Глава 17. Маркшейдерские работы при открытом способе строительства тоннелей
Глава 17
Маркшейдерские работы при открытом способе строительства тоннелей
А. Разбивка и закрепление трассы на дневной поверхности
17.01. Полигонометрические и нивелирные ходы к месту строительства прокладываются до начала земляных работ в соответствии с указаниями разделов А, глав 2 и 4. Знаки геодезической основы закладываются на некотором удалении от края котлована, но не ближе 20 м от границы зоны сдвижения грунта при проектной глубине котлована. Знаки нумеруются и ограждаются.
17.02. При применении замораживания грунтов или водопонижения знаки геодезической основы должны закладываться вне зоны деформации поверхности, но все разбивки с этих знаков могут производиться лишь после предварительного контроля геодезической основы.
17.03. До начала земляных работ закрепляются штырями, заложенными в бетоне, продольная и основные поперечные оси тоннеля. Перенесение в натуру осей производится от знаков полигонометрии с точностью мм. На сторожках у штырей даются необходимые надписи.
При пересечении трассой какого-либо строения ось тоннеля закрепляется на нем в виде вертикальной черты и делается надпись масляной краской «ось левого (правого) тоннеля».
17.04. На некотором удалении от линии откоса бетонируются четыре знака, фиксирующие смещенную проектную ось тоннеля (два знака в начале и два — в конце котлована), которые используются в течение всего периода строительства. Знаки должны быть занумерованы, подписаны и ограждены.
17.05. Высотная съемка поверхности поперечниками производится до начала земляных работ, согласно указаниям раздела В главы 23.
Б. Маркшейдерские работы по разбивке свай, разработке и креплению котлована
17.06. На основе оси сооружения (или его смещенной оси) закрепляются с точностью см грани верхних откосов котлована.
17.07. На поверхности земли, по обе стороны от оси тоннеля, кольями закрепляются, согласно проектным размерам, линии свай или шпунтовых рядов. Точность разбивки должна быть в пределах мм. Сваи должны иметь порядковую нумерацию.
17.08. Уклонение забитых свай за проектную линию в сторону оси тоннеля не допускается, поэтому проектом должна быть предусмотрена забивка свай в сторону уширения котлована на 20-25 см с каждой стороны.
17.09. Все забитые сваи подлежат маркшейдерской съемке на уровне поверхности земли. После окончания разработки котлована производится их съемка на уровне лотка. Положение свай наносится на крупномасштабный план.
17.10. Для учета забивки и последующего извлечения свай ведется специальный журнал, в котором записываются: NN, глубина заложения ниже лотка тоннеля и фактическая длина свай.
Заглубление свай менее проектного не допускается.
17.11. Все элементы крепления котлована или траншеи должны располагаться за проектной внешней линией конструкции тоннеля.
17.12. Для установки поперечин расстрелов из бревен или металлических балок с обеих сторон на сваях и стенках котлована закрепляется высотный горизонт с соблюдением проектного уклона тоннеля.
По мере заглубления котлована высотные отметки переносятся на нижние горизонты.
17.13. Разработка грунта в котловане при механическом способе заканчивается с недобором от 20 до 50 см относительно проектной отметки.
Окончательная зачистка дна котлована производится в соответствии с кольями, установленными на проектную отметку.
17.14. Для проверки правильности разработки дна котлована нивелируются в шахматном порядке заранее намеченные точки.
Окончательная подчистка дна производится перед бетонированием.
Проверка правильности разработки дна котлована может производиться также от закрепленного и проверенного высотного горизонта +1,0 м от верха бетона лотка.
17.15. Все вскрытые при разработке котлованов подземные коммуникации подробно снимаются в плане и профиле, указываются их назначение, тип и т.п.
В. Перенесение проектной оси и отметок на крепления котлована
17.16. Проектная ось тоннеля выносится инструментально и закрепляется маркшейдерскими гвоздями и нарезками на постоянно установленном креплении котлована.
