Тон способы его передачи

Тон в искусстве — это один из важнейших инструментов для художника

Когда мы начинаем учиться рисовать карандашом или писать красками, нам кажется, что важным для художника качеством является чувство цвета, объема, воображение наконец! Такому понятию как тон часто не уделяют должного внимания, особенно начинающие и те, кто учится рисовать без преподавателя. Они пытаются красиво срисовать или нарисовать, из-за чего рисунки похожи на плохие фотографии.

Тональное решение картины не менее важно, чем цветовое, а в черно-белом изображении является основным. Что такое тон в изобразительном искусстве?

Общая информация

Что такое тон в искусстве, кратко говоря? Тон — это понятие о светлоте предмета и цвета (краски). Иногда используют термин «светосила», который равносилен понятию «тон». В картине художника обычно несколько предметов, и все они решены в тоне. Если художник сумел верно передать тональные отношения предметов, то работа приобретет живость и даст зрителю впечатление правдивости, будет приятна глазу.

Тон в искусстве — это сила света, действующая на предметы. Каждый предмет в картине более или менее освещен. Каждый предмет в картине имеет и свой цвет. Цвет мы обычно легко можем назвать и запомнить. Запомнить тон гораздо сложней. Он зависит от изменчивого света, формы предмета и не может быть определен так же точно, как и цвет.

В этом заключается сложность такого термина как тон. Мы привыкли думать, что предмет белого цвета светлей, чем предмет синего или черного цвета. Тогда как на самом деле белая тряпка в тени будет темней, чем черная на свету?

Для художника видеть и чувствовать тон является очень сложной задачей. Часто мастер, хорошо чувствующий цвет, хуже видит тон, и, наоборот, мастер, чувствующий тон, не является талантливым колористом.

В контурном рисунке тон задается толщиной карандашной линией или ее фактурой.

Верный тон на верное место

Чтобы понять, какого тона предмет, надо сравнить его с соседними, посмотреть на него, прищуривая глаза. Тон хорошо видно на черно-белых фотографиях.

Чтобы стать грамотным художником, необходимо знать и соблюдать законы тона и тональных отношений и, конечно, понимать термин тон, определение в искусстве. Умение показать тональные отношения называют «брать отношения», т.е. правильно показывать силу освещения изображаемых предметов.

Свет показывает и строит форму: наиболее выпуклые области предмета более освещены, другие менее. Так свет помогает художнику вылепить форму, понять ее. Из термина «брать отношения» вытекает правило «касаний» — как предметы взаимодействуют между собой. Художник должен наблюдать, как изображаемый предмет соприкасается с соседствующими вещами: где-то он окажется темнее фона, где-то выделится на темном фоне, где-то тональные отношения станут настолько близкими, что два предмета как бы начнут растворяться друг в друге. Из этих правил рождается живопись.

Верный тон на верное место — так обозначал секрет своего успеха на живописном поприще известный художник Илья Репин.

Из чего состоит тон?

Тон в искусстве — это цепочка составляющих. Светлая поверхность предмета содержит в себе свет, полутень и блик, а неосвещенная — тень и рефлекс. Каждая из составляющих должна иметь свой тон. Блик не может быть темнее света, а тень — светлей полутени. Если этих правил «отношений» не соблюдать, изображаемый предмет получится мятым и непонятным по структуре. Художник должен научиться видеть предмет цельно, но в то же время понимать его конструкцию, структуру и осознавать, как на предмет влияют другие вещи, его окружающие. Хороший художник не будет писать предмет одним цветом. Ему будет необходимо показать влияющие на предмет соседние вещи. И все это не выходя за рамки тоновых соотношений.

Читайте также:  Народный способ почистить бронхи

Правила тона

Предметы, находящиеся на переднем плане, изображаются более контрастными по тону. Объекты, расположенные в глубине картины, имеют более сближенные тона. Так художник может передать перспективу, глубину картины, объем.

Чтобы совершать поменьше ошибок в изображении тона, важно правильно расположить свою работу — холст или лист бумаги. Нежелательно слишком сильно освещать картину — в итоге все предметы окажутся слишком затемненными. Если же работать в условиях недостаточного освещения, то работа окажется слишком светлой и с резкими касаниями. Важно наблюдать за своей работой «со стороны». Для этого надо периодически прекращать рисовать и отходить в сторону, давать глазам отдохнуть, а также дать себе возможность посмотреть на работу издалека.

Тон в преподавании

Большинство художников-преподавателей очень много внимания уделяют вопросам тона. Правильное понимание термина «тон» лежит в основе художественной грамотности. Тон в искусстве — это не штрихование, не затушевывание предмета, не слепое копирование темных и светлых мест. Использование тона позволяет художнику рассказать зрителю, какой свет воздействует на предмет, сделать вещь живой для восприятия, показать и проанализировать ее форму, строение. Слепое зачернение темных пятен и высветление светлых делает работу хаотичной и выдает непрофессионализм художника.

