Тип организации по способу взаимодействия с человеком

Типы организаций по взаимодействию с человеком

Основой разделения типы организации по взаимодействию с человеком является корпоративные и индивидуалистические типы организаций. При этом корпоративная организация является особой системой связи людей при осуществлении ими совместной деятельности. Для корпоративной организации характерна максимальная централизация и авторитетность руководства.

Индивидуалистическая организация представляет собой открытую организацию, функционирующую на основе свободного и добровольного объединения людей, которые осуществляют совместную деятельность.

В конце 20 века также появляются новые типы организаций по взаимодействию с человеком, среди которых можно выделить эдхократический, многомерный, партисипативный, предпринимательский тип.

Основные черты корпоративной организации

В корпоративной организации происходит доминирование иерархических властных структур, при этом применяется стандартизация и существуют тенденции к уравниловке.

В такой организации интересы согласовываются только между ее лидерами, в этом процессе не принимает участие коллектив. Также для корпоративной организации характерно централизованное распределение ресурсов, наличие рабочей группы в качестве единицы управления, действие принципа большинства (старшинства) в ходе принятия решений.

Корпоративные типы организаций по взаимодействию с человеком характеризуются доминированием интересов производства над интересами личности, при наличии двойной морали (личность и организация).

Индивидуалистическая организация

Индивидуалистические типы организаций по взаимодействию с человеком характеризуются свободным, открытым и добровольным объединением людей, сочетанием конкуренции и кооперации, согласованием интересов участников с интересами самого предприятия, дополнительным поиском ресурсов и резервов.

В такой организации в качестве единицы управления выступает личность, приветствуется суверенитет личности, включая свободу и индивидуальную ответственность. Здесь также действует принцип меньшинства в процессе принятия решений, интересы производства всегда согласовываются с интересами человека.

В поведении индивидуалистической организации действует общечеловеческая мораль и здравый смысл, а также лояльность к определенным убеждениям сотрудников.

Эдхократическая организация

Эдхократическая организация в своей работе использует высокую степень свободы при осуществлении действий работниками, включая компетентность и умение самостоятельного решения возникающих проблем. Эдхократию можно представить в виде управленческого стиля руководства, в котором средства достижения сложной цели могут выбираться самими исполнителями.

Основная особенность эдхократических организаций заключается в наличии органической структуры с преобладающими неформальными горизонтальными связями. Структура имеет изменчивое иерархическое построение, при котором вертикальные и горизонтальные отношения носят неформальный характер.

Эдхократические типы организаций по взаимодействию с человеком организации эффективны в процессе реализации творческих проектов (внедрение новых технологий, антикризисное управление).

Партисипативные организации

Партисипативная организация ориентируется на участии персонала в процессе управления, обеспечивая более полную мотивацию их труда и формируя чувство собственника.

Партисипативная организация применяется в различных организациях, вне зависимости от их размера и отраслевой принадлежности. Этот тип организаций является многомерным, они распространяются только на часть или соответствующий уровень организации. Партисипативная организация может внедряться как сверху, так и снизу через постепенный и последовательный охват одного уровня за другим.

В партисипативной организации работники могут принимать участие посредством выработки предложений, альтернатив и выборе окончательного решения.

Примеры решения задач

Задание Открытая организация, которая действует на основе свободного и добровольного объединения людей, осуществляющих совместную деятельность, называется:
Задание Выберите направление, которое характерно для партисипативной организации.

1. Осуществление контроля деятельности персонала,

2. Расчеты результативности персонала,

3. Привлечение работников к принятию решений в организации,

4. Концентрация на качестве продукции.

Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.

Источник

Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком

Типы организаций по способу взаимодействия с человеком представляют обычно кор- поративными и индивидуалистическими системами связи между людьми в процессе осуще- ствления ими совместной деятельности.

Как социальный тип организации корпорации – это группы людей с максимальной вну- тренней интеграцией (на основе своих узкокорпоративных интересов) и противопоставле- нием себя другим социальным общностям.

Здесь можно выделить следующие особенности: существует монополия на инфор- мацию; доминируют иерархические (властные) структуры; обострен дефицит ресурсов; субъектом интереса является группа (корпоративная); цели организации преобладают над индивидуальными; самопожертвование ради группы (ложная солидарность, квазипатрио- тизм, групповщина); внешне представляется как единое целое образование; человек лиша- ется самостоятельности; решения принимаются по принципу большинства или старшин- ства; существует двойная мораль (индивидуалистическая и корпоративная); сотрудники проявляют лояльность к организации (исполнительность рождает безответственность).

Таблица 8.1 наглядно демонстрирует разницу в подходах. Таблица 8.1

Характеристики корпоративных и индивидуалистических организаций6

6 Наумов А. И., Виханский О. С. Практикум по курсу «Менеджмент».

Из характеристики организаций, приведенной в табл. 8.1, следует, что индивидуали- стическая организация представляет собой открытое и добровольное объединение людей и полуавтономных образований. Кроме того, ее характеризуют следующие параметры: децен- трализованная структура, принцип увязки интересов всех в рамках демократических про- цессов, дефицит заменяется поиском возможностей, субъектом интереса становится лич- ность, у организации нет целей, отличных от целей ее членов. В такой ситуации работник становится свободным в рамках организации, что стимулирует развитие творчества в работе. На практике применение такого подхода требует соответствующей культуры. Человек сам думает о завтрашнем дне организации.