17.17. После окончания разработки на стенах котлована закрепляется нижний высотный горизонт +1,0 м от верха лотка бетона с точностью мм. Горизонт должен быть проверен нивелированием от исходных высотных реперов не менее двух раз.
17.18. Перед бетонированием лотка котлована или траншеи инструментально закрепляются в нескольких местах нормали к оси тоннеля с определенными пикетными значениями. Закрепленные нормали должны иметь соответствующие надписи.
Г. Маркшейдерские работы при сооружении лотка, стен, колонн и перекрытий при монолитной и сборной обделках
17.19. Для укладки бетонной подготовки под лоток тоннеля заранее забиваются (под нивелир) деревянные колья, фиксирующие линию верха бетона. Инструментальная повторная проверка всех закрепленных точек другим лицом обязательна.
17.20. При монолитной обделке тоннеля установка и приемка опалубки под бетонирование производится от закрепленной продольной оси тоннеля в соответствии с требованиями разделов Б и В главы 13.
17.21. Установка железобетонных лотковых блоков в плане производится от оси тоннеля, а по высоте — при помощи нивелира от реперов.
Перекосы устанавливаемых блоков контролируются линейными промерами от нормалей.
17.22. Установка стеновых блоков производится от оси тоннеля. Особое внимание обращается на соблюдение проектных расстояний между верхними частями стен, на которые опираются балки и плиты перекрытия тоннеля.
17.23. Допустимые отклонения при монтаже железобетонной обделки тоннелей открытого способа приводятся в табл. 17-1.
Величина отклонения от проекта, мм
Бетонная подготовка (основание) тоннеля в плане
Бетонная подготовка (основание) тоннеля в профиле
Отклонения лотковых блоков в плане
Отклонения лотковых блоков в профиле
Отклонения стеновых блоков в плане
Отклонения стеновых блоков в профиле
Точность разбивки осей колонн, балок перекрытий и продольных прогонов
Отклонения стеновых блоков и колонн от вертикали не более 0,002 высоты, но не более
Допустимые избыточное вертикальное и горизонтальное опережения установленных блоков от проектных, не более
Д. Сооружение тоннеля открытым способом из цельносекционной обделки или при помощи прямоугольного щита
17.24. При сооружении тоннелей применяются проходческие прямоугольные щиты, дающие возможность сооружать тоннель из отдельных замкнутых секций прямоугольного сечения шириной 1 м.
17.25. Сборка щита осуществляется по проектным рабочим чертежам. Все фактические размеры щита не должны иметь расхождений с проектными более мм.
17.26. После монтажа на щите закрепляются:
а) продольная ось щита;
б) две марки на сборной части щита для определения отклонений щита в профиле и контрольных определений продольного уклона;
в) две марки в ножевой части для определения величины ее деформации;
г) нормаль к оси щита;
д) отвесы или гидроуровни для наблюдений за поперечным и продольным уклонами щита во время его продвига.
17.27. Отклонение от проекта оси прямоугольного щита после продвигав в плане и профиле свыше мм не допускается.
17.28. Ведение щита по трассе и определение его отклонений осуществляются:
а) в плане — от трех сигналов, установленных на дневной поверхности или в готовом тоннеле. Закрепление сигналов на проектной оси тоннеля производится инструментально от полигонометрических знаков в соответствии с указаниями разделов В и Г главы 12 и указаниями главы 15;
б) в профиле — при помощи нивелира и закрепленных на щите марок.
17.29. Определение величины деформации щита производится по маркам и знакам, закрепленным на щите, — после пяти продвигов. Деформация ножевой части щита более 100 мм должна быть устранена.
17.30. Исправление перекосов щита в плане, в профиле и поперечном уклоне производится соответствующей разработкой грунта перед щитом.
17.31. Готовая прямоугольная секция тоннельной обделки перед укладкой проверяется путем замеров стальной рулеткой ее ширины, длины и диагоналей.
