РД 31.41.07-82 Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при загрузке-разгрузке крытых вагонов
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
ИНСТРУКЦИИ ПО ТИПОВЫМ СПОСОБАМ
И ПРИЕМАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
КОМПЛЕКСАХ МОРСКИХ ПОРТОВ
МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»
Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) — Ленморниипроектом
Руководитель разработки — канд. техн. наук
Ответственный исполнитель разработки
Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) — Черноморниипроектом
Зав. лабораторией технологии и эксплуатации портов — канд. техн. наук
Ответственные исполнители разработки:
И.о. главного инженера
Министерством здравоохранения РСФСР
Заместитель Главного государственного санитарного врача РСФСР
Управлением эксплуатации флота и портов ММФ
Начальник Управления эксплуатации флота и портов ММФ
МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА
(МИНМОРФЛОТ)
от 06.07.1982 г.
№ ГФ-5/2533
РУКОВОДИТЕЛЯМ
ОРГАНИЗАЦИЙ И
ПРЕДПРИЯТИЙ ММФ
Управлением эксплуатации флота и портов ММФ утверждены руководящие документы (РД) единой системы технологической подготовки производства морского порта (ЕСТПП МП) со сроком введения с 15 июля 1982 г.:
РД 31.41.06-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ с применением грузозахватов»;
РД 31.41.07-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при загрузке-разгрузке крытых вагонов»;
РД 31.41.08-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при загрузке-разгрузке полувагонов (платформ)»;
РД 31.41.09-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при загрузке-разгрузке платформ автомобилей»;
РД 31.41.10-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при внутрипортовом транспортировании грузов»;
РД 31.41.11-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при складировании грузов»;
РД 31.41.12-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при формировании и расформировании пакетов грузов на поддонах»;
РД 31.41.13-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при перегрузке пакетов грузов на поддонах»;
РД 31.41.14-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при установке перегрузочных машин в грузовые помещения судов и на столы-рампы»;
РД 31.41.15-82 «Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при установке пневмоперегружателей и прокладке трасс трубопроводов для перегрузки зерна».
Инструкции устанавливают типовые способы и приемы выполнения основных и вспомогательных погрузочно-разгрузочных работ на универсальных перегрузочных комплексах морских портов и предназначены для работников, осуществляющих, организующих и обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы в портах Минморфлота.
Для внедрения руководящих документов
1. Начальникам портов ММФ:
1.1. Включить в РД комплекты рабочей технологической документации.
1.2. При появлении новых прогрессивных типовых способов и приемов работ, не предусмотренных указанными Инструкциями, либо при обоснованной необходимости изменения типовых способов и приемов работ, вызванной специфическими условиями порта, обеспечить их разработку в соответствии с РТМ 31.0007-76.
1.3. При необходимости обеспечить корректировку рабочей технологической документации портов.
2. Директору Ленморниипроекта
Обеспечить контроль за исполнением настоящего директивного письма.
Начальник Управления
эксплуатации флота и портов
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТИПОВЫМ
СПОСОБАМ И ПРИЕМАМ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ ПРИ ЗАГРУЗКЕ-РАЗГРУЗКЕ
КРЫТЫХ ВАГОНОВ
Письмом УЭФиП ММФ от
6.07 1982 г. № ГФ-5/2533 срок
введения в действие установлен
с 15.07 1982 г.
Настоящая инструкция устанавливает типовые способы и приемы выполнения основных и вспомогательных работ при загрузке-разгрузке крытых вагонов.
Специфические для данного порта и не вошедшие в настоящую инструкцию способы и приемы работ должны устанавливаться в рабочей технологической документации портов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Загрузка-разгрузка крытых вагонов тарно-штучными грузами выполняется:
при использовании погрузчиков для внутривагонных работ — с применением стационарных рамп и столов-рамп;
при загрузке вагонов вручную — с применением стационарных рамп, столов-рамп и грузовых столов.
1.2. Загрузка крытых вагонов (универсальных либо специализированных) сахаром-сырцом и зерном насыпью выполняется с применением специальных бункерных устройств — передвижных и переносных.
