Трехфазный двигатель способы подключения

Подключение трехфазного электродвигателя: схемы и способы монтажа в трехфазную и однофазную сеть

Среди разных устройств электропривода самый популярный – электродвигатель переменного тока, так называемый, асинхронный электродвигатель.

Если их правильно обслуживать, согласно всем требованиям, не перегружать и менять подшипники на новые, то такое устройство имеет очень длительный период эксплуатации.

Но, к сожалению, на рынке продаж чаще всего можно найти асинхронный электродвигатель только трехфазный. Это объясняется тем, что двигатели переменного тока в основном используются в промышленности и на крупных производствах.

Однако существуют способы подключения трехфазного электродвигателя к однофазной или трехфазной сети жилого дома. В этой статье мы и обсудим подключение более детально.

Звезда и треугольник у трехфазного электродвигателя

Термины «звезда» и «треугольник» обозначают способ подключения или обмотки трехфазного электродвигателя переменного тока. Названия соответствуют схематическому рисунку и визуальному восприятию.

Провода питания подключаются к специальному клеммному элементу, который по внешнему виду называют «колодкой».

Он находится в борно, или иными словами в специальном боксе-коробе. В нее необходимо вывести провода от обмоток и подключить на клеммах трехфазного асинхронного электродвигателя. Для удобства процесса можно снять бокс с корпуса и клеммы в ней.

В боксе или борно может находиться три провода питания или шесть. Это зависит от самой конструкции данного устройства.

  • Если в Вашем случае провода три, то, как правило, они уже все связаны по схеме «звезда» и самостоятельно их перекрутить по ходу всего процесса точно не получится. Для этого придется открывать сам корпус трехфазного электродвигателя и разъединять провода для создания новых отводов.
  • Если в Вашем случае проводов шесть, то можно самостоятельно определится какую перемотку проводить подключение «звезды» или «треугольника».

В комплекте к устройству обязательно идут шпильки, к трем клеммам – три шпили и к шести – шесть шпиль соответственно.

Концы перемоток можно подключать к шпилькам строго по конкретной инструкции, не нарушая порядок соединения, который указал производитель.

На заметку. На внутренней крышке борна изготовитель часто изображает схему для установки медных перемычек или шин на клеммы.

Если перемычки закреплены в линию – это схема «звезда», если вертикально и параллельно друг другу, то «треугольник».

Подключение к трехфазной сети

Прежде чем начать любые работы с электричеством нужно обязательно повторить нормы и требования ПУЭ для безопасности и правильности процесса.

Трехфазный электродвигатель переменного тока позволяет переключать обмотки под разные напряжения: 380/220; 660/380; 220/127. Если напряжение выше, то рекомендуемая схема подключения трехфазного АД – «звезда», если ниже – «треугольник».

На заметку. Не всегда трёхфазная сеть имеет напряжение триста восемьдесят вольт. Еще сохранилось немало сетей на 220В и 127/220В со времен двадцатого века. А новое напряжение на шестьсот шестьдесят встречается очень редко.

Чтобы провести подключение трехфазного электродвигателя триста восемьдесят вольт на двести двадцать вольт, необходимо внимательно рассмотреть информационную табличку от изготовителя на самом устройстве.

  1. Если указано триста восемьдесят на двести двадцать — способ подключения только «звезда».
  2. Если указано шестьсот шестьдесят на триста восемьдесят — способ подключения только «треугольник».
  3. Если указано двести двадцать на сто семьдесят пять (крайне редко так бывает, это очень старый вид двигателя) – способ подключения осуществляется только через трансформатор, понижающий напряжение или однофазный преобразователь частот тока с выходом на три фазы.
  4. Если же напряжение базисное с тремя проводами питания и без схемы или с не ясной схемой, придется открывать корпус двигателя искать место соединения проводов и переделать обмотку по схеме «звезда».
Читайте также:  Как засушить кустовые розы легкий способ

Чаще всего электродвигатель подключают через контактор с кнопкой «запуск» или, так называемый, магнитный пускатель. Благодаря ему устройство будет активно только после нажатия кнопки без фиксации.

Принцип действия кнопки «запуск»:

  1. Нажать кнопку запуска;
  2. Ток пойдет через магнитный пускатель, вследствие чего силовые контакты замыкаются;
  3. Трехфазный электродвигатель начинает вращение.

Если прекратить нажатие на кнопку – трехфазный электродвигатель моментально остановится, благодаря автоматическому выключателю.

Если необходимо постоянное вращение, что не дает произвести кнопка «запуск» без фиксатора, можно установить тумблер с фиксацией вместо кнопки.

Или же можно использовать блок контакт для магнитного пускателя, который будет подключен к «запуск» и выполняет функцию кнопки «Стоп».