Изготовленные прямоугольные секции тоннельной обделки должны удовлетворять следующим допускам:
а) расхождения фактических и проектных размеров при измерениях в свету между стенами должны находиться в пределах от 0 до +30 мм;
б) торцовые плоскости секций должны быть ровными, без уступов, искривлений или наплывов. Расхождения в расстояниях между соответствующими точками передней и задней плоскостей секции не должны превышать мм.
17.32. Отклонения установленных секций от проектного положения допускаются не свыше:
в) перекос в плане мм;
г) отклонение от проектного уклона — 0,001.
17.33. Установка каждой секции по высоте производится при помощи нивелира в соответствии с проектным уклоном. Основание перед установкой секции проверяется также при помощи нивелира. Зачистка грунта должна быть выполнена с точностью мм.
17.34. При установке каждой секции определяются (рис. 17.1):
а) расстояния от оси — 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 и в свету — 5, 6, 11, 12;
б) отметки лотка;
в) горизонтальность нижней плоскости секции.
17.35. Определение горизонтального опережения в плане (перекосы) производится от закрепленных в тоннеле нормалей через 5 секций, а на кривых — каждой третьей.
17.36. Для поворота обделки тоннеля в плане ставятся клиновидные секции в соответствии с указаниями раздела Е главы 14.
17.37. При применении на криволинейных участках трассы обделки из прямоугольных секций последние должны иметь соответствующее радиусу кривой уширение.
17.38. На вертикальных кривых секции должны иметь рассчитанные увеличенные размеры в свету по высоте, в зависимости от уклона трассы.
17.39. При ведении щита прямоугольного сечения в специальный маркшейдерский журнал заносятся все данные о продвиге, положении щита и секций.
17.40. Сооружение тоннеля из цельносекционной обделки при открытом способе работ может производиться и без прямоугольного щита при помощи кранов. Требования к тоннельной обделке в этом случае должны соответствовать допускам табл. 17-1.
Е. Геодезическо-маркшейдерские работы при сооружении открытого железнодорожного полотна
17.41. При строительстве участков метрополитена на открытом железнодорожном полотне все геодезическо-маркшейдерские работы выполняются от знаков наземной полигонометрии и реперов, входящих в общую сеть наземного обоснования трассы.
17.42. Для строительства железнодорожного полотна на поверхности земли производятся детальные разбивки оси трассы и поперечников.
17.43. При планировочных работах для устройства железнодорожных путей в веерной части предварительно ведется детальная съемка поверхности земли и производится разбивка поперечников или квадратов.
После выполнения планировочных работ разбивка поперечников (квадратов) производится вновь с необходимыми геодезическими работами для проверки соответствия произведенной планировки проекту и для подсчета объемов выполненных работ.
17.44. Для укладки рельсов на веерной части в последовательном порядке ведут инструментальную разбивку и закрепление (кольями или штырями) осей железнодорожных путей. Расположение искусственных сооружений, стрелок и других устройств должно соответствовать рабочим проектным чертежам.
17.45. Уклоны железнодорожных путей, ливнеотводных канав, откосов, кюветов и пр. должны выдерживаться в соответствии с проектом.
Ж. Передача маркшейдерской основы в тоннель
17.46. Постоянные полигонометрические знаки в тоннелях, сооружаемых открытым способом, закладываются после сооружения лотка. Среднее расстояние между знаками должно быть порядка 40-50 м.
17.47. Передача маркшейдерской основы (дирекционные углы линий полигонометрии, координаты полигонометрических знаков и абсолютные высотные отметки) в готовый тоннель, сооруженный открытым способом, производится не менее двух раз. Точность производимых работ должна удовлетворять требованиям, изложенным в главах 2 и 4.
17.48. В случае невозможности непосредственной передачи дирекционного угла в тоннель производится ориентирование через отверстия в перекрытии тоннеля согласно правилам, изложенным в главе 8.
