- Строй-справка.ру
- Отопление, водоснабжение, канализация
- Трелевка леса
- Устройства для трелевки леса
- Последовательность работ
- Бесчокерная трелевка леса
- Применение пачковых захватов
- Методы трелевки
- 9. Классификация способов трелевки древесины и трелевочных машин.
- 10. Типы тракторов, применяемых на трелевке древесины.
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы
Трелевкой называется перемещение древесины из лесосеки от мест валки деревьев до погрузочных пунктов. Трелевка является важнейшей операцией в лесозаготовительном процессе — на долю ее приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 9- 11% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовок.
Необходимость этой операции очевидна, так как с помощью лесовозных автомобилей или узкоколейного транспорта нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке. Ее предварительно нужно собрать. Целью трелевки как раз и является сбор древесины с относительно большой площади на специально подготовленные погрузочные площадки у лесовозных дорог.
Трелевка является транспортной операцией, но она резко отличается от других видов транспорта. В силу того, что трелевочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого периода, здесь не делается и не может быть сделано ‘никаких капитальных затрат на устройство пути. Поэтому трелевка проводится в исключительно трудных условиях-при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по снежной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т. д. Трелевочные машины работают на очень невысоких скоростях (1-1,5 м/сек), но развивают значительные тяговые усилия. Трелевка ведется на сравнительно небольшие расстояния: обычно до 300 м, иногда до 500-700 м и лишь в очень редких случаях — до 1 км.
Благодаря трелевке достигается концентрация древесины в определенных местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Очевидно, что без трелевки (непосредственно у пня) все эти операции было бы очень трудно механизировать.
Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:
по виду перемещаемой древесины — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;
по способу трелевки — комлями вперед, вершинами вперед; по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств; в некоторых случаях трелевка производится лошадьми; технически возможна трелевка с помощью вертолетов и аэростатных систем;
по характеру перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелевочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых проводятся лесозаготовки. Технически и экономически обоснованный выбор трелевочных средств для тех или иных условий представляет достаточно сложную задачу, В качестве исходных моментов при этом принимаются почвенно-грунтовые условия и рельеф.
Трелевочные тракторы применяют в равнинной местности, а также на горных склонах крутизной до 22° (зимой и в сырую погоду -до 14°). Применение на трелевке леса тракторов в ряде случаев ограничивается несущей способностью грунтов там, где требуется выстилка волоков; использование тракторов связано с дополнительными затратами труда и денежных средств и иногда может оказаться менее эффективным, чем примене^е лебедок.
Трелевочные лебедки используют на лесосеках со слабыми грунтами.
В горных условиях используют специальные трелевочные средства. Известно много различных видов первичного лесотранслорта в горах: воздушно-трелевочные установки, канатные дороги, ка-натно-рельсовые дороги, лесоспуски, лотки.
Трелевку леса в сортиментах производят в горных условиях при применении воздушно-трелевочных и других установок.
В большинстве случаев лес трелюют в полупогруженном состоянии («полуволоком»), т.е. один конец трелюемой пачки погружен на трелевочный механизм, а другой конец волочится по земле или снегу. Этот способ применяют при работе специальных трелевочных тракторов. Тракторы, не имеющие специального оборудования (Т-100), трелюют лес волоком.
Трелевочные лебедки, работающие с мачтой, трелюют лес в полуподвешенном состоянии: передний конец трелюемой пачки несколько приподнимается за счет вертикальной составляющей от натяжения троса, что облегчает перемещение пачки, особенно на подходе к мачте.
В полностью подвешенном состоянии трелюемая древесина перемещается при трелевке лебедками с использованием несущих тросов, а также при работе воздушно-трелевочных установок.
Перемещение древесины в полностью погруженном состоянии возможно при использовании на трелевке транспортных средств (например, колесных тягачей) с прицепами.
В настоящее время более 90% всего объема работ по трелевке леса выполняется тракторами.
Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы
Источник
Трелевка леса
Трелевка леса — это транспортировка дерева, хлыстов или сортиментов из участка валки до места погрузки. Главная задача трелевки заключается в сборе древесины со всей площади лесосеки на погрузочные пункты, находящиеся у лесовозных дорог. За счет трелевки уменьшается протяженность лесовозных усов и дает возможность использовать эффективные методы погрузки.