Новым специалистам и любителям может быть трудно понять общую схему, особенно момент размещения кнопки «запуск» в одном месте, а магнитных пускателей в другом. В этом могут помочь рисунки, изображения и видео-инструкция.

Если мастеру необходимо произвести вращение электродвигателя в обе стороны, например для производственного станка, то необходимо подключить к трехфазному двигателю реверс, соответственно реверсивной схеме.

Такая схема фактически подобна двум нереверсивным схемам с некоторыми деталями.

Чтобы запустить электродвигатель в обратном направлении, необходимо нажать «Стоп», чтобы обесточить возможность управления двумя магнитными пускателями и после этого нажать «запуск», чтобы запустить процесс обратного вращения.

Такие действия предотвратят возможность короткого замыкания.

Подключение к однофазной сети трехфазного электродвигателя

Чтобы подключить асинхронный двигатель стремы фазами на триста восемьдесят вольт на однофазную сеть двести двадцать вольт необходимо использовать схему пускового и рабочего фазосдвигающего конденсаторов.

Хотя некоторые специалисты выбирают дроссели для смены фазы, более рекомендуемым к использованию является именно конденсатор.

Это объясняется тем, что именно с таким подключением не теряется мощность, не искажается вращение и асинхронный двигатель работает эффективнее.

Чтобы визуально продумать процесс подключения, советует изучить схемы «звезды» и «треугольника» без реверса.

Резистор, или элемент сопротивления необходим для разрядки конденсаторов, чтобы после того, как устройство будет обесточено в контактах не осталось опасного для жизни тока. Кроме того, внимательно изучите таблицу и формулу емкости самого конденсатора.

Со схемой для подключения с реверсом также рекомендуем детально ознакомиться самостоятельно.

Способы обмотки двигателя с шестью проводами питания в боксе:

  • Если указано триста восемьдесят на двести двадцать — «треугольник».
  • Если указано двести двадцать на сто двадцать семь — «звезда».
  • Если есть только три провода питания, придется вскрывать корпус и осуществить обмотку соответственно вышеописанной рекомендации.
Читайте также:  Способ высева семян озимой пшеницы

Кроме того, при подключении 380В на 220В через конденсаторы мощность теряется от номинала на 40-50%. Чтобы исключить такие потери необходимо осуществить подключение через частотник.

Благодаря его использованию можно не только растрачивать мощность в пустую, но и контролировать обороты и при необходимости его реверсировать.

Надеемся, что советы и лаконичные инструкции в этой статье будут для Вас полезны. Не забывайте внимательно рассматривать схемы и смотреть практичные видео-инструкции.

Источник

Подключение трехфазного асинхронного двигателя.

Доброго времени суток. Тема сегодняшней публикации в рубрике «Советы и рекомендации» — Подключение трехфазного асинхронного двигателя. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные способы.

Для начала, вспомним соединения обмоток двигателя. Электромотор имеет три обмотки, которые обозначаются U1 – U2, V1 — V2 и W1 – W2. Цифра «1» обозначает начало, а «2» –конец. В старых моторах, произведенных в СССР, было обозначение С1 – С4, С2 – С5 и С3 – С6, соответственно. Соединяются между собой они двумя способами – «звезда» Υ и «треугольник» Δ . Первый способ позволяет двигателю мягко стартовать. Но при этом, он не развивает полную мощность. Второй, напротив, дает жесткий старт.

Подключение «Υ» концы «катушек» соединяются в одной точке, а к началам подается напруга. Подключение «Δ» — Начало первой соединяется с концом следующей и так до замыкания круга. К вершинам треугольника присоединяется кабель.

Выбираем автоматический выключатель и пусковое устройство.

Прежде чем заняться подключением двигателя, давайте подберем пускорегулирующую аппаратуру. Современная промышленность выпускает огромное количество автоматов для защиты электродвигателя. Купив такой прибор, можно сразу отбросить вопросы по дальнейшему выбору.

Единственное, что придется сделать — рассчитать аппарат по номинальному току. Вычисляется по формуле: для трехфазной сети I = Р/ Un*1 .73*n*cosф, и для однофазной I = Р/ Un*cosф, где Р – мощность электромотора, Un – рабочее напряжение, n – его КПД (как правило, есть в паспорте на изделие, обычно 0,85), а cosф – коэффициент мощности (можно найти в паспорте, для электромоторов, обычно, он равен 0,85). Далее получив результат, умножаем его на температурный коэффициент (это примерно 1,2). Из этого следует, что если, к примеру, мы имеем двигатель 1кВт – то его номинальный ток получится 2,1А для 380в и 6,3А для 220в. Подбираем автоматические выключатели (АВ) с ближайшими параметрами на увеличение. Хорошо зарекомендовали себя автоматы защиты двигателя с встроенным тепловым реле производства Moeller, ABB, Schneider Electric. Но есть одно «НО», они достаточно дорогие.

