- Торговля по тренду для новичков. Введение
- Разворот тренда | Полный разбор
- 1.Что такое тренд?
- Как определить тренд?
- Итак, что же нам объясняет «Теория Доу».
- 2. Что такое разворот тренда.
- При восходящем тренде.
- Словарь трендвотчера: что такое тренд и как он распространяется
- Что такое тренд
- Что такое сигнал
- Что такое драйверы и барьеры
- Что такое трендвотчинг
- Что такое трендмэппинг
- Как распространяется тренд: кривая диффузии инноваций
- Как связаны тренды и кривая хайпа
- Как выглядит архитектура тренда
- Разница между трендвотчингом, форсайтом и future studies
Торговля по тренду для новичков. Введение
В начале апреля опубликовал свои Итоги 1 квартала. +11,4% на тот момент. Рынок был тяжелый, результат посчитал достойным. Но был один комментарий к посту, который заставил задуматься.
Рост рынка, по сути, безостановочно с 2015 года, привел к притоку огромного количества непуганых участников. Людей, мыслящих категориями «сколько иксов смогу сделать». Идущие во все тяжкие в погоне за подобной доходностью. И, конечно, вопрос времени, когда риски такого подхода реализуются.
Именно для новых участников задумал написать серию постов, рассказывающих о методе Trend Following, являющимся для меня «хлебом» уже более десятилетия. Мощный и зачастую несложный подход, который никогда не сломается.
Как правило, язык алготрейдеров непонятен большинству. Здесь попробую упростить и доступно объяснить природу трендов, механику работы трендовиков, плюсы и минусы этого подхода.
Финансовый рынок характеризуется цикличностью. Цикл роста сменяется циклом снижения. Затем снова рост. В перерывах может быть боковик. Момент наступления и длительность каждой из стадий непросто спрогнозировать. Так же, как и глубину просадки. Вот что сейчас на рынке? Коррекция (которая, возможно, уже закончилась) или лишь начало медвежьего рынка длиной год-два? На 100% никто не знает.
Как выстроить систему взаимоотношений с рынком максимально безопасным образом? Как построить долгосрочное сотрудничество так, чтобы снизить боль от неблагоприятной рыночной конъюнктуры?
Ответ для разумного инвестора давно дан – диверсификация. Нам говорят – вкладывайтесь в индекс и уходите от рисков стокпикинга. Отличная идея! Вкладывайтесь в разные страны и уходите от рисков «японского сценария». Еще лучше! Добавьте малодоходное, но хорошо работающее в портфеле золото. И вы лучший!
Отличный подход, исторически показавший устойчивость к различным рыночным катаклизмам. Можно ли улучшить такой подход? На мой взгляд, ответ положительный. Для этого нам необходимо добавить в наш портфель диверсификацию не только по инструментам и странам, но и по методам.
Trend Following (торговля по тренду) – несложный спекулятивный подход, отлично дополняющий описанные выше инвестиционные методы. Чем дополняющий? Заработком на медвежьем рынке. В периоды турбулентности просадка от портфеля активов компенсируется плюсующей долей, выделенной в спекулятивную часть.
Великолепный сборник показателей доходности и риска различных активов, а также ряда портфелей от инвестиционных гуру. (Разрозненные в книге данные собрал в табличку – скачивайте и пользуйтесь). Книга должна стать настольной для пассивного инвестора.
«Мы являемся активными сторонниками применения смарт-беты и факторного смещения. Очень трудно превзойти портфель, который состоит в равных долях из а)глобальных акций со смещением по стоимости и импульсу, б)облигаций и в)управляемых фьючерсов или аналогичной трендовой стратегии.»
То есть Фабер, портфельный управляющий, идет, в том числе, в сторону использования трендовых подходов с целью повышения доходности/уменьшения риска. Почему бы разумному инвестору не пойти тем же путем?
И на российском рынке уже есть инструмент, показывающий эффективность этого подхода. Около трех лет назад уважаемый А.Г. предложил два индекса для глобального и российского рынков, где инвестиционные стратегии на акциях и облигациях дополнены спекулятивными (преимущественно трендовыми) стратегиями. Результат диверсификации по торговым методам – серьезное уменьшение рисков.
Кстати, не так давно с Веревкиным записали стрим как раз на тему «Хеджирование инвестиционного портфеля с помощью трендовых стратегий».
