Тоннель сооружаемый щитовым способом

§ 68. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЩИТОВОМ СПОСОБЕ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ

Сущность щитового способа сооружения тоннелей может быть пояснена путем сравнения с известными из раздела II горными способами работ. При этом целесообразно сопоставить применяемые процессы работ в забое с явлениями, происходящими в горном массиве, окружающем выработку.

При горных способах проходки тоннелей в неустойчивых породах раскрытие сечения в большинстве случаев ведут в несколько этапов с тщательным креплением выработки на каждом этапе расширения. При этом завершающий этап работ — возведение обделки — значительно отстает от головного забоя, что приводит к необходимости длительное время поддерживать выработку на временных крепях.

Всякий процесс разработки активно воздействует на окружающие горные породы. Под влиянием перераспределения напряжений, возникающих при проходке, изменяются механические свойства пород, прилегающих к выработке, что приводит к неупругим деформациям и нарастанию горного давления. Эти изменения настолько глубоки, что для характеристики механических свойств пород недостаточно основных параметров — модуля упругости и коэффициента Пуассона 1 .

Размеры области неупругих деформаций, возникающих в результате влияния процесса разработки, зависят от ряда факторов. Из них главными являются механические свойства горных пород, степень податливости крепи, глубина расположения, размеры и форма выработки. Более податливой крепи соответствуют большие размеры области неупругих деформаций, приводящих в пределе к образованию свода обрушения. Все это характеризует многоэтапные горные способы проходки как неблагоприятные, что можно проследить на графике изменения горного давления по времени (рис. 227).

Промежутку времени Т соответствует наибольшее значение горного давления Р , величина которого затем несколько снижается вследствие приспособления массива и крепи к новому состоянию силовых воздействий. Любому меньшему промежутку времени t , очевидно, соответствует меньшее значение горного давления Р .

При другом способе работ по сооружению тоннелей в мягких породах собственно проходка выработки и возведение постоянной обделки настолько сближаются друг с другом, что обе эти операции в данном сечении тоннеля выполняются практически одна за другой и до возникновения значительного горного давления (см. рис. 227). Устойчивость массива породы достигается своевременным нагнетанием цементного или другого раствора за обделку 2 , а совместность работы обделки и породы — их обжатием. На этом и основана схема работ при помощи проходческого щита.

Головной агрегат — щит — представляет собой подвижную металлическую крепь, под защитой которой выполняются основные операции: разработка и крепление забоя, уборка породы и сооружение постоянной крепи — обделки.

При помощи дополнительных специальных орудий все эти трудоемкие процессы можно частично или полностью механизировать, и тогда щит превращают в механизированный агрегат, обеспечивающий достижение высоких скоростей работ при весьма малых затратах труда.

Читайте также:  Нетрадиционные способы лечения сахарного диабета

Главное достоинство щитовой проходки заключается в том, что она в отличие от горных способов работ не требует применения временных крепей, что повышает безопасность и экономическую эффективность выполнения работ. Кроме того, как будет показано ниже, щитовая проходка может быть применена в большом диапазоне геологических и гидрогеологических условий при значительном давлении горных пород и воды, что делает ее универсальным способом работ. Таким образом, в любых грунтовых условиях соответственно приспособленный щит обеспечивает возможность частичной или полной механизации всех процессов тоннельных работ при высоком качестве цикличности и поточности их выполнения.

К особенностям щитового способа относится узость фронта работ и необходимость одновременного производства ряда операций по сооружению тоннеля, что требует строгой увязки всех процессов во времени и высокой их механизации.

В городских условиях щитовая проходка может оказаться единственно возможным способом работ, так как она может выполняться круглогодично без вскрытия поверхности, нарушения уличного движения и подземного хозяйства городов (при условии проведения специальных конструктивных и технологических мероприятий).

Щитовой способ сооружения тоннелей, являясь наиболее эффективным и индустриальным, получил широкое применение и развитие в СССР и за границей на строительстве тоннелей различного назначения. В дальнейшем этот способ найдет еще большее применение главным образом в мягких и неустойчивых породах, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности проходки.

