Типология технологий социальной работы
Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств.
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую функцию
в) выполняет ориентировочную функцию.
Существует следующая классификация социальных технологий:
¦технологии поиска стратегии управления;
¦технологии социального моделирования и прогнозирования;
¦обучающие инновационные технологии;
¦технологии прошлого опыта.
уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
¦технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
Проблемы технологизации процессов социальной работы.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:
— технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);
— технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
— технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, которые имеют своей целью возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, возможно выделение технологий деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, в предразводной семье и т. д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями деятеля. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей, в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.
Источник
Типы социальной деятельности
Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.
Понятие, структура и функции социальной деятельности.
Типы социальной деятельности.
Социальные движения и институты.
Понятие, структура и функции социальной деятельности.
Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.
Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.
Социальная деятельность осуществляет следующие функции:
1) воспроизводство человека как общественного существа;
2) преобразование природного и социального мира;
3) производство материальных и духовных ценностей.
Деятельность личности включает четыре вида отношений:
— отношение человека к предмету — ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;
— его отношение к другому человеку — к людям, их группам, обществу в целом;
— его отношение к природе;
— его отношение к самому себе.
Структура социальной деятельности включает четыре основных компонента: I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.
Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение).
Типы социальной деятельности.
В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:
1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);
2) познавательная (ее результаты в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);
3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);
4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;
5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;
6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей — художественных образов стилей, форм и т.д.;
7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;
8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;
9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;
10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;
11) природоохранная, связанная с охраной природы.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами. Втораянаправлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.
Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия — актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.
Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов — несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.
С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.
Источник
Типология технологий социальной работы
Как уже упоминалось, социальные технологии определяются как совокупность средств и методов воздействия на социальные процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:
· технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);
· технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
· технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, цель которых – возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, можно выделить технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.).
Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями социального работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.
Многообразие социальных технологий, по мнению И.Г. Зайнышева, обусловлено: обширностью социальных отношений и видов социального действия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий. Кроме указанных, к факторам, обусловливающим многообразие технологий социальной работы, относятся: междисциплинарный характер социальной работы; иерархичность системы управления и др. Упорядочить накопившееся знание о технологиях социальной работы, выявить сходства и различия, связи и соотношения между различными видами технологий позволяет типологический анализ.
Типологияявляется одним из научных методов, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной мо дели или типа. Суть этого метода заключается в классификации предметов или явлений по общности каких-либо признаков.
Необходимость использования этого метода возникает во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу объектами и процессами. Типология может основываться на понятии типа как основной логической единице членения изучаемой реальности, либо использовать другие логические формы: классификацию, систематику или таксономию.
Вопрос о типологии технологий социальной работы является дискуссионным. Типология производится по различным основаниям.
Е.И. Холостова, В.И. Курбатов и П.Д. Павленок выделяют: технологии социальной работы как науки– способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы; технологии социальной работы как учебной дисциплины– имеют обучающий, информационный характер; технологии социальной работы как особого вида деятельности– совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активстов, направленных на оказание уязвимым слоям и группам населения помощи, поддержки и защиты.
П.Д. Павленок отмечает, что социальная работа представляет собой целостную систему. Каждый ее элемент: объект, субъект, содержание, цель, средства, функции, управление – может служить основанием для типологии технологий социальной работы. Например, по объекту социальной работы выделяют: технологии социальной работы с молодежью, технологии социальной работы с инвалидами, технологии социальной работы с пожилыми людьми, технологии социальной работы с семьей, технологии социальной работы с вынужденными переселенцами, технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий, технологии социальной работы с военнослужащими и др. Поуровню квалификации субъекта социальной работы: простые (доступные неспециалистам), сложные (требующие наличия квалификации у специалиста) и комплексные (требующие наличия квалификации у специалистов разных областей) технологии. В зависимости от уровня управления: технологии государственные, региональные, местного самоуправления, трудового коллектива.
В.И. Курбатов, выделяет следующие типы технологий социальной работы: функциональные технологии(социальная адаптация, социальная диагностика, социальная профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество, социальная опека и попечительство и др.) и частные технологии(технологии социальной работы с семьей, с безработными, с молодежью, детьми и др.). Кроме того, им выделяются социономические технологии(информационные, правового обеспечения, политические и др.).
Е.И. Холостова технологии социальной работы делит на три группы: технологии диагностики; технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов и технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Указанным ученым отмечается, что возможно выделить технологии, цель которых – возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации).Каждая из указанных технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Как отдельный тип выделяются технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.).
Технологии социальной работы можно классифицировать и по степени новизны: инновационные и рутинные. По сфере применения: образовательные, медицинские, информационные, управленческие и др. Наиболее распространенным является разделение технологий социальной работы на следующие группы: общие (базовые, функциональные): социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальное проектирование, социальное прогнозирование и др. (содержание указанных технологий будет рассмотрено в последующих темах) и конкретные (частные)– технологии социальной работы с семьей, с пожилыми людьми, с дезадаптированными детьми и подростками, с инвалидами, с молодежью и др. Отдельно: междисциплинарные технологии социальной работы– психологические, организационно-управленческие, медико-социальные, социологические, социально-экономические, социально-педагогические и др.
Таким образом, вследствие разнообразия социальной жизни многообразны и технологии социальной работы. Типология технологий социальной работы может быть осуществлена по сфере применения, по объекту, по субъекту и т.д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов воздействия. Единой, универсальной типологии технологий социальной работы пока не разработано.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1494 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник