Шпаргалка по политологии.
9. Типология власти.
Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Источник
Типология власти по способам организации власти
9. Типология власти
Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Источник
Типология власти по способам организации власти
Татьяна Юрьевна Шапкарина
Шпаргалка по политологии
1. Политология как научная дисциплина
Термин «политология» этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике.
В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:
1) производственная (экономико-хозяйственная);
Каждая из них имеет свою структуру, функции, ценности, нормы и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов. Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.
1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.
2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.
3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.
Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.
1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.
2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.
3. Правовое государство и гражданское общество.
4. Формы правления и территориального устройства.
5. Типы избирательных систем, выборный процесс.
6. Политические конфликты и способы их разрешения.
7. Современные политические технологии.
8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.
Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.
1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.
2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.
3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.
4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.
5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.
6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.
7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.
2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук
Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д.
Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, что надо сохранить и что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.
История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.
Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.
По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституции. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.
Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).
3. Функции и методы политологии
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
Источник
Типология власти
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса.
Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках :
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
8. Политическая элита: определение, структура, типология, функции.
Элита политическая — особая группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах.
В структуре политической элиты можно выделить высшую, среднюю и маргинальную элиты.
Высшая элита непосредственно влияет на принятие властных решений, значимых для всего общества. К ним относятся ведущие политические руково дители и те, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (окружение президента, премьер-министра и др.).
Средняя элита формируется, в том числе из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и т. д.
Функции.
* Функция стратегическая — заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Эта функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты (главой государства, парламентариями, министрами) с использованием специалистов и результатов научных исследований.
* Интегративная функция — заключается в обеспечении целостности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, во избежание социально-политических конфликтов, нахождении оптимальных вариантов их решения в случае возникновения.
* Мобилизационная (организаторская) — заключается в необходимости мобилизации масс для выполнения принятых решений и поставленных задач, практического осуществления определенного политического курса.
* Функция выражения и представительство в политической системе общества социальных интересов. На институциональном уровне эта функция наиболее полно проявляется в деятельности политических партий и групп интересов, а на персонализированном — в политическом лидерстве.
9. Политическое лидерство: определение, типология, функции.
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:
§ лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;
§ лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;
§ лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;
§ лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.
1. Диагностическая функция.
«Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.
2. Директивная функция.
Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.
3. Мобилизационная функция.
Это и «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом.
10. Политические идеологии: понятие, структура, функции. Основные политические идеологии (либерализм, консерватизм, социализм).
Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.
Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.
Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:
§ теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
§ программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
§ актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.
Политической идеологии присущи следующие функции:
§ выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
§ внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
§ интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
§ организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
§ обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
§ легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.
11. Либерализм: основные принципы и направления.
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.
Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.
Основные принципы либерализма:
– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;
– разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;
– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);
– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;
– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.
12. Консерватизм: основные принципы и направления.
Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан.
Основные идеи консерватизма:
– трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения;
– идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности;
– признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;
– негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям;
– отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей;
– государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия;
– политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти;
– приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций).
Источник