- Традиционные методы получения информации
- Информатика
- Понятие информации ее виды, свойства, способы получения
- Значение невербальных средств общения в передаче информации
- Виды информации по форме представления
- Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?
- Поиск информации. Способы поиска информации
- Носители информации. Виды хранения информации
- Виды передачи информации
- Обработка информации. Устройства обработки информации
- Как называется устройство обработки информации?
- Что такое систематизация информации?
Традиционные методы получения информации
Как бы ни была многогранна проблемная ситуация, но для журналиста в конечном итоге, каждый конфликт, лежащий в основе его материала, сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их идейное объединение восстанавливает биполярность. В таком случае, одной из главных задач становится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации.
Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экспертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения. Содержание — это идейно упорядоченная совокупность элементов, образующих произведение и характеризующих его внутренние черты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические — объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические — выражение оценки события или явления; идейно-концептуальные — целостное воспроизводство действительности. Идея — ведущая мысль произведения — играет ведущую, конструктивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и его оценку. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но присутствует обязательно даже в информационных жанрах.
Журналист ставит перед собой конкретные задачи исследования, то есть определяет что и в какой подследовательности он будет изучать. И, конечно, сразу же намечает те методы, которые ему помогут в этом. Но в первую очередь ему надо определить источники искомой информации.
Ведь работа с источниками — самый важный этап в творческой деятельности журналиста. Источниками для него могут служить официальные и личные документы, свидетели происшедшего и компетентные лица, заинтересованные организации и даже средства массовой коммуникации.
Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Их нельзя сразу же отвергать: определив мотивы их появления и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенсационный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, либо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни.
В таком случае на свет рождается журналистское расследование. Для его аргументированности необходимо получение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.
Работа над статьей — честный поиск правды. В этом журналисту помогают методы познавательной деятельности, которые включают в себя две микрогруппы: традиционные для журналистики и нетрадиционные – методы социологии, психологии, этики и социальной психологии или методы других конкретных наук.
Традиционными называют такие методы получения сведений, как проработка документов, беседа и наблюдение. А нетрадиционными — опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.
Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве.
Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.
Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.
Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора).
Необходимый и достаточный круг документальных источников определяется проблемой, предметом и задачами, поставленными журналистом при разработке темы. Традиционным методом анализа содержания документа является обычное «понимающее» восприятие знакового текста. Исходная задача при его освоении — извлечение заключенных в нем данных. Метод традиционного анализа в значительной степени основан на интуиции исследователя, его умении понятийного чтения, прослушивания или просматривания материалов. И практически всегда журналисту бывает недостаточно простой грамоты восприятия знакового текста.
Следующий этап освоения документа — интерпретация сведений. Здесь журналист использует неформализованные методы, основанные на общих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания и осмысления. Оценке подлежит все: степень достоверности документа, степень надежности сообщаемых данных, цель и намерение составителя документа, степень и качество осуществления этой цели, сами сообщаемые данные.
В ходе проработки документа необходима фиксация извлекаемых из него данных, которая становится новым специфическим документом — профессиональными записями журналиста. При определенных условиях они могут стать новым источником информации в дальнейших исследованиях проблемы. Поэтому, когда ведутся такие записи, в них следует отмечать точное название фиксируемого документа, ссылку на его автора, дату и место создания. Журналист обязательно указывает классификацию документа, место его хранения и архивные номера, общее количество страниц и номера тех из них, на которые он ссылается. Каждое извлечение из документа сопровождается точными библиографическими описаниями. Собственные выводы журналиста, сделанные по ходу изучения документа, отмечаются особо.
Если возникает сомнение в подлинности документа, журналист использует методы специального анализа: тщательно исследуются форма, бумага, шрифт, язык и тому подобное. В особо затрудненных случаях разыскиваются копии документа и его прямые или косвенные подтверждения в других документах.
Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе — непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Если учесть сложность, возникающую из-за ряда психологических причин, станет ясно, что выработка тактики беседы приобретает огромное значение для журналиста.
Еще задолго до начала беседы журналисту надлежит уяснить, какими должны быть ожидаемые результаты. Для этого необходима предварительная подготовка, сбор информации как о предмете беседы, так и о предполагающихся собеседниках. Задавая простые вопросы и добиваясь на них простых ответов, журналист получает доступ к ключевой информации. В ходе беседы необходимы постоянное уточнение имен и должностей собеседников и упоминаемых ими лиц, а также запись в блокноте телефонных номеров и адресов. Не бойтесь при этом выглядеть дураком: просите разъяснений при каждом удобном случае, — лучше «перебрать» информации, чем ее «недобрать». При этом все вопросы должны быть направлены на получение информации, а не мнений или впечатлений, выраженных расхожими речевыми штампами.
