Тренинг как способ развития актерского мастерства

Актерский тренинг как методика обучения элементам актерского мастерства

Актерский тренинг — группа упражнений направленная на формирование умений и навыков одного или нескольких элементов актерского мастерства.

Актерский тренинг предполагает совершенствование психического аппарата, позволяет артисту вызвать в себе творческое самочувствие (упражнения на внимание, мышечную свободу, воображение и фантазию, веру в предлагаемые обстоятельства, смену отношения к объекту). А так же подготовка телесного, физического аппарата к воплощению роли и точной передаче внутренней психической жизни (речевой, пластический тренинг).

В разных возрастных группах методика проведения актерского тренинга будет разной.

Для ребенка 4-8 лет игра является ведущей деятельностью. Поэтому тренинг в форме игры будет для него естественной формой существования. Тренинг строиться по законам игры «для себя», он помогает раскрыть возможности ребенка и не потерять себя в процессе взросления, сохранить наивность и искренность. Содержанием психофизического тренинга будут элементы системы: внимание, воображение, общение, мышечная свобода.

Поскольку элементы системы тесно взаимосвязаны, они не существуют отдельно друг от друга. Каждое упражнение, даже самое простое, предполагает всех элементов как единого целого.

Совершенно не правильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учит детей «играть по взрослому». Это сразу омертвит затею, перекроет возможность творческой самореализации детей. Необходимо учитывать особенности детской природы:

  1. Дети физически активнее взрослых актеров, они гибче и
    душевно и физически.
  2. Неотъемлемой частью природы ребенка является искренность
    и азарт.
  3. Дети не обременены житейскими заботами, которые мешают
    взрослым целиком отдаваться творчеству.

Чем младше возраст учащихся, тем больше приближаются занятия к детской игре. На занятиях необходимо помнить, что нельзя увлекаться игрой, надо найти золотую середину Упражнения, которые предполагает методика работы с детьми, должны быть доступны, просты, наглядны, и в то же время, иметь далекую перспективу. Тренинг необходимо выстроить согласно нескольким правилам:

ü игровое самочувствие,

ü от простого к сложному,

ü от элементарного фантазирования к созданию образа.

При проведении тренинга педагогу необходимо быть творцом. Лучше при объяснении какого — то элемента, сначала ввести детей в действие, поставить перед проблемой и решить ее. Таким образом, они лучше прочувствуют механизмы работы человеческого психо-физического аппарата и только после объяснить, почему происходит так.

Преподавая актерское мастерство, нужно творчески подходить к подбору упражнений, добавляя и изменяя их.

Для детей подросткового возраста при проведении тренинга необходимо соблюдать свободу творчества, при точном выполнении условий упражнения.

К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это итог необходимости «соответствия миру», социальному устройству в частности.

Выполнение условий упражнений обеспечивает развитие умений и навыков при работе над элементами актерского мастерства, а свобода способствует возврату ребенка к себе естественному, подлинному свободному.

Для взрослого человека тренинг направлен на развитие умений и навыков при работе над элементами актерского мастерства. Упражнения тренинга также можно сочетать с игрой, в которой все время меняются и усложняются предлагаемые обстоятельства.

Тренинг может стать боле эффективным «инструментом» в руках педагога, если приобретает целенаправленность и строиться с учетом индивидуальных условий, в которых он применяется. Исходя из этого можно классифицировать тренинги (Н.Ф. Щербина):

ü Тренинг – школа – освоение основ артистической техники. Этот вид тренинга должен проводиться длительное время.

ü Тренинг-диагноз – его функция диагностическая. С помощью специально подобранных упражнений педагог сможет составить представление о личном и профессиональном потенциале, обучающихся, следовательно более дифференцировано построить учебную и творческую работу. Игровая форма тренинга поможет скрыть исследовательскую позицию педагога.

ü Тренинг-разминка – настраивает на работу, разогреть свой психофизический аппарат и подготовить его к творчеству. Комплекс упражнений рассчитывается на 15-20 минут.

ü Тренинг тематический – один из наиболее сложных и продуктивных тренингов. Цель – овладение «природой чувств» данного спектакля. Режиссер выбирает или придумывает упражнения на тему будущего спектакля. Он «подкалывает» к уже знакомым упражнениям предлагаемые обстоятельства пьесы и роли.

