Типы партий способы их классификации

Типы партий и основные способы их классификаций.

1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это — организационно рыхлыеассоциации “нотабелей”, и первичные организации здесь простоотсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партияВеликобритании в 19в.2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Этоцентрализованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то жевремя допускающее “горизонтальные связи” между низовыми подразделениями.3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. “Ячейки”создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или потерриториально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят попреимуществу “вертикальный” характер: “сверху” идут директивы, “снизу”- отчетыоб их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строгоцентрализованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активноучаствовать в их работе.4. Партии-милиции имеют военизированную структуру с её главнойотличительной чертой — принципом единоначалия. Такие партии встречаютсядостаточно редко. В качестве примеров можно привести штурмовые отряды вГермании (хотя сама НСДАП была партией секционного типа), террористическиеорганизации, а также некоторых стран, в которых десятилетиями длится война(Ливан, Северная Ирландия).Максимально абстрактное определение политической партии — организация,борющаяся за власть. Попытка конкретизировать это определение приводит кследующим выводам.Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийныхструктур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии,различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности,организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партииотличаются прежде всего многочисленностью состава.Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов.Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательнуюнаправленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства вмассовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постояннойпрофессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийнойорганизации. Иное дело — кадровые партии. Это объединение так называемых“нотаблей” с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбраннымипредставителями.Различают несколько категорий “нотаблей”. Во-первых это люди, которые своимименем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают емуголоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих,финансисты.Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, ав промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствиеммеханизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется“нотаблями”, причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех,кто от имени партии участвует в правительстве.Ряд партий рассматривают, полумассовые как промежуточный тип, не имеющиесвоего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективныхчленов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. Сфинансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходыпокрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партиюна правах коллективного членства). 25. партийные системы и их типологии.Партии в процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной системой. Участники партийной системы — все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Таким образом, партийная система общества — это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые чаще всего называются блоками и коалициями. В политологической литературе на типологию партийных систем есть различные точки зрения. Согласно одной из них существуют буржуазно-демократическая, фашистская, авторитарная и социалистическая системы. Иногда выделяется и переходная партийная система. Однако на современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии, — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу все партийные системы делятся на одно, двух и многопартийные. Однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР). В однопартийной системе существующая партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть. В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывается на развитии демократических структур. Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой. Каждая из них в состоянии самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правящей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпартийной системы являются США и Великобритания. Много партийная система характеризуется тем, что в ней реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создается коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента. Многопартийные системы свойственны, например, политической жизни Италии, Бельгии, Голландии. Известно, что в борьбе за власть участвуют союзы, блоки партий. Партии, выступающие вне этих блоков, практически не имеют шансов на победу в борьбе за власть. Об этом убедительно свидетельствует опыт политической жизни Франции последних десятилетий, где накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока — правых и левых сил. В некоторых странах в условиях двух и многопартийности действует и так называемая система кооперирования партий. Ее сущность состоит в том, что конкурирование партий между собой ведется только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сотрудничеством. Такой ситуации чаще всего содействуют установившееся равновесие политических сил, выдвижение на первый план общих интересов страны, например защиты отечества в связи с угрозой войны и т.п. Существует и так называемая система номинации. Для нее характерно наличие партии, занимающей особое место в политической жизни государства, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго (десятилетие и более). Такое возможно при отсутствии коалиции, слабости оппозиции со стороны других политических партий, наличии избирательной системы, отдающей предпочтение традиционно влиятельным партиям и др. Системы номинации действуют, к примеру, в Индии, Швеции, Японии. Свои особенности развития имела партийная система бывших социалистических стран. На первом этапе ее возникновения обозначилась тенденция к функционированию так называемой системы кооперирования партий. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин впоследствии она не привела к установлению подлинной и устойчивой многопартийности в странах социализма, в том числе и в бывшем СССР. Необходимо отметить, что типология партийных систем не является универсальной, ибо они постоянно изменяются в соответствии с изменениями в общественном строе государств. Примером тому может служить преобразование партийных систем в бывших странах социалистического содружества и СНГ. В этих государствах происходят глубокие преобразования экономической, социальной и политической структур общества, идет процесс перехода от одно-партийности к многопартийности. Сложно и многотрудно формируется современная партийная система Республики Беларусь 26. становление многопартийности в России и РТ.Становление многопартийности в России. Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть — демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью. Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют «неформальной волной» (1986 — весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек).Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых «общественных инициатив», явился следствием изменения внутри — и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация «неформалов» в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики «широкого общественного диалога». Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ. Волна «народофронтовского» движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно «неформалами» была использована официальная кампания — подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как «оплота антиперестроечных сил», предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.К этому периоду относится появление первых «партий». Они являлись по сути теми же «неформальными» группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения «клубами» и «группами» того, что они превращаются в партии.1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов «народные фронты» предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.В конце 1990 — первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование «партия», составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями. 27. непартийные общественно-политические организации и их участие в политической жизни.Общественная организация — основанный на членстве вид доброволь­ного объединения граждан для удовлетворения своих интересов и достижения определенных целей, осуществляющего деятельность на основе самоуправле­ния и самостоятельности. Наиболее массовыми общественными организациями являются профессиональные союзы, объединения молодежи. Среди современ­ных международных молодежных организаций наибольшую известность полу­чили: Международная ассоциация студентов, изучающих экономические и коммерческие науки (АЙЕСЕК); Международное молодежное и студенческое движение в поддержку ООН (ИСМУН); Международный союз студентов (МСС); Атлантическая ассоциация молодых политических лидеров (ААМПЛ).Общественные движения — форма коллективной активности, противо­поставляющая официальному политическому курсу существенно отличные оценки социально-политической ситуации, принципиально другое видение приоритетных политических целей и путей их достижения. В своем развитии постепенно выходят за рамки деятельности, замкнутой на решении частных проблем, тяготеют к созданию параллельных структур воздействия на общест­венное сознание и политику. На высшем этапе обладают широкой социальной базой, могут иметь собственную идеологию, финансовые фонды (в том числе и международные). Общественные движения могут являться переходной формой от непартийной общественной организации к партии (например, «зеленые»).

Читайте также:  Приготовление бетонной смеси ручным способом

Группы интересов — негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на власть. Специфическими их чертами является наличие оп­ределенной организованности, устойчивого контакта со структурами власти и ее представителями, действий в защиту определенного группового интереса.

Лоббистские организации (англ. lobby — кулуары) — организации, вы­ражающие интересы различных социальных групп, политических сил, регионов и т.д. и оказывающие непосредственное прямое влияние на принятие политиче­ских решений. Могут существовать открыто при государственных структурах. Возникли первоначально в США, а затем распространились по другим странам. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 году. В Великобри­тании лоббистов называют парламентскими агентами. Лоббистские организа­ции имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, созда­ваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций состоит в налаживании контактов с политическими деятеля­ми и чиновника ми (вплоть до подкупа) и последующем влиянии на их решения.

Источник

Оцените статью
Разные способы