Наибольшее развитие в Советском Союзе получила щитовая проходка на строительстве тоннелей метрополитенов: первоначально (с 1934 г.) Московского, затем Ленинградского, Киевского, Тбилисского и Бакинского. В короткий срок (с 1935 по 1938 г.) была создана новая индустриальная база тоннелестроения с мощным парком тоннельных проходческих щитов, запроектированных советскими специалистами и изготовленных на советских заводах. При помощи этих щитов были сооружены перегонные тоннели, а также станции метрополитена глубокого заложения II и III очередей и наиболее трудные участки IV очереди Московского метрополитена.

На следующих этапах работ были внедрены механизированные щиты, давшие скорость проходки до 200 пог. м в месяц (или 10,4 пог. м в сутки против 4,0 пог. м в сутки обычными щитами) в условиях пород средней крепости. В дальнейшем скорость проходки щитами обычного типа в условиях суглинков и песков с валунами доведена до 250 пог. м в месяц, а в песках — до 400 пог. м в месяц.

При строительстве Ленинградского, Киевского, Бакинского и Тбилисского метрополитенов широко применялись механизированные щиты, позволившие достигнуть еще более высоких скоростей проходки перегонных тоннелей. Нашли также большое применение станционные щиты, обеспечивающие надежность работ и высокие скорости их выполнения.

Щитовую проходку широко применяют на строительстве коммунальных коллекторных тоннелей Москвы (с 1935 г.) и других городов, тоннелей для различных технологических целей на промышленных предприятиях черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения, угольных и рудных бассейнов» а также в гидротехническом строительстве.

Совершенствование щитового способа сооружения тоннелей в самых разнообразных геологических и гидрогеологических условиях основано на следующих предпосылках:

  • – интенсивной научно-исследовательской работе, направленной на создание новых механизированных щитов и блокоукладчиков;
  • – автоматизации отдельных процессов щитовой проходки;
  • – применении монолитных и сборных обделок, обжимаемых в породу.
Читайте также:  Radical спрей для загара способ применения

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены

Источник

Сооружение тоннеля щитовым способом

Продольный профиль, план тоннеля, поперечное сечение, выбор конструкции обделок. Конструирование обделок кругового очертания. Расчет обделки с помощью ЭВМ. Проверка прочности сечения обделки. Основные мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.03.2014
Размер файла 291,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Исходные данные

2. Продольный профиль и план тоннеля

3. Поперечное сечение тоннеля

4. Выбор конструкции обделок

5. Конструирование обделок кругового очертания

5.1 Установление основных параметров обделки

5.2 Путь и проезжая часть в тоннеле

5.3 Определение расчетных нагрузок

6. Производство работ по сооружению тоннеля

7. Выбор схемы щитового комплекса

7.1 Определение геометрических размеров щита

7.2 Расчет усилий передвижки щита

тоннель конструирование обделка

Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.

Метрополитеном называют городской внеуличный электрифицированный рельсовый транспорт, оборудованный надежными системами безопасности движения и предназначенный для скоростных массовых пассажирских перевозок.

Подземные сооружения метрополитена — это комплекс объектов, создание которых — одна из технически сложных и трудоемких отраслей современного строительства с высоким уровнем стоимости.

В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщения служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.

Сооружение тоннеля дорогостоящее, трудоемкое и продолжительное мероприятие. Для сведения к минимуму сроков строительства и стоимости тоннеля, а также снижения трудоемкости в настоящее время необходимо стремиться к максимальной комплексной механизации проходческих работ. Применение современных технологий и конструкций позволяет не только увеличить скорость проходки, уменьшить стоимость и снизить трудоемкость, но и расширить возможный диапазон применения тоннелей — в слабых и сильно трещиноватых грунтах, в условиях вечной мерзлоты, позволяет сооружать тоннели под водой и в сильно обводненных грунтах.

Назначение тоннеля: тоннель метрополитена перегонный подводный.

