- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Перевозка — торф
- Торф: свойства, способы добычи и применение
- Классификация торфа
- Способы добычи торфа
- Гидроторф
- Фрезоторф
- Экскаваторный или кусковой
- Резной
- Хранение и транспортировка
- Безотходная переработка
- Область применения
- Месторождения в России и мире
- Страны, добывающие торф
- Транспортировка и упаковка торфа, различия профф и хобби
- Виды насыпных и навалочных грузов и особенности их транспортировки
- Перевозка каменного угля
- Перевозка кокса
- Перевозка торфа
- Перевозка руды
- Перевозка агломерата и окатышей
- Перевозка цемента
- Перевозка кирпича
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Перевозка — торф
Перевозки торфа осуществляются, как правило, внутри дорог или на соседние дороги на коротких расстояниях. [2]
Для перевозки торфа при широкой колее применяются в основном вагоны большой емкости. Такой полувагон имеет двухскатное дно с большим углом наклона и широкие откидные боковые щиты. [3]
Дальность перевозки торфа ширококолейным транспортом МПС возрастает по мере выработки близлежащих к электростанциям торфоболот, что вызывает удорожание торфа. [4]
При перевозке торфа на открытом подвижном составе маршрутами прикрытием от паровоза могут служить крытые вагоны, загруженные тем же торфом, но при закрытых дверях и люках. [5]
При перевозке торфа маршрутами на открытом подвижном составе прикрытием от паровоза могут служить крытые вагоны, груженные также торфом, с плотно закрытыми люками и дверями. [6]
Оплата погрузки и перевозки торфа по узкой колее производиться за 1 т торфа натуральной влажности, и, следовательно, чем больше влажность торфа, тем дороже обходится его перевозка потребителям. [7]
При определении размеров перевозок торфа по железным дорогам учитывается натуральная влажность торфа. [9]
Новые тарифы на перевозку торфа по железнодорожным путям Министерства путей сообщения при радиусе перевозки свыше 200 км снижены на 30 — 40 % против прежних, и тем самым ликвидирован ранее действовавший штрафной тариф на дальние перевозки торфа. [10]
Аналогичные потери происходят и при хранении и перевозке торфа . Считается, что потери органического вещества торфа от окисления, самонагревания и самовозгорания и намокания составляют более 10 %, что сопровождается снижением теплоты сгорания. [11]
Согласно тарифному руководству, утвержденному Госпланом СССР, железнодорожный тариф на перевозку подстилочного торфа и ТМАУ в 2 раза выше по сравнению с тарифами на перевозку фрезерного торфа, который в основном применяется в качестве топлива для электростанций. [12]
К числу полувагонов относятся также саморазгружающиеся самосвалы — думпкары и хопперы, служащие для перевозки торфа , хопперы-дозаторы и бункерные полувагоны для перевозки нефтебитума. Хопперы — это полувагоны с наклонными боковыми стенами. Хопперы-дозаторы предназначены для перевозки щебня при строительстве и ремонте железнодорожных путей. [14]
Источник
Торф: свойства, способы добычи и применение
Продукт неполного разложения остатков органических пород, находящийся в природе в виде рыхлых осадочных горных пород, носит название торфа. Он является возобновляемым полезным ископаемым биологического происхождения. Служит в качестве топлива, удобрения, химического сырья, теплоизоляционного материала.
Классификация торфа
Существует ряд показателей применяющихся для классификации торфа:
- Зольность. Она отражает процент содержания минералов в сухом веществе.
- До 5% – малозольный.
- От 5 до 10% – среднезольный.
- Свыше 10% – высокозольный.
- Характер залегания.
- Низинный торф. Представляет собой сформировавшуюся массу разложившихся веществ растительного происхождения.
- Переходный. Промежуточная фаза формирования торфа.
- Верховой. Органический слой горной породы, находящийся в начальной стадии торфообразования.
- Степень гумификации. Показывает уровень насыщения почвы питательными веществами, необходимыми для жизнедеятельности высших растений.
- Слаборазложившийся торф. Разложению подверглось менее 20% остатков флоры.
- Среднеразложившийся. От 20 до 35%.
- Разложившийся. Свыше 30% бывшей растительности пребывает в стадии распада.
Способы добычи торфа
Так как в силу объективных природных факторов, торф залегает на поверхности земли, то сама торфодобыча производится открытым способам на профильных месторождениях. Выполняется она путём срезания небольших, предварительно просушенных и взрыхлённых верхних слоёв почвы, толщиной в 2-3 см; или – в более глубоких карьерах с помощью техники, выбирающей весь объём торфяника на полную глубину залегания, отправляемого затем на сушку и обработку.