Особые разновидности беседы — беседа по телефону и беседа в письмах. В первом случае она носит «обслуживающий» характер: знакомство, договоренность о встрече, получение справки, уточнение данных и тому подобное. Во втором случае она имеет смысл лишь в случае значительной территориальной разобщенности с предполагаемыми собеседниками.
Третий традиционный для журналистики путь получения сведений — наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).
Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.
Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль можно осуществить, увеличив число наблюдателей и сравнив результаты их наблюдения или организовав серию наблюдений за одним и тем же объектом.
Включенное наблюдение означает, что члены исследуемой группы не знают, что за ними наблюдают. Журналист является активным и, как правило, рядовым участником событий. Это, конечно же, скрытое наблюдение, при котором позиция журналиста временно не обнародуется.
Структурированным является такое наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его работы, и сосредотачивает внимание только на них. При этом журналист заранее не формулирует основные выводы, к которым должен прийти в ходе исследования.
Систематизированные наблюдения предполагают заранее составленный план, в котором отмечаются предметы и точки наблюдения, необходимый характер сведений и уровни наблюдения. Они проводятся лишь в том случае, когда журналист четко определил для себя цель, тему и предмет исследования.
В зависимости от задач текущего момента и намеченных целей журналист может вести длительное наблюдение за объектом исследования. Оперативное наблюдение, напротив, всегда ограничено временем и местом. Длительное наблюдение является источником множества интересных тем, помогает избежать поверхности, раскрывает перед журналистом глубинные слои социальной жизни, способствует созданию аналитических и художественно-публицистических произведений.
Прямое наблюдение предполагает непосредственный контакт журналиста с объектами реальной действительности. Косвенное — наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие многочисленные социальные факты.
При коллективном наблюдении один объект исследования рассматривается разными журналистами с разных точек наблюдения, а может быть и зрения. Таким методом создаются рейдовые материалы или репортажи с массовых мероприятий.
При использовании этих методов особенно важно научиться фиксировать информацию, полученную в ходе наблюдений. Для этого журналист разрабатывает систему записи «опорных» деталей, по которым можно восстановить весь ход событий.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Информатика
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие информации ее виды, свойства, способы получения
Информация — это сведения об объектах, событиях, явлениях природы, процессах. Люди получают информацию о температуре воздуха, цвете глаз, размере предмета, запахе духов, вкусе.
Способов получения информации человеком великое множество. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние).
Выделяют следующие виды информации по способу ее восприятия:
- визуальная информация;
- звуковая информация;
- обонятельная информация;
- вкусовая информация;
- тактильная информация.
Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством глаз. Зрительной информации отведено 90%. Источником зрительной информации может быть книга, светофор, телевизор, рекламный щит и т.п.
Еще один вид информации по способу ее восприятия – звуковая или аудиальная информация. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей. Звуковая информация передается посредством радио, телевизора, планшета, телефона и т.д. Животные также используют способ передачи информации в виде звуков: собака лает, когда хочет сообщить человеку об опасности; кошка мяукает, если просит поесть.
Нос помогает получать обонятельную информацию. Поднесите к носу ароматный кофе, пройдитесь в лесу после дождя или зайдите в пекарню. Нос уловит все ароматы. Благодаря обонятельной информации, человек делает выводы о том, нравится ему тот или иной запах.
Вкусовая информация воспринимается органами рта. Вкусовые рецепторы в ротовой полости помогают определить температуру и вкус объекта, который попадает в рот. Как правило, источником вкусовой информации служат продукты питания или медикаменты. Достаточно вспомнить кислый вкус аскорбиновой кислоты или горький привкус микстуры от кашля, которую дает мама.
Тактильная или осязательная информация – это вид информации, которую человек воспринимает кожей.
Источники тактильной информации:
- Растение. Потрогав растение, узнаете, что у фикуса гладкие листья, а у кактуса острые колючки.
- Жидкость. Прикоснувшись к тарелке с супом, ощутите, горячий он или холодный. Искупавшись в термальных источниках,узнаете,что в бассейне вода теплая. В лесной болоте трясина вязкая.
- Материал. Потрогав мех или шелк, ощутите, что они мягкие и гладкие. Скульптор работает с вязкой глиной. А повар использует острый нож.
- Солнце. Выйдя на улицу в солнечный день, почувствуешь, как солнечные лучи греют кожу.
- Ветер. В морозный день ветер со снегом покалывает кожу лица.
