происходит при нагреве газовой горелкой до температуры 100-150 градусов.
- Окончания трещины нужно высверливать. При работе со сверлом центр отверстия должен совпадать с окончанием трещины, либо отступать от него примерно на 3-5 мм.
- При невозможности высверлить трещину, она прожигается газовой горелкой.
- Перед процессом заварки трещин, которые не выходят за кромки трубы, лучше немного подогреть горелкой области, расположенные за концами трещин.
- Заварка трещины размером более 300 мм происходит обратноступенчатым способом.
Таким образом, существует определенный перечень причин образования горячих трещин при сварке. Чтобы избежать их появления, нужно знать все особенности материала, с которым вам предстоит работать. Варка металла с момента подготовки и до момента остывания уже готового изделия должна производится строго в соответствии с нормативами, установленными ГОСТами. Не все дефекты подлежат исправлению, поэтому лучше заранее быть осведомленным обо всех правилах и нюансах работы с тем или иным материалом.
Источник
Горячие и холодные трещины при сварке
Положениями ГОСТа 30242 предусматривается разделение всех существующих дефектов сварочного производства на шесть групп. Первую из них составляют разного рода трещины – изъяны в виде продольного разрыва металла в месте соединения. Они образуются под воздействием напряжения, которое образуется после сваривания заготовок, или в результате внешнего механического воздействия. Эксплуатация конструкции с такими повреждениями рано или поздно приводит к их разрушению.
Трещина относится к числу недопустимых дефектов и должна быть устранена в обязательном порядке. Такого рода дефекты образуются как на сварном шве, так и в округ него в пределах зон, где сохраняется термическое влияние. Обнаружить их можно при визуальном контроле качества соединения. Чтобы детальнее рассмотреть характер и размеры повреждения, можно воспользоваться лупой с большим увеличением. С ее помощью обнаруживаются и микротрещины.
Виды трещин
Трещины принято классифицировать. Различают два их вида: горячие (высокотемпературные) и холодные (низкотемпературные). Каждый из видов имеет градацию по ряду признаков. Горячие и холодные трещины делятся по направлению – поперечные или продольные могут быть в самом кратере сварного шва или же располагаться по всей ширине валика в виде изогнутой линии (радиальные). Трещины горячие возникают при высокой температуре – 1000 и более градусов Цельсия. Холодные образуются при температурах намного ниже – 200-300 градусов Цельсия.
Причины образования горячих трещин при сварке
Горячие трещины – это разрушения шва или металла в зоне термического влияния сварки на межкристаллическом уровне. Изъян образуется в стадии твердожидкого состояния расплава после завершения процесса кристаллизации или же в твердом его состоянии при высоких температурах. Излом имеет темный цвет и извилистую форму.
Причины образования горячих трещин выполнении сварочных работ:
- Деформация может быть вызвана укорочением.
- Между зернами есть жидкие прослойки.
- Из-за фиксации деталей, что исключает их перемещение для правильного остывания.
- В силу нарушения связей между зернами, вызванного сторонними включениями с низкой температурой твердения.
- Присутствия других включений. Особую опасность представляют фосфор и сера.
Последовательность образования горячих трещин:
- Прекращения нагрева влечет начало процесса остывания расплава и металла вокруг ванночки.
- После достижения определенной температуры в расплаве начинают образовываться кристаллы. Между твердыми частицами есть прослойки жидкого вещества.
- Возрастает внутреннее напряжение, приводящее к снижению способности металла деформироваться.
Разная усадка сварных швов и горячего металла вокруг них провоцирую появления сильных внутренних напряжений, в результате которых в разных направлениях возникают трещины.
Когда образуются холодные трещины
Холодные трещины – это разрушения на межкристаллическом уровне шва или зоны вокруг него, которые образуются в процессе кристаллизации расплава, который находится в твердожидком агрегатном состоянии. Пространственное расположение изъянов может быть любым: продольным, поперечным или под углом. Излом обладает светлым оттенком и проявляется постепенно в процессе остывания сварного соединения. Трещины становятся видимыми уже при 300 градусах Цельсия. По этой причине их называют холодными.
Чаще всего холодные трещины образуются в корне шва и в месте соприкосновения валика с металлом заготовки. Основное «коварство» такого рода дефектов заключается в том, что могут образовываться не только на поверхности, но и внутри металла. Они могут быть небольшого размера и обнаружить такие трещины намного сложнее, чем горячие.
Еще одно важное отличие заключается в том, что холодные трещины не обладают разветвленной структурой, как горячие. Раскрываются они тоже не настолько широко. Реагируя с атмосферным кислородом изъяны обретают голубоватый или коричневатый оттенок. Наиболее уязвимыми являются изделия из низколегированной или высокопрочной стали.
Причины образования холодных трещин:
- Чрезмерно сильное соединение свариваемых заготовок.
- Неверно подобран диаметр электрода: меньше оптимального.
- Нарушена технология выполнения сварочных работ.
- Высокой содержание углерода в металле.
- Сварной шов был охлажден слишком быстро.
- Большие внутренние напряжения.
Кристаллизация
Кристаллы образуются в процессе остывания металла, то есть в тот период, когда он из жидкого состояния переходит в твердое. Именно такой процесс имеет место быть после сваривания заготовок. В это время высока вероятность деформации металла и образования трещин.
В процессе кристаллизации сварного шва образуются горячие трещины. Их еще называют кристаллизационными. Они становятся заметными уже на последнем этапе кристаллизации, когда температура близка к солидусу и исчезают последние капли жидкого металла.
Как избежать появления трещин
Вероятность образования трещин можно уменьшить. Для этого следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- Снизить жесткость стыка свариваемых заготовок.
- Ширина сварного шва должна соответствовать толщине полок соединяемых элементов.
- Сила сварочного тока должна быть в пределах рекомендованных для конкретного типа работ значениях.
- Содержание углерода и серы в присадочных материалах должно быть минимальным.
- Удерживать электрод под оптимальным углом по отношению к рабочей поверхности.
- Не делать сварочный шов слишком узким.
- Сваривать заготовки в несколько проходов. Однопроходные швы являются наименее прочными.
Не помешает предварительно нагреть соединяемые заготовки.
Ликвидация трещин
Нормативные документы содержат информацию о наиболее эффективных мерах предупреждения и ликвидации брака в сварочных работах, в том числе и разного рода трещинах. Основным способом исправления трещин является их заваривание. Перед устранением дефекта следует выполнить подготовительные работы.
Сначала нужно осмотреть изъян, чтобы точно определить его начало и окончание. Края трещин высверливают, а если сделать это не представляется возможным, то прижигают. Сначала реставрируемую область можно несколько подогреть. Если трещина слишком большая и ее длина составляет 30 и более сантиметров, то заварить ее следует обратноступенчатым способом.
Исправление трещин при ремонте авто
Головка блока цилиндров (ГБЦ) относится к числу наиболее важных элементов автомобиля. Если она неисправна, то машина по факту остается без силовой установки. Если корпус ГБЦ имеет трещину, то ее можно заварить. Для этого используется электродуговая сварка. Не исключается также использование газовой горелки. После завершения всех работ сварной шов покрывается эпоксидной смолой.
Источник