Тимбилдинг как способ формирования команды курсовая

Тимбилдинг, как метод сплочения коллектива

Образцы страниц

Содержание

Введение

Исходя из терминологии большинства словарей «менеджмент» — это управление деятельностью организаций для достижения высокой эффективности производства.

Но для того, чтобы найти взаимопонимание со своими подчинёнными изначально руководителю необходимо обеспечить благоприятную обстановку внутри своего коллектива, т.к. без доверительных отношений между сотрудниками эффективного менеджмента быть априори не может.

Понятие «тимбилдинг» относительно ново, но оно уже достаточно укрепилось в сфере корпоративного туризма. «Team building» дословно переводится с английского языка как «создание и построение команды». Действительно: главной целью организации поездок с тимбилдингом является сплочение сотрудников, раскрепощение и неформальное дружеское общение, совместные переживания, новые ощущения и, наконец, возможность ненадолго отойти от привычного хода дел и вновь почувствовать себя детьми.

Дружба с детства сохраняется на долгие годы – так и члены коллектива компании смогут ощутить себя единой командой, которая останется вместе и будет стремиться к общей цели, зная, что коллектив поддержит тебя во всех начинаниях.

Тимбилдинг – это игра, корпоративные туры и захватывающие соревнования, часто происходящие за тысячи километров от дома в самых красивых уголках Земли.

В широком смысле данный термин применяется к самому различному кругу организаций, например, спортивные команды, школы, религиозные организации, бюджетные компании, фирмы, любую группу объединения людей, где имеет место управление и нацеленность на результат. (от самых маленьких частных фирм с числом сотрудников меньше десятка, до самых масштабных предприятий со штатом работников в сотки человек).

Но чаще всего в современном мире «teambuilding» применяется в сфере бизнеса, где от эффективности работы напрямую зависит успешность фирмы и ее выживание. Именно такие организации используют все виды активов, которые им только доступны, чтобы получить с их помощью максимальное количество прибыли.

Тимбилдинг представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош. Кроме этого, данный инструмент любого успешного менеджмента производит качественные изменения в структуре коллектива и его взаимоотношениях:

  • налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались;
  • происходит перераспределение ролей среди сотрудников компании;
  • выявляются новые лидеры;
  • повышается лояльность сотрудников к компании;
  • появляются навыки быстрого командного решения проблем;
  • развивается система подстраховки друг друга;
  • работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении малознакомых коллег, а в среде единомышленников и друзей;
  • у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата.

Объектом исследования данной курсовой работы является командообразование и одна из его форм — «интенсив туризм».

Актуальность данной темы заключается в том, что интенсив-туры способствуют развитию компании и росту благосостояния фирмы, мотивируют персонал на хорошую работу, а партнеров той или иной фирмы располагает к более тесному сотрудничеству, что на сегодняшний день является очень важным для любой компании.

В современной литературе данная тема курсовой работы освещена недостаточно полно, что подчеркивает не значительную популярность такого направления как тимбилдинг в России.

При написании данной курсовой работы были использованы работы таких авторов, как Гришкова Н.С., Козырева В.М., Багиев Б.Л., Джанджугазова Е.А., Квартальнова В.А. в которых дается определение и понятие такого явления как интенсив-туризм, его история, прогноз развития и современное состояние.

Так как в литературе данная тема освещена недостаточно, дополнительно использовались интернет-ресурсы, официальные сайты компаний, занимающихся разработкой, продвижением и предоставлением интенсив-туров и в принципе туров, направленных на создание командообразования в организациях.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 История командообразования

Тимбилдинг – явление, которое прочно укрепилось в мировой сфере менеджмента и используется для формирования надежных команд для решения задач любой сложности. Единой даты возникновения этого явления историки не называют, но единогласно ученые называют отцом концепции тимбилдинга Элтона Мэйо (американский социолог, профессор психологии).

Но история командообразования началась намного раньше, более 2000 лет назад в античные времена. Многие элементы командообразования успешно применялись уже в Древнем Риме и Греции.

Древний Рим. Идея строительства команд возникла в 200 гг. до нашей эры, в это время уже проводились мероприятия с элементами тимбилдинга, имеются документальные подтверждения. Использовали командообразование в то время, чтобы поднять боевой дух солдат и усилить сплоченность рядов войск. С этой целью проводились игры, соревнования, состязания на выносливость, смелость, силу и изобретательность.

