Трафаретная печать способы печати

Московский государственный университет печати

Б.А.Сорокин

ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ

Учебное пособие для специальности 281400 «Технология полиграфического производства»

Б.А.Сорокин
ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Трафаретный способ печати отличается от других способов печати доступностью, простотой и имеет более высокие художественно-изобразительные возможности. Этот способ позволяет осуществлять печатание как на самых разнообразных материалах: бумаге, картоне, синтетических пленках, тканях, металлах, стекле, дереве и других плоских поверхностях, так и на готовых изделиях; переплетных крышках, электронных платах, различных емкостях, таре, упаковке и многих-многих других практически без специальной подготовки поверхности. Толщина красочного слоя может изменяться в широких пределах: от 10 до 100 мкм, что обеспечивает получение изображений, непревзойденных по яркости, насыщенности, а при необходимости даже рельефных. Только в трафаретной печати с максимальным эффектом могут применяться флуоресцентные и перламутровые краски, а также достигнуты различные спецэффекты.

Особенности трафаретной печати вытекают из строения печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов (рис. 1.1) .

Запечатываемый материал или изделие располагаются со стороны, противоположной той, с которой подается краска. Подача краски на запечатываемую поверхность осуществляется сквозь печатающие элементы формы, что создает возможность нанесения широкого диапазона толщин красочного слоя. Гибкость печатных форм и применение упругоэластичных ракелей позволяет изменять конфигурацию форм в соответствии с конфигурацией запечатываемых изделий при минимальной величине давления.

Трафаретная печать имеет многовековую историю и возникла задолго до изобретения печати Гуттенбергом. Сорок веков назад китайцы, а затем и японцы через трафарет наносили рисунок на ткани. Современный вид трафаретная печать приобрела в первой половине прошлого века, когда во Франции для формной основы была соткана специальная ситовая ткань из шелка (отсюда старое название шелкография), которую натягивали на деревянные рамы. Пробельные элементы выкрывали лаком, а потом перешли на вырезные маски. В 30-е годы нашего столетия стали использовать копировальные слои, а позже и копировальные материалы. Менялись ткани, которые использовались в качестве сетки-основы, на смену шелку пришли синтетические ткани из моноволокон, а затем сплетенные из полиэфирных волокон, металлизированные и металлические. Печатание с трафаретных форм можно осуществлять как на самых примитивных приспособлениях, ручных, полуавтоматических станках, так и на автоматизированных машинах и специализированных линиях в количествах от десятков до нескольких сотен тысяч экземпляров. При желании трафаретную печать можно организовать и в домашних условиях.

Конечно, при выпуске издательской продукции большими тиражами трафаретная печать не выдерживает конкуренции с классическими способами печати. Трафаретную печать следует применять там, где ее действительно следует применять, другими словами — там, где без нее трудно, а иногда и невозможно обойтись. В последние годы появилось много небольших фирм, частных предприятий, которым для работы необходим ряд видов печатной продукции: фирменный бланк, конверт, наклейка, различная реклама, визитные карточки и другие, годовая потребность которых составляет от двух-трех сотен до двух-трех тысяч экземпляров. Относительная простота технологии изготовления трафаретных печатных форм делает применение трафаретной печати даже на ручных станках рентабельным.

Трафаретная печать в отечественной практике является наименее развитым и распространенным способом печати. Однако в последнее время интерес к ней значительно возрос, что можно объяснить следующим.

По сравнению с классическими способами печати, возможности которых ограничены в смысле выбора формата, запечатываемых материалов и толщины красочного слоя, трафаретная печать обладает преимуществами выбора в широких пределах форматов, почти неограниченными возможностями печатания на различных материалах и изделиях плоской и объемной форм, широкого интервала регулирования толщины красочного слоя, благодаря чему удается получить изображения большой яркости и насыщенности. Вдобавок трафаретная печать является относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. В настоящее время полуавтоматическим способом можно печатать форматами З5 м, а при автоматическом способе до 1,52,5. Какой еще способ печати, кроме трафаретного, позволяет регулировать толщину слоя краски в пределах 6-100 мкм? Технические и экономические возможности трафаретной печати определяются ее преимуществами и недостатками. Из-за пока еще низкой производительности трафаретную печать можно рентабельно применять лишь в тех случаях, когда она проявляет свои преимущества, и когда другие способы печати не отвечают предъявленным требованиям и являются неэкономичными.