В зависимости от применяемой технологии и используемого оборудования, различают следующие основные способы торфодобычи:
Гидроторф
Гидравлический метод размывания залежей с помощью водяной струи высокого давления, разработанный в начале XX-го века, наиболее целесообразен в больших организациях. Технология процесса включает в себя несколько этапов:
- Размыв залежей.
- Торфосос на предварительно подготовленные площади с равномерным распределением слоями толщиной в 20-40 см.
- Удаление избытков воды с помощью истечения её в нижележащий грунт (55% влаги), а также – естественного испарения (25% влаги).
- Формирование кирпичей самоходными гусеницами.
- Сушка кирпичей.
- Уборка сформированного воздушно-сухого торфа в штабели.
Фрезоторф
Добыча торфа фрезерным способом представляет собой 5-6 кратное рыхление почвы с последующей в каждом случае сушкой, переворачиванием, формированием валков. Выполняется этот неоднократно повторяемый процесс с помощью ножевого фрезера или фрезерного барабана, ворошилки и устройств валкования. После выполнения «цикла сбора», валки с помощью конвейеров погружаются на прицепы и отвозятся на место хранения, где формируются в бурты.
Способ достаточно распространённый, но вместе с тем и сильно зависимый от сухой солнечной погоды, требующейся для просушки исходного сырья.
Экскаваторный или кусковой
Достоинство этого метода заключается в значительно меньшей зависимости от благоприятной погоды. С помощью экскаватора, оснащённого навесным оборудованием в виде диска и цилиндра, торф извлекается с глубины в 50 см и прессуется. Готовые формирования, укладываемые волнообразно, высушиваются на солнце. После чего их собирают, досушивают в валках и отвозят для складирования в бурты.
Резной
Старинный способ добычи с помощью подручного инструмента или технических приспособлений, заключается на нарезании торфовых кирпичей прямоугольной формы, предназначенных в дальнейшем для сушки и функционального употребления.
Хранение и транспортировка
Специфика хранения и транспортировки столь ценного сырья для топливной индустрии и сельского хозяйства, каким является торф, заключается в необходимости сохранения его природных качеств.
Складирование и хранение полезного ископаемого производится на открытых площадках и в складах. При этом очень важно принимать профилактические меры против самовозгорания сложенного материала. Перевозка торфа осуществляется железнодорожным (обычно – узкоколейным) и автомобильным транспортом. В случае создания оптимальных условий хранения, защищающих от непогоды, она может производиться круглогодично.
Безотходная переработка
Одним из наиболее перспективных направлений оптимального использования торфа, является его безотходная переработка, разработанная в недалёком прошлом ведущими специалистами отрасли.
Преимущества данного метода:
- Отсутствие отходов.
- Получение высококачественного топлива, естественных удобрений, водяного пара.
- Низкая энергоёмкость.
- Малые тепловые потери.
- Высокая скорость переработки.
- Значительный КПД торфа использования.
Процесс осуществляется в два этапа:
- Первый заключается в нагреве оперативно подаваемых порций торфа (весом не более 1,05 кг) до температуры в 120 0 C. С целью доведения перерабатываемой массы до уровня 15% влажности. Происходит это за счёт удаления влаги и сопутствующего образования топочных газов. Влага и газы подвергаются очистке, а затем используются для энергетических нужд муниципальных образований.
- Второй этап осуществляется за несколько секунд, в течение которых полученный продукт, изолированный от кислорода, доводят до 530 0 C. В результате чего получаются:
- Калийные удобрения или полукокс, предназначенный для использования при выплавке металла.
- Сконденсированный пиролизный газ, применяемый в качестве топлива.
Область применения
Практическое использование торфа обусловлено уникальностью его состава, процессом происхождения и значительным набором ценных физических свойств, среди которых наиболее выделяются:
- Влагоёмкость – от 6 до 30 л/кг. Величина варьируется в зависимости от содержащихся биоматериалов и степени разложения.
- Зольность – от 2 до 18%.
- Скорость прохождения влаги – 0,1-4,0 метра в сутки. Увеличивается по мере углубления залежей.
- Плотность – порядка 1 тонны на кубометр.
- Пористость – 98%.
- Удельная теплота сгорания, доходящая, для субстанции достигшей высокого уровня разложения, до 25МДж/м 3 .
В основном торф применяется в качестве:
- Топлива. Обусловленность энергетического использования этого вида биологического сырья определяется: высоким содержанием углерода и малым количеством негорючих примесей и остатков. Торф в этом отношении оказывает при сгорании значительно меньшее вредное воздействие на атмосферу, чем мазут, уголь или сланцы.
