Типичные недостатки устной речи способы их устранения

Нарушение устной речи

Общие сведения

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа:

фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

темпоритмической организации высказывания;

Нарушения речи

Даные нарушения могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

Дисфония (афония) это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

Тахилалия это патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием: нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дислалия или нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.

Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.

Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про¬изношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

Развитие нарушения речи

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата. Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

Ринолалия это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

Читайте также:  Резерв по сомнительным долгам интервальный способ

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

Дизартрия

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.

Алалия и афазия

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.

Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов поврежден.

Афазия означает полную или частную утрату речи, обусловленнаю локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения речи при заболеваниях

Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:

неумение произносить тот или иной звук;

замена одного звука другим;

искажения имеющегося звука.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические, центральные поражения мозга и органические периферические причины:

поражение органа слуха;

морфологические изменения артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:

несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;

массивные и короткие подъязычные уздечки;

изменения формы и относительной величины челюстей;

патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.

Лечение

Необходимо учитывать, что три последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Достижения последних лет в области биологических, медицинских и других наук о человеке позволили более полно показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин в возникновении речевых расстройств. Был сделан акцент на необходимость комплексного, системного подхода в диагностике речевых нарушений.

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизмы речевых нарушений, возникающих под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка, что необходимо для выработки стратегии и тактики коррекции речевых расстройств, а также для прогноза их предупреждения.

Читайте также:  Способы восстановления основных фондов это

Бороться с проблемами речи помагают врачи-логопеды, педиатры и психологи. У каждого из специалистов разработан отдельный эффективный план по устранению недостатков речи.

Источник

Что вам мешает красиво говорить: 3 недостатка речи – и как их исправить

Как Маргарет Тэтчер изменила свой визгливый голос – и стала Железной леди

Сильвия Энн Хьюлетт экономист, основательница аналитического Центра инноваций в сфере талантов

Если для вас важно добиться успеха, придется научиться красиво говорить — это одно из обязательных качеств современного лидера. Что именно сделать — убрать акцент, исправить грамматические ошибки или сделать голос ниже — вам подскажут педагоги по ораторскому мастерству и постановке голоса. Да, исправить недостатки речи возможно и во взрослом возрасте — берите пример с Маргарет Тэтчер.

Способности к коммуникации определяются умением говорить. Эта точка зрения довольно четко показана в оскароносном фильме Тома Хупера «Король говорит!». По сюжету картины заика Берти (Альберт), сын короля Георга V, должен стать королем Георгом VI — после того, как в 1936 г. его брат Эдуард отрекается от престола.

Супруга Берти Елизавета прекрасно понимает, что речевые дефекты мужа мешают английскому народу увидеть в Альберте лидера, и нанимает ему логопеда, использующего, прямо скажем, весьма нетрадиционные методы. Обучение было мучительным и унизительным, но его итогом стал триумф: Альберт справился с заиканием и обратился к народу по радио с воззванием, в котором отразилась решимость нации дать отпор Гитлеру.

К счастью, большинству из нас не приходится бороться с парализующим заиканием. Однако почти все мы все-таки страдаем от недостатков речи, которые оказываются ничуть не менее разрушительными: это невнятность, грамматические ошибки, неприятный тембр голоса, акцент, «э-э» или «ну» после каждого третьего слова.

Всему можно научиться. Проблема лишь в том, что перед тем, как вы начнете исправлять ошибки речи, вам на нее еще должны указать.

Как избавиться от акцента

Гардинер не стал искать помощи извне: «Никто не выделил мне на это денег, а государство пока не запустило программу по исправлению нью-йоркских акцентов». Однако он принялся корректировать свой лонг-айлендский выговор и развил привычку постоянно прислушиваться к себе. «Всякий раз, общаясь с партнерами, я, прежде чем начать говорить, прокручиваю свою речь в голове, — объясняет он. — А как только сажусь обратно на место, по новой прослушиваю, как прошла беседа. Просто воспроизвожу ее в уме. Это сознательный процесс. Я постоянно над этим работаю, ведь в нашей профессии нет ничего важнее навыков устного общения».

Если вы разговариваете как провинциал, это может пошатнуть ваш авторитет. А вот британский акцент, если судить по результатам наших фокус-групп, способен творить чудеса; как признались нам менеджеры банка Standard Chartered в Сингапуре, когда вы говорите на «королевском» английском, это автоматически выделяет вас в сфере международной торговли. «Возможно, виной тому историческая значимость или длина родословной, однако британский акцент придает речи весомость», — подтверждает доктор Джейн Шо — бывший председатель правления компании Intel и генеральный директор фармацевтического гиганта Aerogen Inc.

Однако прежде, чем вы помчитесь обзаводиться британским акцентом, позвольте напомнить о моем собственном опыте: с акцентом Туманного Альбиона тоже не все так просто. У него есть хорошие и плохие разновидности; но, даже овладев самой лучшей из них, вы можете попасть в беду, если вас сочтут оторванным от реальности снобом.