Человек получает тактильную информацию посредством кожи о рельефе, фактуре, остроте, мягкости, упругости, жесткости, вибрации или температуре объекта.
Есть люди – инвалиды по зрению, которые не могут получать зрительную информацию. Для них был изобретен шрифт Брайля, рельефно-линейное письмо. В этом случае тактильная информация имеет ведущее значение.
Роль органов чувств в процессе восприятия информации очень важна. Органы чувств человека как источники информации являются не самыми достоверными, когда такие приборы как линейки, весы, транспортир, циркуль, бинокль, барометр помогают получить точные данные. Приборы дают визуальный вид информации: транспортир позволяет измерить угол, весы — массу, барометр – атмосферное давление, циркуль – расстояние на карте, бинокль — наблюдать удаленные предметы.
К свойствам информации относятся:
- актуальность;
- объективность;
- достоверность;
- полнота;
- полезность;
- понятность.
Значение невербальных средств общения в передаче информации
В отличие от других форм жизни, человек умеет общаться и даже получает от этого удовольствие. К основным видам информации также относятся вербальная и невербальная. Использование вербальных и невербальных каналов передачи информации зависит от человека, его эмоциональности, ораторского искусства. Вербальное общение — это общение словами. Невербальная информация дополняет речь жестами, позой, мимикой, интонацией.
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации обеспечивает высокий процент передачи информации собеседнику.
Виды информации по форме представления
Какие виды информации бывают в информатике?
По форме представления различают следующие виды информации:
- текстовая информация;
- числовая информация;
- графическая информация;
- видеоинформация.
Комбинация символов (буквы, арифметические знаки, цифры и пробелы) относится к текстовому виду информации. Примерами числовой и текстовой информации являются сочинение школьника, список продуктов в чеке, рекламная вывеска и т.д.
Примером числовой информации может служить математический пример, таблица умножения, график показаний счетчика.
Графическая информация может быть представлена в виде диаграмм, фотографии, графиков, рисунков, чертежей, схем, таблиц, карт и т.п. Обработка графической информации включает изменение параметров (качество изображения, количество цветов, размер) или формата графических файлов (TIFF, GIF, PCX, JPEG и др.).
Формы представления графической информации используются на уроках физики, природоведения, информатики, черчения и т.д. Это могут быть конспекты, презентации, чертежи.
Ученые установили, что текстовая информация усваивается лишь на 70%. Обогащенный изображениями текст, позволяет усвоить материал на 95%.
Видеоинформация – это информация, включающая изображения, звук, анимацию. Она может храниться на магнитной ленте, кинопленке, оптическом диске или карте памяти. Примером видеоинформации может быть любимый мультфильм или телевизионная реклама.
Основные виды компьютерной анимации:
- Анимация по кадрам – это ролик, смонтированный из серии изображений.
- Запись движения — это видеозапись с последующей обработкой на компьютере.
- Анимация 3D – это анимация, сформированная при помощи программного обеспечения (3DS MAX, XSI, MAYA).
PowerPoint – программа для создания анимации. Презентация PowerPoint может состоять из изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения и спецэффектов.
Информация может быть комбинированной. В этом случае она включает видеоинформацию, звуковое сопровождение и числовые данные.
В информатике виды информации по форме представления можно создавать или преобразовывать с применением компьютерных программ. Paint помогает в создании графических изображений, WordPad работает с текстовой информацией, Калькулятор совершает расчеты.
Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?
Ежедневно человек совершает разные действия. Он ходит, общается, платит за проезд, делает покупки, читает, ест и т.д. Этому его научили другие люди своим примером или передачей информации.
Человек совершает действия с информацией при просмотре фильма, во время игры в шашки, при решении задач, при создании рецепта блюда.
Рассмотрим подробнее, какие действия можно выполнять с информацией.
Поиск информации. Способы поиска информации
Что такое поиск информации? Это действия, связанные с получением информации. Рассмотрим примеры поиска информации:
- Чтобы добраться от одной станции метро до другой, необходимо изучить схему метро.
- Для получения информации о знаменитой картине можно отправиться в музей, на выставку или в библиотеку.
- Узнать новости можно, прочитав газеты.
- Изучить историю страны можно, посмотрев документальный фильм.
- Для приготовления вкусного обеда достаточно посмотреть кулинарное шоу, спросить совета у знакомых, поискать рецепты в интернете.
Перед началом любого действия необходимо найти информацию, которая понадобится для его выполнения, выбрать источники и средства ее получения.
Носители информации. Виды хранения информации
Для хранения информации (адреса знакомых и коллег, правила орфографии, формулы и время встречи) человек использует свою память, предметы для записи или цифровые устройства.
