11.1. ТРАВЕРЗНЫЙ СПОСОБ ПРИЕМА И ПЕРЕДАЧИ ГРУЗОВ
Траверзный способ приема и передачи грузов — основной способ доснабжения кораблей на ходу в море. Он обладает рядом преимуществ перед кильватерным способом: допускает проведение грузовых операций при скорости принимающего и передающего кораблей до 20 уз (при волнении моря до 4—5 баллов); при передаче топлива требует топливных шлангов меньшей длины; топливные шланги не касаются воды, что уменьшает вероятность их разрыва; дает возможность организовать передачу топлива и грузов одновременно с обоих бортов судна снабжения по нескольким линиям (дорогам). Траверзный способ является единственным при передаче боеприпасов и твердых грузов.
Приготовление корабля к приему грузов производится в соответствии с Расписанием по приему и передаче топлива, воды, продовольствия и боеприпасов на ходу по команде вахтенного офицера «Корабль для приема топлива (продовольствия, воды, боеприпасов) с правого (левого) борта приготовить». По этой команде производится подготовка топливной системы; на руль и маневровые устройства выставляются наиболее подготовленные старшины и матросы; на звонки машинной группы на ходовом мостике дополнительно выставляется специально подготовленный матрос; на баке, юте и шкафуте готовятся бросательные концы, линеметы и проводники; в местах призма грузов проверяются и готовятся устройства для крепления грузовой оснастки; готовятся помещения или места для укладки твердых грузов и оснастка для их крепления по-походному. Приготовление корабля заканчивается сигналом «Аврал» и командой «По местам стоять, топливо (воду, продовольствие, боеприпасы) с правого (левого) борта принимать».
Маневрирование для занятия позиции при приеме и передаче грузов траверзным способом занимается удобная позиция для основывания грузовой оснастки и удержания позиции при проведении грузовой операции.
Маневрирование для занятия позиции, с которой основываются линии передач, и удержание этой позиции требуют от всего, экипажа корабля высокой выучки, а от расчета ГКП предельной внимательности. При любых случаях маневрирования корабль (судно снабжения), больший по водоизмещению, является уравнителем, следует постоянным курсом и скоростью, а маневрирует относительно уравнителя корабль (судно), меньший по водоизмещению. Если судно снабжения передает топливо или грузы на два корабля одновременно, то в этом случае относительно судна снабжения маневрируют принимающие корабли независимо от водоизмещения.
Корабль-уравнитель, как правило, ложится против волны и идет со скоростью 8—10 уз, данные курса и скорости сообщаются на маневрирующий корабль по средствам связи (как правило, на УКВ), после чего дается разрешение на занятие позиции (флагом «Добро») с соответствующего борта. Занятие позиции для оснастки линии передачи может производиться либо с траверза передающего корабля, либо с его кормовых курсовых углов.
При маневрировании с траверза принимающий корабль занимает исходную позицию на курсовом угле 90° на расстоянии 1—1,5 длины корпуса, ложится на курс, параллельный курсу судна снабжения, и выравнивает с ним скорость. После выравнивания скорости изменение ее (увеличение или уменьшение на 10 оборотов) производится звонками машинной группы. Заняв исходную позицию на траверзе и дав скорость, равную скорости уравнителя, маневрирующий корабль, изменяя курс на 2—5° в сторону уравнителя (и постоянно удерживая свое место на его траверзе), медленно сближается с ним на расстояние 30—40 м, после чего ложится на курс, параллельный уравнителю, и удерживает занятую позицию на все время основывания линии передачи.
При маневрировании для занятия исходной позиции с кормовых курсовых углов маневрирующий корабль занимает место на курсовом угле 150—160° уравнителя со стороны борта, определенного для передачи грузов, в 30—40 м от кильватерной струи, ложится на курс уравнителя и выравнивает с ним скорость, после чего незначительным увеличением скорости, на 2—4 уз превышающей скорость уравнителя, выходит ему на траверз и удерживает эту позицию. Расстояние между бортами маневрирующего корабля и уравнителя должно быть 30—40 м.