1.3. Загрузка крытых вагонов должна производиться с учетом максимально возможного использования их грузоподъемности и грузовместимости согласно установленным МПС техническим нормам загрузки вагонов.
Загрузка вагонов тарно-штучными грузами производится в соответствии со справочником МПС «Размещение и крепление грузов в вагонах» (М.: Транспорт, 1980).
1.4. При загрузке-разгрузке крытых вагонов необходимо учитывать следующие требования:
формирование штабеля в вагоне следует начинать от торцевых частей к просвету дверного проема с попеременной подачей груза в каждую из торцевых частей, а затем — в зоне междверного пространства от нерабочей двери к рабочей;
расформирование штабеля груза в вагоне должно производиться в обратной последовательности;
грузы в вагоне следует размещать таким образом, чтобы обеспечивалось свободное открывание дверей вагона с обеих сторон, для чего тарно-штучные грузы укладываются в междверном пространстве на расстоянии 25 см от дверей вагона, лесоматериалы — на расстоянии 15 см; при устройстве в дверном проеме ограждений допускается укладка грузов вплотную к ограждениям.
1.5. При совместной перевозке в одном вагоне грузов с различной массой и (или) упаковкой отдельных мест грузы с большей массой (потребительские свойства которых не снижаются при деформации) или в прочной упаковке следует укладывать в нижних ярусах вагонного штабеля.
1.6. При загрузке вагона грузами, габаритные размеры отдельных мест которых или пакетов из них не кратны внутренним размерам кузова, штабель следует формировать таким образом, чтобы свести к минимуму зазоры между грузовыми единицами, а также между вагонным штабелем груза и внутренней обшивкой кузова. При необходимости грузы в вагонном штабеле во избежание его развала, а также навала на двери вагона следует крепить способом, указанным в рабочей технологической документации портов.
2. ТИПОВЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАБОТ ПРИ ЗАГРУЗКЕ-РАЗГРУЗКЕ КРЫТЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВАГОНОВ ТАРНО-ШТУЧНЫМИ ГРУЗАМИ
2.1. Загрузка-разгрузка вагона с использованием погрузчика для механизированного формирования (расформирования) вагонного штабеля
2.1.1. Груз, предназначенный для подачи в вагон, устанавливается краном либо погрузчиком на рампе (столе-рампе) у вагона с таким расчетом, чтобы обеспечивалась зона для свободного и безопасного маневрирования вагонного погрузчика (в дальнейшем — погрузчика) при расформировании «подъема» и перемещении груза в вагон. При необходимости «подъем» может быть установлен на поворотный круг или на подкладки для возможности расформирования его погрузчиком с вилочным грузозахватом (ГЗ).
2.1.2. «Подъем», установленный на рампе, при невозможности подачи его в вагон целиком расформировывается погрузчиком либо вручную.
При расформировании «подъема» с помощью погрузчика его водитель, убедившись в отсутствии людей на пути следования, подъезжает к «подъему» и берет его часть на ГЗ. При необходимости рабочие вагонного звена подготавливают «подъем» для возможности расформирования погрузчиком (раздвигают с помощью ломиков или крючьев отдельные грузовые места, разворачивают «подъем» на поворотном круге и др.) либо стропят груз на ГЗ погрузчика.
При расформировании «подъема» вручную один или двое (в зависимости от массы места груза) рабочих перекладывают согласованными движениями по одному грузовому месту на ГЗ погрузчика или кантуют и устанавливают отдельные грузовые места в положение, удобное для захвата их рабочими органами погрузчика.
2.1.3. Перемещение груза от места расформирования «подъема» на рампе к месту укладки в вагонном штабеле и обратно выполняется погрузчиком, водитель которого, убедившись в отсутствии людей на пути следования и подав звуковой сигнал о начале движения, въезжает на вагонный мостик передним или задним ходом.
При возможности перемещения груза без маневрирования в кузове вагона водителю погрузчика следует въехать в вагон передним ходом к месту укладки вагонного штабеля, а выехать — задним ходом.
