Строительные машины и оборудование
Информационный портал
Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы. |
Транспортирование
Время, затрачиваемое на транспортирование машин, оказывает существенное влияние на их годовое использование. Применяют следующие способы транспортирования: своим ходом, на буксире, безрельсовым транспортом, по железной дороге, водным путем. При выборе способа учитывают время транспортирования, конструкцию машины, ее массу и габаритные размеры, наличие и состояние транспортных средств и дорог, а также расстояние. Правильная оценка этих факторов позволяет выбрать наилучший способ транспортирования, обеспечивающий сохранность машины, наименьшие затраты времени и средств.
Для целесообразного выбора способа используют либо стоимостной, либо временной критерий эффективности. При использовании стоимостного критерия минимизируют величину денежных затрат по формуле
В том случае, если используется временной критерий, минимизируют продолжительность транспортирования, т.е.
где Стр и tтр — себестоимость и продолжительность транспортирования машины на заданное расстояние, погрузки машины на транспортные средства и выгрузки с них, подготовки машины к транспортированию (частичный демонтаж и последующий монтаж, крепление на транспортных средствах), доставки машины к месту погрузки на транспортные средства и месту выгрузки.
Машины на колесном ходу можно транспортировать на различные расстояния. Гусеничные машины, за исключением тракторов, рассчитаны для передвижения лишь в пределах фронта работ. В отдельных случаях транспортирование этих машин допускается на расстояние 12—20 км. В противном случае наблюдается значительный расход моторесурсов двигателей и износ механизмов трансмиссии и ходовой части. Транспортирование машин на железнодорожном ходу особых затруднений не вызывает и осуществляется по рельсам на буксире или своим ходом.
Наиболее эффективным оказывается транспортирование машин на тяжеловозах-прицепах (трейлерах). В этом случае машину доставляют непосредственно к объекту строительства без демонтажа и перегрузочных операций. Однако этот способ можно применять только при наличии хороших дорог с достаточно твердым покрытием и с мостовыми переходами, обеспечивающими пропуск тяжело нагруженного прицепа. Основными факторами, определяющими экономичность использования автомобильного транспорта для этих целей (по сравнению с железнодорожным), являются дальность транспортирования, количество перегрузочных операций и грузоподъемность автотранспорта. Кроме того, следует иметь в виду, что при транспортировании автомобильным транспортом сокращаются его сроки: по железной дороге груз доставляется на расстояние 100 км в среднем за 2 дня, а автотранспортом — за 3—4 ч.
Для достижения нужной эффективности транспортирования машин по грунтовым и автомобильным дорогам необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
определить маршрут и порядок движения транспорта и, если необходимо, согласовать это с дорожными организациями и Государственной автомобильной инспекцией;
при необходимости выслать бригаду обеспечения движения;
установить тип и количество транспортных средств;
наметить способ погрузки машин, выбрать оборудование для выполнения этой работы;
надежно закрепить машину на транспортном средстве;
предусмотреть необходимое оборудование для разгрузки машины.
Транспортными средствами при этом способе служат бортовые автомобили, автотягачи и прицепы-тяжеловозы (трейлеры). Скорость движения их при транспортировании — 40 км/ч.
На прицепы-тяжеловозы машины грузят при помощи лебедок итягачей или своим ходом. Для погрузки машины в кузов автомобиля используют краны, лебедки и т. п.
Погруженная на прицеп машина должна быть надежно закреплена на площадке прицепа при помощи уголков, деревянных брусьев и проволочныхЧрастяжек.
В качестве примера рассмотрим особенности транспортирования экскаватора Ж) 4121.
Экскаватор транспортируют на трейлере 1 грузоподъемностью не менее 25 т. На грузовую платформу трейлера экскаватор 3въезжает своим ходом, при itom рабочее оборудование должно быть поднято на трейлер. После установки на грузовой площадке поворотную платформу разворачивают на 180° и опускают ковш, на подкладки 8,изготовленные из толстых досок. От продольных и поперечных смещений экскаватор удерживается упорными брусьями 11крастяжками 2,7,9и 10,скрученными из мягкой проволоки диаметром 6 мм; растяжки 2,7и 9выполнены в четыре нити, а растяжки 10— в семь нитей.
В зависимости от габаритов проезжей части дороги и трейлера необходимо учитывать следующее:
без дополнительной разборки экскаватор имеет высоту 4 м;
при разъединении гидроцилиндра рукояти и установке тяги 4 в отверстие 6 экскаватор имеет наибольшую высоту 3,35 м;
при разъединении гидроцилиндров рукояти и перестановке соединительной тяги 4 в отверстие 5 экскаватор имеет наибольшую высоту 3 м.
В случае транспортирования экскаватора на трейлере с размещением ковша в кузове тягача следует распустить тормоз поворота и отпустить регулировочные болты секции поворота трехсекционного гидрораспределителя.
