- Простые правила ведения бизнеса
- Правило 1. Чтобы научиться плавать — нужно плавать
- Правило 2. Не заработал — не трать
- Правило 3. Не жди поддержки со стороны
- Правило 4. Тщательно выбирай людей
- Правило 5. Общайся с клиентом на равных
- Правило 6. Работай со своими клиентами
- Правило 7. Хороший продукт — еще не гарантия прибыли
- Правило 8. Не замыкайся в себе, общайся
- Правило 9. Учиться, учиться и еще раз учиться
- Как вести малый бизнес?
- Клиенты и продажи
- Организация учета и отчетности
- Ставьте цели и задачи, формируйте план
- Измеряйте показатели
- Современные методы управления бизнесом
- Как разделяют бизнес-модели в зависимости от менталитета
- Модели с точки зрения экономики
- Модели с точки зрения управления коллективом и психологии
- Как научиться строить современные модели управления бизнесом
Простые правила ведения бизнеса
Соучредитель, генеральный директор и проектный менеджер студии веб-технологий «Квадрата».
Спустя 2,5 года после основания студии, Константин так и не бросил эту затею и не отказался от идеи производства только правильных сайтов, чего бы это не стоило. Пройдя сквозь бури и невзгоды, предпринимателю в итоге удалось разработать 9 правил ведения бизнеса, которые помогают добиться успехов в любом начинании.
Правило 1. Чтобы научиться плавать — нужно плавать
Никто и никогда не научит тебя бизнесу. Это придет только с опытом. Так что не надейся поработать «на дядю», изучить все секреты и с первого раза запустить свой успешный бизнес. Дядя — не дурак. Он всех секретов никогда не расскажет. Да, ты будешь разбираться в отрасли, в которой работаешь, изучишь бизнес-процессы в рамках своей компетенции. Этот опыт тоже очень полезен, но не гарантирует успеха в бизнесе.
Я работал руководителем кемеровского филиала одной небольшой компании. Я набирал сотрудников, обучал их, распределял задачи, налаживал связи, поднимал продажи, выполнял план и, в результате, вывел убыточный до этого филиал на прибыль. Думаете, это мне сильно помогло в своем собственном деле? Вы бы удивились.
Правило 2. Не заработал — не трать
Я не брал кредит на открытие бизнеса, но свои собственные накопления благополучно спустил большей частью на обустройство офиса, от которого мы в последствии вообще отказались. Как выяснилось, для веб-студии офис не является предметом первой необходимости. Кто бы мог подумать.
Правило 3. Не жди поддержки со стороны
Дело в том, что человек по своей природе боится оказаться слабее, глупее и хуже окружающих. Поэтому тебя будут уверять в том, что затея с собственным бизнесом — бредовая, что без связей и денег его не начать, что глупо увольняться с хорошей работы. Не слушай никого. Они просто боятся твоего успеха. И никогда не поверят в тебя так, как ты сам веришь.
Правило 4. Тщательно выбирай людей
Делать вместе бизнес — это очень интимно. Главное тут — взаимопонимание и схожие культурные ценности (в широком смысле). Иначе конфликты, ссоры, скандалы и, как следствие, — развод. И хорошо, если развод на начальном этапе, когда делить нечего. Гораздо веселее, когда вопрос касается уже серьезных денег. Так что бизнес-партнера нужно выбирать по любви, а не по расчету.
Правило 5. Общайся с клиентом на равных
Не давай клиенту понять, что ты в нем нуждаешься. Люди существа по своей природе злобные и, почуяв слабость, из тебя начнут выбивать скидки, требовать большего объема работ за те же деньги, бесплатную пожизненную поддержку и так далее, и далее. Держись достойно. Сделка должна быть взаимовыгодной. Клиент получает качественный продукт, ты — достойную оплату.
Правило 6. Работай со своими клиентами
За время работы мы нарисовали портрет нашего клиента:
- он заинтересован в проекте не меньше нашего;
- он знает для чего ему сайт вообще и понимает, что сделать сайт — это только начало;
- он доверяет нам как профессионалам;
- ему важен качественный результат, а не размер скидки.
Каждый раз, когда клиент оказывался «не нашим», проект превращался в локальный кошмар различного масштаба. Сроки затягивались, оплата задерживалась, требования менялись, истерики устраивались, скандалы закатывались. Ничего хорошего. После такого уже и деньги не радуют.
Правило 7. Хороший продукт — еще не гарантия прибыли
Во-первых, может так получиться, что до тебя никто не делал качественного продукта, потому что он не так уж и востребован рынком.