Источник

Тоннель сооружаемый щитовым способом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство Путей Сообщения

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра “Тоннели и метрополитены “

Тоннель сооружаемый щитовым способом

  1. Исходные данные к проекту……………………………………………………………..2
  2. Проектирование тоннеля……………………………………………………………. …2
  3. Продольный профиль тоннеля……………………………………………………….…3
  4. Варианты тоннельных обделок………………………………………………………. 3
  5. Определение расчетных нагрузок………………………………………………………5
  6. Подбор количества арматуры…………………………………………………………. 9
  7. Производство работ по сооружению тоннеля……………………………………..….9
  8. Выбор принципиальной схемы щитового комплекса………………………………12
  9. Определение геометрических размеров щита и сопротивлений, преодолеваемых щитом при передвижке…………………………………………………………………..13
  10. Циклограмма на проходку 1м тоннеля………………………………………….…….15
  11. Требования по технике безопасности при сооружении тоннелей механизированным щитом………………………………………………………….……16
  12. Список используемой литературы……………………………………………….…….18
Читайте также:  Способ формирования представительного органа власти


1. Проектирование тоннеля.

1.1. Инженерно-геологическое описание продольного

разреза по трассе тоннеля.

Продольный разрез по трассе тоннеля включает в себя три вида грунтов:

— мягкий песчаник (f=5)

Грунты по разрезу трассы тоннеля располагаются слоями с различной мощностью. Верхний слой – песок мелкозернистый – имеет мощность от 0 до 25,36 метров, средний слой – мел мягкий– имеет переменную глубину залегания и неизвестную мощность, нижний слой –мягкий песчаник- имеет переменную глубину залегания и неизвестную мощность. Грунты в уровне сооружения тоннеля не обводнены, так как тоннель будет расположен ниже водоупора , представленного песком мелкозернистым.

1.2. Продольный профиль тоннеля.

Варианты тоннельных обделок,

их технико-экономическое сопоставление.

Продольный профиль тоннеля выполнен в следующих масштабах:

— горизонтальный Мг = 1 : 10000 ;

— вертикальный Мв = 1 : 1000 .

Тоннель имеет несколько участков различной протяженности с различными уклонами :

— 3 % длиной 160 метров;

— 30 % длиной 160 метров ;

— 3% длинной 1187 метров;

— 30 % длиной 160 метров .

— 3 % длиной 160 метров .

Уклон на станциях принят 3 % ля обеспечения водоотвода.

Для сооружения тоннеля разработано три варианта обделки в грунтах с крепостью f = 1,5 (мел мягкий ) и f =5 (мягкий песчанник) .

Железобетонная унифицированная обделка.

Достоинством такой обделки является : высокая деформативность, обеспеченная шарнирностью продольных стыков и отсутствием связей между кольцами.

Недостатком такой обделки является :-Необходимость подклинки блоков в грунт и оболочку щита для обеспечения необходимой геометрии кольца.

Обделка из железобетонных тюбингов со связями растяжения в поперечном направлении.

Достоинствами такой обделки являются :большая изгибная жесткость ,то есть возможно применение такой обделки в слабых грунтах и в тоннелях большого сечения; сохраняет свою форму как под оболочкой щита, так и после схода с неё.

Недостатки такой обделки :большой расход металла на закладные детали, на армирование; пониженная трещиностойкость.

Обделка, обжатая в грунт из лотка.

Недостатки такой обделки : необходимость расчленения одного лоткового блока на два полублока, необходимость создания в домкрате значительного распорного усилия для получения требуемого обжатия в верхней части кольца.
1.3 Определение расчетных нагрузок. Составление расчетной схемы. Подготовка исходных данных для расчета конструкции обделки.

Тоннель, залегает в грунтах, которые допускают сводообразование.Расчет производим по гипотезе содообразования так как H>2h1.

Вертикальные и горизонтальные нагрузки определяются при нормативном значении угла внутреннего трения н

к / 2

Тогда: Вертикальное горное давление принимается равномерно распределенным по пролету выработки и определяется, как вес грунта в объеме вывала.

= 2,4 т / м 3  объемный вес грунта ,

2) Определяем коэффициент упругого отпора грунта

,где

K0 – коэффициент удельного упругого отпора,

3) Модуль упругости бетона (B 45) : для тюбинговой обделки принимаем

4) Определяем геометрические характеристики сечения тюбинга:

Источник

Оцените статью
Разные способы