Политическое участие: определение, типы, уровни
Содержание:
Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.
Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.
Теории политического участия
Теория рационального выбора | – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды». |
Мотивационные теории политического участия | – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). |
Теории социальных факторов политического участия | – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д. |
«Мичиганская модель» электорального участия | – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. |
Психологическая школа | – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. |
Политическое поведение — деятельность субъектов политики, которая имеет за собою мотивы, которые напрямую влияют на взаимодействие политических субъектов.
Уровни и типы политического участия
- Реакция, выражена в негативном или положительном отклике, исходящая от деятельности политической системы и её элементов (институты, система, объекты и т.д.), которые не взаимосвязаны с деятельностью человека, где индивид принимает редкие участие.
- Деятельность, выраженная в процессе передачи полномочий подчинённым: выборы, референдум и т.д.
- Принятие участия в деятельности общественных организаций, имеющих политическую направленность: профсоюз, политические и общественные партии и т.д.
- Выполнение приписанных политических функций в политических институтах, в том числе СМИ.
- Деятельность, направленная на политический, идеологический и профессиональный контроль.
- Организация специализированных мероприятий, носящих внеинституциональный характер, где акцент ставится на перестройку господствующей политической системе.
Типология политического поведения
Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.
В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).
По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).
Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).
К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.
Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).
Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.
Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.
Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.
Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.
Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.
Источник
15.2. Типология политического участия
Политологи различают традиционные и нетрадиционные типы политического участия. К традиционному (иногда его называют ортодоксальным) типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, мобилизующего, как известно, значительные политические ресурсы.
Виды традиционного политического участия: подвергаться воздействию политических стимулов; голосовать; принимать участие в политической дискуссии; выражать публично общественное мнение с тем, чтобы убедить в его правоте других лиц; контактировать (лично или письменно) с политиком или представителем властной структуры; оказывать финансовое содействие партии или избирательной кампании того или иного кандидата в избранники; принимать участие в политических митингах; быть активным членом политической партии или организации[362].
Такая иерархия традиционного политического участия основана на учете интенсивности индивидуального обязательства, которого требует участие: она тем выше, чем менее частой является та или иная форма политического участия, возрастая от голосования, например, до финансовой поддержки.
Значительную роль в политической жизни любой из демократических стран играет голосование. Голосование является главным средством осуществления суверенитета народа и тем самым — демократии. С его помощью осуществляется выбор управляющих, т. е. тех, кто правит страной. Однако не менее важное значение имеет и то, что с помощью голосования выражаются суждения о политике в целом и ее основных характеристиках.
Процедуры голосования осуществляются на основе некоторых строгих правил. К ним относятся сами дефиниции избирателя и выборности, длительности срока мандата, размеров избирательного округа, способов подсчета голосов и их перевода в выборные места.
Существуют две основные системы голосования — мажоритарная и пропорциональная. Правда, встречаются и смешанные системы голосования. Вплоть до начала XX в. в мире господствовала мажоритарная система. Однако в 1899 г. в Бельгии, а в 1920 г. — в Германии утвердилась пропорциональная система. Ее достоинство — справедливость представительства избирателей в органах власти. Однако, в отличие от мажоритарного способа, пропорциональное представительство порождает парламентскую нестабильность и способствует многопартийности.
Способ голосования оказывает немалое влияние на процесс взаимодействия избирателей с политической системой. Один из ведущих французских политологов Ф. Бро выделил несколько проявлений указанного процесса взаимодействия.
Ясность ставок. Всеобщий характер голосования предполагает, что право голоса приобретают не только активные в политическом отношении граждане, но и те из них, кто является аполитичным. И от волеизъявления последних могут зависеть и результаты голосования. Отсюда вытекает чрезвычайно важная роль ясности ставок при голосовании. Они должны быть изложены в понятной и даже в упрощенной форме. Любому избирателю, к примеру, на понятном языке должны быть изложены либо успехи проводившейся политики, если они действительно имели место, либо обоснования нового пути развития.
Мажоритарное голосование в двухпартийной системе делает предельно ясным предполагаемый выбор как с точки зрения пути дальнейшего развития, так и с точки зрения определения персоналий грядущего политического руководства страны. Сложнее дело обстоит при пропорциональной системе голосования, при которой соперничают множество партий и программ, а также лидеров. Однако в случае появления в обществе одной крупной проблемы (кризис, война и т. п.) все остальные темы отходят на второй план, а все политические формирования определяются по отношению к этой одной проблеме.
Свобода выбора избирателя является своеобразным противовесом ясности ставок. При голосовании мажоритарным способом в один тур (Великобритания) свобода выбора является минимальной — одно из двух. В той же системе координат, но при голосовании в два тура (Франция) избиратель в первом туре может голосовать за «свою» партию, которая может и не быть претендентом на победу на выборах. И только во втором туре он использует возможность так называемого «полезного голосования». Нетрудно видеть, что выбор избирателя в данном случае значительно шире.
Справедливость представительства избирателей также связана со способом голосования. При мажоритарном способе дает о себе знать неравенство в представительстве избирателей в силу того, что проигравшие вообще не представлены в выборных органах. Немалое значение при этом имеет такая характеристика, как число округов. Чем их меньше, тем больше голосов избирателей работают «вхолостую».