Нечто подобное произошло с нами. Организовать студию нас сподвиг тот факт, что в нашем городе не было ни одной конторы, которая бы делала действительно хорошие сайты. Где-то хромал дизайн, где-то верстка и код, где-то логика разделов и подача информации на сайте. В большинстве случаев — вообще все сразу.
Когда же мы начали искать клиентов и предлагать свои услуги, то выяснилось, что доплачивать за качество никто не хочет, так как просто не видит разницы между качественным сайтом и некачественным. Со временем мы нашли своих заказчиков, которые по достоинству оценили нашу работу. Но это было не так просто, как казалось в самом начале.
Во-вторых, иногда в погоне за качеством продукта срываются намеченные сроки и превышаются обозначенные бюджеты. В результате, не смотря на высокое качество продукта, прибыль становится только меньше. Помни: лучшее — враг хорошего.
Правило 8. Не замыкайся в себе, общайся
Когда все вокруг рассматриваются только как клиенты либо конкуренты, очень легко потерять адекватность восприятия мира. Будь открытым, делись идеями, мыслями, проектами. Изучай мир вокруг. Не только свой рынок, но и смежные области, опыт других стран и регионов. Общайся с такими же как ты. Главное — люди. Всегда и везде.
Правило 9. Учиться, учиться и еще раз учиться
Светлое будущее несется нам в лицо со скоростью звука. Не будешь ловить ветер перемен — останешься далеко позади прогресса. Читай, слушай, изучай. И обязательно — применяй на практике.
Статья актуальна на 03.10.2011
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Источник
Как вести малый бизнес?
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Клиенты и продажи
Предприниматель получает доходы за организацию производства и труда, риск, инновации и проявление своих личных предпринимательских способностей. При этом источник доходов — это ресурсы клиентов, которых удалось привлечь, заинтересовать своим товаром или услугой, получить от них оплату и, возможно, заручиться их постоянным интересом.
И это известная истина: главный фокус внимания при ведении бизнеса — это клиенты и продажи. Важно понимать, кто является вашим клиентом, насколько разнообразна эта аудитория, как к ней следует обращаться, и где водятся все эти люди. Это позволит целенаправленно привлекать новых клиентов, изучать их реакции, вести с ними продуктивную работу, чтобы они переходили в разряд стабильных покупателей и советовали ваши товары или услуги своим друзьям и знакомым.
Не менее важный момент — продажи. При каких условиях и в какое время клиент готов совершить покупку, зависит ли его решение перечислить свои деньги на ваш счет от каких-то сопроводительных услуг, скидок, условий доставки, вашей гибкости и массы других деталей, которые уже зависят от специфики бизнеса.
Если владелец малого бизнеса хочет эффективной работы и стабильного роста, то около половины своего ресурса он должен посвятить продажам и работе с клиентами. Это обстоятельство надо учитывать уже при написании бизнес-плана. Иногда предприниматель занимается работой с клиентами лично, чтобы держать важное направление под своим контролем, иногда он делегирует часть задач доверенным сотрудникам. Но планировать, задавать вектор работы, озвучивать задачи — это функция руководителя.
Работа с клиентами включает два базовых направления:
- Привлечение новых клиентов с помощью рекламы, соцсетей, работы над своим сайтом, писем, звонков и т. д.
- Удержание старых клиентов с помощью подарков, скидок, человечного отношения, интереса к их мнению, информационной помощи и т. д.
Лояльные клиенты помогают компании пережить сложные времена, помогают экономить средства, которые могли пойти на дополнительную рекламу, приводят в компанию новых покупателей. Стабильные клиенты — очень важное направление работы, и вернуть потерянного клиента гораздо сложнее, чем вовремя заинтересовать и удержать его. Руководитель бизнеса должен постоянно придумывать и испытывать разные способы привлекать новых покупателей и удерживать существующих.
Еще один важный фокус внимания — каналы продажи ваших товаров или услуг. Клиенты должны проявлять свою лояльность активно и делать у вас покупки снова и снова. Ищите способы увеличивать продажи, делать комплексные продажи, придумывайте акции, находите выгодные каналы сбыта. Постоянно пробуйте новые формы продажи и укрепляйте хорошо работающие методы. Если у вашего бизнеса будет много клиентов, и вы будете много им продавать, то остальные задачи будут решаться гораздо легче.
Организация учета и отчетности
Всякий бизнес требует уплаты налогов, а при наличии сотрудников — еще и взносов во внебюджетные фонды, сдачи отчетных документов в разные контролирующие органы. Руководитель малого предприятия может самостоятельно заняться организацией налогового и бухгалтерского учета, особенно если он имеет подготовку в этой сфере. Но в таком случае ему стоит обратить внимание на бухгалтерские программы или онлайн-сервисы, которые снимают львиную часть рутинных забот с предпринимателя и помогают организовать деятельность в соответствии с законом. Программа или сервис помогут вам создавать первичные документы и вести Книгу учета, подскажут, когда и какие документы нужно отправить в налоговую или Пенсионный фонд, автоматически сформируют отчетность на базе тех данных, которые вы вводили в течение всего отчетного периода.
Если руководитель не готов документировать дела компании самостоятельно, то можно передать эти задачи опытному бухгалтеру. Малые предприятия не всегда готовы брать учетного специалиста в штат, и хорошей альтернативой становится бухгалтерский аутсорсинг. Услуги удаленной бухгалтерии стоят дороже чем покупка бухгалтерской программы или сервиса, зато владелец бизнеса сможет всего себя посвятить развитию предприятия. В этом случае надо помнить, что ответственность за возможные нарушения все равно несет директор компании. А значит выбирать обслуживающую бухгалтерию нужно тщательно. Мы уже писали, на какие критерии нужно обратить внимание.
Ставьте цели и задачи, формируйте план
Поставленная цель позволяет сосредоточенно двигаться к ней, особенно если она разбита на реалистичные задачи и более мелкие цели. Хороший план по выполнению целей сопровождается расчетами: сформируйте оптимистический, пессимистический и оптимальный планы, сверяйтесь с ними, чтобы понимать, куда вы движетесь и есть ли возможность улучшить положение. Определите для себя главное направление, базовую стратегию и гните свою линию. И, конечно, оформлять организацию и начинать деятельность нужно, только после того как просчитана вся бизнес-цепочка. Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что малый бизнес не требует больших вложений. Это не означает, что можно приступить к делу, чтобы потом разобраться “как-нибудь”.
Ваши сотрудники должны знать, к каким показателям стремится компания, так ваш бизнес будет устойчивее. При этом сохраняйте деловую дистанцию с работниками, не будьте с ними “друзьями”, хотя в малом бизнесе это часто случается, оставайтесь на “вы”. Еще один сомнительный ход — пригласить друзей и знакомых в качестве сотрудников.
Если вы упорно работаете, а ваши стратегические планы и цели по-прежнему далеки от реализации, — ищите более доходные ниши и идеи. Бизнес — это извлечение прибыли, а не преданность однажды взятому курсу. И хороший руководитель бизнеса — тот, кто получает больше прибыли. В перспективе это дает возможность меньше работать и больше внимания уделять организации и новым планам. Предприниматель не должен превращаться в работника на своем собственном предприятии, его дело — планировать, организовывать и вести свою команду. А для этого нужно постоянно держать голову “над водой” и сохранять критичность взгляда.
Измеряйте показатели
В бизнесе полезно считать деньги в целях управленческого планирования. Например, если практика показывает, что средний чек в вашей деятельности — 8 000 рублей, то вы знаете, сколько клиентов нужно привлечь, чтобы добиться месячной выручки в 80 000 рублей.
Стоимость привлечения одного клиента — тоже важный показатель. Допустим, вы потратили 10 000 рублей на рекламную кампанию, это помогло вам привлечь 20 клиентов, значит каждый новый покупатель стоил вам 500 рублей. При среднем чеке в 8 000 рублей и марже в 50% (то есть, 4 000 рублей), вы понимаете, что каждый клиент приносит вам 3 500 дохода, которые должны покрыть ваши остальные расходы и составить вашу прибыль. Выясните, сколько вы тратите на удержание клиента по сравнению с привлечением нового клиента.
Следите за такими показателями, как рентабельность, чистая прибыль, наблюдайте за ними в динамике. Изучите начала финансового анализа и управленческого учета, это поможет вам понимать, идет ли ваше дело в гору, не пора ли изменить точку приложения сил. Уделяйте внимание важным контрольным точкам вашего бизнеса, делегируйте задачи доверенным специалистам, освобождайте собственные ресурсы для организации и планирования, и у вас будет больше рычагов для влияния на ситуацию.
Источник
Современные методы управления бизнесом
Если вы планируете активный профессиональный рост как менеджер или хотите создать прибыльное предприятие, которое будет работать как единый механизм, то рекомендуем разобраться в разных технологиях организации управления бизнесом. Понимая особенности разных моделей, вы сможете настраивать процессы, учитывая плюсы и минусы каждой системы.