Трафаретная печать отличаются от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при этом сетка является и основой формы, и красочным резервуаром, а также возможностью легкого перемещения формы и малым давлением при печатании. Благодаря малой механизации высокое качество оттисков зависит не столько от капиталовложений, сколько от квалификации, а иногда и мастерства исполнителей и правильного выбора материалов. В настоящее время трафаретную печать используют и дальше будут использовать предприятия различной мощности: это и малые, и средние, и крупные.

На мировом рынке представлен достаточно широкий спектр оборудования вплоть до высокопроизводительного автоматизированного. Здесь достоинства трафаретной печати могут реализоваться в возможности использования оборудования самой различной степени автоматизации и специализации. Предприятия, использующие трафаретную печать, могут выбрать то, что им по средствам. Например, на многих небольших предприятиях использование автоматизированного оборудования потребует непропорционально больших капиталовложений по отношению к объему выпускаемой продукции.

Трафаретная печать может быть применена как для печатания некоторых видов и элементов издательской продукции, так и различных видов специальной продукции, а также позволяет печатать на тонких и толстых листовых и рулонных материалах.

Трафаретную печать с успехом можно использовать для печатания на стекле, пластмассах, фарфоре, упаковки, переплетных крышках, компакт-дисках, объемных изделиях различной конфигурации, а также использовать при лакировании продукции.

В настоящее время, когда фотонабор и компьютерный набор применяются во всех способах печати, воспроизведение текста не является проблемой трафаретной печати. Однако текстовый материал играет второстепенную роль по отношению к изобразительному материалу, ограничиваясь небольшими текстовыми фрагментами. При этом может быть использован шрифт самых различных гарнитур и кеглей.

Воспроизведение полутоновых и многокрасочных изображений вызывает некоторые сложности, вытекающие из самой природы трафаретной печати, не дающей возможности получать репродукции с растром такой же линиатуры, как в высокой или офсетной печати. В настоящее время предел воспроизведения растрового изображения в трафаретной печати в значительной мере определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях, хотя за последнее время налицо значительный прогресс. Благодаря использованию современной цветоделительной техники, совершенствованию копировальных слоев и методов их обработки, применению новых видов тонких и мелкоячеистых сетчатых основ для изготовления форм, растровая трафаретная печать получает большее распространение.

Особенно эффективно применение трафаретной печати в сочетании с высокой, глубокой, офсетной печатью, когда рисунок с мелкими штрихами, полутонами, а также мелкий текст воспроизводятся каким-либо классическим способом печати, а крупные печатные элементы или участки изображения, которые надо выделить и как-то подчеркнуть — трафаретным способом.

Анализ состояния трафаретной печати, как в России, так и других странах показывает, что она имеет большое будущее, и, хотя в некоторых отношениях уступает другим способам печати, этот недостаток в полной мере компенсируется значительным преимуществом процесса и исключительным разнообразием областей применения.

Будущее трафаретной печати заключается, прежде всего, в значительном повышении качества печатной продукции, расширении ее ассортимента, увеличении производительности. Это может быть достигнуто путем:

— совершенствования технологии формных и печатных процессов;

— разработки широкого ассортимента и палитры красок для печатания на различных подложках;

— создания формного и печатного оборудования.

Совершенствование формных процессов предусматривает использование современных технических средств, в том числе лазерной и электронной техники, позволяющие исключить фотографические и копировальные процессы при изготовлении форм, использование широкого ассортимента копировальных слоев и копировальных материалов на пленочной основе, внедрение автоматизированных установок для натягивания ситовой ткани, экспонирования форм с управлением ЭВМ, установок для регенерации форм с регенерацией растворителей.

Совершенствование применяемых и разработка новых видов красок, а также ускоренных методов их закрепления составляют острую проблему трафаретной печати, так как этим определяется возможность повышения производительности и качества печатных процессов. Новым шагом в развитии трафаретной печати является разработка и внедрение красок УФ-отверждения. Особый интерес представляют разработки токопроводящих красок и водоразбавляемых.

В области печатного оборудования создаются новые типы оборудования, более совершенные, с оптикоэлектронными узлами для обеспечения точной приводки. Благодаря техническим усовершенствованиям машины не требуют длительного времени для подготовительных операций. Создаются комбинированные машины нового типа, объединяющие способ трафаретной печати с другими, например, включающие секцию флексографской печати (для нанесения лака), секцию горячего тиснения фольгой, высечку, биговку и другие узлы.