Передача грузов траверзным способом подразделяется на передачу топлива (воды) и передачу твердых грузов (продовольствия, боезапаса). Устройство для передачи топлива траверзным способом (рис. 11.1) состоит из шланговых трубопроводов, тросовой оснастки и грузовых лебедок. Шланговый трубопровод может быть закреплен несущим или поддерживающим тросом. Несущий трос 1 крепится на мачте судна снабжения и обслуживается автоматической лебедкой, которая обеспечивает ему постоянное натяжение. На несущем тросе имеются каретки 2 с лотками, на которых подвешивается топливный шланг. Для растягивания топливного шланга по несущему тросу через каретки проходит тяговый трос 3, один конец которого крепится па принимающем корабле, другой заведен па лебедку на судне снабжения. Поддерживающие тросы 4 с лотками 5, на которые заведен топливный шланг, основываются на грузовой стреле и обслуживаются тремя лебедками, одна из которых служит для работы с верхним поддерживающим тросом, конец которого крепится на принимающем корабле, две другие обеспечивают оттяжку стрел.
Оснастка линии передачи твердых грузов (рис. 11.2) состоит из несущего троса 1, который одним концом закреплен на принимающем корабле. Другой конец троса заведен па автоматическую лебедку на судне снабжения, обеспечивающую постоянное натяжение несущего троса. По несущему тросу передвигается каретка 2, к которой подвешивается передаваемый груз. Каретка передвигается с помощью тягового троса 3, заведенного на лебедку на судне снабжения и на шпиль (или лебедку) на принимающем корабле.
На некоторых кораблях по бортам в средней части корпуса для крепления оснастки при передаче топлива и грузов установлены универсальные заваливаемые колонки. Каждая колонка имеет два откидывающихся гака 2 и 4 (рис. 11.3), установленных на корпусе колонки Я. К верхнему гаку крепится поддерживающий трос 1, к нижнему — специальный блок 7. Специальный блок подвешен на поддерживающем тросе и может передвигаться по нему. В блок заведен передающий трос 8 (оснастка показана при наличии на судне снабжения лебедки ЛГ-900). Для подтягивания блока к универсальной колонке используется подтягивающий трос 6, проведенный через канифас-блок 5.
Основывание линии передачи производится после занятия позиции принимающим кораблем. Первыми принимающий корабль подает бросательные концы с проводником. К проводнику на судне снабжения крепится несущий трос (верхний поддерживающий трос), который выбирается на принимающий корабль и крепится начнем. К концу несущего троса, идущему на принимающий корабль, крепится проводник тягового троса. Когда тяговый трос выбирают, топливный шланг растягивается на каретках. Конец топливного шланга крепится к приемнику топлива на корабле, принимающем топливо. Тяговый трос устройства для приема твердых грузов заводится на лебедку или на шпиль. После основывания линии передачи подается контрольный конец 6 (рис. 11.1) или 4 (рис. 11.2), разбитый марками через 5 м и служащий для контроля за расстоянием между бортами принимающего и передающего кораблей. По окончании основывания линии передачи принимающий корабль докладывает на судно снабжения о готовности к приемке, одновременно поднимает флаг «Н» до места и сигнал по МППСС, по которому судно снабжения, также подняв флаг «Н» до места, начинает передавать груз или топливо. Во время его приема и передачи принимающий корабль должен удерживаться от передающего корабля на расстоянии 40—60 м, что достигается незначительным изменением курса (на 2—3°) и скорости (на 10—20 оборотов). Если принимающий корабль считает необходимым прекратить подачу топлива, об этом сообщается на судно снабжения, а флаг «Н» приспускается до половины.
По окончании передачи топлива (грузов) флаг «Н» спускается, топливный шланг и тяговый трос отсоединяются. На судне снабжения за тяговый трос выбирают топливный шланг, после чего на проводнике (на весу) передают несущий трос. После уборки оснастки грузовой линии принимающий корабль незначительно (на 5—10°) перекладывает руль в сторону от судна снабжения и отходит от него.
