Дописьменная, письменная, экранная культура: основные особенности
Как правило, каждому этапу исторического развития соответствуют новые принципы знаковой фиксации реальности. Архаическое общество былобесписьменным, единственной формой коммуникации в нем была устная коммуникация. Устная коммуникация была тесно связана с традиционным типом передачи информации. Здесь информация была аккумулирована в человеческом опыте и представала в неотчужденном в знаковую форму вербальном варианте и, естественно, ориентировалась на воспроизводство. Новая информация оказывалась здесь невозможной как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.
Коммуникация в дописьменном обществе выполняла целый ряд социальных функций, обеспечивая общность смыслового и ценностного поля, осуществляя социальную и культурную идентификацию, укрепляя общественные связи и культурные приоритеты. Здесь обширные мифопоэтические комплексы, хранящиеся в коллективной памяти, выступали как наиболее эффективное средство сохранения информации и борьбы с ее рассеиванием. В условиях минимальной изменяемости социально-экономических отношений подобная инертность информационной среды полностью отвечала задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора предавалась «суду истории» и переосмысливалась. В качестве критериев адекватности действий выступала их многократная повторяемость. При этом ведущими принципами организации информации становятся повторы, неявное цитирование, варьирование, создающие эффект замедления, торможения, остановки времени, необходимой для активизации восприятия и выделения основного содержания и идеи. Как известно, этот информационный парадокс исследовал в свое время Ю. Лотман, доказавший, что в канонических культурахпростое воспроизведение текста приводит к активизации сознания и формированию нового информационного поля. И в этом смысле архаический человек не знал действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, а его жизнь выступала как непрерывное повторение действий, открытых другими.
Сакральная информация служила в архаическом обществе своеобразным сводом примеров нравственного поведения, удерживая социум от мутаций не только поведенческих, но и ценностных, мировоззренческих. Основной задачей текста в подобных условиях являлась не столько генерация новых смыслов, сколько налаживание механизмов культурной памяти.
Появление письменности, как правило, соответствует появлению цивилизациикак социального устройства, обладающего сложной социальной иерархией, обширными дифференцированными знаниями, развитыми законами и пришедшего на смену дикости и варварству. Можно утверждать, что потребности цивилизации практически неизбежно вызывают появление письменности. Как отмечает Ю. Лотман, представить развитую цивилизацию в качестве бесписьменной, не обладающей знаковой системой для фиксации жизненно важной и достаточно объемной и дифференцированной информации, с позиции современного исторического знания невероятно сложно. Но это не исключает и существования цивилизаций с иными способами фиксации знаний, бесписьменных.
Письменная цивилизация, пришедшая с изобретением в Греции около VII в. до н.э. алфавита, стала основываться на принципиально иных, нежели дописьменная архаическая эпоха основаниях. Эти различия касаются и словаря (абстрактные — конкретные понятия, однокоренные — многокоренные слова) и синтаксиса (простые — сложные предложения). Отделение самой информации от производящего ее субъекта привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Рациональность стала определяющим понятием для античной и в еще большей степени европейской цивилизации Нового времени, демонстрирующей отказ от традиционализма.
Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципырациональности,детерминизмаи линейности и основывались на оригинальности, новационности и сложности. Научный текст стал выступать безусловно приоритетным по отношению к религиозному и относительно приоритетным по отношению к художественному. В это время была окончательно осознанаценность личности и утвердилось значение авторства, где автор начинает доминировать над читателем, не позволяя ему вторгаться в текст, исправлять, добавлять, искажать его, допуская при этом лишь его пассивное восприятие. Это перераспределение функций автора и потребителя, который воспринимает информацию исключительно умозрительно, никак не проявляя собственной активности, ярко иллюстрирует широко известный пример об удивлении св. Августина от чтения монахов, которые читали не вслух, а лишь шевеля губами. Значение бесписьменной культуры в это время существенно снизилось, народное стало восприниматься как простонародное, а специализированное знание доминировать над знанием традиционным, бытовым, повседневным.
Современную культуру часто называют «экранной культурой», сменившей устную и письменную культуру. Новый этап развития цивилизации, становящейся«цивилизацией видения», «цивилизацией экрана», связан с новейшими открытиями в области коммуникационных технологий, которые самым непосредственным образом отражаются и на характере воспроизводства культуры, методах ее трансляции. Провозвестником этого «революционного опыта» в практике тиражирования становится эстетическое и теоретическое равенство первого и n-ного отпечатка, ставшее возможным в эпоху НТР и проявившее себя в таких видах искусства, как фотография, кинематограф, фонозапись, где тираж начинает обозначать если не высокое художественное качество, то признание и популярность. В 1894 г. был показан первый кинофильм, в 20-х гг. появляются первые системы радиовещания, в 30-х гг. — телевидения, необычайно распространившиеся после Второй мировой войны. Однако базисом новой цивилизации, обусловившим стремительное изменение ее облика, стало изобретение микропроцессора, когда в 1971 г. корпорацией «Интел» была произведена первая партия нового поколения интегральных схем. С этого момента микропроцессоров выпущено уже 15 млрд. Если первый процессор «4004» имел 2300 транзисторов и 0,06 млн инс. в сек, то Pentium Pro — 5,5 млн транзисторов и 300 млн инс. в сек., а Pentium Pro mx — 8 млн транзисторов и 500 млн инс. в сек [1] . В 2011 г. «Интел» планирует выпуск процессора «1286» с 1 млрд транзисторов и 100 000 млн инс. в сек., однако научно-технический процесс развивается столь стремительно, что может внести коррективы даже в столь перспективные замыслы. Экран сменил книгу в том сысле, что наиболее эффективным способом передачи информации стали те, что связаны с компьютерными технологиями. Сначала телевидение, а затем персональный компьютер стали теми универсальными средствами передачи универсальной же информации (начиная от самых сложных вычислений и заканчивая экранными формами развлечений), которые заменили книжные тексты с их письменной формой фиксации.