В завершении первого поста – классная цитата из «Биржевой торговли по тренду» Майкла Ковела
«Традиционный портфель на 60% состоит из акций и на 40% из облигаций. Современная теория портфеля показывает, что при добавлении в портфель актива, не коррелирующими с другими, такого как, например, инвестиция, управляемая по стратегии следования тренду, прибыль действительно возрастает, а риск снижается.»
Сегодня — пост–вступление. В дальнейшем план следующий:
Вторник – ПОЧЕМУ ТРЕНДЫ НИКОГДА НЕ СИСЧЕЗНУТ? ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ
Среда – ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. МЕХАНИЧЕСКИЙ И ДИСКРЕЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
Четверг – ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТРЕНДОВОГО ПОДХОДА
Источник
Разворот тренда | Полный разбор
В данной статье мы максимально подробно разберем то как определить разворот тренда.
1. Что такое тренд?
2. Что такое разворот тренда?
3. Индикаторы разворота тренда.
4. Как определить пиковую точку разворота тренда с помощью графических паттернов?
5. Пара моих личных фишек.
1.Что такое тренд?
Для более полного и глубокого понимания того, что такое тренд обратимся к его математическому значению. В математике «трендом» принято называть — основную тенденцию изменения временного ряда. Мало о чем говорит, да? Теперь давайте рассмотрим классическое определение из мира трейдинга. На бирже, трендом называется направленное движение ценового графика в одну из сторон (вверх или вниз). То есть, тренд в трейдинге — это ситуация когда цена определенное время возрастает или снижается.
Исходя из этого, ситуация, при которой цена некоторое время возрастает — это «тренд вверх». А когда цена некоторое время снижается — это «тренд вниз».
Третья ситуация — «Флет»(боковик). Это состояние рынка не имеющее четкой направленности. В состоянии «Флета», размер движения цены вверх, по размаху, равен предыдущему движению цены вниз, а следующее движение цены вниз, соответствует размеру движения вверх.
С этим, надеюсь, разобрались. Если есть какие-то вопросы, смело задавайте в комментариях под статьей.
Как определить тренд?
Иногда на рынке случаются ситуации, когда определить направление движения цены не так просто. То есть тренд неявный. В этом случае трейдеру новичку на помощь приходит «Теория Доу». Данная теория попытка объяснить каким образом ведет себя рыночная цена актива, во время формирования тренда. Ее автор «Чарльз доу» человек основавший компанию «Dow Jones and Co», журнал «Wall Street Journal» и внесший огромный вклад теоретическое и практическое понимание фондового рынка.
Итак, что же нам объясняет «Теория Доу».
При восходящем тренде.
Новый максимум (верхний пик цены), находится выше предыдущего, и каждый новый минимум (нижний пик цены) находится выше минимума который был до него.
При нисходящем тренде.
Новый максимум (верхний пик цены), находится ниже предыдущего, и каждый новый минимум (нижний пик цены) находится ниже минимума который был до него.
Другими словами постоянное повышение, (если тренд восходящий) и постоянное понижение, (если тренд нисходящий) пиков цены — это и есть трендовое движение. И если один из пиков окажется одном уровне с предыдущим пиком — это уже сигнал к завершению тренда и развороту рынка. А каким именно образом происходит разворот рынка разберем далее.
2. Что такое разворот тренда.
Разворот тренда на рынке — это ничто иное, как изменение общего направления движения цены актива в противоположную сторону.
По теории «Доу» (она ближе всего отражает действительность) важнейшим сигналом к смене тренда, служит то, что пики цены прекращают перекрывать собой предыдущие.
При восходящем тренде.
Ценовые минимумы прекращают расти становясь на один уровень или ниже предыдущих минимальных пиков.
Источник
Словарь трендвотчера: что такое тренд и как он распространяется
Кристина Смирнова, руководитель отдела UX-исследований и трендвотчинга в РБК:
Изменения во всех сферах жизни настолько динамичны, что требуют от нас быть активными и регулярными наблюдателями. «Быть в тренде» на личном уровне теперь значит не только одеваться в духе времени, но и, к примеру, инвестировать, раздельно собирать мусор или вести здоровый образ жизни.
В бизнесе исследование рыночного контекста уже не ограничивается уровнем стратегии, а становится итеративным и находит применение в разработке, дизайне и коммуникациях. А мониторинг трендов выносится в отдельную функцию, чтобы наверняка успевать, преуспевать и быть на несколько шагов впереди конкурентов.