- Удобрения. Насыщенная аминокислотами и гуминовыми кислотами, а также обладающая бактерицидными свойствами природная порода естественного происхождения находит широкое применение для улучшения почвенной структуры. Однако, для повышения эффекта, верховой торф (низинный можно использовать и непосредственно) необходимо смешивать с минеральными и органическими удобрениями, в противном случае применение его будет приносить мало пользы.
- Сырья для изготовления медицинских препаратов, таких как воск, фенол, спирты и кислоты. Кроме того, на основе это замечательного природного материала готовят бактерицидные грязи и торфяные ванны.
- Средства утилитарного назначения. Это – абсорбенты для впитывания масел, нефтепродуктов, и целого ряда опасных химических веществ, негативно воздействующих на природу в случае возникновения техногенных аварий. Также в список входят: подстилочные материалы для животных, торфяные биотуалеты и средства теплоизоляции.
Месторождения в России и мире
176 млн. га – площадь, занимаемая торфяные месторождения в мире. В то время как общая территория торфяников на планете (неразработанных месторождений) оценивается в 421 млн. га. Распределение территорий месторождений среди ведущих стран мира сложилось следующим образом:
- 56,8 млн. га – Россия.
- 29,2 млн. га – страны СНГ.
- 26,0 млн. га – Индонезия.
- 12,9 млн. га – Канада.
- 10,2 млн. га – США (без Аляски).
- 10,0 млн. га – Финляндия.
Самые большие месторождения в России располагаются в Сибири – это порядка 80% залежей полезного ископаемого. Особенно богата запасами торфа Томская область, имеющая на своей территории самые крупные в мире Васюганские болота. На их месте располагаются следующие месторождения:
- Васюганское – 2310,4 тыс. га
- Коноваловское-Югорское-Карасье – 373,5 тыс. га.
- Пасол и Когот – 210,3 тыс. га.
- Малое Васюганское – 141,7 тыс. га.
- Лебяжье-Исанское – 53,3 тыс. га.
Кроме них, в области также расположены торфяные залежи:
- Озёрное большое – 572,4 тыс. га,
- АндрюшкиноII – 77,7 тыс. га,
- Александровское – 75 тыс. га,
- Кулай – 72 тыс. га.
Страны, добывающие торф
По итогам 2015 года ведущими мировыми разработчиками торфа были:
- Финляндия – 6,5 млн. тонн в год.
- Ирландия – 4,1 млн. тонн.
- Швеция – 3,7 млн. тонн.
- Германия – 3 млн.
- Белоруссия – 1,8 млн. тонн.
- Россия – 1,5 млн. тонн.
- Канада – 1,2 млн. тонн.
- Латвия – 1 млн. тонн.
- Эстония – 1 млн. тонн.
Россия в последние пять лет смогла увеличить объёмы производства этого ценнейшего природного сырья на 39,1%. Причём основными потребителями торфа выступили сельскохозяйственные производители, осуществляющие стратегию замещения импорта продовольственной продукции. Что стало актуальным в связи с введёнными санкциями.
Источник
Транспортировка и упаковка торфа, различия профф и хобби
Верховой торф довольно легкая и объемная субстанция, за это его и ценят. Поэтому для эффективной транспортировки торфа и субстратов на его основе применяют прессование (кипование).
Кипованный торф — это спрессованный торф в полимерной упаковке, имеет прямоугольный вид. Как правило, этот тип упаковки торфа применяют только для верхового торфа низкой степени разложения и низкой влажности. Обычно кипы бывают объемом 100л, 150л, 250л и 300л.
Кипа прессованного торфа, 100л
Наиболее выгодная упаковка торфа и субстратов на его основе это биг-бэйлы. Для верхового торфа низкой степени разложеиня объем субстрата до 5000-6000л, вес при влажности до 60% 900-1100кг. Примерные размеры в*ш*д 2,2м на 1,3м на 1,1м.
Биг-бэйлы, подготовленные к отгрузке, 5м3
Для приобретения торфа в такой упаковке требуется выполнить несколько условий. Либо обеспечить выгрузку при помощи крана-манипулятора у себя на объекте, либо обеспечить ровную, твердую, горизонтальную площадку, для выгрузки с помощью гидроборта специального грузовика и рохли.
В стандартные мешки от 1л до 80л, как правило, фасуют торфогрунты хобби назначения.
Источник
Виды насыпных и навалочных грузов и особенности их транспортировки
Условия транспортировки отдельных видов насыпных и навалочны грузов могут весьма различаться друг от друга.
Перевозка каменного угля
Основной процент грузооборота железнодорожным способом составляет перевозка каменного угля. В России в сфере транспортных услуг по железной дороге доставка угля составляет более одной трети от общего объема перевозимой продукции. Поэтому, данный вид грузов считается самым распространенным.
