Типографский способ изготовления бланков
Вопрос: Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н был утверждён Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее — Регламент).
Согласно подп. 2 п. 27 Регламента основанием отказа в приёме документов от организации, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие печати данной организации в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом.
Регламент не раскрывает содержание понятия «бланк организации, изготовленный типографским способом».
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» в силу положений его части 1 «Область применения» является рекомендованным, т.е. не подлежит обязательному применению (на данное обстоятельство, например, неоднократно указывал Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 16.11.2005 N КА-А40/11036-05, 12.07.2006 N КА-А40/6102-06, 08.06.2006 N КА-А40/4806-06, 03.03.2006 N КА-А40/927-06).
Таким образом, в настоящее время отсутствуют нормативные акты, определяющие признаки, по которым можно однозначно определить признаки документа, изготовленного типографским способом.
Учитывая вышеназванное обстоятельство, а также принимая во внимание тот факт, что названная неопределённость прямым образом затрагивает право юридических лиц получать государственные услуги от налоговых органов, Заявитель просит дать следующие разъяснения:
— что есть «типографский способ изготовления документа»?
— должен ли такой документ быть изготовлен в специализированной организации (индивидуальным предпринимателем) или такой документ может изготовить сама организация при наличии соответствующего оборудования?
— по каким признакам налоговые органы будут определять, является ли бланк документом, изготовленным типографским способом или не является?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и по вопросу о содержании понятия «типографский способ изготовления бланков организации» сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, одним из оснований для отказа в приеме документов организации, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие печати этой организации в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом.
Бланк организации, изготовленный типографским способом, имеет свои обязательные реквизиты, порядок оформления которых определяет Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный документ устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов. Бланки, изготовленные типографским способом, нумеруются.
Полагаем, что исходя из содержания понятия «типографский способ изготовления бланков организации» следует, что эти бланки печатаются с использованием типографской техники, содержащей клише печати, а также с использованием соответствующей штемпельной краски.
Указанный Административный регламент не регулирует вопросы организации налогоплательщиком производства печатной продукции типографским способом, в том числе бланков организации, либо о приобретении этих бланков налогоплательщиком у соответствующей специализированной организации, а также вопросы проверки подлинности бланка, изготовленного типографским способом.
ВрИО директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики | С.В. Разгулин |
Обзор документа
Административный регламент ФНС России по информированию налогоплательщиков устанавливает, что в предоставлении данной государственной услуги может быть отказано в случае, если нет печати организации в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом.
Разъяснено, что бланк организации, изготовленный типографским способом, имеет свои обязательные реквизиты, порядок оформления которых определяет ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Такие бланки нумеруются. По мнению Минфина России, из содержания понятия «типографский способ изготовления бланков организации» следует, что эти бланки печатаются с использованием типографской техники, содержащей клише печати, а также соответствующей штемпельной краски.
Вопросы производства данных бланков налогоплательщиком или приобретения их у специализированной организации и проверки подлинности указанных бланков названным выше регламентом не регулируются.
Источник
РАЗЪЯСНЕНО ПОНЯТИЕ «ТИПОГРАФСКИЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА»
Одним из оснований для отказа в приеме документов организации, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие печати этой организации в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом.
Об этом Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13465.
В соответствии с п. 27 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, одним из оснований для отказа в приеме документов организации, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие печати этой организации в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом.
Бланк организации, изготовленный типографским способом, имеет свои обязательные реквизиты, порядок оформления которых определяет Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 »Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный документ устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов. Бланки, изготовленные типографским способом, нумеруются.
Из содержания понятия »типографский способ изготовления бланков организации» следует, что эти бланки печатаются с использованием типографской техники, содержащей клише печати, а также с использованием соответствующей штемпельной краски.
Указанный Административный регламент не регулирует вопросы организации налогоплательщиком производства печатной продукции типографским способом, в том числе бланков организации, либо приобретения этих бланков налогоплательщиком у соответствующей специализированной организации, а также вопросы проверки подлинности бланка, изготовленного типографским способом.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Источник
БСО: способ изготовления
«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2013, N 17
Оказывая услуги населению, хозяйствующий субъект вправе отказаться от применения контрольно-кассовой техники, выдавая заказчикам вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности. Данные бланки должны отвечать определенным требованиям. При этом, с одной стороны, законодательство устанавливает ограничение на способ изготовления столь «строгих» бланков. С другой — оказывается, они не такие уж и строгие.
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с помощью платежных карт с использованием бланков строгой отчетности утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 (далее — Положение).