Источник
11.1. ТРАВЕРЗНЫЙ СПОСОБ ПРИЕМА И ПЕРЕДАЧИ ГРУЗОВ
Траверзный способ приема и передачи грузов — основной способ доснабжения кораблей на ходу в море. Он обладает рядом преимуществ перед кильватерным способом: допускает проведение грузовых операций при скорости принимающего и передающего кораблей до 20 уз (при волнении моря до 4—5 баллов); при передаче топлива требует топливных шлангов меньшей длины; топливные шланги не касаются воды, что уменьшает вероятность их разрыва; дает возможность организовать передачу топлива и грузов одновременно с обоих бортов судна снабжения по нескольким линиям (дорогам). Траверзный способ является единственным при передаче боеприпасов и твердых грузов.
Приготовление корабля к приему грузов производится в соответствии с Расписанием по приему и передаче топлива, воды, продовольствия и боеприпасов на ходу по команде вахтенного офицера «Корабль для приема топлива (продовольствия, воды, боеприпасов) с правого (левого) борта приготовить». По этой команде производится подготовка топливной системы; на руль и маневровые устройства выставляются наиболее подготовленные старшины и матросы; на звонки машинной группы на ходовом мостике дополнительно выставляется специально подготовленный матрос; на баке, юте и шкафуте готовятся бросательные концы, линеметы и проводники; в местах призма грузов проверяются и готовятся устройства для крепления грузовой оснастки; готовятся помещения или места для укладки твердых грузов и оснастка для их крепления по-походному. Приготовление корабля заканчивается сигналом «Аврал» и командой «По местам стоять, топливо (воду, продовольствие, боеприпасы) с правого (левого) борта принимать».
Маневрирование для занятия позиции при приеме и передаче грузов траверзным способом занимается удобная позиция для основывания грузовой оснастки и удержания позиции при проведении грузовой операции.
Маневрирование для занятия позиции, с которой основываются линии передач, и удержание этой позиции требуют от всего, экипажа корабля высокой выучки, а от расчета ГКП предельной внимательности. При любых случаях маневрирования корабль (судно снабжения), больший по водоизмещению, является уравнителем, следует постоянным курсом и скоростью, а маневрирует относительно уравнителя корабль (судно), меньший по водоизмещению. Если судно снабжения передает топливо или грузы на два корабля одновременно, то в этом случае относительно судна снабжения маневрируют принимающие корабли независимо от водоизмещения.
Корабль-уравнитель, как правило, ложится против волны и идет со скоростью 8—10 уз, данные курса и скорости сообщаются на маневрирующий корабль по средствам связи (как правило, на УКВ), после чего дается разрешение на занятие позиции (флагом «Добро») с соответствующего борта. Занятие позиции для оснастки линии передачи может производиться либо с траверза передающего корабля, либо с его кормовых курсовых углов.
При маневрировании с траверза принимающий корабль занимает исходную позицию на курсовом угле 90° на расстоянии 1—1,5 длины корпуса, ложится на курс, параллельный курсу судна снабжения, и выравнивает с ним скорость. После выравнивания скорости изменение ее (увеличение или уменьшение на 10 оборотов) производится звонками машинной группы. Заняв исходную позицию на траверзе и дав скорость, равную скорости уравнителя, маневрирующий корабль, изменяя курс на 2—5° в сторону уравнителя (и постоянно удерживая свое место на его траверзе), медленно сближается с ним на расстояние 30—40 м, после чего ложится на курс, параллельный уравнителю, и удерживает занятую позицию на все время основывания линии передачи.
При маневрировании для занятия исходной позиции с кормовых курсовых углов маневрирующий корабль занимает место на курсовом угле 150—160° уравнителя со стороны борта, определенного для передачи грузов, в 30—40 м от кильватерной струи, ложится на курс уравнителя и выравнивает с ним скорость, после чего незначительным увеличением скорости, на 2—4 уз превышающей скорость уравнителя, выходит ему на траверз и удерживает эту позицию. Расстояние между бортами маневрирующего корабля и уравнителя должно быть 30—40 м.