Устройства для трелевки леса
Главный трелевочный механизм сегодня – это трактор. В нашем государстве используются главным образом гусеничные тракторы, а за границей, к примеру, в США, Канаде, Швеции, Финляндии, — колесные. Тракторы разных видов – это единственное средство трелевки в равнинной и пересеченной местности. Тракторы осуществляют перевозку леса и в горах. Согласно правилам техники безопасности гусеничные трелевочные тракторы используются на склонах крутизной до 25 градусов, а в зимний период и в сырую погоду летом — до 15 градусов.
Колесные тракторы используются, если подъем составляет не более 7 градусов, для спуска в сухую погоду летом — допускается до 17 градусов, зимой и в сырую погоду летом — до 13 градусов. Чаще всего трелевка осуществляется в полупогруженном положении, т. е. один конец пачки загружен на трелевочный механизм, а второй конец волочится по земле или снегу. Трелевку леса в полностью загруженном положении можно осуществлять на транспортных средствах, имеющих прицепы или специальные платформы.
Последовательность работ
Трелевка тракторами, которые имеют чекер для трелевки, включает следующие этапы:
- приезд не загруженного трактора на место сбора пачки
- разворот и осаживание трактора
- оттаскивание тягового каната и чокеров
- чокеровка хлыстов (деревьев)
- сбор пачки
- движение трактора с грузом на погрузочную площадку
- отцепка пачки
- выравнивание комлей.
Существует несколько видов чекеров:
- стандартный чекер
- с плавающим крюком
- с клиновым (съемным) креплением
- из переплетенного каната
- с крюком ”восьмеркой”.
К месту работы трактор двигается на 3—4-й передачах. Около места сбора, на расстоянии 5—15 м, трактористу нужно развернуть трактор и подать его назад к комлям (вершинам) срубленных деревьев или хлыстов. Тяговый канат трактора должен оттянуть работник (чокеровщик). Канат нужно оттянуть примерно на 10—15 м. Если расстояние будет больше, то стоит собирать пачку двумя приемами с заездом трактора на пасеку. Осуществляется чокеровка деревьев за комель примерно 0,5—0,7 м от торца.
Чтобы отвести комель дерева из-за пня крюк чокера нужно зацепить с противоположной движению стороны дерева, с целью поворота его при натяжении каната. Чокеровка за вершину осуществляется на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, которые лежат на близком расстоянии, зацепляют одним чокером. Чтобы уменьшить износ тягового каната нужно, чтобы разбег комлей (вершин), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6—8 м.
В процессе сбора пачки внимательно следите, чтобы не случилось саморасцепки чокеров, упора деревьев в пни, а также заклинивания их между пнями. Если это все же случится, нужно срочно выключить тракторную лебедку и исправить ошибку. Чтобы сохранить маневренность трактора собирать пачку нужно с поднятым щитом, и опускать его только для того, чтобы затащить сформированную пачку.
С грузом трактор должен передвигаться на 2—3-й передачах. На сложных участках транспортировка леса осуществляется следующим образом:
- трактор сбрасывает пачку со щита
- проезжает сложный участок пустым
- подтаскивает пачку лебедкой снова на щит.
Главный недостаток тракторов с чокерным оборудование заключается в том, что им необходимо выполнение ручных приемов (оттаскивание каната, чокеровка, отцепка пачки). Этого недостатка можно избежать используя бесчокерную трелевку.
Бесчокерная трелевка леса
Бесчокерная трелевка леса – это обязательное звено технологического процесса, который проводится на лесосеках при помощи современных устройств. Такие машины полностью исключают ручной труд. Этот процесс демонстрирует высокую эффективность и при обычных методах лесосечных работ с валкой деревьев пилами. Бесчокерная трелевка осуществляется гусеничными или колесными трелевочными тракторами, которые оборудованы специальным технологическим оборудованием для автоматического создания или захвата пачки, ее удержания при трелевке и разгрузке в назначенном участке.
Сегодня для бесчокерной трелевки используют такое технологическое оборудование:
- гидроманипуляторы и зажимные коники на гусеничных тракторах (ТБ-1)
- гидроманипуляторы и трососъемники (ЛП-18А)
- пачковые захваты на колесных тракторах (ЛТ-157)
- пачковые захваты на гусеничных тракторах (ЛТ-154).