Этим словарем мы стартуем с циклом материалов для тех, кто хочет быть профессиональным наблюдателем — по жизни или работе. А если вы уже практикуете трендвотчинг, будем рады обсудить ваш опыт.
Об экспертах
- Ольга Еремина, руководитель направления трендвотчинга и стратегии в компании UXSSR, занимающейся поиском респондентов для участия в маркетинговых исследованиях.
- Ольга Шаева, директор по исследованиям в трендвочинговом агентстве Algorithm.
- Илья Литвиненко, руководитель направления трендвотчинга в лаборатории клиентского опыта и новых способов продаж, Сбербанк.
Что такое тренд
Слово «тренд» с нами давно. Оно начинало свой путь с «вращения, поворота» колеса. В начале XX века использовалось в экономике, математике и статистике для описания изменений направления линий на графике. В 1960–70-х годах мигрировало в культуру, моду и лайфстайл, а сейчас обживает инструментарий маркетологов и предпринимателей, которые активно ищут новые способы выделиться в высококонкурентном и неопределенном мире.
Тренд — это направление изменений или развития чего-либо. Когда говорят о тренде, имеют в виду смену потребительских ожиданий и запросов или модели поведения человека.
Социальные или экономические явления могут возникать под воздействием тренда, а могут выступать в качестве силы, создающей и усиливающей тренд. Часто возникает дилемма «курица или яйцо» — вопрос, что явилось первопричиной для зарождения тренда. Например современные компьютеры и технологии возникли благодаря активному инвестированию в разработки полупроводников, а оно, в свою очередь, началось из-за противостояния СССР и США и гонки вооружений.
Тенденция — это совокупность трендов. Например, среди компаний есть тенденция к устойчивому развитию. К нему относят и заботу об экологии, и взаимоотношения с поставщиками.
Что такое сигнал
Сигналы — это явления, способные нам рассказать о зарождающемся тренде. Сигналы могут исходить от инфлюенсеров, появляться в социальных сетях и т.д.
Сигналы могут быть разного типа: например, новые продукты или сервисы, какой-то проект. Это может быть вывод из исследования о поведении человека. Например, что у людей смещаются ценности, или они стали себя по-другому вести. Таких сигналов может быть очень много во всех возможных сферах.
Увидеть сигналы можно интуитивно. В 2018 году Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, на одной из встреч в английском банке сказала, что начинается цифровая революция. Тогда еще не было столько шума вокруг «цифровой валюты центрального банка». Спустя несколько лет это стало мировым трендом. В Китае появился цифровой юань, Штаты активно изучают эту тему и даже ЦБ начал обсуждать это с рынком. Тогда это было слабым сигналом и намеком на тренд, а сейчас это уже мощное движение, которое вероятно перевернет экономику.
Сигналами могут быть аномалии или «выбросы» в данных, а также нетипичное поведение у определенной группы людей. Поэтому трендвотчеры часто пристально наблюдают за субкультурами, а в маркетинговых исследованиях большое внимание уделяют подростковой аудитории.
Что такое драйверы и барьеры
Драйверы — самое размытое понятие в трендвотчинге, после тренда. Драйвер — какой-то значимый фактор, определяющий скорость и направление развития тренда. Часто драйверами бывают технологии. Насколько технология зрелая, что она может и какой у нее потенциал, — все это определяет то, насколько быстро развивается тренд.
Драйверы помогают развиваться тому или иному тренду. Например это может быть положительная реакция общества, которая способствует более быстрому развитию тренда.
Барьер — это значимый фактор, препятствующий развитию тренда сейчас. Они могут быть разными: например, незрелость технологий или неготовность людей.
Что-то, не укладывающееся в общепризнанные нормы современного мира, может стать крупным барьером и затормозить или даже остановить развитие тренда.
Драйвер может быть одновременно и барьером. Драйверы и барьеры лежат в одной плоскости и связаны обратными петлями, которые могут усиливать и гасить возникающие последствия.
Например изменение климата — барьер для использования и наращивания привычных технологий или процессов в энергетике, производства продуктов питания (сельское хозяйство, рыбный промысел и т.п.). Появляется потенциальное возникновение голода, перебоев в энергетике. В то же время изменение климата — драйвер для поиска новых решений и технологий в энергетике — возобновляемых источников, средств накапливания и распределения. Появляются решения для минимизации грядущих или потенциальных рисков.
Что такое трендвотчинг
Трендвотчинг — это наблюдение за трендами и их зарождением, попытки идентифицировать причины и контекст. Также это оценка потенциала или сценария развития тренда, того, как он повлияет на повседневную жизнь в интервале нескольких лет.