Тенденция развития трафаретной печати позволяет сделать вывод о том, что она находится накануне революционного поворота. В ближайшем будущем трафаретная печать не только расширит сферы своего применения, но и повысит свою производительность.

На российском рынке широко известна фирма Эзапринт, которая поставляет современные технологии, оборудование и материалы ведущих производителей Италии: фирмы Esanastri, Argon и Monoukian.

© Центр дистанционного образования МГУП

Источник

Шелкография: что это такое?

18 февраля 2019

Существует полиграфия, для изготовления которой подходит только метод шелкографии. Что такое шелкография? в каких случаях её используют? расскажем в этой статье, а также объясним технологию, плюсы и минусы этого способа печати.

Благодаря изобилию красок шелкография востребована в рекламе. Этим способом можно нанести изображение практически на любой плоский материал, такие изображения надолго сохраняют яркость и устойчивы к истиранию.

Шелкография или трафаретная печать — это способ печати, при котором краска продавливается специальным тупым ножом — ракелем — через печатающие элементы печатной формы из тончайшей металлической сетки на запечатываемый материал.

Термин «шелкография» (serigrafia) состоит из двух корней: seri (с греческого «шелк») и grafia (с греческого «писание, изображение»). Так называли процесс декорирования шелка или декорирования при помощи шелка. В средневековье делали трафареты из тонких шелковых нитей и наносили изображения на мешки с товарами, украшали мебель или ткань.

Этот прием лежит в основе современной трафаретной печати, хотя от средних веков осталось только художественное название, под которым в современном мире подразумевается совокупность методов для качественной печати.

Преимущества и недостатки шелкографии

Перейдем сразу к преимуществам и некоторым недостаткам (хотя мы предпочитаем говорить об особенностях, а не недостатках) шелкографии как метода нанесения, а потом разберем саму технологию печати.

Плюсы шелкографии

Пожалуй, одним из главных преимуществ шелкографии можно назвать широкие возможности этого метода печати. Огромный выбор цветов, в частности металлизированных под золото или серебро, флуоресцентных красок. И практически бесконечный выбор материалов и бумаг: для трафаретной печати подойдут самые оригинальные материалы с различной текстурой.

Особое мнение занимает толщина слоя. При трафаретной печати она составляет 10-12 микрон, а в некоторых случаях достигает 500. Объем изображения и текста на материале и обеспечивает особый декоративный эффект. Толщина красочного слоя гарантирует долговечность напечатанных изделий — это ещё одно неоспоримое преимущество трафаретной печати. Для сравнения стоит вспомнить другие способы печати, где речь идет о 1-2 микронах.

Не можем не сказать про краски Pantone в сравнении с шелкографиией. Печать пантонами имеет ряд ограничений по типам бумаги, в то время как в шелкографии отсутствуют ограничения по типам используемых бумаг. Например, печать пантонами невозможна на невпитывающих материалах, таких как металлизированная или прорезиненная бумага. Для печати на этих видах бумаг подойдут фолиевые краски и шелкография как метод нанесения.

Шелкография сочетается со многими видами постпечатной обработки. Например, выборочное лакирование делают прямо через трафарет уже после нанесения краски. Также с шелкографией отлично сочетаются конгрев и тиснение.

Минусы шелкографии

  • Длительность подготовки к работе.
  • Возможность использования только векторных изображений.
  • Невозможность отобразить переходы градиента цвета.

Технология шелкографии

Ключевое понятие шелкографии — трафарет. Он представляет собой форму, на которую натягивают сетку. Чтобы изображение отпечаталось на бумаге, на сетку наносят фотоэмульсию, а потом накладывают фотовывод (позитив). Эмульсию засвечивают и участки, куда свет не попал, вымываются. Так появляется сам трафарет для будущего изображения.

Сетка для трафарета — ситовая ткань — обычно металлическая или нейлоновая. Сетки бывают разные, у каждой свой номер исходя из количества нитей на кубический сантиметр. Выбор сетки зависит от характеристик работы и метода нанесения трафарета.

При печати многоцветного изображения трафарет для каждого цвета изготавливается отдельно.