Ошибки в устной речи

Разговариваете как недоучка? Это, как я выяснила, тоже может пошатнуть ваш авторитет. И в самом деле: 55% респондентов назвали необразованность главным недостатком в общении. Однако мало кто рискнет поправить вашу речь, ведь подобное поведение лишь подчеркнет разрыв между собеседниками — социоэкономический, образовательный или этнический.

Кэтрин Филлипс, профессор Колумбийского университета, признается, что ей посчастливилось найти ментора, еще в начале ее академической карьеры помогавшего своей подопечной исправлять ошибки в речи. «Кэти, ты неправильно произносишь это слово, — говорила девушке ее покровительница, а по совместительству еще и научный руководитель. — Надо говорить вот так». «Многие белые, — продолжает афроамериканка Филлипс, — беспокоились бы, вдруг подобное замечание их чернокожей коллеге сочтут расистским, но она понимала, насколько важна правильная речь для моей карьеры».

Читайте также:  Способ уборки помещений при коронавирусе

Визгливая женщина не сможет быть лидером

Результаты исследований ошеломляют: звук вашего голоса в два раза важнее содержания выступления (это выяснила компания Quantifi ed Impressions, проанализировав в 2012 г. доклады 120 пресс-секретарей финансовых организаций). Кроме того, слушатели считают обладателей низких голосов более успешными, общительными и умными (согласно результатам исследования 2012 г., опубликованным в Journal of Voice).

Наше собственное исследование подтверждает, что высокий голос (особенно в случае с женщинами) может стать препятствием для карьеры. По словам наших респондентов и участников фокус-групп, ничто так пагубно не влияет на облик лидера у представительниц слабого пола, как визгливость.

Линн Аттер из компании Knoll вспомнила про одну из руководительниц, с которыми ей довелось поработать. У этой дамы была правильная речь, она четко излагала свои мысли — до тех пор, пока ее не обуревали эмоции. Тогда ее голос поднимался до визга («как железом по стеклу», по выражению Аттер) — «и все резко переставали ее слушать». И вот почему.

«В визгливых голосах присутствует нотка истеричности, приводящая слушателей в состояние паники, — утверждает британский хормейстер и преподаватель музыки Сьюзи Дигби. — И визгливую женщину трудно воспринимать не только в качестве лидера, но даже просто как человека, способного держать себя в руках».

Еще на заре своей политической карьеры Маргарет Тэтчер сумела осознать это обстоятельство и своевременно принять меры. Когда в 1970 г. Тэтчер стала министром в кабинете Эдварда Хита, ей предъявляли претензии за ее, как выразился один журналист, «говорок склочной домохозяйки».

Когда BBC начала все меньше освещать политическую деятельность Тэтчер из-за того, что ее голос был слишком резким, она поняла: карьера под угрозой. И обратилась к Кейт Флеминг — голливудскому специалисту по постановке голоса. Флеминг работала с Маргарет с 1972 по 1976 г., превратив то, что Чарльз Мур, биограф Тэтчер, прозвал «раздражающим визгом», в голос, который не только обеспечил ей в 1979 г. пост премьер-министра, но и создал имидж Железной леди — женщины, «чье самообладание редко давало трещину».

Желание обуздать свой излишне пронзительный голос отнюдь не означает, что вы хотите говорить как мужчина. Скорее, вы вырабатываете умение говорить на частоте примерно 125 Гц (как считают ученые из Университета Дьюка, именно это значение приятнее всего для слушателей). Похоже, люди предрасположены к тому, чтобы прислушиваться к низким голосам, и, разумеется, мы дольше слушаем тех, кто нас не раздражает.

И вот еще аргумент: обладатели приятных голосов в среднем занимают более высокие посты — и получают более высокую зарплату. Исследователи из Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка и из Школы менеджмента Рэди при Калифорнийском университете проанализировали записи выступлений 792 руководителей предприятий, отчитывавшихся о финансовых показателях компаний перед инвесторами. Ученые также собрали информацию о зарплатах выступающих, времени, которое они провели на своих должностях, и размере организаций. С поправкой на опыт, уровень образования и другие важные факторы исследователи обнаружили, что понижение частоты голоса на 22 Гц коррелировало с ростом компенсации на $187 000 и более высокой капитализацией компании (если говорить конкретно, она была выше на $440 млн). Вывод? Чем ниже голос — тем лучше видно, что вы лидер, тем выше шансы стать топ-менеджером в крупной компании и больше зарабатывать.

Вы можете решить, что сделать свой голос ниже будет непросто. Однако, как показывает опыт Тэтчер, с надлежащей помощью вы справитесь — он как минимум перестанет раздражать коллег или заставлять слушателей покидать комнату. Занятия со специалистом по постановке голоса могут иметь серьезные последствия, поскольку на них вы будете получать то, что не решаются дать вам коллеги или начальство, — обратную связь о том, как звучит ваша речь.

Источник

Оцените статью
Разные способы