Поэтому, исходя из финансовых вопросов, берем обычный модульный АВ с характеристикой «С». Однако, к нему еще необходимо тепловое реле (теплушка). Самым оптимальным вариантом будет выбор ПМЛ-1220. И наконец, давайте сами соберем это устройство, тем более, что в нем нет ничего сложного. Нам понадобится: кроме АВ, модульный или просто контактор с 4 нормально-разомкнутыми контактами. Теплушка и две кнопки без фиксации (по одной с нормально-разомкнутыми нормально-замкнутым контактами). Дальше делаем как представлено ниже.

Как подключить электромотор к трехфазной сети 380в.

В первую очередь смотрим на «шильдик» и определяем, на какие напряжения рассчитан двигатель. На рисунках мы видим, что каждому типу соединения соответствует свое. Конечно же, нельзя подавать 380в, если, к примеру, при соединении «треугольник» на табличке написано 220в. Наоборот можно, но электродвигатель не разовьет и половины номинальной силы.

Читайте также:  Все способы словообразования таблица с примерами

Определившись с вольтажом, подключаем провода «А», «В» и «С» по порядку к началам обмоток «U1», «V1» и «W1». Или, если мотор советского производства – «С1», «С2» и «С3».

Итак, электросхема готова, производим кратковременное включение. Это требуется для того, чтобы определить работоспособность собранной цепи и направления вращения двигателя. Проверили, двигатель крутится, но не в ту сторону. Ничего страшного, меняем между собой первую и вторую фазу. И еще раз проверяем.

Подключение к трехфазной сети 380в с реверсивным управлением.

Встречаются случаи, когда нужно реализовать реверс асинхронного трехфазного двигателя. Например, в лебедке или другом оборудовании. Для этого потребуется два пускателя и три кнопки без фиксации (замкнутая и пару разомкнутых). Далее делаем как показано ниже и радуемся. Как видно из иллюстрации, это предельно просто. Пускателями КМ1 и КМ2 перебрасываются между собой две фазы. А дополнительные контакты КМ1.1 и КМ2.1 исключают включение вышеназванных пускателей одновременно.

Подключение трехфазного асинхронного двигателя с двухступенчатым стартом.

Сейчас на электротехническом рынке много всевозможных устройств плавного пуска и частотных преобразователей. Но встречаются, хоть и реже, пуск звезда – треугольник. Это позволяет за небольшие деньги решить проблему жесткого старта мощных двигателей и уменьшить токи при пуске. Для реализации такой блок-схемы потребуются три контактора и реле времени (или специальная приставка на контактор с таймером задержки типа ПВН-21) или аналогичную, предназначенную для типа электроконтактора, которые выбран. А также, понадобятся пара кнопок без фиксации нармально-замкнутым и нормально-разомкнутым контактами. Не вижу смысла описывать принцип и порядок работы схемы. Кто в теме – тот поймет и так, а дилетантам лучше обратиться к специалистам.

Подключение трехфазного асинхронного двигателя на 220в.

Бытовые электросети однофазные 220 вольт. Возникает вопрос, как подключить трехфазный двигатель к однофазной электросети? Да просто, небольшой электромотор, примерно до 1кВт – можно подключить, и даже имеется несколько схем. Не станем вдаваться в скучные расчеты, а рассмотрим рисунки и обсудим принцип работы.

На рисунках мы видим, как включить электромотор в сеть 220в. Фазу подсоединяем к U1 (С1) фазу, к V1 (C2) – ноль, а на свободную клемму W1 (C3) вешаем конденсатор. Для этих целей подойдут МБГО, МБГ4, К75-12, К78-17 МБГП, КГБ, МБГЧ, БГТ, СВВ-60 на 450 вольт. Расчет производится по формулам: для «Υ» C = , для «Δ» — C = , где С – емкость конденсатора, I – сила тока в амперах и U – напряжение в вольтах. Как определить ток, написано выше в главе «Выбираем автоматический выключатель и пусковое устройство». Обычно, найти требуемую емкость достаточно сложно, поэтому ее собирают из нескольких «кондеров», соединенных параллельно. Рассчитывается так С = С1+С2+Сn

После сборки и проверки производим кратковременный запуск, и если электродвигатель вращается не в ту сторону, переключаем конденсатор как показано ниже.

Если электродвигатель нагружен или мощность электромотора более 1 кВт, необходима дополнительная пусковая емкость. Как ее подсоединить, можно понять из иллюстрации. Она, как правило, выбирается в 2 раза выше, чем рабочая.

Возможно, Вас заинтересует — «Сборка электрощита своими руками».

Источник

Оцените статью
Разные способы