Требование как способ воздействия

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического требования»
методическая разработка на тему

Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.

Скачать:

Вложение Размер
analiticheskaya_papka-_tekhnologiya_pedagogicheskogo_trebovaniya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Технология педагогического требования»

  • Понятие « педагогическое требование».

В разной литературе существует несколько определений понятия «педагогическое требование», рассмотрим самые распространенные из них.

Педагогическое требование — это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.

Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.

Педагогическое требование — это процесс вооружения детей нормами поведения.

Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.

Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей.

Эффективность педагогического требования возрастает, если педагог хорошо знает особенности возраста детей, постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на достаточно высоком уровне культуры и поднимать на него своих учеников.

  • Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.

Требование является одним из основных методов воспитания детей. С его помощью нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование как метод педагогического воздействия могут быть:

Косвенные требования в свою очередь делятся на:

1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.

3. Требование – просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

4. Требование – намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

5. Требование – одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Также выделяют следующие требования:

Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования.

Также требования могут быть:

Иначе говоря, динамическое требование — это частная форма проявления статического требования, отсроченного во времени.

  • Особенности педагогических требований: предъявление социально-культурной нормы отношения и поведения.

В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений. Они имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете.

Чтобы конкретный человек, в частности ребенок, мог освоить и принять безусловные нормы, они должны быть представлены ему в виде личностно-значимых правил, понятных и доступных, реальных для воплощения в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Каждое такое правило — это модифицированная безусловная норма, которая не должна нарушаться, а, напротив, должна реализовать свободу ребенка в полной мере, предоставив ему возможность самому прочувствовать ее значение в собственной жизни.

Педагогическое требование — это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. В этом определении категория «отношение» не случайно стоит на первом месте: именно отношение воспитанника к социально-культурной ценности, предстающей перед ним в момент взаимодействия с педагогом, должно стать объектом педагогического влияния при транслировании требования.

Как известно, отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Их многообразие обусловливается многообразием самой жизни, в которой каждый субъект и каждый объект опосредуются в психике человека определенным отношением. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношенческих позиций ребенка. Для этого необходимо четко представлять себе соотношение между безусловными нормами и личностно-значимыми правилами. Безусловные нормы имеют характер большего обобщения, выступают как статические требования; личностно-значимые правила изменяются и усложняются по мере развития личности и могут быть названы динамическими требованиями.

Чтобы повлиять на субъективно свободную позицию ребенка, явно недостаточно сообщить ему о ценностном отношении. Таким способом и при определенной инструментовке возможно только добиться необходимого поведения на некоторое время, глубинные же аспекты личности останутся незатронутыми, а следовательно, не произойдет позитивного изменения отношенческой позиции. Более того, насильственно прививаемое знание дает обратный результат, и ребенок занимает негативную позицию по отношению к безусловной норме или правилу, хотя внешне его поведение может соответствовать им. Педагог должен быть внимательным к детским проявлениям и заботиться о гармоничном развитии отношенческого и поведенческого показателей.

  • Структура педагогического требования, технология его предъявления.

Посредством своих педагогических воздействий педагог формирует у детей ценностное отношение или добивается проявления желаемого поведения. Для этого педагог предъявляет разнообразные требования к детям.

Предъявление требования сочетается с уважением: если педагог не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.

Предъявление требования — это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным.

Технология предъявления педагогического требования:

1. Требование должно быть доведено до конца.

Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что педагог сам несерьезно относится к своему требованию.

2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.

Дать инструкцию — это значит заинтересовать ребенка в получении результата, подобрать и обозначить средства, при помощи которых будет совершаться деятельность, выявить необходимую совокупность операций, позволяющих достичь цели.

Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме.

Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.

Общение с воспитанником можно начать с речевых формул: Сделай, пожалуйста; будь добр.

4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.

Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.

Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают воспитаннику вникнуть в суть того, что от него хотят.

6. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.

Нельзя к ребенку раннего возраста предъявлять требования, которые он не в силах понять и выполнить.

