Тесты как способ оценивания

Тесты как способ оценивания

Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.

Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).

Однако существует и другой способ использовать тесты в электронных курсах, а именно в качестве учебной активности. Это тесты для самопроверки, основное назначение которых — дать учащемуся обратную связь (немедленную или отложенную). Для того чтобы обеспечить обучающий эффект, обратная связь в таких тестах должна быть развернутой: почему ответ учащегося верен или неверен. И, конечно же, никаких цифр и процентов правильных ответов: зачем учащегося вводить в заблуждение в виде «ложного оценивания»?

Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.

Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)

Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)

Обратная связь учащемуся

По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих

Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь

Обучающий эффект не желателен

Ярко выраженный обучающий эффект

Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.

Итоговая оценка, аттестация

Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»

Указать на сделанную учащимся ошибку

О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.

1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.

Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.

Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.

Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.

2. По средствам предъявления:

— бланковые – «бумага и карандаш»:

А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;

Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий

  • предметные — в которых необходимо манипулировать материальными объектами. Результативность этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
  • аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
  • практические – тесты сходные с лабораторными работами, но имеющие тестовое оснащение и соответствующие инструкции;
  • компьютерные – с использованием персональных компьютеров.

3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:

  • тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
  • личностные тесты, изучающие особенности личности;
  • тесты достижений.

4. По характеру действий:

  • вербальные – связанные с необходимостью произведения умственных действий (словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установления закономерностей и т.д.);
  • невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами (карточками, деталями и т.д.), такие тесты в чистом виде не встречается в образовательной практике.

5. По ведущей ориентации:

  • тесты скорости – содержащие простые задачи, время решения которых ограничено;
  • тесты результативности, включающие трудные задачи, время решения которых не ограничено, либо лимитировано мягко. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи;
  • смешанные тесты – которые объединяют в себе черты вышеперечисленных. Представлены задачи различного уровня сложности, время испытаний ограниченное, но достаточное для решения большинства заданий. Оценкой служат как скорость выполнения, так и правильность решения.
Читайте также:  Способы восстановить windows 10

6. По степени однородности задач (по структуре):

  • гомогенные – имеющие одну шкалу и позволяющие оценить одно свойство или качество личности. Включает задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием.
  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить несколько разнообразных характеристик личности и включают задания разные по характеру и содержанию. Такие тесты могут быть использованы при рубежном тестировании.

Кроме того, выделяют

тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.

тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.

ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.

Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:

  1. Н ельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
  2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
  4. Тестовые вопросы не должны повторять формулировки учебника или лекционного материала.
  5. Ответы на одни тестовые задания не должны быть подсказками для ответов на другие.
  6. Вопросы не должны содержать «ловушки».

Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.

Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.

Читайте также:  Пицца за 5 минут способ приготовления

В заключение приведу несколько рекомендаций.

Источник

Тест как инструмент оценивания качества знаний.
статья по теме

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого.

Скачать:

Вложение Размер
testy_teoriya.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Тест как инструмент оценивания качества знаний

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других школьников этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Помимо уровня знаний с помощью теста можно оценить структуру знаний, т.е. установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов.

Тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные тесты.

Виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

Тестирование в педагогике выполняет три основные вазаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры поведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестации учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объемный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3-5. это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний – только из четырех.

Тестирование – это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзамеационных нервных напряжений.

По материалам Википедии – свободной энциклопедии.

Развитие познавательных способностей обучающихся

через использование компьютерного тестирования

на уроках английского языка.

Существуют различные средства повышения эффективности образовательного процесса. В век развития компьютерных технологий нельзя не использовать данные возможности на уроках в средней школе. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для творчества учителя. Тестирование является одним из видов самостоятельной работы учащихся, которая в свою очередь является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Работая самостоятельно, обучающийся получает возможность работать в доступном ему темпе, постепенно переходя от одного уровня развития знаний к другому. Задания теста содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний. Существуют также упражнения, способные подготовить к решению новой, более сложной задачи. При этом обучающийся сам может корректировать систему своего обучения, проверив, насколько прочно усвоен им изучаемый материал. Учитель, конечно же, обязан сначала научить учащегося работать с тестом, научить составлять примерный план действий, который приведет к правильному результату наиболее рациональными приемами, дать необходимые рекомендации или некоторые советы. Важно предупредить ребят, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний. Ну, а затем роль учителя сводится до минимума.

Следует напомнить о необходимости проведения анализа результатов, который позволяет не только прогнозировать ошибки при получении обучающимися знаний в соответствии с учебной программой в дальнейшем, но и выработать чувство ответственности за результаты своего труда. Это хороший способ основательно подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Как свидетельствует Википедия – свободная электронная энциклопедия — тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные. Существуют следующие виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

При составлении тестов нужно следить за однозначностью ответов. Если верный ответ один, другие ответы должны быть только неверными. Нельзя допускать все ответы «верные» или «неверные». В заданиях с несколькими верными ответами количество верных ответов не должно превышать половины от их общего количества в задании. В заданиях на установление соответствия формулировка должна содержать фразу: «Установите соответствие …». При этом одна позиция в левой колонке должна соответствовать не более чем одной позиции в правой колонке и наоборот. При этом допускается неравное число позиций в колонках. Исходя из опыта работы хочется добавить еще несколько советов, которые следует учесть при составлении тестов. Правильные утверждения не должны быть полностью скопированы с достоверного источника. Обучающийся должен осмысливать определения, а не заучивать их механически. Вопросы по теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали весь раздел. Чтобы «заставить» обучающегося проанализировать каждый вариант ответа и выявить в них ошибку, все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно. По возможности приводите несколько правильных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет правильный ответ.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование с применением компьютерных технологий имеет свои преимущества и недостатки. Существенным недостатком является тот факт, что удобство его применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения компьютерного класса, от имеющейся компьютерной техники. Постоянно приходится согласовывать расписание работы компьютерного класса и школьный график контрольных работ. Нельзя не учитывать и такой факт, как информационная безопасность, связанная с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных..

Но все это можно предотвратить. Ведь наряду с недостатками, есть очень существенные преимущества. Используя в течение ряда лет программированный контроль для оперативной оценки знаний учащихся по английскому языку, убедилась в том, что использование тестовых заданий очень эффективный способ проверки знаний обучающихся, стимулирующий подготовку обучающихся к каждому уроку и повышающий мотивацию к изучению английского языка. Повысилась объективность оценки знаний, т.к. устранена возможность подсказок и списывания. С изменением роли учителя, связанной с контролем знаний и проставлением оценок, улучшилась психологическая атмосфера в группах обучающихся. И, что также очень важно, учитель или администратор, используя статистические данные, может оперативно получить объективную картину успеваемости, полностью освободившись от проверки контрольных работ. Учитель может наглядно проследить, какие вопросы обучающиеся усвоили хорошо, а какие плохо, и, таким образом, своевременно скорректировать учебный процесс и устранить имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся.

В результате применения заданий по тестированию ушли в прошлое скучные традиционные уроки. Их заменили уроки с использованием новых компьютерных технологий. Теперь мы становимся свидетелями уроков с яркими красочными презентациями, информационно-обучающими программами, тестированием.

Источник

Читайте также:  Укажите способ образования смешной
Оцените статью
Разные способы