Манипуляторы осуществляют поштучный сбор деревьев и создание из них пачки в конике трелевочного трактора. Пачковый захват для трелевки предназначен для работы с заблаговременно сформированной пачкой. Следовательно, принципиальная разница между манипулятором и пачковым захватом состоит в принципе формирования пачки: в первом случае пачку формирует сами трелевочный трактор, во втором — еще одной, чаще всего, валочно-пакетирующей машиной. Бесчокерная трелевка выполняется также валочно-трелевочными машиными, на которые для этого устанавливают гидроманипуляторы с захватно-срезающей машиной и зажимным коником (ЛП-17, ЛП-49) или погрузочным рычагом и зажимным, коником (ВМ-4А).
Трактор для трелевки леса ЛТ-157 или ЛТ-154 рекомендуют применять вместе с валочно-пакетирующими устройствами ЛП-19 и валочно-трелевочными устройствами ЛП-49. Тракторы ТБ-1 применяют вместе с валочно-трелевочными машинами ЛП-17, которые работают в режиме валочных или валочно-пакетирующих, а также с бензопилами.
Валочно-пакетирующие машины ЛП-19 обладают способностью класть пачки под любым углом к направлению своего движения. Технологические схемы предопределяют два метода укладки пачек:
Метод укладки влияет на деятельность трелевочных тракторов.
Валка леса при помощи пил на трелевке тракторов с гидроманипуляторами осуществляется с таким расчетом, чтобы гарантировать трактору, двигающемуся при сборе пачки вдоль группы поваленных деревьев, поочередный и беспрепятственный сбор их и укладку в коник.
Применение пачковых захватов
Когда трактор ЛТ-154 приближается к пачке на расстояние 5—8 м технологическое оснащение из транспортного положения переходит в рабочее. Чтобы это произошло, растормаживается барабан лебедки, а захват, который подтянут к стреле канатом для порожнего переезда, высвобождается, стрела отклоняется назад. В результате этого, захват раскрывается на ширину, которая нужна для взятия пачки. Данные мероприятия можно выполнять как последовательно, так и одновременно. Отметим, что единственное обязательное условие – это растормаживание барабана лебедки и ослабление каната, перед тем, как включить цилиндры захвата и стрелу.
Чтобы погрузить пачку используется прием подъездa трактора под пачку. Пачка стрелой поднимается вверх, в это же время трактор двигается назад. Деревья, которые примерзли к земле или занесенные снегом, заранее, перед захватом нужно сдвинуть с места толкателем. Чтобы сдвинуть пачку трактор подъезжает к пачке сбоку, примерно на 5—7 м от комлевого торца. После того, как пачку и элементы технологического оснащения полностью подготовят для грузового хода, стрелу нужно уложить на упоры на корпусе лебедки, пачку зажать в захвате и затянуть канатом. При этом комлевую часть пачки для сохранения маневренности трактора нужно держать на весу, не допуская касания стрелы.
В процессе погрузки, трелевки и разгрузки пачек стрелу и лебедку нужно применять по их конструктивному предназначению. Стрела необходима, чтобы поднимать и опускать пачку. Не стоит тянуть пачку с помощью стрелы, в особенности, если пачка расположена под углом к трактору, к примеру, на поворотах.
Также не стоит забывать, что верхняя часть стрелы (кронштейн) совершенно не предназначен для передачи тяговых усилий. Она нужна только в качестве опоры для навешивания захвата и «накидывания» его на пачку. Стрелу можно использовать и для подъема пачки в процессе погрузке.
Методы трелевки
Результатом трелевки является концентрация древесины в определенных участках у лесовозных дорог, что дает возможность использовать в лесу новейшие технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Таким образом, без трелевки все эти операции невозможно было бы механизировать.
Существует несколько средств и способов трелевки. Их классифицируют следующим образом:
- по тиру перемещаемого леса — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов
- по методу трелевки — комлями или вершинами вперед
- по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств
- иногда трелевку осуществляют лошадьми
- технически возможна трелевка при помощи вертолетов и аэростатных систем
- по методу перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.
Различие в типах трелевочных устройств вызвано колоссальным разнообразием производственных условий, в которых осуществляются заготовки леса.
Трелевочные лебедки применяют на лесосеках со слабыми грунтами.
На сегодняшний день свыше 90% всего объема работ по трелевке леса осуществляется при помощи тракторов.
Источник
9. Классификация способов трелевки древесины и трелевочных машин.