При невозможности перемещения груза без маневрирования в кузове вагона водителю погрузчика следует:
въехать задним ходом на достаточное расстояние в вагон с поворотом в противоположную от места укладки «подъема» в штабеле торцевую часть вагона и остановиться;
подъехать к месту укладки «подъема» в вагонном штабеле передним ходом.
Выезд погрузчика из вагона выполняется в обратной последовательности.
При обработке вагона двумя погрузчиками въезд второго погрузчика в вагон допускается только после выезда первого из вагона на рамповый грузовой фронт на расстояние не менее 2 м от дверного проема, вне зоны перемещения первого погрузчика.
Примечание . При неудовлетворительном техническом состоянии пола вагона на пути движения погрузчика на пол вагона следует укладывать специально приготовленные металлические листы с угловыми отверстиями («окнами») для ввода крючьев или других приспособлений. Порядок укладки листов установлен в п. 5.3.2.
2.1.4. Вагонный штабель формируется с помощью погрузчика, как правило, без участия рабочих. При необходимости установка груза производится с помощью рабочего-стропальщика, который во время движения погрузчика должен находиться вне зоны его перемещения, подойти к грузу только после полной остановки погрузчика, сориентировать и (или) отстропить груз вручную или с помощью приспособления (багра, крюка).
Формирование штабеля в торцевых частях вагона производится в следующем порядке (рис. 2.1):
грузы в первом вертикальном ряду устанавливаются поярусно, параллельно торцевой стене вагона в направлении от одной из боковых стен к другой, до требуемой высоты штабеля;
вплотную к ним в аналогичном порядке устанавливаются грузы во втором и последующих вертикальных рядах, количество которых зависит от размеров грузовых мест, длины вагона и свободной площади, необходимой для маневрирования погрузчика.
Формирование штабеля грузов в средней части вагона производится в следующем порядке:
грузы в первом от нерабочего дверного проема вертикальном ряду устанавливаются поярусно, параллельно продольной оси вагона в направлении от одной из торцевых частей штабеля к другой или поочередно от торцевых частей штабеля к поперечной оси вагона, до высоты дверного проема;
вплотную к ним в аналогичном порядке, но до требуемой высоты штабеля устанавливаются грузы во втором и последующих вертикальных рядах (кроме последнего);
последний вертикальный ряд у рабочей двери формируется аналогичным образом на высоту дверного проема.
2.1.5. При механизированном формировании вагонного штабеля необходимо учитывать, что:
грузовые единицы, габаритные размеры которых кратны внутренней ширине кузова вагона, устанавливаются в штабеле вплотную к стенам вагона и друг к другу;
грузовые единицы, габаритные размеры которых не кратны внутренней ширине кузова, а также грузы, образующие неустойчивый штабель, устанавливаются (укладываются):
в торцевых частях вагона — с созданием искусственного наклона штабеля к торцевым стенам, для чего грузы в первом от торцевой стены горизонтальном ряду устанавливаются (укладываются) на расстоянии 10 — 30 см от нее, а в вышележащие горизонтальные ряды грузовые единицы устанавливаются (укладываются) с постепенным приближением к стене таким образом, чтобы грузы верхнего ряда штабеля располагались вплотную к торцевой стене;
в средней части вагона — таким образом, чтобы обеспечить устойчивость штабеля.
2.1.6. При необходимости грузы в вагонном штабеле следует устанавливать на сепарацию из досок или горбыля толщиной 20 — 30 мм, которая при использовании погрузчика с боковым или кулачковым ГЗ (или погрузчика со стрелой) укладывается на пол вагона и на нижележащие ярусы груза следующим образом:
в торцевых частях — параллельно торцевым стенам вагона так, чтобы края прокладок упирались друг в друга и в боковые стены вагона;
в средней части вагона — параллельно его продольной оси так, чтобы края их упирались в ребра прокладок, уложенных ранее в торцевых частях штабеля.
Каждое грузовое место должно устойчиво опираться на две прокладки.