При транспортировании машин по грунтовым и автомобильным дорогам маршрут движения выбирают наикратчайший и с наименьшим количеством труднопроходимых участков. Иногда целесообразно выбирать более длинный маршрут, но без труднопроходимых участков. Учитывая особенности выбранного маршрута, предварительными расчетами устанавливают возможность преодоления труднопроходимых участков и намечают дополнительные технические средства для повышения проходимости транспорта в сложных условиях его движения.
Возможность преодоления крутых подъемов рассчитывают по мощности двигателя и достаточному сцеплению ходовых органов
Рис. 2.2. Схема погрузки экскаватора на трейлер:1 — трейлер; 2, 7, 9 и 10 — растяжки; 3 — экскаватор; 4 — соединительная тяга; 5, 6 — отверстия; 8 — подкладки;11 — брусья.
тягача с грунтом.Для передвижения машин в этих условиях нужно, чтобы движущая сила на ведущих ходовых органах тягача была равна сумме сопротивления движения тягача и прицепа. При преодолении подъемов из-за недостаточности сцепления ходовых органов с грунтом иногда появляется буксование.
Тяговое усилие, необходимое для преодоления подъема тягачом и трейлером, загруженным транспортируемой машиной, определяют по формуле
Т = (М + М т) sin α + (Mw1 + MTw2) cosα,
где М и МT— сила тяжести прицепа с машиной и масса тягача соответственно, Н; w1 . w2 — коэффициенты сопротивления движению прицепа и тягача (значения этих коэффициентов в зависимости от конструкции ходовых органов и покрытия дороги находятся в пределах 0,05—0,2); а — угол наклона дороги (на подъеме).
Отсутствие буксования тягача при подъеме без остановки соответствует условию
T М (sinα + fcosα)
где М — сила тяжести машины Н;
φ — угол между тяговым тросом и плоскостью эстакады; а — угол наклона эстакады;
f — коэффициент трения скольжения опор машины по эстакаде (0,25 для дерева по дереву; 0,10 для стали по стали).
Крепление машины на платформе. Машину закрепляют в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе растяжками, прибиваемыми к полу платформы, клиньями, продольными и поперечными брусьями и подпорками. Самоходные машины затормаживают собственными тормозами.
Размеры применяемых для закрепления машины на платформе брусьев, клиньев, подпорок рассчитывают по максимальным силам, сдвигающим машину, с учетом сил трения между опорной поверхностью машины с полом.
Для предупреждения опрокидывания и сдвига машину закрепляют не менее чем четырьмя растяжками из малоуглеродистой стали диаметром не менее 4 мм. Растяжки присоединяют с одной стороны к крепежным приспособлениям платформы (кольца, гнезда), а с другой стороны — к прочным частям машины.
Минимальное число растяжек, диаметр и число проволочных нитей в растяжках определяют расчетом. Усилия, возникающие в растяжках при соударении платформ, определяют из условия равновесия сил, действующих на платформу, т. е.
nPпрhc = Mt1 + S (t cos α + h sin α) z,
откуда усилие на растяжке составит
(t cos α – h sin α) z
где М — сила тяжести машины, Н;
Рпр —наибольшие продольные силы при соударении платформ;
n —коэффициент запаса устойчивости (л =1,25);
hс — высота центра тяжести машины от пола платформы, м;
h — высота закрепления растяжки до уровня пола платформы, м;
t1 — расстояние от края опорной части машины до проекции ее центра тяжести
Источник
Транспортирование машин всеми способами
Эффективность использования машин в значительной степени зависит от быстроты и оперативности их переброски с одного объекта на другой, направления, в случае необходимости, в ремонт или на базы хранения и доставки машин на объект. Частые переброски машин на дальние и ближние расстояния по фронту работ являются специфической особенностью дорожно-строительных работ, в связи с чем выбор способа транспортирования машин имеет существенное значение.
Машины могут транспортироваться своим ходом, на буксире, на трейлерах, железнодорожным и реже водным транспортом.
Пневмоколесные самоходные машины транспортируются своим ходом на расстояния в среднем до 100 км в зависимости от состояния машин и наличия дорог с твердым покрытием; на буксире (на жесткой сцепке) такие машины транспортируют на расстояния до 150 км. Перебазирование гусеничных машин своим ходом возможно на расстояние до 10—15 км. На большие .расстояния переброска таких машин своим ходом неэкономична и нецелесообразна и при их незначительной транспортной скорости (не выше 10—12 км/ч) вызывает неоправданный расход моторесурса двигателя и значительный износ ходовой части.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При наличии хороших дорог переброска гусеничных и пневмоколесных машин на трейлерах может быть целесообразна на расстояние до 200 км.
Буксировка машин производится с соблюдением «Правил дорожного движения».
При необходимости перевозки машин на прицепах-тяжеловозах (трейлерах) следует выбрать наиболее подходящий трейлер по грузоподъемности и размерам перевозимых машин. Характеристики отечественных прицепов-тяжеловозов и тягачей к ним приведены в §§ 12.1 и 12.2. Погрузка машин на прицепы-тяжеловозы осуществляется своим ходом с помощью откидных или приставных трапов. Погрузку тяжелых гусеничных машин рекомендуется производить лебедкой тягача. Весьма ответственной операцией является закрепление — расчаливание машин на прицепе-тяжеловозе (с помощью брусьев, клиньев и расчалок из мягкой вязальной проволоки диаметром 4— 6 мм).