Трелевка — процесс перемещения заготовленной древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) от места заготовки к месту укладки ее в штабеля или погрузки на лесовозный транспорт. Если заготовленная древесина доставляется из лесосеки на верхний склад в погруженном положении, такую трелевку обычно называют подвозкой. Возможны различные виды и способы трелевки заготовленной древесины (рис. 10.1).
Механизированная трелевка древесины, кроме подвесной, производится по трелевочным волокам, прокладываемым по лесосеке.
Трелевочный волок — это простейший временный транспортный путь на лесосеке, по которому заготовленная древесина доставляется из лесосеки на погрузочный пункт или верхний склад.
Наибольшее применение получила тракторная трелевка древесины. В Беларуси почти вся заготовленная древесина трелюется тракторами.
На трелевке древесины используют различные машины и оборудование: тракторы, валочно-трелевочные машины, канатные трелевочные установки и др.
Вид трелевочного средства для конкретных природно-производственных условий выбирают, исходя из почвенно-грунтовых условий, рельефа местности и крупности лесонасаждений.
Рис. 10.1 Виды и способы трелевки древесины
10. Типы тракторов, применяемых на трелевке древесины.
Тракторы, применяемые на трелевке древесины, подразделяются на специализированные и общего назначения. У специализированных тракторов имеется специальное технологическое оборудование для сбора пачки деревьев, хлыстов или сортиментов и перемещения ее на погрузочный пункт и кабина расположена спереди для улучшения обзорности и упрощения управления трактором. Кроме того, специализированные трелевочные тракторы более приспособлены к лесной среде благодаря специальной конструкции ходовой части. Поэтому они получили широкое применение на трелевке древесины.
По конструкции ходовой части тракторы, применяемые на трелевке древесины, делятся на гусеничные и колесные. Причем в последнее время все шире начали применять специализированные колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой. Эти тракторы имеют высокую маневренность и энергонасыщенность, что позволяет им двигаться по волоку на высоких скоростях. Поэтому они более производительны, чем гусеничные тракторы. Однако проходимость колесных тракторов на лесосеках со слабой несущей способностью грунтов и при глубоком снеге хуже, чем у гусеничных.
В Беларуси на трелевке деревьев и хлыстов преобладают гусеничные трелевочные тракторы.
По конструкции технологического оборудования для набора пачки трелевочные тракторы делятся на четыре типа:
1. Трелевочные тракторы, оснащенные канатно-чокерным оборудованием;
2. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с клещевым захватом для бссчокерной трелевки деревьев и хлыстов;
3. Трелевочные тракторы, оснащенные пачковым клещевым захватом для бесчокерной трелевки сформированных пачек деревьев и хлыстов (подборщики-трелевщики пачек);
4. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с челюстным захватом для бесчокерной трелевки (подвозки) сортиментов (погрузочно-транспортные машины).
Из этих типов все большее применение получают трелевочные тракторы для бесчокерной трелевки древесины, так как они исключают ручной труд и значительно повышают производительность труда.
В последнее время в связи с постоянным подорожанием энергоносителей в некоторых зарубежных странах, в частности в Финляндии. Швеции, начали применять в опытном порядке на трелевке сортиментов мини-тракторы с прицепным трелевочным оборудованием.
Независимо от типа трелевочного трактора он состоит из базовой машины и навесного или прицепного трелевочного оборудования.
Трелевка древесины тракторами производится по специально подготовленным волокам, расположенным определенным образом на лесосеке. Производительность трелевочных машин во многом зависит от качества трелевочных волоков, которые должны прокладываться с соблюдением определенных требований и в период эксплуатации поддерживаться в надлежащем состоянии. Так, руководящий подъем на волоках не должен превышать 100-150‰, а уклоны на спусках — до 200‰. На кривых участках волок должен быть шире на 1 -2 м. Закругления на волоках необходимо устраивать с радиусом не менее 30 м. Магистральные волоки по возможности следует располагать по спускам в грузовом направлении.
Процесс трелевки древесины тракторами состоит из следующих основных операций: движения трактора без груза на лесосеку, формирования пачки, движения трактора с грузом на погрузочный пункт (верхний склад), разгрузки пачки и при необходимости выравнивания комлей.
Техника выполнения этих операций для различных типов трелевочных тракторов зависит от особенностей и кинематики навесного трелевочного оборудования.
Источник