2.1.7. Расформирование вагонного штабеля и перемещение груза производятся в порядке, обратном изложенному в пп. 2.1.3 и 2.1.4, по мере расформирования штабеля. Сепарационные материалы в процессе расформирования штабеля выносятся из вагона и укладываются в специально отведенном месте.
2.2. Загрузка-разгрузка вагона при формировании (расформировании) вагонного штабеля вручную
2.2.1. Груз, предназначенный для подачи в вагон, устанавливается:
а) краном или погрузчиком на стационарную рампу, стол-рампу или грузовой стол:
непосредственно против дверного проема — при загрузке торцевых частей и междверного пространства вагона в районе нерабочей двери;
на расстоянии 0,5 — 0,7 м от проема двери — для загрузки остальной части междверного пространства;
б) погрузчиком — в междверном пространстве вагона на пол или на роликовую тележку так, чтобы центр «подъема» располагался на одной вертикальной оси с центром тележки.
При загрузке вагона грузами, штабель которых формируется поярусно горизонтальными рядами, «подъем», сформированный в ковше или на листе с отбортовкой, устанавливается погрузчиком в дверном проеме так, чтобы ковш или лист опирался на пол вагона в междверном пространстве или на нижележащий ярус груза.
Погрузчик не должен при этом производить каких-либо рабочих движений до полного расформирования «подъема».
2.2.2. Перед началом и в процессе ПРР рабочие должны убедиться в безопасном положении ног и устойчивости опоры под ними.
2.2.3. Расформирование «подъема», в зависимости от массы и свойств составляющих его грузовых мест и способа укладки их в вагонном штабеле, производится следующим образом:
отдельное грузовое место массой до 80 кг, укладываемое в штабель вручную, рабочий или двое рабочих (в зависимости от массы места) захватывают за противоположные края, приподнимают над «подъемом» и переносят к месту укладки в штабеле и т.д. до полного расформирования «подъема»;
отдельные места груза в кипах и тюках массой 80 — 250 кг, укладываемые в штабель методом кантования, двое рабочих с помощью ломиков или крючьев согласованными движениями «от себя» отделяют от «подъема», а затем согласованными движениями «от себя», при необходимости используя ломики или крючья, кантуют его к месту установки (укладки) в вагонном штабеле и т.д. до полного расформирования «подъема»;
отдельные места груза в бочках (барабанах) массой до 250 кг, перемещаемые способом перекатывания, рабочий (при массе отдельного грузового места 50 — 79 кг) или двое рабочих (при массе 80 — 250 кг) согласованными движениями «от себя» перекатывают, используя при необходимости ломики или крючья.
Бочки, установленные в положение «на торец», перед перекатыванием кантуют в положение «на образующую» и при необходимости вторично кантуют в положение «на торец» на месте установки в штабель вручную либо с применением рычага-кантователя движением «от себя».
«Подъем» из грузов в прочной таре правильной цилиндрической формы, уложенных в положение «на образующую» в ковше или на листе с отбортовкой, поданный к вагону погрузчиком, допускается расформировывать в междверном пространстве наклоном рамы грузоподъемника внутрь вагона таким образом, чтобы ковш или лист своим свободным краем устойчиво опирался на пол вагона либо на ранее уложенный ярус груза; рабочие вагонного звена должны при этом находиться вне зоны скатывания груза.
2.2.4. Формирование вагонного штабеля с поштучной укладкой (установкой) каждого грузового места производится уступообразно либо поярусно.
В торцевых частях вагона формирование штабеля следует производить одновременно двумя звеньями рабочих по 2 — 3 чел. в каждом, причем при необходимости и для возможности безопасного их перемещения на ранее установленный (уложенный) груз следует укладывать межъярусную сепарацию из досок, обрезков или горбыля достаточной ширины и толщины.
2.2.5. Уступообразное формирование штабеля (рис. 2.2) рекомендуется выполнять в следующем порядке:
первый вертикальный ряд штабеля формируется поярусно вдоль торцевой стены вагона (зона А) из грузовых мест, последовательно устанавливаемых (укладываемых) от одной боковой стены вагона к другой вплотную к ним и друг к другу на высоту Н, величина которой приведена в таблице:
Источник