Сделали подробный обзор разных методов — в зависимости от менталитета, экономики и психологии персонала.
Как разделяют бизнес-модели в зависимости от менталитета
Выделяют четыре основных модели эффективного управления в зависимости от менталитета. Вот отличительные признаки каждой.
Японская система. Основана на коллективизме, причем речь и о принятии решений, и об ответственности за результат. Сотрудник в таких организациях не осознает себя отдельно от коллектива — если вы хотите развивать такую модель, то стоит больше внимания уделять корпоративной культуре. Задача HR-менеджера для такой системы — доказать сотрудникам, что они работают в первую очередь для создания общественной пользы, а не за деньги.
В японской системе важную роль играет концепция непрерывного обучения — когда каждый постоянно повышает свой профессионализм. Причем речь идет не только об обычном персонале, но и о менеджерах — нужно подавать пример. Возможно, стоит внедрить систему мотивации, например, если специалист хорошо отработает год, ему оплачивают дорогостоящее обучение.
В такой модели управления практикуется система пожизненного найма — когда человек приходит на работу сразу после вуза, а увольняется на пенсию. Чтобы добиться такой лояльности, необходимо создать понятную и прозрачную систему продвижения по службе, которая в том числе зависит от выслуги. Пользу принесет и открытость компании — сотрудники должны знать, куда топ-менеджмент ведет бизнес .
В японской системе бизнес-процессы строятся по принципу “Кайдзен” — с помощью постоянного ежедневного улучшения. Вместо рывков и авралов “японцы” предпочитают марафоны, когда каждый день нужно делать по чуть-чуть. Все процесс следует постоянно улучшать, автоматизировать и оптимизировать — поэтому при создании японской системы велика роль управленцев.
Американская система. Здесь в основе лежит индивидуализм — топ-менеджеры принимают решения сами, не учитывая мнение коллектива, а с них берут пример и младшие управленцы. Главный мотив работать — деньги, затем продвижение по карьерной лестнице.
«Американцы» положительно относятся к риску, если менеджеры готовы отвечать за последствия. Поэтому хорошему управленцу или бизнесмену приходится развивать аналитические способности, чтобы просчитывать вероятность успеха или неудачи.
Строя такую систему, следует создавать так называемую технократию — нужна жесткая структура и иерархия, но при этом у менеджеров есть свобода в принятии решений. Порицается бюрократия.
Европейская система. Такой системе свойственна жесткая структура управления, с четкими алгоритмами и распределением полномочий. Для «европейцев» важно добровольное участие сотрудника в работе, поэтому мотивация строится не только на деньгах, но и социальных подтверждениях, например, на возможности карьерного роста и творческой самореализации сотрудника.
В европейской системе много времени уделяется кадровой политике и стилю коммуникаций, созданию системы документооборота. От сотрудников требуют высокого профессионализма и внимания к мелочам. Позитивное отношение к обучению рассматривается как способ в дальнейшем сократить расходы за счет повышения продуктивности труда.
В европейской системе есть подвиды, которые часто практикуются в отдельных государствах:
- Британская модель — явный формализм в отношениях, отсутствие преданности к работодателю, стремление к краткосрочным инвестициям, важные решения принимаются индивидуально.
- Шведская модель — неформальные отношения, отсутствие жесткого контроля, управление демократичное, со стремлением принимать важные решения коллективно.
- Французская модель — руководство дистанцируется от персонала, решения принимаются индивидуально, коммуникации в основном письменные.
В европейских системах получило широкое распространение явление семейного бизнеса.
Арабская модель. По мнению исследователей, она сильно отличается от трех остальных. Например, в ней при планировании ориентируются не на показатели эффективности трудового процесса, а на личностные характеристики конкретного сотрудника. Мотивировать специалистов можно с помощью их стремления получить как можно более широкие полномочия.
Ученые отмечают, что в арабской системе активно практикуется использование личных коммуникативных каналов, сильно развита клановость, в частности, менеджеры обычно подбираются из одной семьи или социальной группы, например, из одного учебного заведения.
Иерархия довольно жесткая, построена по принципу пирамиды — нижестоящие несут ответственность перед вышестоящими по уровню. В построении системы стоит учитывать религиозные нормы.
Обратите внимание — это разделение технологий управления компаниями по типу менталитетов, а не по географическим признакам. Система, выстроенная по арабским признакам, может успешно работать на западе, а “японский” менеджмент может быть внедрен в западных компаниях.
