Толкование права. Понятие, способы, виды, значение
Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.
Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.
Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.
Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.
Различают следующие способы:
Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.
Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.
Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.
Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.
Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.
6) Телеологический (целевой).
Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.
Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.
Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.
Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:
1) Буквальное (адекватное) толкование.
Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.
2) Ограничительное толкование.
Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».
3) Расширительное толкование.
Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.
Кроме того, различают виды толкования по субъектам:
1) Официальное толкование.
Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.
Оно подразделяется на ряд подвидов:
— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.
— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.
— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.
— легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.
— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.
2) Неофициальное толкование.
Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.
Неофициальное толкование делится на виды:
— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.
В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.
— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.
Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.
Источник
Системно-логическое толкование норм права как обязательный и преобладающий способ толкования
В журнале «Законодательство» за 2020 г . № 2, с. 77-86 опубликована статья «Системно-логическое толкование норм права как обязательный и преобладающий способ толкования».
Цель статьи – доказать, что системно-логическое толкование норм права является обязательным и носит преобладающий характер по отношению к иным способам толкования.
В статье рассмотрены понятие и наиболее значимые виды толкования норм права, отличия толкования норм права от нормотворчества, раскрыта авторская позиция по поводу выделения самостоятельного системно-логического способа толкования норм права. Затем на конкретных примерах обосновано, что:
— обязательное применение системно-логического толкования предопределено системой права;
— иные способы толкования (исторический, целевой и др.) должны использоваться только в качестве дополнительных способов, которые не могут изменять результат системно-логического толкования, проведенного с учетом конституционных аспектов и правовых принципов;
— под судебным правотворчеством понимается не создание норм права, а деятельность, связанная с выявлением смысла норм права с точки зрения системы права в целом, а также с признанием неконституционными либо недействующими норм, противоречащих Конституции РФ либо нормам более высокой юридической силы, что определяется опять же через системно-логическое толкование;
— при толковании норм права суды находятся в рамках требований Конституции РФ и законов и соответственно связаны правовыми принципами, буквальным толкованием в качестве исходной позиции, а также порядком применения способов толкования и их соотношением между собой;
— расширительное и ограничительное толкование это не способы толкования норм права, а характеристика результатов системно-логического толкования по отношению к иным способам толкования, прежде всего буквального, по объему.
Источник
Способы и объем толкования правовых норм
Цель толкования норм права– выяснение действительного смысла нормы права, который правотворческий орган имел в виду при его издании.
Способ толкования– это совокупность специальных приемов и средств, которые позволяют с целью урегулирования конкретной жизненной ситуации уяснить и установить истинный смысл правовой нормы и выраженной в ней воли законодателя.
Способы толкования норм права:
1) грамматический– способ толкования, который позволяет установить смысл правовой нормы с помощью правил грамматики и анализа текста нормативного акта на уровне выяснения значения отдельных слов, синтаксической структуры предложений;
2) логический– способ толкования, который основан на самостоятельном и непосредственном использовании законов и правил формальной логики, так как при таком толковании анализу подвергаются не сами слова, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой;
3) систематический– способ толкования, который направлен на уяснение смысла и содержания нормы права, определение ее места в системе законодательства на основании сопоставления текста нормы права с содержанием иных видов нормативных предписаний, а также сопоставления с другими институтами и отраслями права, рядом иных норм, регулирующих смежные общественные отношения;
4) специально–юридический – способ толкования, который основан на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники, т. е. исследовании технико–юридических средств изложения юридических норм, а также изучении особенностей юридических конструкций, их отраслевой специфики, смыслового содержания юридических терминов, понятий, категорий;
5) историко–политический – способ толкования, который направлен на выяснение истори–ко–политической обстановки и условий издания нормативного правового акта, а также социально–политических целей, которые преследовал правотворческий орган при его издании. Помимо способов толкования норм права, различают также объем толкования, который зависит от объема конечных результатов толкования.
При толковании норм права по объему учитывается возможность несовпадения смыслового содержания и словесного выражения нормативно–правовых предписаний.
Виды толкования по объему:
1) буквальное (адекватное)– толкование, в котором текстуальное, словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, так как они равны по объему;
2) распространительное (расширительное)– толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного шире, чем ее текстуальное, словесное выражение;
3) ограничительное– толкование, в котором действительный смысл и содержание нормы права намного уже, чем ее текстуальное, словесное выражение
83 Акты толкования права: понятие, виды, особенности
Акт толкования норм права — это официальный документ, правовой акт, направленный на установление смысла и содержания тех или иных норм права.
Юридические свойства акта толкования правовых норм: призваны способствовать правильной и законной реализации права, претворять волю законодателя. Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.
Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.
Интерпретационные акты правотворчества. Будучи официальными разъяснениями действительного содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.
Индивидуальные интерпретационные акты. Это такие акты, которые содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным обстоятельствам. В отличие от интерпретационных актов правотворчества эта разновидность актов официального толкования не является результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов.
Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех рганов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.
Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д.
Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании в глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.
Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.
84 Юридическая практика: понятие, виды, связь с теорией государства и права
Юридическая практика– это юридически значимая деятельность, которая направлена на создание и реализацию юридических актов, а также на обобщение и передачу в связи с этим накопленного социального и правового опыта.