17.49. Методика измерений углов и линий подземной полигонометрии должна удовлетворять требованиям, изложенным в разделах Б и В главы 9.
Нивелирование по знакам подземной полигонометрии производится в соответствии с указаниями главы 10.
17.50. Относительная ошибка в ходах подземной полигонометрии, прокладываемой в тоннелях открытого способа, между знаками, определенными непосредственной передачей с поверхности, не должна превышать 1:15000.
17.51. При обратной засыпке тоннеля, как правило, имеют место некоторые смещения тоннеля в плане, осадка его по высоте и отклонения стен от вертикали. Для выявления этих деформаций производятся наблюдения за тоннелями. Результаты их заносятся в таблицу, форма которой дана в приложении 17-1.
З. Наблюдения за деформацией и смещениями тоннелей; съемка готового тоннеля
17.52. В неблагоприятных геологических условиях, под воздействием выноса мелких частиц песка при откачке воды, при размораживании и неравномерном боковом давлении грунтов возможны вертикальные и боковые смещения тоннеля. С целью своевременного обнаружения возникшей деформации какого-либо участка тоннеля производятся систематические наблюдения за специальными знаками, заложенными для этой цели в обделке.
Наблюдения за деформацией тоннеля производятся в соответствии с правилами, изложенными в главе 22.
17.53. После затухания деформации в необходимых случаях производится дополнительная съемка внутреннего очертания тоннеля через пять метров по пикетажу с целью выявления соответствия его установленным габаритам.
17.54. В случае значительной деформации сооруженного тоннеля данные наблюдений вместе с материалами съемок внутреннего очертания передаются проектной организации для внесения необходимых изменений в геометрическую схему и профиль трассы.
17.55. Окончательная съемка тоннелей, сооруженных открытым способом, производится в соответствии с рекомендациями главы 13. Частично может быть использована и методика инструментальных съемок, изложенная в главе 14.
17.56. На основании выполненных съемок производится составление и вычерчивание исполнительных чертежей. При этом руководствуются указаниями главы 25.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Добро пожаловать на МИСЭФ!
Московский Инженерно Строительный Экономический Форум.
Закрытый способ работ в тоннелях — Открытый способ работ — ТОННЕЛИ МЕТРОПОЛИТЕНА
VETERAN_PTO
President
Закрытый способ работ
Перегонные тоннели метрополитена следует сооружать через вентиляционные или рабочие стволы.
Станции должны сооружаться через рабочие стволы. Допускается также дополнительно использовать наклонные (эскалаторные) тоннели.
Проходку тоннелей метрополитена мелкого заложения при сборной и монолитно-прессованной бетонной обделке следует производить щитовым способом с применением механизированных или обычных щитов с рассекающими площадками, а также способом продавливания сборной обделки.
Проходку тоннелей метрополитена глубокого заложения при сборной обделке следует производить щитовым способом с применением механизированных или обычных щитов и способом сплошного забоя без применения щитов. Проходку тоннелей метрополитена глубокого заложения с монолитной бетонной или железобетонной обделкой следует производить в соответствии с требованиями пп. 4.4 — 4.19 настоящей главы.
Способы проходки тоннелей метрополитена устанавливаются проектом согласно требованиям настоящего раздела и в зависимости от инженерно-геологических условий, размеров и форм поперечного сечения, глубины заложения и длины тоннеля, а также характера застройки поверхности.
Проходку небольших участков тоннелей метрополитена для камер со сборной обделкой следует производить способом раскрытия на полный профиль по частям.
Проходку тоннелей метрополитенов щитовым способом следует производить в неустойчивых нескальных грунтах, а также в сильнотрещиноватых (выветрелых и рухляках) скальных грунтах, проявляющих горное давление и требующих временного крепления кровли и лба забоя.