ü Тренинг-эксперимент – требует определенной предварительной подготовки и художественной программы. Направлен на развитие специальных способностей актера.

Источник

«Психофизический тренинг по актерскому мастерству»

Содержимое публикации

Исаева Инна Петровна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования, «Дворец творчества детей и молодежи им. В.М.Комарова» г. Снежинск, Челябинская область

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи им. В.М.Комарова»

Методическая разработка для

педагогов дополнительного образования

детских театральных коллективов по теме:

«Психофизический тренинг по актерскому мастерству»

Разработала: педагог

дополнительного образования

Исаева Инна Петровна

Цель:личностное и эстетическое развитие детей средствами театрального искусства.

приобретение определённого объёма знаний, умений и практических исполнительских навыков, необходимых для их дальнейшей самостоятельной творческой деятельности;

воспитание в учащихся постоянную творческую потребность познавания жизни и ее законов;

воспитание в детях потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуально направленного тренинга и самовоспитания

Большое значение в освоении актёрского искусства имеет актёрский тренинг. Тренинг способствует развитию пластичности психики и отзывчивости на любой условный раздражитель. При этом одним из главных условий успеха проведения такого тренинга должна стать методика проведения такого тренинга должна стать методика проведения экспериментальных упражнений.

Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим темам:

Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов ведет к освобождению от зажимов психологических. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».

Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания, переключение внимания, привлечения внимания к себе, развитие внутреннего внимания, развитие памяти и т.д.

Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют все движения актера разнообразным, а главное, осмысленным содержанием.

Общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Актёрский тренинг предполагает широкое использование элементов игры. Каждое упражнение актерского тренинга можно провести в соответствии с основными специфическими актерскими способностями, свойствами. Существуют опорные и ведущие свойства, над которыми необходимо работать начинающему актеру:

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческих восприятий;

развитие творческих навыков физического самочувствия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

Задание тренинга на овладение основными элементами сценического действия по системе Станиславского: освобождение мышц, внимание, воображение, эмоциональная память, память физических действий, развитие актёрской смелости и непосредственности, общение, темпоритм.

1.Освобождение от мышечных напряжений

Упражнения на напряжение и расслабление мышц нужно продолжать до тех пор, пока учащиеся не научатся по требованию педагога моментально напрягать и освобождать любую мышцу. На начальной стадии необходимо помочь детям определять, где у них излишнее напряжение, убирать его. Затем каждый может научиться пользоваться «контролером» (личным самоконтролем).

Освободиться от зажимов помогают следующие упражнения:

1.1 «Расслабление по счету»

«Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.

Читайте также:  Виды документов по способу составления

На счет «раз» — расслабляются кисти рук,

На счет «два» — расслабляются локти рук,

«три» — плечи, руки;

«пять» — туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;

«шесть» — полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».

Затем по хлопку, учащиеся встают.

Педагог может давать команду на расслабление с разной скоростью, проверяя качество расслабления частей тела. Например, «раз», «два», «три», помотали руками, проверили степень расслабления. Затем педагог продолжает: «четыре», «пять» — расслабление проверяется, «шесть».

1.2. «Напряжение – расслабление»

Учащимся предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей, плечами.

1.3. «Перекат напряжения»

Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

«Подойдите, пожалуйста, к стене, упритесь в нее руками. Ноги на ширине плеч. По моей команде все пытаются расширить границы нашей комнаты. Сделать это можно, лишь раздвинув стены. Даже если нам это не удастся, не будем заранее отказываться от самой попытки. Не забывайте о правильном дыхании. По хлопку сбрасываем мышечное напряжение и мгновенно расслабляемся. Готовы? Начинаем! Упираемся в стену, пробуем сдвинуть ее хотя бы на миллиметр. Помогаем себе голосом. Раз-два – еще упор! Хлопок! Расслабились! Взяли дыхание. А теперь еще раз – упор! Необходимо сделать 5 – 7 подходов» и др.

«Зажимы по кругу»

Учащиеся идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения учащиеся идут несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает учащимся задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз. После окончания упражнения учащимся дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1-2 раза в день.

«Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Учащиеся выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» учащиеся начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым учащимся произвольно. По команде «Лед» учащиеся застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

1.7 «Пластилиновые куклы»

«В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. В упражнении три этапа. По моему первому хлопку вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток. Второй хлопок педагога знаменует собой начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала. Третий хлопок – начало последнего этапа упражнения. Представьте себе, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Куклы начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размякают ноги. И в итоге кукла «стекает» на пол и превращается в горку, бесформенную массу.