Трендвотчинг — это умение видеть зарождающиеся тренды. Также это навык — замечать, когда тренды выходят на пик и начинают угасать.
Есть несколько синонимичных терминов — трендспоттеры, трендвотчеры и тренд-аналитики. Все это примерно одно и то же. Трендвотчер должен заниматься несколькими областями активностей.
- Мониторингом изменений. Т.е. фиксированием сигналов, указывающих на более масштабные, значимые сдвиги. Суть в том, чтобы уловить первые, слабые сигналы изменений.
- Интерпретацией и формулированием картины, в которую складываются эти сигналы. Потому что по отдельности они могут иметь вид хаотичных разнонаправленных изменений. Нужно увидеть за ними паттерны — более крупные сдвиги и проследить взаимосвязи.
- Формулированием выводов: что из этого значимо для конкретного человека, бизнеса или ситуации.
Трендвотчинг в контексте бизнеса — это способность видеть тренды индустрии раньше других и использовать их в коммуникации/продуктах своего бренда, чтобы опережать ожидания клиентов и продавать свой товар или услугу дороже, чем остальные.
Трендвотчер — это совокупность наблюдателя, исследователя, социолога, психолога, технологического «гика» и просто очень любознательного человека с широким кругозором.
Что такое трендмэппинг
Обычно термин «трендмэппинг» применяют для двух ситуаций.
- Составление карты трендов. С ними есть одна проблема — они статичны, но мир постоянно меняется. А суть трендвотчинга в том, чтобы ловить актуальные изменения. Получается, что карта — как «Полароид». Но карта трендов дает перспективу, общее видение.
- Соотнесение трендов с какими-то вопросами, задачами или картиной мира, значимыми для того, кто делает анализ трендов, для конкретного бизнеса.
При составлении карты сначала выделяются тренды в различных отраслях, сферах, т.к. сам по себе тренд, когда он один, ни о чем особенном не говорит. Например, выделяют все тренды в определенной отрасли, наносят их на карту и смотрят, где они пересекаются. Допустим, тренд на цифровизацию или старение населения касается различных областей. Есть тренды, проявляющиеся только в одной области, и они не менее важны. Их наносят на карту, условно на станцию метро, которая не имеет пересадок.
Карты нужны в том числе для решения практических вопросов. Они помогут, если вы планируете открыть магазин, но не знаете, какой формат торговли будет популярен в ближайшем будущем. Вы задаетесь вопросом: нужен онлайн-магазин, офлайн, большой, маленький, с покупателями или без? И начинаете составлять карту трендов, которые могут повлиять на формат этого магазина.
На полученную карту можно смотреть по-разному. Следует помнить: если возникает какая-либо крайность, появится и обратная реакция. А значит, имеет смысл подумать о бизнесе и с другой стороны маятника. Так, например, в мире, где каждый из нас живет со смартфоном 24/7, набирают обороты практики digital-detox и появляются места, где возможно только живое общение либо полное уединение.
Как распространяется тренд: кривая диффузии инноваций
Тренд распространяется от ранних последователей до отстающих. В любом обществе есть группы с разной склонностью к восприятию нового. Разница выражается во времени, которое нужно человеку, чтобы он попробовал новое — узнал о нем, решил испытать и испытал. Есть люди, у которых этот промежуток меньше — это трендсеттеры или ранние последователи и инноваторы.
Менее подготовленные группы — те, кому нужно больше времени — смотрят на ранних последователей. Действует референтный принцип: каждая следующая группа смотрит на предыдущую, оценивает ее опыт и, исходя из этого, принимает решение, готова ли она что-то принять. Этот процесс можно увидеть на кривой диффузий инноваций. Обычно так обозначают модель, описывающую распространение инноваций среди сообщества, для которого они предназначены.
На кривой диффузии инновации видна траектория тренда: сначала он набирает популярность, затем начинается пик, потом небольшое снижение, и в конце он выходит на плато. Плато будет выше, чем точка, когда тренд только набирал популярность, но ниже, чем когда тренд был на самом пике. Например, цифровизация сейчас на пике, потому что каждый стремится оцифровать свой бизнес. Но придет время, когда большая часть компаний запустят этот процесс, и об этом станут меньше говорить. При этом цифровизация останется трендом, поскольку будут появляться новые бизнес-процессы, которые будут оцифровывать.