Тон помогает художнику показать конструкцию предмета, его цвет (даже в черно-белом изображении) и фактуру поверхности.

Как работать тоном?

Чтобы правильно работать тоном, надо проанализировать исходные данные натуры. Как используют тон в искусстве (примеры):

  • показывают, где находится источник света по отношению к зрителю;
  • какова сила и характер освещения — сильный свет или рассеянный и т.д.;
  • воздушная перспектива — насколько объекты удалены друг от друга;
  • как распределяется свет и тени на плоских и/или округлых предметах, под каким углом находятся разные плоскости к источнику света;
  • где находится центр освещения — один из предметов может быть освещен более активно, другие — менее и подчиняться первому;
  • как детали подчиняются центру освещения.

Отношения между тоном и краской, ее темнотой или светлотой — цвет всегда подчиняется законам тона, темный цвет не надо затемнять, а надо определить его тон и отношения с соседними предметами. Тон в искусстве — это невероятно важно. По мнению художника Д.Н. Кардовского, живопись — цвет, взятый в тоне.

Источник

Тон как инструмент работы с композицией

Тон в рисунке. Теория

Что такое тон?

Тон определяет, насколько предмет темный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/темный), а не цвета.

Как свет влияет на тон?

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

Когда света слишком мало или много, можно получить недо или переэкспонированные кадры.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Черная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

Девушки в белых платьях в темной комнате vs черный кот на свету

Как можно использовать тон?

Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:

  • серые и черные тона на белом;
  • черный, белый и темно-серый на светло-сером;
  • черный, белый и светло-серый на темно-сером;
  • серые и белые тона на черном.
Читайте также:  Какие бывают способы бурения скважин

Основные тональные схемы из книги “Искусство иллюстрации”. Эндрю Лумис.

«Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина»
Эндрю Лумис

Стоит ли ограничивать количество тонов?

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — черного и белого.

Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным черным цветом, а свет остается белым. Автор Майк Миньола.

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

Как с помощью тона влиять на настроение работы?

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это еще одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и темные акценты.

Пример из живописи:

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в темном.

Вернемся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны темно-серые и черные значения.

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Как использовать тон, работая над цветной иллюстрацией?

Есть два основных варианта.

  • Начать рисовать с двух цветов — черного и белого.
  • Периодически переводить картинку в оттенки серого в процессе работы, чтобы проверить, все ли в порядке с тоном. Этот прием очень рекомендуют известные художники и преподаватели Сэм Нильсен (Sam Nielson), Сэмюэл Михлэп (Samual Michlap), Марко Буччи (Marco Bucci) и многие, многие другие (включая преподавателей Smirnov School).

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».

Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешел к цвету.

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

Сортировка по пятнам

Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на темном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на черном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на темно-сером.

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

Читайте также:  Химический способ очистки металлических

Примеры черно-белых композиций от Tyler Edlin

Перевод в ч/б для самопроверки

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в чб, чтобы проверить себя.

Как это сделать в Adobe Photoshop:

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в чб, трижды нажав на кнопку Home.

Чтобы активировать возможность перехода в черно-белый режим, зайдите в Настройки — Основные — Универсальный доступ — Быстрые команды и поставьте галочку на пункте “Светофильтры” (для новых версий iOS). В более старых версиях системы путь может отличаться, но эту функцию всегда стоит искать именно в “Универсальном доступе”.

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Проверка с помощью ч/б, экстремальный вариант

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — черного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью “Levels” (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приемом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

Переводим ее в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

Упражнение по изучению тона

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.

Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.

Как приступить к задаче?

Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо (иногда еще используют Pen Tool). У вас должны получиться жесткие, четкие и выразительные силуэты. Лассо или Pen Tool помогут вам легче контролировать края формы.

Justin Pichetrungsi изучает тоновой контраст в сцене.

Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.

John Petersen выполняет аналогичное упражнение

Ежедневные «стадики» на тон очень рекомендуют выполнять Крейг Маллинз (один из пионеров CG и самых известных цифровых художников в мире), Нэйтан Фоукс (работал с Disney, Paramount Animation, Blizzard Entertainment, Riot Games и др) и многие другие.

«Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции»
Нэйтан Фоукс

Немного полезных материалов по теме

Марко Буччи о тоне (En)


ModernDayJames о тоне и ч/б «стадиках» (En)

Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En)

Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru)

Полная лекция по тону от Екатерины Горелко: https://vk.com/wall-143107500_42524

О том, какие есть способы покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже. Текст дополнен редакцией.

Источник

Оцените статью
Разные способы