Необязательно использовать классические модели — наоборот, стоит анализировать их и использовать те практики, которые будут полезны в вашей ситуации.
Например, та же гибкая методология Agile, которую сегодня используют в крупных ИТ-компаниях, включая российский Сбербанк, появилась на Западе. Ее суть в том, чтобы сначала создать прототип, а затем небольшими итерациями, с учетом мнения клиентов, улучшать продукт. Но многое в Agile взято из Lean, концепции бережливого производства, а эту методологию сформировали на заводе Toyota в Японии. Ее смысл в том, чтобы постоянно улучшать продукт.
И если приглядеться, то в основе этих методологий лежит принцип “Кайдзен”, который считается основной японского менеджмента — постоянного ежедневного улучшения и оптимизации.
Модели с точки зрения экономики
Разделить виды управления бизнесом можно с точки зрения подхода к экономическим процессам. Например, так:
- Классическая административно-хозяйственная модель — предприятие воспринимают как беспрерывно работающий организм. Задачи управленца в такой модели — запустить процесс, отладить производство, наладить сбыт. Например, по таким моделям часто работают производители в секторе товаров народного потребления.
- Проектный подход — обычно используют в инновационных сферах. В этом варианте есть четкое начало и конец проекта, его цели, сроки сдачи. Например, по проектной модели может работать производитель ИТ-систем — под конкретную задачу заказчика собирается команда, проект разрабатывается и сдается, затем люди перераспределяются на другие проекты.
- Продуктовый подход — система, в котором предприятие ориентируется на быстрое создание продукта, вывод его на рынок и постепенное улучшение. Основа стратегии — выяснить, что нужно клиенту, дать ему это с минимальными для компании затратами.
Модели с точки зрения управления коллективом и психологии
В исследовании Белгородского университета кооперации, экономики и права выделяется сразу несколько типов управления бизнесом с кадровой точки зрения:
- Модель управления на основе делегирования — это модель, в которой менеджер выстраивает технологию ведения бизнеса, предполагая передачу большинства функций подчиненным. В таком типе преобладают иерархические уровни управления. Нужна четкая постановка задач и инструкции.
- Еще есть модель на основе минимизации управленческого вмешательства — похоже на делегирование, но все основано на условной “свободе” сотрудников. Людям дается много свободы в принятии решений, есть инструкции и алгоритмы. Сотрудники понимают, какие решения не могут принять сами, и только в таком случае приходят к менеджеру уровнем выше.
- Модель на основе результатов предлагает менеджерам сосредоточиться не на процессах в компании, а на конкретных результатах. Нужно сделать систему, в которой вы доносите до сотрудников нужные результаты, а уже они в свою очередь придумывают процессы. Главный нюанс — менеджеру нужно давать задачу с конкретными, измеримыми результатами. Абстрактные поручения с высокой степенью креатива сотрудника в такой модели будут неэффективны.
- Модель управления по отклонениям. Менеджер в такой системе выявляет и анализирует только явно хорошие или явно плохие ситуации, например, отклонения планов сбыта или производства от нормы. KPI ставятся как бы “коридором” — не точное число, а некий диапазон. Плюс такой системы — за счет «коридора» вы выявляете проблемы сразу, когда результаты еще в пределах нормы.
- Модель по процессу — менеджеры выстраивают систему, в которой сотрудники могут не даже не понимать, каким образом влияют на конечный результат. Управленцы уровня глав отделов занимаются контролем и поддержанием официальных правил и регламентов. Весь процесс разделен на отдельные операции.
Как научиться строить современные модели управления бизнесом
Система управления бизнесом — это не какая-то отдельная технология, а комплексный метод, который включает в себя множество процессов. Топ-менеджер, который создает систему, должен уметь анализировать ситуацию в компании, чтобы выбрать подходящий способ организовать процессы. Разбираться в управлении персоналом, уметь создавать механизмы мотивации, которые будут работать на всех уровнях бизнеса. Быть лидером, за которым пойдут сотрудники и в идеи которого поверят.
Тем, кто планирует научиться строить современные модели управления бизнесом, мы рекомендуем курс “Mini MBA Эксперт: Управление компанией”. В программе есть все, что нужно эксперту — аналитика, soft skills, взгляд на управление с точки зрения маркетинга, финансов и персонала. Вы узнаете, как создать эффективную систему управления компанией, выстроить работу отделов и повысить продуктивность сотрудников.
Источник