Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического требования»
методическая разработка на тему
Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_papka-_tekhnologiya_pedagogicheskogo_trebovaniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Технология педагогического требования»
- Понятие « педагогическое требование».
В разной литературе существует несколько определений понятия «педагогическое требование», рассмотрим самые распространенные из них.
Педагогическое требование — это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.
Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.
Педагогическое требование — это процесс вооружения детей нормами поведения.
Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.
Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей.
Эффективность педагогического требования возрастает, если педагог хорошо знает особенности возраста детей, постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на достаточно высоком уровне культуры и поднимать на него своих учеников.
- Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.
Требование является одним из основных методов воспитания детей. С его помощью нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
Требование как метод педагогического воздействия могут быть:
Косвенные требования в свою очередь делятся на:
1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
3. Требование – просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
4. Требование – намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
5. Требование – одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Также выделяют следующие требования:
Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования.
Также требования могут быть:
Иначе говоря, динамическое требование — это частная форма проявления статического требования, отсроченного во времени.
- Особенности педагогических требований: предъявление социально-культурной нормы отношения и поведения.
В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений. Они имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете.
Чтобы конкретный человек, в частности ребенок, мог освоить и принять безусловные нормы, они должны быть представлены ему в виде личностно-значимых правил, понятных и доступных, реальных для воплощения в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Каждое такое правило — это модифицированная безусловная норма, которая не должна нарушаться, а, напротив, должна реализовать свободу ребенка в полной мере, предоставив ему возможность самому прочувствовать ее значение в собственной жизни.
Педагогическое требование — это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. В этом определении категория «отношение» не случайно стоит на первом месте: именно отношение воспитанника к социально-культурной ценности, предстающей перед ним в момент взаимодействия с педагогом, должно стать объектом педагогического влияния при транслировании требования.
Как известно, отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Их многообразие обусловливается многообразием самой жизни, в которой каждый субъект и каждый объект опосредуются в психике человека определенным отношением. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношенческих позиций ребенка. Для этого необходимо четко представлять себе соотношение между безусловными нормами и личностно-значимыми правилами. Безусловные нормы имеют характер большего обобщения, выступают как статические требования; личностно-значимые правила изменяются и усложняются по мере развития личности и могут быть названы динамическими требованиями.
Чтобы повлиять на субъективно свободную позицию ребенка, явно недостаточно сообщить ему о ценностном отношении. Таким способом и при определенной инструментовке возможно только добиться необходимого поведения на некоторое время, глубинные же аспекты личности останутся незатронутыми, а следовательно, не произойдет позитивного изменения отношенческой позиции. Более того, насильственно прививаемое знание дает обратный результат, и ребенок занимает негативную позицию по отношению к безусловной норме или правилу, хотя внешне его поведение может соответствовать им. Педагог должен быть внимательным к детским проявлениям и заботиться о гармоничном развитии отношенческого и поведенческого показателей.
- Структура педагогического требования, технология его предъявления.
Посредством своих педагогических воздействий педагог формирует у детей ценностное отношение или добивается проявления желаемого поведения. Для этого педагог предъявляет разнообразные требования к детям.
Предъявление требования сочетается с уважением: если педагог не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.
Предъявление требования — это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным.
Технология предъявления педагогического требования:
1. Требование должно быть доведено до конца.
Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что педагог сам несерьезно относится к своему требованию.
2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.
Дать инструкцию — это значит заинтересовать ребенка в получении результата, подобрать и обозначить средства, при помощи которых будет совершаться деятельность, выявить необходимую совокупность операций, позволяющих достичь цели.
Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.
3. Требование должно предъявляться в этичной форме.
Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.
Общение с воспитанником можно начать с речевых формул: Сделай, пожалуйста; будь добр.
4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.
Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.
Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.
5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают воспитаннику вникнуть в суть того, что от него хотят.
6. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.
Нельзя к ребенку раннего возраста предъявлять требования, которые он не в силах понять и выполнить.
Источник
Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия……………………………………………………………….…. …. 4
2 Особенности педагогических требований: предъявление социально-культурной нормы отношения и поведения…………………………………6
3 Структура педагогического требования, технология его предъявления..7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…10
Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые (императивность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования. Требование-совет — это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Требование-игра — это требование в игровом оформлении. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования. Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии[1].
Условия правильного применения приучения, следующие:
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет, что это ему необходимо.
2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников.
4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.
Требование является одним из основных методов воспитания детей.С его помощью нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
Требование как метод педагогического воздействия могут быть:
|
Косвенные требования в свою очередь делятся на:
1. Требование – совет.Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
2. Требование – игра.Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
3. Требование – просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
4. Требование – намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
5. Требование – одобрение.Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Также выделяют следующие требования:
Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования[2].
Также требования могут быть:
Иначе говоря, динамическое требование — это частная форма проявления статического требования, отсроченного во времени.
Источник
Методы-требования
Эта группа является одной из ведущих в довольно разнообразном арсенале методов организаторского воздействия. Методы-требования можно разделить на прямые и косвенные.
К прямым методам воздействия относится требование-приказ. Приказание является категоричной формой требования. Категоричность приказа, степень волевого побуждения может быть выдержана в общей, деперсонифицированной форме, а может формулироваться в резких выражениях, адресованных непосредственно лицу, которое неспособно воспринимать советы руководителя. Но эта резкость ни в коем случае не должна быть оскорбительной. Методы требования-приказа предполагают строгое и четкое регламентирование поведения и действий исполнителей. Наиболее эффективен этот метод в ситуациях, когда необходимо быстро и четко принять решение.
Применяя этот метод воздействия, руководитель должен помнить, что социализирующую воспитательную нагрузку он будет нести только при условии должного контроля за выполнением подчиненными требуемых правил и норм поведения. Важное значение имеет последовательность и систематичность контроля со стороны руководителя за реализацией своих требований.