Источник

Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия……………………………………………………………….…. …. 4

2 Особенности педагогических требований: предъявление социально-культурной нормы отношения и поведения…………………………………6

3 Структура педагогического требования, технология его предъявления..7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…10

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые (императивность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования. Требование-совет — это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Требование-игра — это требование в игровом оформлении. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования. Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии[1].

Условия правильного применения приучения, следующие:

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников.

4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.

6. Приучение требует постоянного контроля.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.

Требование является одним из основных методов воспитания детей.С его помощью нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование как метод педагогического воздействия могут быть:

Косвенные требования в свою очередь делятся на:

1. Требование – совет.Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

2. Требование – игра.Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.

3. Требование – просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

4. Требование – намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

5. Требование – одобрение.Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Также выделяют следующие требования:

Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования[2].

Также требования могут быть:

Иначе говоря, динамическое требование — это частная форма проявления статического требования, отсроченного во времени.

Источник

Методы-требования

Эта группа является одной из ведущих в довольно разнообразном арсенале методов организаторского воздействия. Методы-требования можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым методам воздействия относится требование-приказ. При­казание является категоричной формой требования. Категоричность приказа, степень волевого побуждения может быть выдержана в об­щей, деперсонифицированной форме, а может формулироваться в рез­ких выражениях, адресованных непосредственно лицу, которое неспо­собно воспринимать советы руководителя. Но эта резкость ни в коем случае не должна быть оскорбительной. Методы требования-приказа предполагают строгое и четкое регламентирование поведения и действий исполнителей. Наиболее эффективен этот метод в ситуациях, когда необходимо быстро и четко принять решение.

Применяя этот метод воздействия, руководитель должен помнить, что социализирующую воспитательную нагрузку он будет нести только при условии должного контроля за выполнением подчиненными тре­буемых правил и норм поведения. Важное значение имеет последова­тельность и систематичность контроля со стороны руководителя за ре­ализацией своих требований.

К косвенным методам относятся такие, как требование-просьба, требование-доверие, требование-одобрение.

Требование-просьба. Просьба менеджера является одним из наи­более действенных и часто употребляемых средств организаторского воздействия. Эта форма основывается на взаимоотношениях доверия в коллективе.

Сама просьба есть форма проявления взаимного доверия и уваже­ния между людьми. Только наличие подобных отношений превращает просьбу в действенную форму метода-требования. А. С. Макаренко в лекциях по вопросам семейного воспитания говорил: «Просьба тем от­личается от других видов обращения, что она предоставляет человеку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произносить, чтобы человеку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями». Характерной чертой этой формы метода-требова­ния является то, что просьба не только возможна при позитивных от­ношениях с персоналом, но и активно способствует укреплению и раз­витию этих отношений, приучает работников к вежливости и взаимопомощи. Такая форма организаторского воздействия возможна при высоком авторитете руководителя.

Требование-доверие. Доверием обычно стимулируется знакомая и посильная работа. Особенно часто требование-доверие подчеркивает ува­жение, которое испытывает руководитель к конкретному человеку. Но злоупотреблять этим тоже не стоит. Там, где ситуация требует реши­тельного воздействия на исполнителей, руководителю необходимо зани­мать принципиальную позицию и применять более жесткие приемы.

Требование-одобрение. Одобрение, похвала, вовремя высказан­ные в адрес исполнителя, являются одним из сильнейших стимулов его деятельности. Недаром народная пословица гласит: «Ласковое слово пуще дубины». Одобрение обычно используется в тех случаях, когда исполнители добиваются успехов в выполнении производственных за­даний.

Следует помнить, что похвала радует любого человека. Он эту ра­дость относит и к выполняемой работе, которая, таким образом, приобретает для него позитивную эмоциональную окраску. Чувство удов­летворения, радости становится одним из наиболее сильных стимулов деятельности человека.

Таковы формы, составляющие группу косвенных требований, ко­торую условно можно назвать группой позитивных требований.