Проходка перегонных тоннелей метрополитенов должна производиться преимущественно механизированными щитами непрерывным забоем на протяжении не менее длины участка между станциями.
Применение обычных щитов допускается в случаях проходки в неустойчивых грунтах, требующих крепления кровли и лба забоя; при этом для крепления лба забоя должна применяться временная инвентарная крепь, а нож щита должен вдавливаться в грунт.
При проходке перегонных тоннелей мелкого заложения в необводненных или осушенных песчаных грунтах следует применять щит с рассекающими площадками, исключающими временное крепление лба забоя. Число рассекающих площадок должно обеспечивать устойчивость откоса грунта на площадках.
Способ сплошного забоя без применения щита с монтажом сборной обделки у забоя следует применять для проходки тоннелей в устойчивых скальных грунтах с коэффициентом крепости 1,5 и выше, допускающих разработку выработки на полное сечение и при наличии в кровле также устойчивых грунтов, обеспечивающих безопасное ведение работ с применением инвентарной крепи кровли и лба забоя.
До проходки тоннеля метрополитена с заданной проектом скоростью следует выполнить следующие работы: сооружение монтажной камеры; монтаж щита и блокоукладчика; сооружение участка тоннеля для технологического отхода (монтаж проходческого комплекса за щитом или блокоукладчиком и его опробование на участке проходки протяженностью 10 м).
При сооружении параллельных перегонных, а также путевых станционных тоннелей проходку их в неустойчивых грунтах следует производить с опережением сооружения одного из параллельных тоннелей, а в устойчивых — одновременно.
Проходка тоннелей метрополитена должна осуществляться преимущественно глухим забоем с заходкой, длиной, равной ширине одного кольца тоннельной обделки.
В скальных устойчивых и однородных грунтах с коэффициентом крепости от 6 и выше допускается увеличивать длину заходки до двух колец.
При проходке тоннеля щитовым способом в особо сложных инженерно-геологических условиях (плывунных, водонасыщенных неустойчивых грунтах) допускается уменьшать величину передвижки щита до пределов, обеспечивающих безопасное ведение работ (исключение деформации обделки, прорыва или вывалов грунта в забое и др.).
При сооружении тоннелей метрополитенов с применением обычных щитов и при проходке без щитов разработку нескальных грунтов следует производить с помощью механизированного инструмента, а скальных грунтов — буровзрывным способом с погрузкой грунта породопогрузочными машинами на рельсовом ходу.
Отклонение проходческого щита в плане и профиле от проектного положения тоннеля должно быть в пределах, позволяющих возводить тоннельную обделку по размерам, соответствующим проектным, с учетом допусков, установленных настоящей главой.
При проходке перегонных тоннелей метрополитенов в осушенных песчаных, супесчаных и суглинистых грунтах под железнодорожными путями и автомобильными дорогами, а также под другими инженерными сооружениями в целях уменьшения возможной деформации поверхности следует применять метод продавливания обделки.
Проходка тоннелей методом продавливания обделки должна осуществляться с помощью специальной щитовой крепи, смонтированной перед кольцами обделки тоннелей, продавливаемой в грунт домкратной установкой.
Установку следует монтировать в котловане, отрытом в начале тоннеля.
Величина суммарного усилия домкратов для продавливания обделки в грунт должна устанавливаться проектом в зависимости от протяженности участка продавливания, глубины заложения тоннеля, несущей способности обделки в осевом направлении и физико-механических свойств грунта.
Проходка тоннелей с применением специальных способов (замораживания, водопонижения, сжатого воздуха и т.п.) в водонасыщенных неустойчивых грунтах должна осуществляться по проекту производства работ, составленному для каждого участка проходки.
Проходку тоннелей метрополитенов под сжатым воздухом допускается применять в плывунных и водонасыщенных нескальных грунтах с коэффициентом фильтрации (менее 0,5 м/сут), при котором применение водопонижения неэффективно. Проходка под сжатым воздухом может применяться при гидростатическом напоре грунтовых вод не более 3,9 ати. Проходку надлежит производить без перерывов в работе в течение суток и без выходных дней.