К косвенным методам относятся такие, как требование-просьба, требование-доверие, требование-одобрение.
Требование-просьба. Просьба менеджера является одним из наиболее действенных и часто употребляемых средств организаторского воздействия. Эта форма основывается на взаимоотношениях доверия в коллективе.
Сама просьба есть форма проявления взаимного доверия и уважения между людьми. Только наличие подобных отношений превращает просьбу в действенную форму метода-требования. А. С. Макаренко в лекциях по вопросам семейного воспитания говорил: «Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет человеку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произносить, чтобы человеку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями». Характерной чертой этой формы метода-требования является то, что просьба не только возможна при позитивных отношениях с персоналом, но и активно способствует укреплению и развитию этих отношений, приучает работников к вежливости и взаимопомощи. Такая форма организаторского воздействия возможна при высоком авторитете руководителя.
Требование-доверие. Доверием обычно стимулируется знакомая и посильная работа. Особенно часто требование-доверие подчеркивает уважение, которое испытывает руководитель к конкретному человеку. Но злоупотреблять этим тоже не стоит. Там, где ситуация требует решительного воздействия на исполнителей, руководителю необходимо занимать принципиальную позицию и применять более жесткие приемы.
Требование-одобрение. Одобрение, похвала, вовремя высказанные в адрес исполнителя, являются одним из сильнейших стимулов его деятельности. Недаром народная пословица гласит: «Ласковое слово пуще дубины». Одобрение обычно используется в тех случаях, когда исполнители добиваются успехов в выполнении производственных заданий.
Следует помнить, что похвала радует любого человека. Он эту радость относит и к выполняемой работе, которая, таким образом, приобретает для него позитивную эмоциональную окраску. Чувство удовлетворения, радости становится одним из наиболее сильных стимулов деятельности человека.
Таковы формы, составляющие группу косвенных требований, которую условно можно назвать группой позитивных требований.
Среди форм косвенных требований имеются и такие, в которых отношение менеджеров может не проявляться так отчетливо, поэтому эти формы требований могут быть охарактеризованы как нейтральные. К такой группе относятся требование-совет, требование-намек и условное требование.
Требование-совет представляет собой апелляцию к сознательности членов коллектива, убеждение в том, что они понимают целесообразность, полезность и необходимость требований руководителя. При этом он сам должен выступать в коллективе как организатор, авторитет которого признан и мнением которого подчиненные дорожат.
Совет является эффективной формой организаторского воздействия, его умелое применение помогает формировать у исполнителей положительное отношение к труду, к самому себе, к своему окружению. Требованием-советом, как и любым другим методом, нельзя злоупотреблять. Его необходимо использовать лишь там, где для этого есть необходимые условия и, прежде всего, уважение к руководителю, уверенность в том, что совет, высказанный им, — единственный путь решения данной проблемы.
Требование-намек является самой незаметной со стороны, хотя и весьма употребительной формой косвенного требования. Характерно здесь не то, что подчиненные должны понимать менеджера с полуслова, главное в намеке — это роль «толчка», приводящего в действие необходимые качества личности. Намек используется в основном тогда, когда достаточно незначительного по силе воздействия, чтобы вызвать желательную реакцию у человека. Другой особенностью этого приема является его индивидуальность, когда суть намека понятна только тому, к кому он обращен. При этом менеджер должен опираться на свой опыт взаимоотношений с данным человеком, проявляя при этом деликатность.
Немаловажную роль играет группа требований, демонстрирующих отрицательное отношение менеджера к действиям и поведению членов коллектива. Это выражение недоверия, угроза, осуждение. Требование выражением недоверия имеет большое значение как стимулятор работы. Утрата доверия обладает и значительным воспитательным воздействием. Этот прием используется в организаторской деятельности значительно реже, нежели предыдущие. Он употребляется, как правило, тогда, когда исполнитель не выполняет свои обязанности. Выражение недоверия не следует применять часто, так как исполнители могут воспринять отсутствие доверия как несправедливость со стороны менеджера, как негативное отношение к ним.
Требование-угроза. В отношении этого приема воздействия следует сделать общее замечание: эффективность угрозы как формы организаторского воздействия обратно пропорциональна частоте ее употребления. Часто применяемая угроза теряет свою силу. Следует помнить, что разумная угроза должна обязательно доводиться до конца, после того как подчиненные не выполнили распоряжения руководителя. Обещанное и заслуженное наказание необходимо приводить в исполнение. Следует подчеркнуть, что угроза является весьма эффективным средством воздействия и поэтому применять этот прием нужно не часто и очень умело.
Требование-осуждение. Отрицательная оценка руководителем тех или иных действий подчиненных часто играет роль «тормоза» нежелательных поступков и стимулирует позитивные изменения в их поведении.
Осуждение, как и всякий другой прием, не следует применять слишком часто в отношении одного и того же человека, ибо в этом случае оно не просто теряет свою силу, но и отрицательно влияет на развитие взаимоотношений между руководителем и коллективом. Осуждение и порицание могут быть широко представлены средствами выражения эмоций — от мягкого укора и упрека до проявления гнева и возмущения.
Наши исследования показали, что, применяя методы-требования при решении управленческих ситуаций в коллективах, руководители из всего диапазона эмоциональности воздействия («спокойно», «сдержанно», «гневно», «бурно») должны применять среднюю модальность воздействия, но в зависимости от решаемой ситуации. Так, в решении конфликтной ситуации эмоциональная модальность воздействия должна быть более интенсивной, чем в организационной ситуации. Кроме того, каждый из приведенных примеров требует от менеджеров тщательного анализа степени соответствия применяемого метода-требования и решаемой ситуации.
Источник