Перевозка каменного угля – это достаточно сложное и весьма ответственное мероприятие.
Транспортировка данной продукции происходит в полувагонах, которые должны иметь все необходимое оборудование (например, зазоры в люках для разгрузки). Полувагоны, в которых будет перевозиться коксующийся уголь, должны быть очищены от посторонних примесей. До начала транспортировки каменного угля его отправитель должен убедиться, что процесс доставки пройдет без потерь, а железнодорожные пути и окружающая природа не будут загрязнены. Чтобы добиться этих целей, необходимо уменьшить зазоры в кузове полувагона.
Перед отправкой вагонов с углем их взвешивают и, при необходимости, либо догружают, либо, наоборот, отгружают продукцию. Многие современные шахты оборудованы специальными бункерными погрузочно-весовыми механизмами. С их помощью происходит совмещение взвешивания и погрузки продукции, поэтому необходимость в дальнейшей дозировке отпадает.
Грузовая перевозка и хранение угля должны соответствовать некоторым свойствам продукции. Как известно, данное природное ископаемое прекрасно поглощает из воздуха кислород, поэтому при большом разогревании и окислении оно может самовозгораться. Категорически запрещено перевозить ископаемый уголь в вагонных составах с остатками мусора от предыдущих транспортировок. Данное требование связано с тем, что угольная пыль в сочетании с некоторыми веществами может привести к образованию взрывчатых смесей.
Перевозка кокса
Для перевозки кокса используются лишь специальные укомплектованные или универсальные вагоны . Его абсолютно нельзя перевозить на «Газелях». Универсальные полувагоны довольно широко распространены в шахтах. Документы для перевозки должны содержать сведения о марке кокса (к примеру, кокс доменный). Марки «мелкий» и «орешек» склонны к смерзанию. В основном, транспортировка кокса происходит кольцевыми путями.
Перевозка торфа
Торф практически не перевозится за пределы государства. Обычно, его доставка производится на небольшие расстояния. Объемная масса продукта должна находиться в пределах от 0,2 т/ м3 до 0,65 т/м3. Зависит она от сухости или влажности торфа. Его транспортировка происходит в специальных торфяных «вертушках». Если хранить торф слишком долго, то он может нагреться и самовоспламениться .
Перевозка руды
Рудная продукция транспортируется в виде сырой руды или различных ее смесей. Основной процент железной руды доставляется с Урала и из Центральной России. Перевозка руды происходит в полувагонах, на платформах или думпкарах . Транспортировка данной продукции должна происходить с учетом ее свойств, влажности, массы, пористости, гранулометрического состава, абразивности и тд.
Перевозка агломерата и окатышей
Производство окатышей и агломерата выполняется путем температурного воздействия на сырье. Если предстоит перевозка агломерата, то он происходит в специально подготовленных составах-хопперах .
Грузоперевозка железной руды, окатышей, агломерата и флюсов, в основном, происходит по отправительским маршрутам. Это связано с тем, что данная продукция поставляется из конечного числа пунктов и разгружается на общественных станциях. В некоторых случаях, транспортировка может происходить по кольцевым маршрутам.
Перевозка цемента
Цемент – это сероватый порошок, относящийся к вяжущим веществам. Он обладает склонностью к образованию комков, распылению и сводообразованию . Накладные документы к транспортировке должны содержать марку и вид цемента. Продукт очень быстро распыляется и способен нанести организму человека значительный вред. Именно поэтому, при взаимодействии с ним обслуживающий персонал должен иметь защитные средства. Транспортировка цемента происходит в обыкновенных крытых вагонах . При международных перевозках доставка цемента может происходить в специальных крытых вагонных составах, предназначенных для самостоятельной разгрузки. Также, цемент перевозится в специально предназначенных для этого цистернах, которые предоставляются отправителем продукции.
Специализированные вагоны, загруженные цементом, следуют до конкретного адреса грузополучателя, который имеет механизмы для выгрузки. Если получатель не имеет подобного оборудования, то к нему вагоны с цементом идут только с его согласия. Грузоперевозки цемента в пределах одного города могут происходить в крафт-бумажных мешках, вмещающих от 50 до 70 кг. Отправитель этой продукции должен составить на каждый вагон основной технический документ — первичный паспорт, в котором прописаны сорт и класс груза. В последствие, получатель продукции получает окончательный паспорт, который подтверждает, что он получил именно тот цемент, в котором нуждался.
Перевозка кирпича
Перевозка кирпича происходит и в открытых, и в закрытых подвижных составах, в виде пакетов и в специализированных контейнерах.
Источник