Размягчение кукол до состояния полной утраты формы – абсолютное мышечное освобождение».

Сценическое внимание – основа способности к публичности творчества актёра.

Объекты непроизвольного внимания

«три круга» внимания

смена объектов внимания

Исходя из своего многолетнего опыта работы с театральным коллективом, каждое занятие я начинаю с определенных упражнений на сосредоточение внимания, на переключение внимания к себе, чтобы направить детей в нужное мне русло.

Вот некоторые из этих упражнений:

2.1.Упражнения с мячом, которые очень любят дети. Самое простое из них — «Перекидка мяча».

Дети становятся в круг, перекидывают мяч друг другу, перед этим устанавливают зрительный контакт друг с другом, не произнося ни слова, стараются кидать мяч друг другу в руки. Педагог ведет счет, пока мяч не упадет на пол. Затем начинаем все сначала.

2.2. «Перекидка мяча с именем»

Особенно это упражнение уместно при знакомстве в новом коллективе. Дети становятся в круг. Перекидывая мяч партнеру, участник громко и четко называет свое имя, или же имя того, кому кидается мяч.

2.3«Печатная машинка»— более сложное упражнение (для среднего и старшего возраста).

Упражнение в кругу. Педагог задает какую-либо известную стихотворную фразу, например:«Белеет парус одинокий». Мяч перекидывается молча, каждый бросок соответствует напечатанной букве, которая произносится каждым участником в уме. После каждого «напечатанного» слова делается общий хлопок, в конце фразы – три хлопка. Если при выполнении упражнения кем-либо совершается ошибка или происходит падение мяча, упражнение выполняется сначала.

Упражнение в кругу.Участник делает хлопок. После чего направляет свою руку на другого участника, следующий «пересылает» также хлопок другому участнику и так далее. При всей кажущейся простоте, это упражнение требует большой концентрации внимания, особенно, если увеличить темп «передачи» хлопка.

Упражнение в кругу. Ведущий хлопает в ладоши и указывает на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное «включение» в игру, ошибка в имени приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника.

Можно участников посадить на пол, предложить им закрыть глаза и сосредоточиться на задании: «вслушаться в звуки вокруг нас», «представить себе какой – либо предмет и мысленно рассматривать его», «представить какое-либо животное и мысленно рассматривать его», «представить себе родного человека и рассматривать его». Вначале на каждое задание можно давать по 30-40 сек., а затем на следующих занятиях постепенно увеличивать это время. Для детей это совсем не простое упражнение, но очень полезное для развития их сосредоточения и внутреннего внимания.

2.7 «Да» и «нет» не говорить»

«Водящий» (сначала преподаватель) задает вопросы, ответы на которые не должны включать слов «да», «нет», «черный», «белый»; затем эти вопросы продолжает тот, кто употребил одно из этих слов. Вопросы задаются разным участникам группы вне какой-либо последовательности, чтобы табуированные слова, к которым впоследствии присоединятся «ну», «короче», «так сказать», «типа того», «конкретно», «это самое», стали сигналами «нельзя!» уже на сверхсознательном уровне. Так обеспечивается и чистота речи.

Читайте также:  Способ приготовления молочной лапши

2.8«Десять секунд»

«Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на мои разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение десяти секунд».

Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения:

а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным);

б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения;

в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита;

г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем;

д) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.

2.9 «Эстафета»

Сочиняется вслух рассказ или стих. Метод — кольцовка. Услышав первую фразу, слушатель подхватывает ее и передает эстафету другому. Так сочиняются исключительно занимательные истории, но их подлинным героем является многократно увеличивающийся объем внимания.

3. Воображение особая форма психики, которая может быть только у человека. Воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап в обучении актерскому мастерству. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать в любых вымышленных условиях.

Воображение и фантазию развивают следующие упражнения:

3.1 «Путешествие картины»

Учащемуся показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом, организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.

3.2 «Скульптор и глина»

Учащиеся разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Учащимся не разрешается переговариваться.