Переход от текста к экрану имел прямым следствием изменение особенностей мышления. Книжная культура связана со словом, суть которого — в его способности превращать явления в идеальные образы, создавать мир эйдосов, порождающих моделей, мир логоса, которое у греков означало одновременно и слово и ум. Слова обозначают не конкретные явления, а их обобщенные образы, и, когда мы читаем или слышим слово «дерево», мы мысленно представляем дерево, которое является зрительным образом, причем неизбежно различным у каждого человека. Представляя себе предмет, мы его мысленно конструируем,он нам не задан изначально, а создается в умозрительной реальности. Подобная способность рождать конкретные образы под влиянием определенной совокупности знаков, которой и является слово, а также настроенность на линейное последовательное прочтение подобных знаковых систем, формирует определенное мышление — абстрактное, связное и логичное.
Если за визуальным восприятием текста книги стоят абстрактные понятия, невидимые глазу значения и смыслы, то зрительные и звуковые образы экраннойкультуры самодостаточны и не требуют дополнительной дешифровки,их смысл — в них самих. Современный человек, потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность «видеть умом», т. е. мыслить и рефлексировать по поводу увиденного [2] , он утрачивает способность последовательно, логично, самостоятельно мыслить, а процесс восприятия информации при этом превращается в оперирование дискретными клишированными понятиями, дробными картинками, символами, с трудом обеспечивающими цельность разрозненным мозаичным образам, позволяющий произвести подмену воображения зрением. Человек, теряющий способность воспринимать письменный текст, вне зависимости от его желания утрачивает способность к независимому критическому восприятию, он начинает нуждаться в конкретных визуальных образах, картинках, а информацию, предлагаемую ему в формате экрана, он воспринимает как единственную истину, не нуждающуюся в осмыслении и подтверждении. Такой человек становится легко управляемым, несамостоятельным, манипулируемым извне, подчиняющися тому мнению, которое он воспринимает в формате экрана.
Вопросы для повторения
1. Кем и когда были введены в научную практику термины «индустриальное» и «постиндустриальное общество»?
2. Перечислите особенности индустриального общества.
3. Каковы основные черты постиндустриального общества?
4. В чем состоит специфика терминов «постиндустриальное» и «информационное общество»? Выступают ли они как взаимозаменяемые?
5. Какова специфика культуры постиндустриального общества?
6. В чем состоит суть концепции М. Маклюэна? Что такое «галактика» в понимании автора?
7. Что означают термины «киберпространство» и «вневременное время» в концепции М. Кастельса?
8. Изложите основы «волновой» теории Э. Тоффлера.
9. Каковы особенности «экранной» культуры? Что такое «зэппинг»?
Источник
Дописьменная культура
Глобальные типы культуры
В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) — от 50 — 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры — это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании.
Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический. Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифе не было разделения мира на реальный и ирреальный, естественный и сверхъестественный, объективный и субъективный. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он одушевлял природные явления и стихии, наделял их человеческими качествами — сознанием, волей.
В мифологии использовались разные типы знаков. Но они имели свои особенности, формировались по правилам мифологического культурного кода. Мифологический культурный код не проводил различий между знаком и объектом, который он замещал. Для современного человека различия между вещью и ее названием понятно и очевидно. Для первобытного человека связь между вещью и ее названием, человеком и его именем считалась реальной (а не произвольной, условной). Поэтому действия с предметами были равносильны действиям со словами. Этим объясняется то обстоятельство, что первобытный человек стремился оберегать свое и родовое имя от злых духов: имена скрывались, давались двойные имена, накладывался запрет на произнесение имен.
Мифологический культурный код, как и в случае со знаками — обозначениями, не делает никаких различий между знаком — моделью и объектом. Можно привести такой пример, подтверждающий это. Первобытные охотники делали профильные изображения животных и метали в них стрелы и копья. Изображение животного, т. е. модель, позволяла отрабатывать важнейшее практическое действие — попадание в цель на охоте. Кроме того, модель имела и религиозный смысл, она вбирала в себя магические ритуальные силы. Попадая в изображение животного, охотник считал, что он обретает некую власть над его двойником — живым зверем.
В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Считалось, что Солнце и Луна — это символы дня и ночи, света и тьмы, воскресения и умирания. Звезды и планеты символизируют небесную охоту. Символика мифа со временем получила свое воплощение в числах и геометрических фигурах. Так, одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Кроме того, круг символизировал замкнутый, повторяющийся цикл событий. Мифологический культурный код обеспечивал неизменность и закрытость традиционных культур. Одни и те же образцы, стереотипы воспроизводились, передавались из поколения в поколение. Образец поддерживался ритуалом. Ритуалы, магические действия, обряды совершались регулярно, постоянно и в них вовлекались все члены рода, любого возраста и пола.
Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:
Первые произведения изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространялись женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил 10 — 15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10 — 15 см. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины- матери. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль возник в бронзовом веке. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Изображения животных выполняли культовую функцию, имели магическое назначение. Поэтому процесс их создания представлял собой своего рода обряд: такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Однако, чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 — 2 метров. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в 19 веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем 280 м в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. В самой уникальной части пещеры — «зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля — Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле — Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню или кости); рельефы и барельефы.
Источник