Структура юридической практики:1) юридическая деятельность– это динамическая сторона юридической практики, элементами которой являются:
а) субъекты– это основные носители правовых отношений;
б) участники– это отдельные лица, которые содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций;
в) объекты– это то, на что направлена юридическая практика;
г) юридические действия– это акты субъектов и участников юридической практики, влекущие определенные юридические последствия;
д) юридические операции– это операции, представляющие собой совокупность взаимосвязанных юридических действий;
е) юридические средства –допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых достигается необходимый результат (общественные, специально–юридические, технические);
ж) юридический способ– это достижения результата посредством конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности;
з) результат,который представляет собой итог юридических действий и операций;
2) социально–правовой опыт– это сторона, которая состоит из устоявшихся предписаний, характеризующих социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Классификация юридической практики:
1) в зависимости от специфики юридической деятельности:
2) в зависимости от субъекта:
д) налоговая и т. д.;
3) в зависимости от функционального назначения:
Функции юридической практики– это основные и основанные на обобщенном опыте направления совершенствования юридической деятельности, права и социальной действительности.
Виды функций юридической практики:
1) общесоциальные:
2) специально юридические:
г) функция обновления и корректировки права.
85 Правомерное поведение: понятие и виды, уровни
Юридически значимое поведение– это
урегулированное правом, типичное, социально значимое, сознательно–волевое, влекущее юридические последствия поведение субъектов.
Признаки юридически значимого поведения:
1) содержание из поступков, которые выражены внешне в форме физических телодвижений, словосочетаний либо иной совокупности действий, переходящих в целенаправленную деятельность;
2) наличие характера социально значимого, типичного, сознательно–волевого поведения;
3) внутренний (со стороны субъекта) и внешний (со стороны государства) контроль;
4) государственная оценка и официальное документальное закрепление в нормативных правовых актах;
5) четкое и детальное определение дозволения и запретов;
6) влечение юридически значимых последствий.
Разновидность юридически значимого поведения– это правомерное поведение, под которым понимают поведение, соответствующее норме права и не нарушающее ее.
Признаки правомерного поведения:
1) социальная значимость;
2) соответствие требования права;
3) обеспечение и поддержка государством;
4) выражение как в положительных действиях, так и в положительном бездействии;
5) контроль со стороны лица и государства;
6) наличие юридических последствий.
Виды правомерного поведения:
1) по степени социальной значимости:
а) необходимое,которое затрагивает основы жизнеспособности всего общества;
б) желательное,которое отвечает частным интересам общества и удовлетворяет потребности отдельных субъектов;
в) допустимое,которое имеет сомнительную общественную или индивидуальную пользу, но разрешено государством из–за высокой социальной значимости;
2) по личной мотивации:
а) в форме восприятияправовых норм как ориентиров поведения, наиболее целесообразных и соответствующих интересам общества;
б) в форме подчиненияправовым требованиям, но без внутреннего согласия либо наличия сомнений в справедливости этих требований (конформистское поведение);
в) в форме боязни субъектом наказания за другие варианты поведения;
3) по степени социальной активности субъекта:
а) обыденное,выраженное в повседневном правомерном поведении субъекта;
б) активное,выраженное в совершении положительного действия, но связанного с дополнительными затратами времени, сил, материальных средств и т. д.;
в) пассивное,выраженное в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от использования субъектом принадлежащих ему прав и свобод.
86 Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение — это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, обязанным понести меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей юридической нормы. Основные признаки правонарушения.
1) Правонарушение — акт поведения, выражающийся в фактическом действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.
2) Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые или добровольно.
3) Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
4) Правонарушение — действие противоправное, нарушающее требования норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет.
5) Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя).
6) Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом, т.е. человеком способным полностью осознавать свое поведение и нести за него юридическую ответственность.
7) Совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера адекватных причиненному вреду.
По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления и проступки следует четко разграничивать. Различаются они степенью общественной опасности.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
A) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства.
Б) Размер причиненного ущерба.
B) Способ, время и место совершения противоправного деяния.
Г) Личность правонарушителя.
Преступление — общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.
Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступления.
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и т. д.
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Дисциплинарный проступок — нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.
Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений.
Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленных законом процедур, осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.
87 Юридический состав правонарушения: понятие, характеристика его элементов
Состав правонарушения – система типичных и наиболее важных признаков отдельных разновидностей правонарушений, которые необходимы и достаточны для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.
Элементы юридического состава:
1) объект правонарушения – регулируемые иохраняемые государством общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние и которым причинен вред.
Виды объектов правонарушения:
а) общий– общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом;
б) родовой– группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель;
в) непосредственный– конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, предметы материального мира, на которые осуществляется посягательство, и др.;
2) объективная сторона правонарушения– внешняя сторона противоправного деяния, которая включает в себя:
а) действие либо бездействие,указывающее на способ совершения правонарушения;
б) вред,который причиняется деянием;
в) причинно–следственную связь,которая существует между противоправным деянием и наступившими последствиями, т. е. вредом;
г) время, место, орудие совершения правонарушения– факультативные признаки;
3) субъект правонарушения– это лицо, совершившее правонарушение. Субъектом могут быть организация либо деликтоспособное и вменяемое лицо, достигшее предусмотренного законодательством возраста.
Специальный субъект– должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинский работник;
4) субъективная сторона правонарушения– это внутреннее выражение правонарушения, которое характеризуется наличием вины, т. е. психического отношения лица к совершенному правонарушению.
Формы вины:
а) умысел:
– прямой,при котором лицо осознает общественно опасный характер деяния, предвидит общественно опасные последствия и желает их наступления;
– косвенный,при котором лицо сознает общественно опасный характер деяния, предвидит общественно опасные последствия и не желает их наступления, но сознательное допускает;
б) неосторожность:
– легкомыслие,при котором лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;
– небрежность,при которой лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий деяния, хотя при необходимости, внимательности, предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Источник