Готовую трафаретную форму устанавливают на формодержатель и закрепляют. Запечатываемый материал — в нашем случае бумага или картон — фиксируется горизонтально с помощью вакуума или упоров. Краску наносят на форму и ракелем прогоняют ее непрерывным движением, продавливая сетку. Так изображение остается на изделии. Ему осталось только высохнуть.

В трафаретной печати используют особые краски с тиксотропным свойством. Это специальная трафаретная краска, которая меняет вязкость, благодаря чему равномерно распределяется по материалу и дает ровный яркий тон и не дает подтеков при окрашивании даже на вертикальных поверхностях.

В состав краски входит связующее (смола), определенный пигмент, растворители, увлажнители и катализаторы. Увлажнители как обязательные компоненты отвечают за выравнивание краски. Нити сетки так или иначе разделяют краску, а увлажняющая добавка помогает краске заполнять оставшиеся пустоты.
Таким способом наносят изображение не только на бумагу, но и на любой другой материал — пластик, металл, ткань, стекло. В зависимости от материала выделяют виды шелкографии: трафаретная печать по пластику, металлу, ткани, стеклу.

Шелкографический или трафаретный лак

Это привычные нам глянцевый лак выборочного или сплошного лакирования, рельефный или текстурный лак, используемый для отделки печатной продукции. Технология нанесения трафаретного лака такая же, как и нанесения краски трафаретным методом, которую мы описали выше.

Тонкая работа

С одной стороны процесс трафаретной печати выглядит простым и понятным. Положил трафарет на бумагу, провел сверху ракелем — и готово. Но сама технология гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Тот самый яркий и плотный красочный слой, ради которого выбирают трафаретную печать, появляется не по щелчку пальцев. Что же нужно сделать, чтобы изображение получилось качественным?

  • Для ровного четкого отпечатка нужно, чтобы ракель равномерно распределил краску. Это значит — правильно выбрать силу нажатия и печатный угол воздействия. Так, оптимальный угол для лучшего результата — 75 градусов. Если угол будет меньше, возможна избыточность нанесения красочного слоя, а если больше — то заливка будет не плотной.
  • Для равномерного красочного слоя недостаточно однократного прохождения ракеля по трафарету. Сначала краска прогоняется ракелем в одну сторону, затем в обратную при помощи форракеля — возвращается на исходную позицию.
  • Важно постоянно контролировать вязкость краски. Если она слишком жидкая, контуры могут смазаться и «заплыть». Сила нажатия на ракель связана именно с вязкостью краски: чем сильнее вязкость, тем сильнее нужно «продавливать» краску.
  • Необходимо правильно выбрать параметры сетки для конкретной задачи, обратить внимание на количество нитей на кубический сантиметр. Диапазон довольно широкий: от 10 до 180-200 нитей на один кубический сантиметр. Если сетка выбрана без учета этого параметра, изображение получится с зубчатым неровным краем. Не менее важно определить толщину нитей и расстояния между ними, от этого зависит толщина красочного слоя.

Почему шелкография дороже?

Да, шелкография дороже других способов печати, и исходя даже из способов подготовки к нанесению, уже понятно, почему дороже. Но это отличный способ сделать каталог или брошюру уникальными, выделиться среди конкурентов.

Технические нюансы влияют на конечную стоимость, которая складывается из:

• изготовления трафарета: для каждого оттенка готовится отдельный трафарет. Напомним, что готовых схем и заготовок не существует.
• специальной тиксотропной краски.
• ручного труда. Он всегда дороже работы станка. Можно ли обойтись без него? Дело в том, что полиграфия на заказ всегда разная. У каждой свои параметры, формат, дизайн. Невозможно всё это установить автоматически. Даже если это самая простая трафаретная печать. Технология требует активного участия специалиста.

Способ шелкографии не подойдет для массовой печати. Её сфера — представительская, эксклюзивная полиграфия. В нашей типографии этот способ печати украшает обложки каталогов премиум класса, годовые отчеты, подарочные издания — книги, атласы. Если говорить о небольших тиражах, то это визитки, приглашения, открытки, вкладки в каталоги, шпигели и подложки для календарей ТРИО. Шелкография делает имиджевую полиграфию уникальной там, где нужно обозначить бренд и подчеркнуть статус.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы поиска потенциальных клиентов продавцов квартир
Оцените статью
Разные способы