При проходке тоннелей под сжатым воздухом следует соблюдать Правила безопасности при производстве работ под сжатым воздухом (кессонные работы), утвержденные ВЦСПС.
Давление сжатого воздуха в рабочей зоне на уровне подошвы выработки должно быть равным гидростатическому, а при отсутствии притока воды в лоток тоннельного забоя давление может быть понижено до величины гидростатического давления на уровне 1/3 диаметра от подошвы выработки.
Давление сжатого воздуха в рабочей камере следует снижать путем применения искусственного понижения уровня грунтовых вод для уменьшения величины гидростатического давления.
Обычные щиты при проходке станционных тоннелей диаметром 8,5 м и более следует применять в нескальных обводненных неустойчивых грунтах, а также в скальных грунтах, проявляющих горное давление.
Проходка тоннелей станций и камер способом пилот-тоннеля разрешается в грунтах, где возможны вывалы и отслоения, при которых нельзя применять проходку тоннеля способом сплошного забоя.
Способ проходки пилот-тоннеля в пределах станции следует применять тот же, что и для проходки примыкающих к нему перегонных тоннелей, при этом забой пилот-тоннеля должен опережать забой основного тоннеля не менее чем на 20 м.
Проходка механизированным щитом перегонных тоннелей в пределах станции допускается при использовании в последующем этой выработки в качестве пилот-тоннеля.
Расширение сечения пилот-тоннеля до проектных размеров станционного тоннеля следует производить заходками, равными ширине кольца возводимой постоянной обделки с последующей разборкой сборной обделки пилот-тоннеля.
Последовательность раскрытия и технология устройства проемов (одновременно с двух сторон или в шахматном порядке) при сооружении станций пилонного типа должна устанавливаться в зависимости от инженерно-геологических условий.
На смежных с раскрываемым проемом кольцах обделки, как правило, на период производства работ должны устанавливаться временные раскрепляющие конструкции — стяжки.
При проходке тоннелей станций колонного и пилонного типов в устойчивых нескальных грунтах, а также в скальных грунтах с коэффициентом крепости 2 и выше разработку грунта следует производить способом раскрытия на полный профиль без применения щитов. В первую очередь следует сооружать путевые (боковые) тоннели, затем средний тоннель. При проходке среднего тоннеля станций колонного типа извлечение тюбингов обделки путевых тоннелей между колоннами должно производиться вслед за его проходкой попарно в обоих тоннелях.
До начала проходки односводчатой станции, осуществляемой с обжатием сборной обделки в грунт, следует сооружать опоры свода. Проходку станций надлежит производить способом нижнего уступа.
Разработка калотты должна производиться заходками на ширину одного кольца обделки. Монтаж обделки должен осуществляться с немедленным обжатием ее в породу.
Порядок разработки грунта в калотте, а также тип временной крепи должны устанавливаться проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий.
Разработка грунта в ядре и в лотковой части односводчатой станции должны осуществляться последовательно, по мере продвижения сооружения свода.
Величина отставания разработки грунта в ядре от забоя калотты, а также разработки грунта под конструкции лотка должны устанавливаться проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий, способа разработки и применяемых средств механизации.
При разработке грунта в калотте и в лотковой части под обратный свод односводчатой станции, сооружаемой с обжатием обделки в породу, надлежит обеспечивать обработку контура выработки, максимально приближая его к проектному очертанию тоннеля.
После окончания работ по сооружению проемов и монтажу колонн на станциях следует выполнять гидроизоляцию тоннелей, монтаж внутренних конструкций (платформ, перегородок, лестниц и т. д.), монтаж специального и санитарно-технического оборудования, архитектурное оформление и отделочные работы; при этом должно предусматриваться совмещение вышеуказанных работ по времени.