1.2 Основные идеи и цели тимбилдинга

Корпоративный праздники и мероприятия – хорошие инструменты в руках специалиста по персоналу. Организация и проведение корпоративных праздников помогает в решении актуальных задач. Отдельно в ряду корпоративных мероприятий стоит тренинг командообразования – «team building» (тимбилдинг). Этот тренинг как одно из средств формирования корпоративной культуры преследует определенные цели, которые требуют своего достижения. Ведь это не просто корпоративный праздник или коллективный выезд на природу. Team building – тренинг, а значит его эффект больше, чем хорошее настроение и выплеск эмоций. Он заключается в успешном построении команды, укреплении внутрикорпоративный связей, улучшении внутрифирменного климата.

1.3 Командообразование в России и за рубежом, тенденции развития

Тренинг по командообразованию — веяние, конечно, западное. Пришло оно на российский рынок в конце 90-х — с глобальной целью сделать бизнес в России более качественным и эффективным. Началась «наша» история командостроения с известного «веревочного курса», испробованного многими российскими компаниями.

2 Виды тимбилдинга

Экстремальный. Основным инструментом этого вида тимбилдинга служат экстремальные виды спорта, занятия которыми связаны с риском для здоровья или жизни человека.

Экстримальный тимбилдинг напрямую связан со сферой туризма, во-первых, естественно, что данный вид командообразования подходит для штатов сотрудников туроператоров, крупных турагентств, гостиничных цепей и т.д.

3 Mice-туризм и интенсив туры, как инструмент командообразования

В настоящее время для сплочения своего коллектива тимбилдинг используют руководители организаций из самых различных областей, будь то торговля, здравоохранения, сфера услуг и т.д., поэтому и формы командообразования должны быть разнообразны. Во второй главе нами была рассмотрена основная классификация форм тимбилдинга, но в ней не был упомянут отдельный вид командообразования, который напрямую связан с туристской деятельностью, так называемые «интенсив туры», иначе говоря «поощрительные туры».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный бизнес предъявляет высокие требования к деловым способностям человека. Изрядная их часть относится к взаимоотношениям между людьми.

Необходимость соответствовать этим требованиям, всё больше и больше увеличивает затраты на восстановление человеческого ресурса. Говоря другими словами на восстановление жизненной силы каждого человека компании.

Руководство компании может и не заострять своё внимание на сплочении своего коллектива и переложить эту обязанность на своих сотрудников. К сожалению, данный нейтралитет со стороны руководства организации может привести как к упадку сил подчинённых, к их нежеланию работать и как следствие к потере конкурентоспособности самой компании.

Выбраться из такого состояния можно разными способами. Например – провести тимбилдинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Творческая командообразующая игра.

Этот чудесный мир кинематографа – мир звёзд, мир грёз, мир фантазий! Хотите окунуться в волшебство кино, создать свой шедевр и оставить след в киноискусстве? Если – да, то тогда вперёд!

Источник

Тимбилдинг как основной инструмент формирования корпоративного духа персонала компании

Понятие корпоративной культуры, а также корпоративного духа организации. Тимбилдинг как специальное мероприятие по формированию корпоративного духа организации. Программа реализации офисного мини-тимбилдинга на примере рекламного агентства «Идея».

Код 212339
Дата создания 2018
Страниц 47 ( 14 шрифт, полуторный интервал )
Источников 25
Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.10.2012
Размер файла 165,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные заказчики ТНК-Нижневартовск и группа компаний Резердфорд. Так же агентство сотрудничает со многими образовательными учреждениями Нижневартовска (школы, университеты), предприятиями нефтяной и газовой промышленности, транспортными организациями города и района.

PR-подразделение в компании отсутствует. Работу со СМИ, работу с клиентами осуществляет менеджер компании. Остальные сотрудники занимаются креативной деятельностью (дизайнер, художник-оформитель).

План паспорта учреждения

Полное наименование учреждения

Рекламное агентство «Идея»

ХМАО-Югра, 628600, г. Нижневартовск ул. Мира д. 70а кв. 101

Ф.И.О., должность руководителя

ИП Баторина Ольга Викторовна

Изготовление рекламной и сувенирной продукции

2.1 Анализ расстановки сил в компании и выявление лидера

Нам необходимо определить, есть ли команда в организации.

Участие в команде обеспечивает человеку среду, необходимую для успешного роста и развития. В команде рождается увлечение. В команде закладываются все основы. Любая команда состоит из отдельных людей, образующих коллектив. Есть множество причин работать в команде.

Чувствуя себя частью коллектива, люди:

* лучше воспринимают изменения;

* обеспечивают более высокий уровень обслуживания клиентов;

* удовлетворяют свои потребности в полной мере;

* обеспечивают достижение корпоративных целей.

Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Проведя опрос сотрудников фирмы (См. Приложение 4), можно выделить характеристики, отвечающие коллективу в рекламном агентстве «Идея»:

— общие цели и задачи;

— согласованные действия для достижения целей;

— коллективная ответственность и ответственность друг за друга;

Так же можно выделить такие факторы успешной команды как:

1. Наличие руководителя команды (директор РА «Идея» Баторина О.В.). Личность руководителя команды, несомненно, ключевой фактор успешности команды. Он чувствует, когда нужно взять на себя ответственность и принять важное решение, а когда дать возможность принять его коллективно.

2. Наличие талантливого генератора идей. Успешной команде нужен креативный и умный сотрудник. Если он еще обладает аналитическими способностями и разносторонними талантами, то это дает большое преимущество команде. Предпочтительно чтобы генератор в команде был один. В нашем случае, это неформальный лидер в организации. Далее мы рассмотрим этот пункт подробнее.

3. Основной трудовой коллектив в компании — это команда равных по интеллекту. Приведем формулу успешной команды: «руководитель + генератор идей + остальные члены компании с примерно одинаковым уровнем интеллекта».

Коллектив РА «Идея» сочетает в себе все вышеуказанные роли, что увеличивает возможности данной команды.

Коллектив рекламного агентства «Идея» можно назвать «Рабочая группа 1+1=2». Это когда рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. Они используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.

Оптимальная численность команды обычно составляет восемь человек. Но как показывает практика, из-за возможности совмещения ролей, как в нашем случае, наиболее часто встречаются команды с численностью — шесть человек.

Групповая деятельность рекламного агентства «Идея», не имела как такового целенаправленного построения (кроме управленческой команды), а скорее сформировалась под влиянием специфичности деятельности фирмы. Специфичность деятельности рекламного агентства заключается в характере его деятельности.

Следующий этап — это определение лидера в команде.

Лидер — от английского слова «lead» — вести, это предводитель, руководитель, человек, способный повести за собой к цели. Проблема поиска настоящего лидера стоит во всех сферах нашей жизни, будь то политика, спорт или бизнес.

Найти настоящего лидера, способного вести за собой людей и брать ответственность за принятие решений, совсем непросто. У настоящего лидера всегда есть последователи, он часто «задает тон». Лидер первым озвучивает смелую идею, необычно выглядит или берется за большой проект. На него оглядываются и стараются быть похожими, у него спрашивают совета, ему доверяют.

Настоящий лидер умеет предвидеть: он способен анализировать и прогнозировать, не боится рискнуть и умеет логически отстоять свою точку зрения. Лидер может оценить, какой продукт принесет прибыль, а какой окажется провальным. Так же обладает хорошей интуицией.

Лидер способен решать проблемы. Он с радостью возьмется заменять начальника, пока тот отсутствует, энергично решая возникающие вопросы. На него можно положиться.

В любой команде есть лидер. Для того чтобы определить лидера в РА «Идея» мы использовали методику «Тест на выявление лидерских качеств личности».

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 46 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Набрав определенное количество баллов, можно сделать выводы о выраженности лидерства у сотрудников.

Формальным лидером в рекламном агентстве «Идея» является ее директор — Баторина О.В.

Но проведя данное анкетирование, мы выявили неформального лидера в данной организации: Князян Н.В. Она из всего персонала набрала наибольшее количество баллов (36), что говорит о ярко выраженных качествах лидера.

Остальные члены команды это сторонники. Сторонник — это обычный член коллектива, который работает на достижение целей команды.

Так же необходимо определить наличие командного духа.

Понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

— быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;

— налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком;

— аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;

— признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;

— как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

— сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;

— управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий / антипатий.

В нашем случае, у коллектива РА «Идея» общие цели и задачи. Так же четко выстроены рабочие отношения, и все члены коллектива стараются поддерживать хорошие личные отношения. Каждый человек отвечает за свой участок работы, и от того, как он ее выполнит, зависит общий результат. Все сотрудники находятся в тесной взаимозависимости, поэтому недостатки навыков одного человека могут компенсироваться общими командными умениями и усилиями.

Но при всем при этом, в организации не определены такие важные факторы как миссия организации, принципы деятельности компании, ценности компании. Таким образом, в организации полностью отсутствует корпоративный кодекс. А это очень важная составляющая корпоративного духа компании.