«Не очень реальный предмет»

Нужно постараться представить предметы, которых нет перед вами и которые носят странные названия: абракадабра, чашка с ручкой внутрь, веник из слоновой кости, дырдоска (окказионализм А. Неверова), ясь (В. Маяковский), головотяпарь, умоотвод (А. Герцен).

«Рядом с художником»

Произнести монологи, например, от имени главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников «Опять двойка»)

Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж.

«Образы идей»

Несколько абстрактных понятий, внутренний образ которых предлагается создать и описать: красота, порядок, энергия, мир, гармония, общение.

«Метафоры» (по С.В. Гиппиус)

Преподаватель произносит слово, например: «Гаснут. » Все учащиеся описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза. ). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

«Синтез»

Это упражнение на погружение в состояние творчества. Оно заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Чем пахнет слово «рампа»?

· Каково на ощупь число 7?

· Какой вкус у сиреневого цвета?

· Какая форма у четверга (как она выглядит)?

· Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

4. «Общение».Выполняя цепь сценических задач и действуя, таким образом, по отношению к партнеру, актер неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В результате возникает взаимодействие, общение. Общение – это значит по-настоящему видеть, слышать, остро воспринимать и оценивать. Без верного отношения нет общения.

Общение проявляется во взаимосвязи приспособлений. Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия:

4.1 «Согласованные действия»

Учащимся предлагается выполнить этюды: — пилка дров; — гребля; — перемотка ниток; — перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их учащимся необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим учащимся (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.).

4.2 «Тень». Учащиеся разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой — его Тенью. Человек делает любые движения. Тень — повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

4.3«Зеркало». Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение — очень хорошее средство для установления психологического контакта.

4.4 «Сиамские близнецы». Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

4.5 «Разговор через стекло».

Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные учащиеся внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

4.6 «Бег в резинке».

«Учащиеся разбиваются на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).

В каждой паре определите, кто Ведущий, а кто Ведомый. По ходу игры они будут меняться ролями. Ведущий и Ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу педагога начинается движение по комнате. Это может быть ходьба с разной скоростью и в разном темпе, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки и др. Главное – сохранить резинку на теле (причем, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за лишнего напряжения»;

Читайте также:  Основные способы защиты нарушенных прав потребителей

4.7 «Встреча»

«Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.

Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» — значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» — значит, стоим плечом к плечу».

4.8 «Цепочка»

«Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжайте движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного невидимого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли?) и продолжаем ходьбу. Упражнение заканчивается по хлопку педагога тогда, когда все пары и группы соединились в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз. Встреча за встречей, и вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи. Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза. Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество».

Принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить особое внимание на выработку у начинающих актеров «чувства локтя». Это помогает собрать внимание участников коллектива, мобилизовать группу перед началом занятий, репетиций. К этой теме относятся следующие упражнения:

Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву «р» развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания — требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).

4.10 «Японская машинка»

Группа рассаживается в полукруг. Учащиеся рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущем всегда присваивается номер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми учащимися группы следующим образом: на счет «раз» — удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» — щелчок пальцами правой руки, на счет «три» — щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком правой руки ведущий начинает игру, произнося свой номер «Ноль». На щелчок левой руки он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. Например: «Ноль – два». Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом учащиеся, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.
Учащийся, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продолжает игру. Ошибками считаются: 1) сбой темпа, 2) неправильное называние своего номера; 3) неправильное называние номера партнера, 4) приглашение к игре выбывшего учащегося или ведущего (если он не играет); 5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

4.11 «Рулетка»

Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой — кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать — шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя — проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.

4.12 «Руки-ноги»

По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) — встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить, какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат предыдущей.

4.13 «Оркестр»

Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.
Пулеметная очередь. Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп, хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а, дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.

4.14 «Передача позы»

Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу — кто точнее.

Органическое действие актера подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга педагог выбирает упражнения и наполняет их содержанием с учетом индивидуальных способностей учащихся. В актерском тренинге нет стандартного набора и стандартной последовательности отрабатываемых элементов. Помощники педагога в актерском тренинге – его интуиция, творческий и педагогический опыт.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.2006;

Ершов П.М. «Режиссура, как практическая психология» М.1997;

Гиппиус С.В. « Гимнастика чувств» М.1987;

Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» Ст.П.2007;

Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю»М. 2005;

Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» М.1980;

Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» М.1989.

Источник

Оцените статью
Разные способы