Проходка наклонных эскалаторных тоннелей должна выполняться способом сплошного забоя, согласно требованиям п. 4.53. настоящей главы. До начала проходки следует возвести временный оголовник тоннеля, смонтировать эстакаду, тюбингоукладчик, проходческое оборудование и механизмы.
Последовательность проходки всех пристанционных и притоннельных сооружений на перегонных тоннелях и устройство торцевых стен устанавливается проектом, с учетом максимальной механизации рабочих процессов и применения сборных элементов конструкций.
Открытый способ работ
При открытом способе работ сооружение перегонных тоннелей, станций, машинных помещений, вестибюлей и камер следует производить в котлованах с откосами, в котлованах с вертикальными стенками, крепление которых осуществляется забивной (свайной, шпунтовой) или передвижной крепью (щитами), а также в траншеях способом «стена в грунте» и колодцах (по частям).
Порядок производства земляных работ при разработке грунта в котлованах, ширина котлованов по низу, крутизна откосов, высота уступов и ширина берм должны устанавливаться проектом производства работ в соответствии с правилами производства и приемки работ, установленными главой СНиП по земляным сооружениям.
Вертикальные стены котлованов должны устраиваться тогда, когда по инженерно-геологическим условиям или при существующей застройке поверхности исключается возможность разработки котлованов с естественными откосами. Глубина забивки сваи или шпунта от отметки дна котлована, расстояние между сваями, а также конструкция крепления (затяжка забиркой, установка поясов, расстрелов, анкерная крепь котлована) устанавливаются проектом, а последовательность производства работ — проектом производства работ. Допускается применение ледогрунтового ограждения стен котлованов для предотвращения деформаций расположенных вблизи зданий и сооружений. Вид крепления следует принимать с учетом максимальной экономии металла.
Для крепления вертикальных стен котлованов взамен крепи с расстрелами допускается применять анкерную крепь.
Шпунтовое крепление котлованов следует применять в водоносных грунтах плывунного типа в случае неэффективности применения водопонижения или искусственного закрепления, а также при расположении на поверхности в пределах призмы обрушения грунта или в непосредственной близости от нее эксплуатируемых зданий, транспортных магистралей или подземных сооружений. Глубина забивки шпунтовых свай в водоупор определяется расчетом.
Металлические сваи или шпунты следует извлекать после засыпки котлована. Оставление спай допускается в случае возможного возникновения деформаций расположенных вблизи зданий и сооружений в результате извлечения сваи или шпунта.
Разработку грунта котлованов и траншей следует производить с недобором грунта в подошве. Величина недоборов должна соответствовать требованиям главы СНиП по земляным сооружениям. Удаление грунта необходимо производить механизированным способом непосредственно перед укладкой основания под изоляцию.
Разработку грунта в котловане экскаватором при свайном креплении следует производить, оставляя у свай слой грунта, разработка которого должна производиться вручную перед последующей установкой затяжки.
При разработке котлованов в водонасыщенных грунтах ниже горизонта грунтовых вод следует применять открытый водоотлив или искусственное водопонижение, при этом должны обеспечиваться устойчивость откосов и сохранность сооружений, расположенных в зоне влияния водопонижения.
При сооружении тоннелей с помощью передвижной крепи (щитов) до начала сооружения тоннеля должны быть произведены работы по отрытию котлована для монтажа передвижной крепи, монтажу щита, срезке (при необходимости) грунта до верха передвижной крепи на отдельных участках трассы.
Пазухи между креплениями котлована и конструкцией тоннеля, а также нижняя часть котлована с откосами должны заполняться песчаным грунтом. Засыпка в последнем случае производится на высоту, необходимую для образования горизонтальной площадки для прохода бульдозеров и катков. В остальной части котлована засыпку следует производить местным грунтом одновременно с обеих сторон тоннеля слоями равной высоты, уплотняя их до проектной плотности.
Источник