Когда тренд попадает к отстающим, он выравнивается, и график становится ровным. Это не минус, а сигнал тем, кто следит за трендами, что где-то рождается что-то новое.
Как связаны тренды и кривая хайпа
Хайп — это всегда локализованная и кратковременная вспышка, быстро нарастающий интерес и так же быстро спадающий. А тренд растет, внутренне усложняется, выходит в новые индустрии, все больше масштабируется, пока не станет частью обычной жизни.
Тренд часто отождествляют с технологиями, но тренд — это пересечение их и какой-то ситуации, задачи с контекстом. Технология сама по себе трендом не является. Она может быть драйвером или основой для его развития. Это скорее инструмент, позволяющий по-новому реализовать потребности.
Кривая хайпа описывает ожидания, которые вкладывают прежде всего в технологии. Она описывает то, как видят потенциал применения технологий на различных этапах ее зрелости. Мы начинаем с того, что технология только появилась. Она экспериментальная, у нее меньше практических примеров применения. Дальше о ней начинают узнавать, и у всех возникают ожидания по отношению к этой технологии. Она начинает подниматься на хайп.
Это тот момент, когда про технологию еще известно мало, но у всех уже есть предположения, что в ней может быть потенциал. Ее пытаются приложить к различным ситуациям, и не везде это срабатывает, поскольку технология еще не развита. И если она не оправдала ожидания, то она начинает сползать в следующий этап, который называется «область разочарования». Затем некоторые технологии могут выходить на «плато продуктивности», размаштабированное применение в реальной практике рынка.
Как выглядит архитектура тренда
Происходит какой-то сдвиг. Он может быть экономическим, социальным, политическим. Любое сильное изменение. Возникает слабый сигнал. Есть еще такая вещь, как «дикая карта» (wild card) или «шок» — допустим, коронавирус или теракт 2001 года в Нью-Йорке. Такие события вызывают титанический сдвиг, и возникают определенные драйверы. Пример драйвера с точки зрения регуляторных изменений — могут «закрутить гайки», и за этим последуют изменения экономических и политических отношений в мире.
Если смотреть архитектуру, то это какое-то изменение, за которым возникают драйверы, затем — слабые сигналы и уже зарождающийся или развивающийся тренд.
Выделение тренда начинается с сигналов — они фиксируются, кодируются, обобщаются в кластеры. На их основе формулируется тренд. Сигналы укрупняются в тренды, а те объединяются в макро-тренды — группы взаимосвязанных трендов. Самый широкий контекст — это драйверы. То, что создает основу, делает возможными сдвиги, которые мы фиксируем в трендах и укрупняем в макро-трендах. После того, как сделана вся работа, мы выделяем инсайт. Это фокусный вывод из всей общей картины, максимально сфокусированная выжимка.
Инсайт — это сформулированная возможность, создаваемая трендом для конкретного бизнеса или под конкретный вопрос. Это интерпретация тренда, которая дает ответ на вопрос: почему это важно и что с этим делать.
Сначала появляются сигналы, потом они складываются в нечто большее, в какое-то более устойчивое явление. Например, ситуация с магазинами без покупателей. Сигнал здесь — то, что разные ритейлеры начинают открывать такие магазины в Москве, до этого сигналами были такие же магазины в США. Драйвер в этом случае, например, COVID-19. Барьеры — предположим, нехватка площадей.
Разница между трендвотчингом, форсайтом и future studies
Future studies — это «зонтик», который объединяет различные практики исследования будущего. А разница между трендвотчингом и форсайтом — во временном горизонте и в методах.
Форсайт сфокусирован на более долгосрочной перспективе. Нет согласия в том, какой временной отрезок относится к форсайту, но скорее это промежуток в более чем десять лет.
Трендвотчинг же сфокусирован на краткосрочной и среднесрочной временных перспективах. Даже внутри одной компании могут идти споры о конкретных датах: месяцах или годах. Но в целом — это от текущей ситуации и на несколько ближайших лет вперед, максимум, от трех до пяти. Трендвотчинг — это про те изменения, про то будущее, которое уже происходит и начинает проявляться. Это не тот образ или сценарий, к которому мы придем через несколько этапов. Это то, что уже наблюдается и фиксируется в настоящем. И трендвотчинг отвечает на вопрос: где уже происходят сдвиги, которые еще не стали массовыми и очевидными для всех, но мы уже можем их достоверно зафиксировать и как-то на них реагировать. Это про сигналы в настоящем и про то, как с ними работать.
Источник