Подведем итоги. Проведя опрос сотрудников фирмы, мы выявили общие характеристики, принадлежащие такому определению как команда. Вид команды в рекламном агентстве «Идея» — это вертикальная команда. Она включает менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называют функциональной. Идеально подходит для решения простых задач, когда поставлена главная цель. Так же, для определения лидерских качеств у сотрудников, было проведено тестирование. Мы выделили формального и неформального лидеров. На основе полученных данных можно сказать о наличии в коллективе командного духа. Но так же из-за отсутствия миссии, ценностей и принципов организации была проведена работа по составлению корпоративного кодекса для рекламного агентства «Идея».

2.2 Тимбилдинг-программа, разработанная для рекламного агентства «Идея»

В данном случае целесообразным является направить силы на межличностное взаимодействие в команде. Для этого мы выбрали межличностный (интерперсональный) подход. Он сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

Офисный мини-тимбилдинг рекламного агентства «Идея»

Цель работы состоит в повышении сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений.

Цель мероприятия реализуется в решении ряда задач:

— сформировать навыки успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;

— повысить уровень личной ответственности за результат;

— перейти из состояния конкуренции к сотрудничеству;

— повысить уровень доверия и заботы между членами команды;

— переключить внимания участника с себя на команду;

— повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения.

Целевая аудитория — сотрудники фирмы.

Так как количество сотрудников небольшое (всего 6 человек), то уместно будет провести офисный мини-тимбилдинг.

Место и время: офис рекламного агентства «Идея», 29.10.2011 г., с 17.00 — 20.00.

В эту категорию можно отнести несколько программ, которые отвечают нескольким ключевым критериям:

— непродолжительны (2-4 часа);

— вдохновляют и сближают;

— позволяют развивать отношения неформально;

— оптимальны для отделов, смен и подразделений 6-12 человек;

— могут быть проведены вечером в офисе (например, после работы или как часть вечерней «культурной программы» в ходе внутреннего корпоративного обучения).

Сценарий мероприятия. Для сценария была подобранна специальная программа. Все упражнения проводились в неформальной обстановке. Комплекс подобранных игр направлен на:

— снятие напряжения, стресса у сотрудников;

— развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта;

— развитие различные качества участников: ораторское искусство, артистизм, умение убеждать, вести переговоры, противостоять манипуляциям и многие другие;

— подчеркивание общности с партнером;

— понимание сотрудниками друг друга;

— улучшение знаний сотрудников друг о друге;

Проведя ряд мероприятий в этом направлении, мы получили следующие результаты:

— наладилось межличностное взаимодействие между сотрудниками, и, как следствие, улучшился внутренний процесс работы в организации;

— сотрудники компании узнали, что их объединяет между собой, а так же личные желания и предпочтения друг друга;

— при регулярном проведении и участии в тимбилдинг-мероприятиях сотрудники компании могут более полно реализовывать свой личностный потенциал.

Таким образом, тимбилдинг-мероприятия рекомендуется проводить чаще, например, с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца.

Анализ эмблемы. Разработки фирменного стиля и слогана для рекламного агентства «Идея»

Макет эмблемы данной фирмы:

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.

Его фундаментальное качество — равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Если белого цвета много — в силу вступают его негативные характеристики.

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым. Девиз этого цвета — «пусть выживет сильнейший». Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах.

Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар.

Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.

Для более эффективной работы рекламного агентства «Идея» был разработан слоган, фирменный стиль работников фирмы и корпоративный кодекс компании.

Слоган — это короткая, но емкая фраза, привлекающая внимание и являющая собой некий девиз фирмы или основную мысль, характеризующую ту или иную услугу.

Слоган: «Рекламное агентство Идея знает всё о твоих желаниях!».

Такой слоган подчеркивает преимущество нашей фирмы перед другими рекламными агентствами т.к. подразумевает, что компания точно знает чего хочет клиент. Так же такой слоган легко запоминается. Он органично вписывается в общий фирменный стиль, создает приятный эмоциональный окрас фирме.

Поскольку штат сотрудников составляет всего 5 человек, фирменный стиль можно разбить по следующим принципам:

— Директор и менеджер по работе с персоналом — классический официально деловой, т.к. это лицо фирмы.

— Остальные сотрудники в свободной удобной одежде для выполнения указанных работ.

Дружный коллектив составляет основу компании. Чем сплоченнее коллектив, тем быстрее и результативнее им будут решаться любые задачи.

Командообразование стало неотъемлемой частью корпоративной культуры организаций. В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.

Тимбилдинг подразумевает формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия и заботы между членами команды; переключение внимания участника с себя на команду; повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения. Кроме того увеличивается чувство ответственности работников, появляется взаимопомощь и поддержка в коллективе. Задача тимбилдинга ускорить эти процессы.