Согласно данному документу по общему правилу форма БСО каждым хозяйствующим субъектом разрабатывается самостоятельно исходя из перечня обязательных реквизитов данного документа (Письмо Минздравсоцразвития России от 25 ноября 2008 г. N 9204-ВБ). Исключение — случаи, когда какое-либо госведомство наделено полномочиями по утверждению бланков БСО в регулируемой им сфере (п. 5 Положения), а также когда в отношении данного вида услуг еще до вступления в силу Положения были утверждены формы БСО в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171. В данном случае следует применять именно эти бланки (п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359).
Как уже упоминалось, Положение содержит перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать каждый бланк строгой отчетности. Кроме того, как следует из Письма УФНС России по г. Москве от 1 марта 2010 г. N 17-15/020721, БСО, помимо прочего, являются первичными учетными документами. Иными словами, при разработке бланка не следует забывать и об обязательном перечне реквизитов «первички».
В остальном же как содержание (дополнительные реквизиты), так и форма (шрифт, цвет и т.п.) БСО определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно (пп. «к» п. 3 Положения, Письма УФНС России по г. Москве от 12 марта 2009 г. N 17-15/022192, от 2 марта 2009 г. N 17-15/19792).
Для использования бланков на практике, очевидно, необходимо иметь достаточный запас таковых или возможность изготовить БСО в любой момент. Положение позволяет и то и другое, и все же в способах изготовления бланков хозяйствующий субъект далеко не свободен.
Типографская печать
Одним из способов изготовления БСО, который предоставлен хозяйствующим субъектам Положением, является их печать типографским способом. Как следует из Письма Минфина России от 19 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/13465, это значит, что бланки должны быть отпечатаны с использованием типографской техники, содержащей клише печати, а также соответствующей штемпельной краски. Конечно, в своих разъяснениях финансисты говорили об изготовлении бланков самой организации, а не о «кассовых» бланках, однако, что касается содержания понятия «типографский способ изготовления», особой разницы в данном случае нет.
Так, помимо прочего в Письме чиновники также указали, что бланк организации, изготовленный типографским способом, имеет свои обязательные реквизиты, порядок оформления которых определяет ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный документ устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов. Согласно ГОСТу бланки, изготовленные типографским способом, нумеруются.
Так и представители ФНС России, давая разъяснения относительно уже «кассовых» БСО, изготовленных типографским способом, в Письме от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ обратились к тому же ГОСТу. Исходя из п. 3.25 данного документа налоговики, в частности, пришли к выводу, что наносить на БСО такой обязательный реквизит, как печать организации, типографским способом недопустимо, поскольку оттиск печати, нанесенный на бланк заранее, не может заверять подпись, которая появится на нем позднее.
Таким образом, БСО, изготовленные типографским способом, также должны содержать дополнительные обязательные реквизиты. Однако все они перечислены непосредственно в Положении. В частности, речь идет о таких сведениях об изготовителе, как его сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер и год выполнения заказа, тираж (п. п. 4 и 9 Положения). Иной порядок может быть предусмотрен при утверждении формы БСО тем или иным госведомством. Но в любом случае а типографских бланках должны быть отпечатаны их серия и номер, проставленные непосредственно изготовителем. Их дублирование не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) документа.
К сведению! Согласно п. 8 Положения при заполнении БСО должно либо обеспечиваться одновременное оформление не менее одной его копии, либо бланк должен иметь отрывные части. Исключением являются случаи, когда:
- речь идет о форме бланка, утвержденной госведомством согласно п. п. 5 и 6 Положения;
- все реквизиты БСО заполняются типографским способом при изготовлении бланков;
- все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.
Очевидно, что данный способ изготовления БСО рассчитан на то, что хозяйствующим субъектом бланки отпечатываются в типографии заранее и обеспечивается их постоянный достаточный запас.
Автоматизированная система
Помимо типографского способа изготовления Положение допускает формирование БСО с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка и выпуска БСО должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
- автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
- при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Собственно говоря, информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять по запросу налоговых органов.
Исходя из таких требований к автоматизированной системе, представители Минфина прежде всего разъясняют, что обычный персональный компьютер и подключенный к нему принтер таковой не являются (Письмо Минфина России от 7 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-353). Ведь по существу, указывают чиновники, по параметрам функционирования автоматизированная система должна соответствовать требованиям, предъявляемым ко все той же контрольно-кассовой технике, чего простой компьютер обеспечить не может (Письма Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-365, от 26 мая 2009 г. N 03-01-15/5-255, от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43, от 25 ноября 2010 г. N 03-01-15/8-250). Более того, настаивают финансисты, соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки строгой отчетности, требованиям Положения должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (Письмо Минфина России от 6 марта 2009 г. N 03-01-15/2-96). Аналогичным образом в Письме от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ высказались и представители Федеральной налоговой службы.
Разве что в отличие от контрольно-кассовой техники автоматизированную систему нет необходимости ставить на учет в ИФНС. Об этом говорится в Письме ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@.
Источник