Совсем иная картина при пропорциональном способе голосования. Он позволяет иметь в органах власти представителей всех более или менее влиятельных политических партий. С этой точки зрения пропорциональная система голосования является более справедливой и потому нередко определяется как более демократическая, хотя и ведущая к большей неустойчивости политической системы.
Влияние голосования на состав правящего большинства. Мажоритарное голосование в один тур, как мы уже отмечали, дает возможность наглядно видеть итоги выбора избирателей. Каждый может заранее предполагать воз
можного победителя. А после выборов сразу станет ясно, какая партия, какие лидеры возглавят политическое руководство страной. И избиратель ясно видит как «эффективность» выбора, так и свою возможность влиять на него.
Иная картина при пропорциональном способе. В этом случае правящее большинство зависит от договоренности «штабов» или руководителей политических партий после выборов. Причем эта договоренность осуществляется за спиной избирателя, а подчас и вопреки его выбору.
Близость избранника и избирателя — это еще одна значимая характеристика взаимодействия избирателя и политической системы. В демократическом обществе для управляемых имеется возможность быть представленными в органах власти. ощущение управляемыми своей представительности — важный момент легитимности политического режима, его социальной эффективности. в данном случае первостепенное значение имеет не столько различие между способами голосования, сколько персонализация процесса избрания. Избрание конкретного лица (например, президента) создает в глазах граждан иллюзорный или реальный человеческий контакт, лежащий в основе эмоционального или политического измерения поддержки. Это наглядно проявляется в небольших по территории и населению округах, где решающее значение имеют прямые связи избирателей с избранниками. И наоборот, голосование по спискам отдаляет избранников от избирателей1.
А Способы политического участия
При всей важности голосования в политической жизни участие в ней не сводится к нему одному. В политологии выделяются несколько типов политического участия, интенсивность которого зависит от степени обязательств, стиля отношений граждан с политической системой. Это наглядно демонстрирует приводимая ниже таблица.
Источник
Понятие и типология политического участия
Под политическим участием понимаются действия, осуществляемые индивидами или группами, с целью повлиять на управление государственными делами или на выбор политического лидера.
Люди и состоящие из них социальные группы далеко не одинаково вовлечены в политическую жизнь. Одни безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, для третьих политика является призванием и/или профессией.
Политическое участие может быть организованным или стихийным, законным или не законным, постоянным или эпизодическим, индивидуальным или коллективным.
По степени возрастания активности можно выделить следующие формы политического участия: голосующие на выборах; участвующие в деятельности политических партий и проводимых ими мероприятиях; профессиональная политическая деятельность; политическое лидерство. Специфической формой политического участия является абсентеизм(уклонение от участия в политической жизни). Возникнув в древней Греции, абсентеизм присутствует и в любом современном обществе (например, в выборах Президента США участвует примерно 50% электората,т.е. обладающих правом политического голоса. На выборах в Законодательное Собрание СПб (март 2007г. участвовало 33% избирателей). Абсентеизм имеет различные мотивы. Данный феномен может возникнуть как следствие неудовлетворенности собственной жизнью, так и как следствие ее удовлетворенностью. Парадокса здесь нет. В первом случае речь идет об утрате доверия к политическим институтам, а во втором – иллюзии ненужности политики из-за способности самостоятельно справляться с проблемами. Кроме того, по опросам общественного мнения, примерно треть граждан России полагают, что “выборы – это способ нечестным кандидатам обмануть население”.
Важно отметить следующее: рост в обществе доли апатичных людей, что мы в настоящее время имеем в России, свидетельствует о кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.
С точки зрения мотивации, политическое участие может быть автономными мобилизованным. Между ними имеется взаимосвязь. Тип поведения, первоначально возникший как проявление мобилизованного участия, может стать автономным и наоборот. Автономноеучастие характеризуется политическими мотивами: человек осознает степень важности предстоящего политического решения – выборы Президента, Губернатора, результатов референдума. Мобилизованное участие имеет в основе неполитические мотивы: личная материальная выгода от участия в избирательной кампании; исполнение гражданского долга; страх перед национализацией или денационализацией.
В зависимости от отношения к действующим в государстве законам различают конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное политическое участие.
Особым значением для политической системы общества обладают формы и способы политического участия, выражающие политический протест. Политический протест это разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретное действие органов государственной власти. Политический протест возникает при неэффективном осуществлении власти. Его формы могут быть как конвенциональными, так и не конвенциональными.
Все политические силы заинтересованы в привлечении молодежи. И сегодня мы наблюдаем активизацию участия молодежи в политической жизни России.
Современные молодежные проекты:
· Пропрезидентское движение «Наши» (реинкарнация движения «Идущие вместе»);
· «Молодая гвардия» партии «Единая Россия»;
· Протестная молодежная коалиция «Оборона» (в нее вошли молодежные организации «Яблоко», СПС и ряд других);
· Калькой с «оранжевой революции» на Украине является попытка создать молодежное движение «Пора»;
· Проведением флэш‑мобов заявил о себе «молодежный левый фронт»;
· Заметны такие молодежные организации, как «Ура» (партии «Справедливая Россия»), «Союз коммунистической молодежи», активисты «Национал‑большевистской партии» (НБП) и АКМ («Авангард красной молодежи»).
Конечно, данные и другие организации не равноценны даже по количественному составу, но все-таки, не означает ли этот процесс, что «лед тронулся»?
Источник