Родительское собрание с элементами тренинга «Проблемы воспитания и способы их разрешения»
Пястолова Елена
Родительское собрание с элементами тренинга «Проблемы воспитания и способы их разрешения»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
• Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
• Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
• Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
• Развивать чувства родительской ответственности.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.
Ход собрания:
Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад, создание доброжелательной атмосферы.
Группа делится на две команды. Ведущий встаёт во главе одной команды. Его команда подходит к команде соперников и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие – рукопожатие.
Варианты рукопожатия: поздороваться левой рукой, похлопать соперника по плечу, одновременно с похлопыванием сказать ободряющие слова.
Упражнение заканчивается, когда каждый поприветствовал всех соперников.
2. Введение в тему.
Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
3. Основная часть.
Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых»
Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства. Родители рисуют на тему «Мир детства и мир взрослых». По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.
Вопросы родителям:
• Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке?
• Как они могут помочь друг другу?
• Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
• Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Упражнение «Проигрывание ситуаций».
Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях).
Предложить родителям разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.
Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.
Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем,раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой!»
Ситуация 2. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ).
Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.
Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.
Предложить свой способ реагирования в данной ситуации.
Вопрос родителям:
• Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?
Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания».
Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»
Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться
Ошибка 2. «Никаких поблажек!».
Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями.
Ошибка 3. «Если ты не…то я».
Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха («Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.
Ошибка 4. «Сам вырастет!».
Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.
Ошибка 5. «Чрезмерная опека».
Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения.
Ошибка 6. «Детей надо баловать».
Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»: «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило,это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны).
Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»
Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам.
Ошибка 8. «Кнут и пряник!»
На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.
Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать!
Родителипо кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:
• Как вы себя чувствуете здесь и сейчас? (Высказывания родителей)
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры,закончите предложения:
• Из сегодняшнего разговора я поняла…
• Мне не понравилось…
• Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…
• Хотелось бы продолжить разговор на тему…
Большое спасибо за работу.
Педагогические конфликты и способы их разрешения Цель: Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. Задачи: 1. Повысить.
Беседа с родителями «Конфликты в семье и способы их разрешения» Задачи: учить родителей усваивать сущность понятий «конфликт», и «конфликтные ситуации», правила предупреждения конфликта; развивать умения.
Консультация «Конфликты и способы их разрешения» Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ Задачи: • дать представление о различных стилях разрешения конфликта;.
Консультация «Конфликты. Причины конфликтов Ребенок-Взрослый. Способы разрешения» Конфликт — это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную зависимость.
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их разрешения» Сл 1 — «Конфликты и способы их разрешения» Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов Задачи: 1 познакомить.
Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем Родительское собрание в 3 классе Задачи: обсудить проблему плохой.
Родительское собрание с элементами тренинга на тему «кризис 3-х лет» 1. Приветствие «Свеча» Цель. Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу. Материал. Свеча. Содержание. Ведущий: Я рада.
Родительское собрание в младшей группе с элементами тренинга «В детский сад без слёз» Родительское собрание в младшей группе с элементами тренинга «В детский сад без слёз» Цели проведения собрания: — познакомить родителей.
Родительское собрание в первой младшей группе «Проблемы воспитания детей раннего возраста» Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Задачи: способствовать становлению.
Источник
Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?»
Мария Бондаренко
Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?»
Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей один из самых сложных процессов, требующий больших эмоциональных затрат и знаний. Мы все стараемся воспитывать наших детей «правильно». Хотим, чтобы они были послушными, умными, чтобы любили нас и уважали. Стараемся из всех сил.А спрашиваем ли мы себя: «Счастлив наш ребенок, когда мы его «правильно» воспитываем?».
Сегодня на нашем тренингемы постараемся найти ответы на вопрос: «Как воспитывать детей, чтобы они были счастливыми?»
Мы – педагоги так же являемся родителями для своих детей. И если у нас возникают проблемы по воспитанию собственных детей, то мы не сможем компетентно помочь родителям своих воспитанников. Решение любой проблемы нужно начинать прежде всего с себя.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта
2. Развитие и коррекция детско-родительских отношений.
— Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего
— Повышение интереса родителей и педагогов к внутреннему миру ребенка.
Оборудование,материалы: доска магнитная, маркер, рисунки «мишени» по количеству участников, проектор, ноутбук, карточки «принятие», «признание», «понимание».
Ход тренинга
1. Приветствие. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я для Вас подготовила тренинг под названием «Как воспитывать детей, что бы они были успешными»,цели которого:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта
2. Развитие и коррекция детско-родительских отношений.
Так как форма работы у нас с вами тренинг, позвольте напомнить правила работы для эффективного взаимодействия.
— не перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки»;
— следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности;
— каждый участник имеет право на собственное мнение, не боясь высказывать его и быть осуждённым;
— то, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.
Игра — знакомство «Имя и качество».
Инструкция: каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком».Например: первый участник – «Я Ирина – интересная», второй участник, указывая на первого, — «Это Ирина – она интересная. Я Ольга – остроумная», третий (поочерёдно, указывая на первых двух) – это Ирина, она интересная. Я Ольга – остроумная. Я Мария – мудрая» и т. д.
Игра «Встаньте те, кто…»
Участникам предлагается вставать,если описание подходит:
— у кого 1 ребенок;
— у кого 2 ребенка;
— у кого 3 и больше детей;
— у кого дочка, сын, и дочь и сын
— читает детям книжки;
— рисует, конструирует, лепит с детьми;
— любит своих детей.
Давайте обсудим, сделаем выводы.
Диагностическое упражнение «Идеальный родитель»
Давайте постараемся составить портрет «идеального родителя». Назовите качества, которые присущи идеальному родителю. (способность любить, терпение, честность, искренность, ненавязчивость, уверенность в себе, гибкость, дипломатичность, тактичность, аккуратность, последовательность требований и обещаний)
(Названные качества обсуждаются и записываются на доске). А теперь я раздам вам рисунки. Посмотрите, это подобие мишени. (Рис. 1). Центр – тот идеальный родитель, которого мы с вами составили. Синим фломастером поставьте точку там, где вы видите свое место как родителя. Не стесняйтесь выражать свое мнение. А теперь подумайте и предположите, где вы окажетесь после прохождения тренинга. Если мы выполним поставленные задачи тренинга, то вы сможете приблизиться к центру? Отметьте красным цветом предполагаемую цель.
Запишите около своей мишени 2-3 качества из составленных нами, которые помогли бы вам достигнуть поставленной цели (красной точки)
Спасибо, рисунки можно отложить. И не думать пока о них.
2. Основная часть. Презентация «Процесс воспитания глазами ребенка»
Чтобы приблизиться к «идеальному родителю», нужно научиться соблюдать правило трёх «П»: принятие, признание, понимание. (таблички Принятие, Признание, Понимание выставляем на доске)
Эти правила мы обсудим после видео.
Поделитесь своими впечатлениями.
Итак, давайте разберемся, как правильно принимать, признавать и понимать своих детей.
Каждому родителю необходимо научится принимать своего ребенка таким, какой он есть.
Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто за то, что он есть!
Безусловное принятие ребенка удовлетворяет его потребность в любви.
Условное принятие Безусловное принятие
«Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить».
«Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить, не начнёшь хорошо учиться (помогать по дому, слушаться)». «Как хорошо, что ты у нас родился!»
«Я рада тебя видеть»
«Ты мне нравишься
«Я люблю, когда ты дома»
«Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребёнку, но и взрослому. Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».
Упражнение «Поиграй со мной»
А теперь немного поиграем. Разделитесь на пары. Тот, кто слева – ребенок. Справа – родитель. Упражнение называется «Поиграй со мной!»
«Родитель» очень занят, «ребёнок» просит поиграть с ним.Задача: необходимо ответить так, чтобы не нанести душевную травму «ребёнку, не обидеть его.
Давайте обсудим, сложно ли было отказывать ребенку? Какие трудности возникали? «Дети», какие ответы вам лучше понравились?
Очень хорошо, я рада, что все родители пришли к взаимопониманию с детьми.
Наш тренинг подошел к концу. Возьмите теперь те рисунки с мишенью, на которых мы с вами отмечали точки в начале нашей работы. Расскажите о своих впечатлениях, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания, приблизились ли вы к красной отметке? Оправдались ли ваши ожидания?
Какие вопросы у вас остались по теме тренинга?
По итогам подготовила для вас памятки «+ и – воспитания»
Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.
Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата» Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.
Психологический тренинг для педагогов «Успешный педагог — развитый ребенок» Психологический тренинг «Успешный педагог – развитый ребенок». Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога. Задачи: 1. Расширение.
Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы — сила!» В рамках Недели психологии предполагалось проведение локальных мероприятий на уровне образовательного учреждения. Среди мероприятий, реализуемых.
Психологический тренинг для воспитателей «Дружный коллектив» Тренинг «Дружный коллектив» Баландина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №271» г. Перми Задачи: • Создание положительного.
Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.
Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.
Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.
Источник