Передача грузов траверзным способом подразделяется на передачу топлива (воды) и передачу твердых грузов (продовольствия, боезапаса). Устройство для передачи топлива траверзным способом (рис. 11.1) состоит из шланговых трубопроводов, тросовой оснастки и грузовых лебедок. Шланговый трубопровод может быть закреплен несущим или поддерживающим тросом. Несущий трос 1 крепится на мачте судна снабжения и обслуживается автоматической лебедкой, которая обеспечивает ему постоянное натяжение. На несущем тросе имеются каретки 2 с лотками, на которых подвешивается топливный шланг. Для растягивания топливного шланга по несущему тросу через каретки проходит тяговый трос 3, один конец которого крепится па принимающем корабле, другой заведен па лебедку на судне снабжения. Поддерживающие тросы 4 с лотками 5, на которые заведен топливный шланг, основываются на грузовой стреле и обслуживаются тремя лебедками, одна из которых служит для работы с верхним поддерживающим тросом, конец которого крепится на принимающем корабле, две другие обеспечивают оттяжку стрел.
Оснастка линии передачи твердых грузов (рис. 11.2) состоит из несущего троса 1, который одним концом закреплен на принимающем корабле. Другой конец троса заведен па автоматическую лебедку на судне снабжения, обеспечивающую постоянное натяжение несущего троса. По несущему тросу передвигается каретка 2, к которой подвешивается передаваемый груз. Каретка передвигается с помощью тягового троса 3, заведенного на лебедку на судне снабжения и на шпиль (или лебедку) на принимающем корабле.
На некоторых кораблях по бортам в средней части корпуса для крепления оснастки при передаче топлива и грузов установлены универсальные заваливаемые колонки. Каждая колонка имеет два откидывающихся гака 2 и 4 (рис. 11.3), установленных на корпусе колонки Я. К верхнему гаку крепится поддерживающий трос 1, к нижнему — специальный блок 7. Специальный блок подвешен на поддерживающем тросе и может передвигаться по нему. В блок заведен передающий трос 8 (оснастка показана при наличии на судне снабжения лебедки ЛГ-900). Для подтягивания блока к универсальной колонке используется подтягивающий трос 6, проведенный через канифас-блок 5.
Основывание линии передачи производится после занятия позиции принимающим кораблем. Первыми принимающий корабль подает бросательные концы с проводником. К проводнику на судне снабжения крепится несущий трос (верхний поддерживающий трос), который выбирается на принимающий корабль и крепится начнем. К концу несущего троса, идущему на принимающий корабль, крепится проводник тягового троса. Когда тяговый трос выбирают, топливный шланг растягивается на каретках. Конец топливного шланга крепится к приемнику топлива на корабле, принимающем топливо. Тяговый трос устройства для приема твердых грузов заводится на лебедку или на шпиль. После основывания линии передачи подается контрольный конец 6 (рис. 11.1) или 4 (рис. 11.2), разбитый марками через 5 м и служащий для контроля за расстоянием между бортами принимающего и передающего кораблей. По окончании основывания линии передачи принимающий корабль докладывает на судно снабжения о готовности к приемке, одновременно поднимает флаг «Н» до места и сигнал по МППСС, по которому судно снабжения, также подняв флаг «Н» до места, начинает передавать груз или топливо. Во время его приема и передачи принимающий корабль должен удерживаться от передающего корабля на расстоянии 40—60 м, что достигается незначительным изменением курса (на 2—3°) и скорости (на 10—20 оборотов). Если принимающий корабль считает необходимым прекратить подачу топлива, об этом сообщается на судно снабжения, а флаг «Н» приспускается до половины.
По окончании передачи топлива (грузов) флаг «Н» спускается, топливный шланг и тяговый трос отсоединяются. На судне снабжения за тяговый трос выбирают топливный шланг, после чего на проводнике (на весу) передают несущий трос. После уборки оснастки грузовой линии принимающий корабль незначительно (на 5—10°) перекладывает руль в сторону от судна снабжения и отходит от него.
Источник