Рассмотрев множество понятий корпоративной культуры организации, мы выявили их общие признаки. Корпоративная культура — это совокупность норм и ценностей, принятых в организации, выполнение которых влечет за собой создание сильной системы внутрикорпоративных отношений.

Так же мы выявили структурные элементы корпоративной культуры. К элементам корпоративной культуры относятся общие для сотрудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний и героев фирмы. Особенно важное значение имеет именно постоянная целенаправленная работа с персоналом. Одним из важнейших пунктов в направлении этой деятельности является воспитание персонала в духе определенных традиций организации и активного отношения к ее развитию. Таким образом, создание корпоративного духа компании это важный элемент корпоративной культуры организации, формирующийся, чтобы сотрудники почувствовали себя членом единого коллектива.

Еще одной задачей было определить типы и виды тимбилдинга. Можно выделить следующие виды тимбилдинга:

3) творческие: театральные, музыкальные, танцевальные, фото-тимбилдинги, кино-тимбилдинги, кулинарные.

4) нетипичные: экологический, социальный, Hi-tech тимбилдинги.

Но самым главным в работе, было применить все навыки на практике. Для этого нам пришлось ответить на такие вопросы как:

— есть ли команда в данной организации;

— существует ли в их коллективе корпоративный дух;

Так же мы выявили лидеров в компании (официального и неофициального). Предложили свою идею корпоративного кодекса компании. Провели ряд мероприятий, направленных на улучшение межличностных отношений сотрудников, а так же тренинги, формирующие навыки командного взаимодействия.

Участники тренингов после завершения программы продолжают активно общаться, обмениваться опытом, находят новые способы решения вопросов, вместе реализуют давно возникшие идеи.

В последнее время руководители многих организаций приходят к осознанию важности формирования команды единомышленников, слаженности работы коллектива для достижения поставленных перед компанией целей, то есть к необходимости создания эффективной команды.

Люди, составляющие команду:

— работают лучше и эффективнее;

— понимают друг друга;

— рационально распределяют между собой роли;

— не тратят лишнего времени на выполнение задач;

— не стремятся никуда уходить из компании, где хороший психологический климат;

Эффективная команда — это команда единомышленников, объединенных общей целью, слаженно и эффективно работающих для достижения поставленной цели.

1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник [Текст]/О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

2. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник [Текст]/ И.И. Елисеева. — М.: Финансы и статистика, 2001.-351 с.

3. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления[Текст]/ Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. — М.: Дело, 2001. — 374 с.

4. Исхакова, М.Г. Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности [Текст]/ М.Г. Исхакова. — СПб: «Речь», 2010. — 256 с.

5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебник [Текст]/ Н.И. Кабушкин. — М.: БГЭУ, 1996. — 352 с.

6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: Учебник [Текст]/ А.Я. Кибанов. — М.:НФРА-М, 2002. — 201 с.

7. Кибанов, А.Я., Этика деловых отношений: Учебник [Текст]/ А.Я. Кибанов., Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 367 с.

8. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса [Текст]/ Ф.А. Кузин. — М.: Дело, 1995. — 319 с.

9. Курбыла, Т.И. Конфликты и сотрудничество в американской демократии [Текст]/ Т.И. Курбыла // Вестник МГУ. Серия 3. №2, 1997. — 259 с.

10. Липатов, В.С. Управление персоналом предприятий и организацией: Учебник [Текст]/ В.С. Липатов. — М.: ТОО «Люкс-арт», 1996. — 403 с.

11. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер.англ. [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992. — 704 с.

12. Микро- и макроэкономика: Практикум [Текст]/ Под общ. ред. Ю.А. Огибина. — СПб.: АО «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994. — 512 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.

14. Перлаки, И. Нововведения в организациях/ Управление персоналом [Текст]/ И. Перлаки. — 05 — №4. — 204 с.

15. Родин О.А. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / Менеджмент [Текст]/О.А. Родин. — №7. — М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма», 1998. — 263 с.

16. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]/ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. — Инфа-М, 1995. — 432 с.

17. Сирота, Д. Работай с огоньком! Увлеченная команда — эффективная работа [Текст]/ Д. Сирота. — М.: Вершина, 2006. — 479 с.

18. Социальная статистика: Учебник [Текст] / Под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 351 с.

19. Тарасов, В.К. Персонал — технология: отбор и подготовка /Управление персоналом [Текст]/ В.К. Тарасов. — №6, 2004. — 185 с.

20. Уткин, Э.А. Управлении фирмой [Текст]/ Э.А. Уткин. — М.: «Акалис», 1996. — 516 с.

Источник

Читайте также:  Способ восприятия информации у детей
Оцените статью
Разные способы