Трансформация бизнес-идеи. Как идею превратить в бизнес
Программа для тех, кто хочет развить следующие предпринимательские компетенции:
- Генерация идей различными способами
- Критерии выбора и оценки бизнес-идеи
- Трансформация продукта посредством новшеств и инноваций
- Выбор рынка и ниши
- Создание и тестирование прототипа
- Знания в области налогообложения
- Знания юридической стороны предпринимательства
- Опыт в расчетах критериев и показателей бизнеса
- Знания об источниках финансирования
- Знания о типичных ошибках при открытии бизнеса
- Пошаговый алгоритм открытия бизнеса
- Основы бизнес-моделирования, поиска ЦА и каналы сбыта
Тематический план:
- Регистрация участников
- Приветственное слово, представление участников, сбор ожиданий
- Для чего важна генерация бизнес-идей
- Трансформация продукта
- Создание и тестирование прототипа
- Работа с ЦА и запуск продукта
- Трансформация бизнес-идеи. Как идею превратить в бизнес
- Как открыть ИП или юр. лицо
- Управленческие компетенции, или как подготовить себя к предпринимательской деятельности
- Методы расчета критериев и показателей бизнеса, стартовый капитал и источники финансирования. Основы построения бизнес-модели и формирование ЦА.
- Мини-лекция и групповая работа «Открываем бизнес»
- Меры государственной и частной поддержки субъектов МСП
- Мини-лекция, определение необходимости информационного и пост-тренингового сопровождения
- Завершение
Продолжительность: от 6 до 30 академических часов
Источник
Цифровая трансформация бизнеса – от идеи до деталей
Больше 30 лет я отдал бизнесу, и последние 5-6 из них я являюсь абсолютным сторонником цифровизации в бизнесе. Это путь, который я нащупал сам, перебрав немало вариантов. С помощью этого метода я буквально заново выстраиваю бизнес тех, кто приходит ко мне за помощью. Цифровая трансформация не просто помогает предпринимателям выстоять в непростое время, но и позволяет им выйти на новый уровень в бизнесе. В этой статье я собрал ответы на вопросы о цифровой трансформации, которые мне задают чаще всего.
История любого предпринимателя начинается с первых шагов в продажах. В моём случае это были пресловутые клетчатые баулы и лавка на рынке под открытым небом. Поэтому я совершенно точно знаю, что и безо всякого KPI можно купить подешевле и продать подороже. Только придётся часами стоять под дождём и зноем, торговаться до хрипоты, а главное – зависеть от тысячи факторов, которые либо позволят тебе заработать, либо нет. Оцифровка же делает бизнес стабильным, предсказуемым, а грамотная оцифровка делает его ещё и приносящим хорошие деньги.
Цифровая трансформация – это изменение структуры бизнеса. В первую очередь этот процесс нацелен на то, чтобы отсечь всё лишнее. Лишними могут быть операции, процессы, должности, целые структуры – что угодно. Всё это, как правило, жрёт ресурсы, но не приносит пользы. Цифровая трансформация подразумевает ещё и новый взгляд на функции в бизнесе. Часто это звучит жестоко, но бизнес больше не строится на хороших отношениях и старых добрых личных связях. В нём больше нет людей – есть функции, которые кто-то выполняет. Мы можем души не чаять в конкретном человеке, но если он не выполняет свои функции, в бизнесе ему не место.
Конечно, в каждом случае есть нюансы, но в целом переход “на цифру” включает в себя следующие этапы:
- Работа над структурой. Как я и писал выше — оставляем необходимый минимум функций и избавляемся от лишнего. Каждому члену команды при этом выдаётся предельно понятное описание требований к его работе и механизма вознаграждений. Нам важно, чтобы каждый человек в проекте чётко понимал, как именно он зарабатывает деньги. И как он может заработать больше!
- Работа над целями. Всё по общим правилам целеполагания — нам нужна конкретная достижимая цель, обозначенная во времени. При этом цель формулируется и для бизнеса в целом, и для каждого сотрудника в частности.
- Работа над системой контроля. Как показывает практика, именно контроль жрёт львиную долю ресурсов любого предпринимателя. Задача цифровой трансформации — снять с него это бремя. Переход на систему KPI, регулярные отчёты без лишней воды и чётко распределённые зоны ответственности — вот что важно сформировать в ходе цифровизации.