В сложившихся условиях информационного бума, с одной стороны, и ужесточения конкурентной борьбы – с другой, лучшую эффективность показывают те организации, кото- рые использовали схемы и структуры управления, в наибольшей степени соответствующие ситуации на рынке и внутри организации.

Об этом писали Т. Питерс и Р. Уотермен. По их мнению, организационно структура должна отвечать как минимум трем требованиям:

1) эффективности, с точки зрения основ политики бизнеса;

2) регулярности обновления;

3) профилактики окостенения путем обеспечения по крайней мере умеренной чувстви- тельности к главным угрозам.

Характеристики указанных факторов системно представлены в табл. 8.2.

Среди схем формирования организаций необходимо отметить многомерные, партиси- пативные, предпринимательские, ориентированные на рынок, и эдхократические организа- ции.

Источник

Типология организаций по способу взаимодействия с человеком

По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

В данном контексте корпоративная организация,или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация — это древнейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся еще охотничьими группами до образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечивавшие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей степени сообщества, организованного по профессиональному, кастовому или Другому принципу. В средневековой Европе они существовали в виде городских ремесленных цехов и купеческих гильдий. Позже таковыми стали хозяйственные монополистические объединения, профессиональные организации и политические партии. В России в силу ее специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение noсоциальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.

Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тенденция к уравниловке.

Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, интересы «разделенных» людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа или вся организация. Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый преобладанием целей организационных над индивидуальными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации условия поддержания своего существования, он способен на самопожертвование ради группы/организации, отождествляя их с собой. Отсюда — ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина и прочая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое. Создается обманчивое впечатление ее мощи и всесильности. На деле же нередко случается, что это «колосс на глиняных ногах».

Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих Действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям. Так, например, введенная в ходе перестройки в СССР выборность руководителей предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию. Борьба за сторонников в организации больше развивает политические способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения.

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности информацией. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».

Корпоративной организации соответствует определенная мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятки. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членов организации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисоциальными ценностными ориентациями.

В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счете безответственность.

Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Источник

11.3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком

Типы организаций по способу взаимодействия с человеком представляют обычно корпоративными и индивидуалистическими системами связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Как социальный тип организации корпорации представляют собой группы людей с максимальной внутренней интеграцией (на основе своих узкокорпоративных интересов) и противопоставлением себя другим социальным общностям.

Особенности, присутствующие при этом таковы: монополия на информацию, доминируют иерархические (властные) структуры, обострен дефицит ресурсов, субъектом интереса является группа (корпоративная), преобладание целей организации над индивидуальными, самопожертвование ради группы (ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина), внешне представляется как единое целое образование, человек лишается самостоятельности, решения принимаются по принципу большинства или старшинства, двойная мораль (индивидуалистическая и корпоративная), лояльность к организации (исполнительность рождает безответственность).

Таблица, взятая из Практикума по курсу «Менеджмент» А.И. Наумова и О.С. Виханского наглядно демонстрирует разницу в подходах (табл. 3.1).

Характеристики корпоративных и индивидуалистических организаций

Объединение людей через их разъединение по социальному и профессиональному критериям

Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Монополия и стандартизация в деятельности организации

Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации

Доминирование иерархических властных структур. Интересы согласовываются лидерами

Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса

Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением

Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополнительных ресурсов

Субъект интереса — группа, коллектив или вся организация

Субъект интереса — личность

Организация отвечает за человека

Свобода для организации

Человек отвечает сам за себя

Свобода для личности

Принцип большинства или старшинства в принятии решений

Принцип меньшинства или право вето в принятии решений

Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека

Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека

Двойная мораль (личная и организации) в поведении

Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении

Лояльность по отношению к организации

Лояльность по отношению к своим убеждениям

Человек для работы

Работа для человека

Из характеристики организаций, приведенной в табл. 3.1, следует, что индивидуалистическая организация представляет собой открытое и добровольное объединение людей и полуавтономных образований. Кроме того, ее характеризуют следующие параметры: децентрализованная структура, принцип увязки интересов всех в рамках демократических процессов, дефицит заменяется поиском возможностей, субъектом интереса становится личность, у организации нет целей, отличных от целей ее членов. В такой ситуации работник становится свободным в рамках организации, что стимулирует развитие творчества в работе. На практике применение такого подхода требует соответствующей культуры. Человек в такой организации сам думает о завтрашнем дне организации.

В сложившихся условиях информационного бума, с одной стороны, и ужесточения конкурентной борьбы — с другой, лучшую эффективность показывают те организации, которые использовали схемы и структуры управления, в наибольшей степени соответствующие ситуации на рынке и внутри организации.

Об этом писали Т. Питерс и Р. Уотермен. По их мнению, организационно структура должна отвечать как минимум трем требованиям:

эффективности, с точки зрения основ политики бизнеса;

профилактики окостенения путем обеспечения, по крайней мере, умеренной чувствительности к главным угрозам.

Характеристики указанных факторов системно представлены в табл. 3.2.

Источник

Читайте также:  Рулонные кровли способы наклейки рулонных материалов
Оцените статью
Разные способы
Понравился сайт? Расскажи друзьям!