При транспортировании дорожно-строительных машин по автомобильным дорогам и городским проездам руководствуются «Правилами дорожного движения», в соответствии с которыми необходимо согласование с местной Госавтоинспекцией в случаях: – перевозки груза, возвышающегося над проезжей частью более чем на 3,8 м или имеющего ширину более 2,5 м, либо выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также перевозки тяжеловесных грузов, требующих специального подвижного со става; – движения автопоездов и других составов механических транспортных средств, длина которых превышает с одним прицепом (полуприцепом) 20 м с двумя прицепами и более — 24 м.
Железнодорожным транспортом перевозят дорожно-строительные машины на расстояние обычно свыше 200 км, так как на меньшее расстояние такое транспортирование неэкономично из-за больших затрат времени на доставку к ближайшей станции, ожидание транспорта, погрузочно-разгрузочные one рации и нахождение в пути.
Предназначенные для перевозки машины подвергают временной консервации, проверяют на соответствие их габаритов и массы правилам технической эксплуатации железных дорог СССР. В соответствии с ГОСТ 9238—73 действует «Инструкция по перевозке грузов негабаритных и погруженных на транспортеры по железным дорогам СССР колеи 1524 мм» — МПС 1968 г.
Габаритом погрузки (показан жирными линиями на рис. 15.1) называется предельное поперечное, перпендикулярное к оси пути очертание, в котором, не выходя наружу должен помещаться погруженный на открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути.
Негабаритным считается такой груз, который, будучи погружен на подвижной состав, превышает установленный габарит погрузки. В зависимости от выхода за габарит погрузки в вертикальной плоскости груз может иметь нижнюю боковую или верхнюю негабаритность (рис. 15.1), превышая габарит погрузки на высоте соответственно до 1230, от 1230 до 4000 и от 4000 до 5300 от головки рельса.
В зависимости от величины выхода грузов за габарит погрузки боковая негабаритность подразделяется на пять степеней: 0, I, II III и IV, верхняя негабаритность—на три степени: 0, II и III .
Рис. 15.1. Схема габарита при перевозке грузов по железным дорогам СССР колеи 1524 мм:
внутренний контур и обведенные цифры — разрешенный габарит погрузки; заштрихованный контур — негабаритный груз; внешний контур —сверхнегабаритный груз
Грузы, которые при погрузке на подвижной состав выходят (с учетом упаковки и крепления) за пределы очертания негабаритности IV степени, негабаритности III степени на высоте более 3600 мм от уровня головки рельса и габарита погрузки на высоте более 5300 мм, относятся к сверхнегабаритным.
Разрешение на перевозку с 0 (нулевой) степенью негабаритности выдается начальником службы движения дороги отправления, с I—IV степенями негабаритности в пределах одной дороги— начальником дороги, а по двум и более дорогам и для сверхнегабаритных грузов — главным управлением движения и пути МПС СССР.
Перед погрузкой машины на железнодорожную платформу составляют схему погрузки и с учетом реальных
возможностей определяют способы погрузки и -разгрузки и методы закрепления машины на платформе. Необходимо обеспечить равномерное распределение нагрузки на платформу от веса машины. Относительно длинные машины (экскаваторы со стрелой драглайна, стреловые краны, грей-деры-элеваторы, а также длинномерные конструкции), имеющие отношение их длины к базе подвижного состава более 1,41, и машины, погруженные на сцепы платформ или на транспортеры с базой 17 м и более, должны подвергаться определению «расчетной негабаритности грузов» (согласно таблицам упомянутой инструкции) для возможности прохождения их по криволинейным участкам дорог, так как наличие жесткого крепления машин может затруднить развороты платформ на сцепах. Машины крепят на платформах при помощи подкладочных брусьев и клиньев, а также расчалок из мягкой отожженной проволоки диаметром 4—6 мм.
Приемы погрузки машин на железнодорожные платформы зависят от конструкции, размеров и веса машин. Самоходные машины грузят своим ходом с помощью продольных или поперечных наклонных трапов, угол въезда которых не должен превышать 15—20°. Трапы устраивают из бревен и досок на шпальных клетках. Несамоходные колесные и гусеничные машины грузят посредством лебедок, втаскивая их также по трапам, угол наклона которых не должен превышать 30°. Малогабаритные легкие машины, а также не имеющие ходовых устройств грузят обычно кранами.
До погрузки машин грузоотправитель обязан снять с них и упаковать в ящики все легкоснимаемые запасные части, инструмент и принадлежности с вложением их описи. Ящики окантовывают металлической лентой и пломбируют. Также пломбируют капоты двигателей, кабины, аккумуляторные ящики и т. п.
Источник