Речь идет о видах хранения информации и видах накопителей информации.
Какие виды носителей информации существуют?
Родоначальником бумаги и книг был Папирус (3000 лет до н.э.).
Для сохранения пейзажа художники рисовали живописные полотна на ткани.
Архитектурные сооружения архитекторов оставили память об исторической эпохе.
В 1839 году изобрели фотографию, а в 1896 году запустили киноиндустрию.
Нотная грамота позволяет хранить звуковую информацию на бумажном носителе, амагнитофоны — на магнитной ленте.
Так человек использует для хранения разного рода информации бумажный блокнот, магнитный диск, картины, кинопленку, фотографии и рисунки.
Сегодня появились новые виды электронных носителей информации. Это лёгкие накопители, вмещающие большой объем данных и позволяющие сохранить многовековые знания человечества:
- карта памяти;
- флэш-карта;
- жесткий диск;
- CD, DVD-диски.
Виды передачи информации
Передача информации осуществляется через газеты, телевидение, фотографии, видеосюжеты, социальные сети и т.д.
Виды информации по форме передачи характерны наличием источника и приемника информации.
Рассмотрим примеры видов и способов передачи информации на примерах.
- Дети играют в «Морской бой», передают друг другу команды к действию. Это взаимообмен информацией.
- Семья (приёмники информации) смотрит новости по ТВ (источник).
- Подготовка школьником (приёмник) доклада по биологии предполагает работу со справочниками, картами, иллюстрациями, интернетом (источники).
- Луговые цветы (источник) с помощью ароматов сообщают насекомым (приемник) о готовности нектара.
- Медведь (приемник), анализируя изменения в природе (источник), узнает о наступлении зимы и ложится в спячку.
Все реже человек получает информацию от природы. Чаще он использует приборы или современные виды каналов передачи информации: телефон, компьютерная сеть, телеграф, радио, интернет.
Выделяют виды источников информации и их характеристики:
Первичные источники – это исходная информация: результат опыта на уроке химии или исторический документ (Первый указ Петра 1, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).
Вторичные источники – преобразованная информация после обработки: статья в газете о прошедшем событии на основе первичных источников и рассказа очевидцев.
Обработка информации. Устройства обработки информации
Основное действие, выполняемое над информацией — обработка информации. Обработка информации – это обдумывание, анализирование и видоизменение информации.
Примеры обработки информации:
- поиск главы в оглавлении учебника;
- поиск номера телефона в справочнике;
- перевод текста с русского языкана французский язык;
- заполнение журнала отметок;
- выполнение вычислений по алгебре;
- определение времени отправления поезда «Екатеринбург — Москва»;
- определение маршрута движения из пункта А в пункт Б;
- кодирование информации с помощью Азбуки Морзе;
- построение диаграммы по данным из таблицы;
- сканирование документа;
- разгадывание ребуса и головоломки судоку;
- архивирование файла;
- разбор задачи по физике;
- составление рецепта блюда;
- редактирование изображения;
- форматирование текста;
- исправление ошибок в сочинении;
- постановка врачом диагноза болезни.
Без обработки информации человек не смог бы выполнять множество задач. Когда человек стоит на регулируемом перекрестке, он оценивает данные, полученные от светофора. Человек обрабатывает эти сигналы и выдаёт телу сигнал к действию: «Стоять!» или «Двигаться!».
Выделяют два вида обработки информации:
- обработка, в результате которой получается новая информация, отличная по содержанию от начальной информации (редактирование текста);
- обработка, в результате которой меняется форма информации, но содержание остается без изменений (форматирование текста).
Различают также осознанную и неосознанную обработку информации.
- Неосознанная обработка информации человеком. Однажды, дотронувшись до горячего утюга, человек получил осязательную информацию. На основе полученного опыта сделал вывод об опасности и в будущем избегает ее.
Осознанная обработка информации. Студент на лекциях изучил правила, формулы и алгоритмы решения и при выполнении домашнего задания пользуется этими знаниями.
Как называется устройство обработки информации?
Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.
Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).
Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).
Технологический процесс обработки информации включает:
- сбор и форматирование данных;
- фильтрацию и сортировку;
- архивацию данных;
- защиту данных;
- транспортировку данных.
Методы обработки информации:
- Логические: метод сравнения, разработка системы показателей, построение таблиц и графиков, метод экспертных оценок, эвристические методы.
- Математические: метод группировки, метод вычислений, линейное и нелинейное программирование, метод построения дерева решений, метод анализа.
Что такое систематизация информации?
Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.
Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.
Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.
Источник