Мешает, как правило, недостаток знаний, квалифицированных кадров или финансирования, а также руководство, которое боится перемен. Последнее – чаще всего. При этом если глава компании опасается что-то менять, то его команда и подавно. Это можно понять. Перемены – это всегда шаг в пустоту, а владельцам бизнеса всегда есть что терять. Но важно понять, что в этом плане трансформация похожа на визит к стоматологу: придётся всё раскурочить, будет, мягко говоря, неприятно, но если оставить как есть – всё окончательно развалится.
Лучший способ – сесть и обзвонить всех бывших клиентов. То есть всех тех, кто по каким-то причинам отказался от ваших услуг. Очень важно не поручать это дело никому, а именно самому за это взяться. Сразу скажу – процесс чрезвычайно неприятный. Вряд ли кто-то из бывших клиентов ушёл от вас, потому что всё было слишком хорошо. Не объясняйтесь, не оправдывайтесь – просто фиксируйте свои проколы. Зачем? Затем, что только от тех, кого вы подвели, можно узнать, над чем вам нужно работать, что вы упускаете из внимания. Всё, что вы запишете, сложится в аккуратный план дальнейшего развития.
Выше я уже писал, что им ваша затея, вероятнее всего, не понравится. Но – хорошо это или плохо – не нам с вами выбирать. Мир меняется, вместе с ним меняется и бизнес. У тех, кто упорно цепляется за привычное и знакомое, всё меньше и меньше времени. Поэтому не только начальству придётся адаптироваться к новым правилам. Да, сотрудников придётся обучать, теперь от них будут ждать других результатов. Я бы предложил разослать всей команде «письмо счастья» — в этом письме предложите адресату самостоятельно выбрать курсы профессионального обучения и переквалификации. После начинается момент истины: предложите, чтобы за эту программу платила не только компания 50 на 50, к примеру. Тогда ценность этого знания умножится в разы. Заинтересованным помогите получить необходимую квалификацию, а с незаинтересованными лучше всего мягко расстаться.
Вы знакомы с сетью “Улыбка радуги”? На старте этого проекта я был его генеральным директором, и тогда мы терпели серьёзные убытки. Например, в одном из 10 магазинов инвентаризация после первого месяца показала минус 470 тысяч рублей. Весьма ощутимо, а по тем временам — чудовищно много. Но гораздо обиднее было даже не сама потеря денег, а то, что в скором времени выяснилось — воруют не посетители, а сотрудники. Почему они так повели себя? Потому что я им это позволил. Я не оговорил заранее правила, не прописал их детально и чётко! Этот инцидент положил начало цифровой трансформации проекта “Улыбка радуги”: мы начали работу над конкретными инструкциями для сотрудников, полностью автоматизировали контроль за их выполнением. И дело пошло в гору! Сегодня в сети магазинов “Улыбка радуги” более 1000 торговых точек, и я с радостью наблюдаю, как этот проект растёт, развивается и приносит пользу людям.
Закончить хочется народной мудростью: не так страшен чёрт, как его малюют, и не так страшна цифровая трансформация, как кажется на первый взгляд. Да, это не быстро, это потребует серьёзных усилий, но бояться тут нечего. Остаться на обочине и потерять дело своей жизни – вот это действительно страшно. Дерзайте!
Источник
Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру
Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.
Прорывные технологии и капитализация бизнеса
Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.
Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.
Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.
Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.
Цифровая трансформация и коммуникации
Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.
Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.
В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.
С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.
«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.
Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.
Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра
Самые востребованные технические компетенции (hard skills):
- создание новых бизнес-моделей (платформы, экосистемы, сети);
- анализ данных (data science);
- интеграция с партнерами через открытый программный интерфейс (open API);
- цифровая безопасность на уровне дизайна системы (security by design);
- владение хотя бы одной из прорывных технологий (искусственный интеллект, робототехника, 3D-видео, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, блокчейн)
- e-менеджмент, т. е. высокоэффективный менеджмент, организованный с помощью информационных технологий;
- владение современными менеджерскими практиками (Lean, Kanban, 6 Sigma, SCRUM, DevOps).
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills:
- дизайн-мышление, т. е. ориентация на пользователя при разработке продуктов и услуг;
- цифровая психология, т. е. поведенческая экономика с учетом анализа больших данных;
- эмоциональный интеллект;
- коммуникационные навыки.
Сложности цифровой трансформации
Сложность первая — критическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.
«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.
Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.
«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.
Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.
Источник