Традиционная экономика как способ координации
Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности
Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.
Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.
Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.
В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.
Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:
- — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
- — издержки заключения контракта — время и деньги;
- — издержки измерения – качества, количества;
- — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
- — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.
Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.
Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).
Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Источник
Традиционная экономическая система
На протяжении долгой истории человечество методом проб и ошибок искало лучшие способы организации хозяйственной деятельности, и поиск этот еще не завершен. Оглядываясь на этот трудный путь, мы можем обнаружить несколько вариантов организации хозяйствования, которые принято называть типами экономических систем цивилизации. Различие между ними состоит в том, как общество ищет ответы на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? — и какой тип собственности преобладает в стране. С этих позиций мы можем выделить четыре основных варианта экономических систем:
- традиционную;
- рыночную;
- командную;
- смешанную.
Из них самая древняя — традиционная экономическая система.
, различающиеся по:
- способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и
- типу собственности на экономические ресурсы.
Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: выгодно ли это? что иное стоит выращивать? какой способ организации производства более рационален? — здесь просто не приходят никому в голову.
Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. И потому традиционная экономика существовала не только в условиях родо-племенных отношений. Распределение и обмен продуктов согласно установившимся обычаям характерны и для таких развитых древних государств как Древняя Греция, Древний Рим (то есть в рамках рабовладельческого строя), и для феодальных государств средневековой Европы (например передача части урожая феодалу, королю, церкви). В России по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.
Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.
Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.
Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.
Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение.
Источник
Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
3.3. Способы координации хозяйственной жизни. Типология экономических систем
В экономической жизни общества обязательно присутствует координирующий механизм, который представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Способ координации, базирующийся на традициях, предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда — и на основе первоначальных инстинктов выживания.
Способ координации, базирующийся на рынке, означает регулирование экономического поведения людей на принципах спонтанности: хозяйствующие субъекты и потребители руководствуются собственными экономическими интересами и самостоятельно, на свой страх и риск принимают решения, неся полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.
Способ координации — команда основан на иерархии, строгой подчиненности снизу доверху. Центр принимает стратегические решения в отношении распределения экономических ресурсов, уровня цен, соотношения объемов потребления и накопления. Он же отдает исполнителям обязательные к исполнению приказы.
Типология экономических систем проводится на основе различных критериев. В мировой экономической литературе чаще других осуществляется классификация исходя из формы собственности на средства производства, а также из способа, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:
классический (чистый) капитализм;
Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина» страны (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.
Классический (чистый) капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.
Такие экономические системы сформировались еще в средние века в Западной Европе, и свободная (совершенная) конкуренция была для них органична, впрочем, так же, как анархичность и стихийность, обусловившие перепады в производстве, экономические кризисы, неустойчивость цен. Когда эти явления нарастают, жизненный уровень трудящихся снижается, развиваются безработица и связанные с ней большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация. Несовершенство эпохи свободной конкуренции поставило на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы или по крайней мере совершенствовании старой.
Так образовалась полная противоположность чистому капитализму — административно-командная экономика. Своим названием она обязана способу управления и координации на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства, из которого исходят все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства, и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.
Данная экономическая система обеспечивала в СССР полную занятость трудоспособного населения, гарантировала предприятиям достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования, а населению — довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены, давала на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры. Несмотря на это, она вела в экономический и социальный тупик по причине своей экономической и социальной неэффективности, что и доказал развал СССР, явившийся логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.
В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Так, государственное регулирование осуществляется в таких, например, формах, как контроль над некоторыми ценами, индикативное планирование, ограничение монополий, совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов (что, как и для кого производить) и их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на средства производства, что предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.
В смешанную экономику как бы «вмонтированы» два хозяйственных механизма: рыночный и планово-государственный. Они тесно взаимосвязаны, хотя у каждого есть зона своего преимущественного действия. Рыночный механизм и государственно-плановое регулирование — две существенные стороны управления современной смешанной экономикой. Управлять ею в отсутствие того либо другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
Источник