Среди форм косвенных требований имеются и такие, в которых отно­шение менеджеров может не проявляться так отчетливо, поэтому эти формы требований могут быть охарактеризованы как нейтральные. К такой группе относятся требование-совет, требование-намек и ус­ловное требование.

Требование-совет представляет собой апелляцию к сознатель­ности членов коллектива, убеждение в том, что они понимают целе­сообразность, полезность и необходимость требований руководите­ля. При этом он сам должен выступать в коллективе как организатор, авторитет которого признан и мнением которого подчиненные до­рожат.

Совет является эффективной формой организаторского воздействия, его умелое применение помогает формировать у исполнителей положи­тельное отношение к труду, к самому себе, к своему окружению. Тре­бованием-советом, как и любым другим методом, нельзя злоупотреб­лять. Его необходимо использовать лишь там, где для этого есть необходимые условия и, прежде всего, уважение к руководителю, уве­ренность в том, что совет, высказанный им, — единственный путь ре­шения данной проблемы.

Требование-намек является самой незаметной со стороны, хотя и весьма употребительной формой косвенного требования. Характерно здесь не то, что подчиненные должны понимать менеджера с полусло­ва, главное в намеке — это роль «толчка», приводящего в действие необходимые качества личности. Намек используется в основном тог­да, когда достаточно незначительного по силе воздействия, чтобы выз­вать желательную реакцию у человека. Другой особенностью этого приема является его индивидуальность, когда суть намека понятна толь­ко тому, к кому он обращен. При этом менеджер должен опираться на свой опыт взаимоотношений с данным человеком, проявляя при этом деликатность.

Немаловажную роль играет группа требований, демонстрирующих отрицательное отношение менеджера к действиям и поведению членов коллектива. Это выражение недоверия, угроза, осуждение. Требование выражением недоверия имеет большое значение как стимулятор работы. Утрата доверия обладает и значительным воспита­тельным воздействием. Этот прием используется в организаторской деятельности значительно реже, нежели предыдущие. Он употребля­ется, как правило, тогда, когда исполнитель не выполняет свои обязан­ности. Выражение недоверия не следует применять часто, так как ис­полнители могут воспринять отсутствие доверия как несправедливость со стороны менеджера, как негативное отношение к ним.

Требование-угроза. В отношении этого приема воздействия сле­дует сделать общее замечание: эффективность угрозы как формы орга­низаторского воздействия обратно пропорциональна частоте ее упот­ребления. Часто применяемая угроза теряет свою силу. Следует помнить, что разумная угроза должна обязательно доводиться до кон­ца, после того как подчиненные не выполнили распоряжения руково­дителя. Обещанное и заслуженное наказание необходимо приводить в исполнение. Следует подчеркнуть, что угроза является весьма эффек­тивным средством воздействия и поэтому применять этот прием нужно не часто и очень умело.

Требование-осуждение. Отрицательная оценка руководителем тех или иных действий подчиненных часто играет роль «тормоза» не­желательных поступков и стимулирует позитивные изменения в их поведении.

Осуждение, как и всякий другой прием, не следует применять слиш­ком часто в отношении одного и того же человека, ибо в этом случае оно не просто теряет свою силу, но и отрицательно влияет на развитие взаи­моотношений между руководителем и коллективом. Осуждение и по­рицание могут быть широко представлены средствами выражения эмо­ций — от мягкого укора и упрека до проявления гнева и возмущения.

Наши исследования показали, что, применяя методы-требования при решении управленческих ситуаций в коллективах, руководители из всего диапазона эмоциональности воздействия («спокойно», «сдержанно», «гневно», «бурно») должны применять среднюю модальность воздей­ствия, но в зависимости от решаемой ситуации. Так, в решении конф­ликтной ситуации эмоциональная модальность воздействия должна быть более интенсивной, чем в организационной ситуации. Кроме того, каж­дый из приведенных примеров требует от менеджеров тщательного анализа степени соответствия применяемого метода-требования и ре­шаемой ситуации.

Источник

Читайте также:  Способы активизации учебно познавательной деятельности обучающихся
Оцените статью
Разные способы